Главная / Диспут
Проект филармонии в Новосибирске
Посмотреть и оценить проекты

Меню архитектурной "кухни"

В историческом центре Новосибирска снесено здание. Бывший Дом политпросвещения, построенный в 1967 году, где в более позднее время располагался концертный зал Филармонии, деконструирован полностью. На его месте должен быть построен новый концертный зал - большой, красивый, функциональный и удобный. Вот только строительство задерживается, и участок стоит наглухо загороженный от посторонних взглядов.
Решение о сносе старого строения и строительстве нового концертного зала было принято еще в 2005 году. Тогда же объявлен конкурс для архитекторов на лучший проект. Формально конкурс был открытым, но по сути о нем мало кто знал, и приняли в нем участие всего три коллектива архитекторов.
Победил проект авторского коллектива под руководством Владимира Ермишкина "Н-ск Градострой-2002". Конкурсная комиссия приняла проект и назначила Ермишкина генпроектировщиком.
В прошлом году рабочий проект прошел государственную вневедомственную экспертизу и получил одобрение.
В марте состоялся совет градостроительного комитета при государственной администрации под председательством губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского.
На этом совете разразился, можно сказать, настоящий скандал. Проект был раскритикован архитектурным сообществом города. В частности, высказался председатель Новосибирского Союза архитекторов Игорь Поповский, заявив, что прежнее здание было лучше нового проекта. Коллеги поддержали его.
Недовольство архитекторов нашло понимание у губернатора. Он в довольно резких выражениях высказал недовольство архитектурными фасадными и акустическими решениями проекта, заявил, что консолидированного мнения архитектурного сообщества нет, и это показательно.
Было решено дать Ермишкину помощь других архитекторов. Создали рабочую группу. Вот тогда, примерно с 1 апреля и началась шумиха, связанная с проектом нового здания Филармонии. Архитекторы, в том числе и не входящие в рабочую группу по собственной инициативе стали разрабатывать проекты.
Место между зданием областной администрации и стоквартирным домом - чрезвычайно интересное и "лакомое" для архитектора. Заполнить этот манящий пробел, пусть даже без надежды на реализацию своего замысла это просто интересно.
Конкурса на замещение интересного места сейчас уже быть не может: он был и прошел без нарушений. Так что большинство новых работ сделаны исключительно из энтузиазма.
Инициативная группа архитекторов, в которую входят, в частности, Андрей Чернов, Валерий Филиппов, Игорь Поповский решили развить идею. Использовать повод для привлечения внимания общественности к "кухне" архитектуры.
Решено организовать выставку проектов, и она состоится не только в виртуальном, но и в реальном пространстве - в арт-галерее "Че" . Откроется она перед днем города. Архитекторы говорят, что общения открытого, без настроя на обязательную критику не хватает современному архитектурному сообществу.
Мнение общественности тоже не самая бесполезная вещь. Практика закрытости должна закончиться. Ведь с народом с 30-х годов перестали обсуждать архитектурный облик города. Кстати, после этого и стало появляться все больше неудачных архитектурных решений.

Посмотреть и оценить проекты
05.08.2009 Поповский
Здание театра Оперы и балета, прошедшего всероссийский конкурс на архитектурное оформление имеет в результате получил плохую акустику. На анализе таких театров (то бишь на ошибках) были созданы методические рекомендации как не надо делать. По поводу акустики я спросил потому, что есть традиционные прямоугольные залы без спецоблицовки с отличнейшей акустикой и вентиляцией. И это факт. А Сергей Шамарин мне очень даже интересно рассказал про конкурс в Перми. Тебе поведать? Уверяю, кисло будет, как и с ситуацией в Питере. Но об этом подробнее потом. Ещё раз внимательнее читайте. Юридически не было нарушения проведения конкурса. Был открытый конкурс на архитектурное решение, а потом конкурс на рабочее проектирование. Другое дело как? АРХИТЕКТОРЫ в этом не виноваты. Они лишь "проилюстрировали" проблему. Ещё раз. Если не поняли. Заказчик вправе В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ отказаться от реализации проекта, даже если это нормальное решение. Необходима политическая воля признания ошибок. Кроме проведения конкурсов ещё необходимо соблюдение их реализации (см. ситуацию с Мариинкой-2) Гергиев в последнем телеинтервью поблагодарил Путина, сказал, что все идет хорошо. И НЕ СЛОВА ОБ АРХИТЕКТУРЕ, И НЕ СЛОВА ОБ АРХИТЕКТОРАХ. Необходим прозрачный открытый процесс обсуждения, а не поиск экспертов. Город должен знать все.
05.08.2009 МУсиенко юЛЯ
Милая блондинка! Ваши блондинонаучнейшие креативопотрясающие изыскания и умозаключения впечатляют меня и заставляют рыдать навзрыд от собственной неполноценности. Не хотите ли возглавить собственный блондинонаучнейший диспут? Там картиночки можно вставлять... и своих людей на разговор позвать, опять же... А тут пусть дяденьки (брюнеты и лысенькие) умно беседуют. Может быть, чего-нибудь добьются. Разговоры уже более-менее конструктивные пошли.
05.08.2009 НЕМАЯ- ГЛУХОЙ И СЛЕПЫМ
ИЗВИНИТЕ ЧТО ПЕРЕБИВАЮ.ПРОСТИТЕ ТОРОПЛЮСЬ ЗАКОННЕКТИТЬСЯ ПОТОМУ И ДЕЛАЮ С МАШИНОЙ КИБОРГОВ МАЛЕНЬКИХ ПО ВЕРНАДСКОМУ О ГОРОДЕ ИЛИ 30 ЛЕТ СПУСТЯ В РОЛИ УЧИТЕЛЯ::::::: ГОРОД КАК ЛЮБАЯ СЛОЖНАЯ ФРАКТАЛЬНАЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И САМООГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА .ХОТЬ И ПОДДАЕТСЯ ОПИСАНИЮ ТРИВИАЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ МАТЕМАТИЧЕСКИ ..СОМНОЖЕСТВА СВЯЗЕЙ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ПОКА СМОДЕЛИРОВАТЬ ПОЛНОСТЬЮ НИ ГОРОДСКИМ ГЕОГРАФАМ НИ ТЕМ БОЛЕЕ УРБАНИСТАМ (КСТАТИ А ПРАВОТОРОВА ЖИВА ЕЩЕ? КАК ЕЕ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ? А ЗАУСАЕВ ГОРОДОМ ЗАНИМАЕТСЯ И ВООБЩЕ КУДА ПОДЕВАЛИСЬ УРБАНИСТЫ С ИХ СЕМИНАРАМИ?) ЛИБО КОМУ ЕЩЕ.. ЕСТЬ МОДЕЛИ ОПИСЫВАЮЩИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА ? ЕСТЬ! УПРОЩЕНЫ И СВЕДЕНЫ В НЕКУЮ СИСТЕМУ . ОДНАКО СОМНЕВАЮСЬ ЧТО НОВОСИБИРСКЕ А И ЕЩЕ ГДЕ ЛИБО ВРОССИИ ВОЗМОЖНО СОЗДАН ЕДИНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ .. ПРОСТРАНСТВО ПОЛИМЕРНО И ОДИН ИЛИ ДВА УЧИТЫВАЕМЫХ В МОДЕЛИРОВАНИИ ПАРАМЕТРА НЕ ОТОБРАЖАЮТ ВПОЛНОЙ МЕРЕ ТЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЗАКОНЫ ПО КОТОРЫМ ИДЕТ В «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ» РАЗВИТИЕ ГОРОДА . ИНЫМИ СЛОВАМИ ГОРОД НЕКИЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ КОТОРЫЙ РАЗВИВАЕТСЯ ПО НЕИЗВЕСТНЫМ НАМ ЗАКОНАМ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ . ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ДЛЯ НАС - ЭТО ТЕСТИРОВАНИЕ И ФИКСАЦИЯ РЕАКИЙ ГОРОДА НА ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖИТАЛИ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ . НАПРИМЕР СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В УЗЛОВЫХ ТОЧКАХ ПОДСИСТЕМ ПРЕДЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК И ИСКУССТВЕННЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ И ТД –«ИМИТИРОВАНИЕ» . ВОЛЮНТАРИСТСКОЕ СЛЕПОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРИВОДИТ К СБОЮ СИСТЕМЫ И УХДШЕНИЮ ЕЕ РАБОТЫ ЛИШЬ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ . ГОРОД МЕНЯЕТ СИТУАЦИЮ СОЗДАВАЯ БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ СИТУАЦИЮ ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ В ДРУГИХ СВОИХ МЕСТАХ НО ОПЯТЬ ЖЕ ТОЛЬКО НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ -РОСТ И РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ ТКАНИ ВЭТОМ МЕСТЕ СОЗДАСТ ОЧЕРЕДНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К ОЧЕРЕДНОМУ СБОЮ ИТД….БУДЕТ ИЛЛЮЗИЕЙ СЧИТАТЬ ЧТО КТО-ТО КОНКРЕТНЫЙ РЕАЛЬНО УПРАВЛЯЕТ ГОРОДОМ УПРАВЛЯЕТ САМО!ОРГАНИЗУЮЩЕЙСЯ СИСТЕМОЙ ! ЗАДАЧА ЖЕ СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО - ЭТО ВСЕГДА ЕСТЬ И БУДЕТ СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЙ. В НО ТОЛЬКО В СВОЕМ ОТДЕЛЬНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО МЕРЕ ПОСТУПЛЕНИЯ СИГНАЛА НО БЕЗ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ С ДРУГИМИ ПОДСИСТЕМАМИ (КАК ПРАВАЯ РУКА НЕ ВЕДАЕТ ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЕВАЯ ) ОДНАКО СВЯЗЬ ЭТА ЕСТЬ И СУЩЕСТВУЕТ НО ОПОСРЕДОВАННАЯ НЕ ПРЯМАЯ И ПОКА СКРЫТА . ВЫЯВЛЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ВОТ ЭТИХ –ТО СВЯЗЕЙ И ЕСТЬ ЗАДАЧА 1 В ИЗУЧЕНИИ ГОРОДА КАК ЖИВОГО ОРГАНИЗМА ЕСТЬ У НАС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ?– НЕТ !. ТОГДА БУДЕМ НЕМЦЕВ ЖДАТЬ КОГДА ОНИ ПРИДУТ И РАССКАЖУТ НАМ ДУРАКАМ В ЧЕМ ЖЕ МЫ ЖИВЕМ! ТОЛЬКО ЗА БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ! РS. К АРХИТЕКТУРЕ ЭТО ТОЖЕ ОТНОСИТСЯ Я ЖЕ СКАЗАЛ – ФРАКТАЛЕН! ГЕНЕРАЛ-ПРОФЕССОРУ КАКИХТОТАМ ВСЕМИРНЫХАРХИНАУЧНЫХ АКАДЕМИЙ –ВЫ НЕ ФЛУД – ВЫ ПОРОЖДЕНИЕ МОЕГО БОЛЬНОГОСПЯЩЕГО РАЗУМА !А ЧЕМ ВАС ПОРОДИЛ –ТЕМ ВАС И УБЬЮ ! И ЭТО ИСТИННАЯ ПРАВДА! ТАК .. СПРЯЧЬТЕ ПИСТОЛЕТЫ! АААА! . ВАМ ПО АРХИОБРАЗОВАНИЯМ ПОЛОЖЕНО НЕ ПИСТОЛЕТЫ А ПУШКИ ИМЕТЬ? ЯЙЦО КУРИЦУ НЕ УЧИТ! ЯЗЫК- ЭТО ОРУЖИЕ ТОЛЬКО БЛОНДИНОК! ЕСЛИ СЕРЬЕЗНО ТО ТОЛЬКО В СПОРАХ И РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА! В БИТВАХ! В АРГУМЕНТАХ !В СТОЛКНОВЕНИЯХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ! ИМЕННО РАЗНЫХ! И ИМЕННО ТОЧЕК! А НЕ ОДНОЙ И НИКАКОЙ! ЕЩЕ И ПРЯМОЙ КАК СТРЕЛА! СФОРМУЛИРУЙТЕ ВАШУ ПРОБЛЕМУ КОНКРЕТНО И ПО СУЩЕСТВУ И Я ВАМ ЕЕ РЕШУ НО ПО-СВОЕМУ . ТАК - НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ ? ЧТО БЕСПОКОИТ? ЧТО ПОТЕРЯЛИ –ЗРЕНИЕ? АРХИТЕКТОРА? АРХИТЕКТУРУ ? ФИЛАРМОНИЮ? ШКОЛУ? ЧТО КОНКРЕТНО? ЧЕГО ИЩЕМ? КРАСОТУ? ( ВСЕ ГЛУПОСТИ ДЕЛАЮТСЯ ВСЕГДА С УМНЫМ И СЕРЬЕЗНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ ЛИЦА! ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ ДУРАКА! )….. НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО КАК ВАМ КАЖЕТСЯ! GHJDJRFWBZ! ВОТ МОЯ ТОЧКА!
05.08.2009 Мусиенко Ложкину Александру
Александр! Ваше письмо со статьей и изображениями получил. Не смог разобраться в изображениях в PDF-документе и в присланных, они не совпадают. Помогите справиться с задачей. Нужны пронумерованные изображения и текстовый документ с подписями к ним по номерам.
05.08.2009 А.Л. - Носенко
Нет никаких препятствий, чтобы проводить конкурс на архитектурный проект (именно на концепцию) в рамках главы 2.1. закона 94-ФЗ. Мы разработали программу и условия такого конкурса для театра "Старый дом", и он прошел проверку юристов обладминистрации. Проблема оказалась в урезании госфинансирования.
05.08.2009 А.Л.
ГК, ст. 49, п.5 5. "Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов". _______ Т.е., КАЧЕСТВО проектных решений, например объемно-планировочных, по акустике госэкспертизой не оценивается. Оценивается лишь соответсвие параметрам безопасности. (ФЗ-184, ст.6: "1. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности. 2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается".
05.08.2009 Носенко
Так может быть Iэтап конкурса, а именно концепцию, нужно проводить с привлечением коммерческих фондов или частных спонсоров - чтобы не было вопросов по поводу нецелевого использования Бюджетных средств? Кстати, частные инвесторы перехватывают инициативу у государства в построении новых памятников архитектуры и просто запоминающихся. знаковых объектов.
05.08.2009 А.Л. - Поповскому
Игорь, заказчик вправе не принимать проект, даже если он прошёл госэкспертизу, если его (заказчика) не устраивает качество проектирования. _________ Градостроительный кодекс. Статья 50. Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий ____ 1. Застройщик или заказчик либо осуществляющее на основании договора с застройщиком или заказчиком подготовку проектной документации лицо может направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на негосударственную экспертизу.
05.08.2009 Непрактичный архитектор непрактичному Радзюкевичу
Первоначальную экспертизу могла бы выполнить группа экспертов в инициативном порядке. Понятно, что это будет неоплачиваемая работа. Это заключение может стать основанием для проведения следующей экспертизы, уже за счёт заказчика, которую необходимо поручить авторитетной специализированной организации, например ЦНИИЭП им. Мезенцева, Моспроекту-4 (Боков), Курортпроекту (Хазанов) или "Товариществу театральных архитекторов" (Гнедовский).
05.08.2009 Непрактичный архитектор о конкурсах (часть 4)
Рекомендации по организации конкурсов на проектирование объектов культуры Новосибирской области. _____________ 1. Оптимальной формой проведения конкурса представляется проведение открытого всероссийского (с возможным международным участием) двухэтапного конкурса на создание архитектурного проекта. По итогам первого этапа, открытого для всех, формируется список финалистов (от 3 до 10). ____________ 2. С финалистами заключается государственный контракт на создание архитектурного проекта в рамках второго тура конкурса (в сумме 1000—3000$ каждому). Победитель получает 1 премию в размере 10000$ и (или) право заключения контракта на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства и авторскому надзору за строительством (сумма которого может быть предварительно определена). __________ 3. Конкурсная комиссия (жюри) формируется в составе 7—10 человек, в него включаются: ____ Представитель Администрации области (руководитель департамента, вице-губернатор или губернатор) ______ Руководитель или художественный руководитель учреждения, для которого выполняется проект ____ Главный архитектор города или области ____ Авторитетные архитекторы международного или российского уровня _____ Авторитетные архитекторы местного уровня ___________ Представитель организатора (соорганизатора) ______________ 4. Сроки проведения конкурса устанавливаются: -1 этапа – 2—3 месяца -2 этапа – 1—2 месяца __________ 5. Разрабатывается сайт конкурса, служащий основной коммуникационной площадкой фестиваля. На сайте размещаются: -Конкурсная документация, условия проведения конкурса (извещение) -Представленные на конкурс проекты -Персональный кабинет для голосования членов жюри конкурса -Итоги конкурса __________ 6. По итогам конкурса публикуется каталог. Освещение конкурса производится в местных СМИ, а также в специализированных профессиональных СМИ на основе договоров информационного спонсорства (партнерства). __________ 7. Не рекомендуется одновременно проводить конкурсы на несколько объектов. ___________ 8. Конкурс должен проводиться с привлечением к организации профессиональных организаций архитекторов (Фонд «Золотая капитель», Союз архитекторов). ________ Подписано: Директор Фонда «Золотая капитель», Профессор Международной академии архитектуры (отделение в Москве) А.Ю. Ложкин
05.08.2009
Поповскому: Вы решаете судьбу филармонии, а не знаете ответа на этот вопрос (Где лучше акустика?) ???
05.08.2009 Непрактичный архитектор о конкурсах (часть 4)
Особенности проведения архитектурных конкурсов с учетом Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ ______________ Архитектурные проекты для для государственных или муниципальных нужд должны выбираться на основе конкурса в порядке, предусмотренном главой 2.1. ФЗ -94. В соответствии со ст.31.1., ч.2., п.8, архитектурные проекты отнесены к произведениям литературы и искусства, в отношении которых установлен особый порядок размещения заказа. При этом ч.3 оговаривает, что «под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации». ________ Таким образом, распространенная в России практика выбора архитектурных проектов путем проведения аукционов, запроса котировок и конкурсов без учета положений гл.2.1 не вполне соответствует закону. _________ При этом отечественное законодательство неважно сочетается с общепринятой международной практикой. В частности, остается неурегулированной ситуация последующего за выбором архитектурного проекта заказа проектной документации для строительства (каковой должен производиться путем аукциона). П.24 ч.2 ст. 55 гл.6 предусматривает заключение с автором архитектурного произведения, как с единственным поставщиком, лишь «размещение заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами». _________ Состав сведений в извещении о проведении конкурса, содержание конкурсной документации, условия подачи заявки не вполне корреспондируются с общепринятыми в международной практике проведения архитектурных конкурсов правилами. Однако эти противоречия не являются неразрешимыми, хотя и требуют дополнительной юридической проработки. В последние годы в России было проведено несколько крупных международных архитектурных конкурсов для государственных нужд. В частности, был проведен международный конкурс на проектирование нового здания мэрии г. Москвы (2002), международный конкурс на проектирование нового здания Мариинского театра (2003), международный конкурс на проектирование здания Пермского музейного центра (2007). _____ Состав жюри _______ В соответствии со ст. 7, п.3 число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек. Ст. 3.1. ФЗ -94 предусматривает, что при проведении конкурса на создание произведения литературы или искусства в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии. _________ Открытость конкурса ____ Конкурс должен быть открытым (ст. 8 п.3) __________ Ст.20 п.3. Не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
05.08.2009 Непрактичный архитектор о конкурсах (часть 3)
Типы архитектурных конкурсов ___________ По составу участников: ___ Международный – с приглашением западных архитекторов; при этом статус «международный» официально закреплен за конкурсами, проводимыми под эгидой Международного Союза архитекторов; при отсутствии такого статуса применяется термин «с международным участием». ___ Российский – без приглашения западных архитекторов ____ Местный – с привлечением, в основном, архитекторов региона и близлежащих регионов. ________________ По широте привлечения участников: -Открытый -Заказной _______________ По стадийности - В один этап -В два этапа ________________Открытый архитектурный конкурс ______________ Открытый архитектурный конкурс объявляется для неограниченного числа участников. Для участников может вводиться профессиональный ценз (только для профессиональных архитекторов / для архитекторов и студентов архитектурных вузов / без ограничений). Для ограничения участия может вводиться регистрационный взнос, составляющий, как правило, 30—150$. ____ + Широкая гамма решений, в том числе нестандартных _____ -- Недостаточно высокий уровень профессиональной культуры части участников _________________ Заказной архитектурный конкурс Участники конкурса персонально приглашаются из числа наиболее авторитетных архитекторов, работающих в данной области архитектуры. Их участие, как правило, оплачивается заказчиком (1000$--10000$). ___ + Гарантированное получение проектов высокого профессионального уровня ___ -- Небольшое число участников, малая вероятность получения нестандартных решений ___________ Проведение конкурса в один или два этапа__________ При проведении конкурса в два этапа на первом, как правило, производится сравнение концептуальных решений и отбор на их основе финалистов. Иногда отбор финалистов производится на основе конкурса портфолио (Пермский музейный центр). ___ На втором этапе авторы предоставляют уже более проработанные решения, измененные с учетом решений конкурентов, представленных на первом этапе.
05.08.2009 Непрактичный архитектор о конкурсах (часть 2)
Общие правила проведения архитектурных конкурсов ____________ Условия (правила) проведения конкурса объявляются в момент его старта (как правило, за 2-4 месяца до окончания приема заявок) и остаются неизменными. ___________ Конкурс объявляется путем размещения его условий, программы и исходных данных на сайте конкурса и в специализированных архитектурных журналах, на интернет-сайтах (в том числе специальных, посвященных архитектурным конкурсам) и путем направления персональных приглашений архитекторам. В числе журналов (российских): ПРОЕКТ РОССИЯ, ПРОЕКТ СИБИРЬ, ARX, Архитектурный вестник, сайтов (российских): forma.spb.ru, archi.ru, a3d.ru, architektonika.ru, sibdesign.ru. Размещение производится, как правило, на условиях информационного спонсорства. ___________ В соответствии с типом конкурса (см.) может устанавливаться регистрационный взнос, либо, наоборот, выплачиваться вознаграждение за участие. ______________ Как правило, в момент старта конкурса объявляется состав жюри. В жюри входят 5-7 чел., в т.ч. (1/2—2/3 его состава) ведущие и авторитетные архитекторы страны и мира, а также (1/3—1/2) чиновники, ответственные за принятие решения). Пример состава жюри (конкурс на Музейный центр в Перми): __ Председатель: Петер Цумтор. архитектор /Швейцария/. ___ Члены жюри: Надежда Беляева, директор Пермской художественной галереи /Пермь/; Сергей Гордеев, Сенатор от Пермского края /Пермь/; Юрий Гнедовский, президент Союза архитекторов России /Москва/; Ирина Коробьина, директор Ц:СА / Центра современной архитектуры /Москва/; Александр Кудрявцев, президент Российской академии архитектуры и строительных наук /Москва/; Петер Ноевер, директор музея МАК /Австрия/; Сергей Шамарин, председатель Пермского отделения Союза архитекторов /Пермь/. ________________ Участникам выдаются условия, программа и пакет исходных материалов.___________ В программе перечисляется обязательный состав помещений и их площадь (по блокам, без излишней детализации; ограничения; обязательные для исполнения правила), состав предоставляемых жюри материалов. В пакет исходных материалов входят геотопосъемка (желательно в электронном формате) с нанесенными границами проектируемого участка и инженерными сетями, данные о существующих на участке (и прилегающих участках) зданиях и сооружениях, другие необходимые для проектирования материалы.
05.08.2009 Непрактичный архитектор о конкурсах (часть 1)
О проведении конкурсов на архитектурное решение зданий – объектов культуры (справка для руководителя департамента культуры НСО от 3 марта 2009 г.) __________ К настоящему времени в мире сложились устойчивые правила проведения конкурсов на архитектурное решение зданий, занимающих особое значение в структуре крупных городов как по своему функциональному назначению, так и по градостроительному положению. К таким зданиям в первую очередь относятся здания муниципальных объектов культуры (театров, библиотек, музеев, выставочных и концертных залов), традиционно относимые к landmark buildings – «знаковым зданиям». _________ Традиционная практика проведения конкурсов применяется практически во всех странах мира, она также широко применялась в СССР. Она позволяет выбрать наилучшее архитектурное решение для конкретного объекта. В частности, именно в результате конкурсов были выбраны архитектурные проекты значительной части зданий ХХ века, ставших памятниками архитектуры. В Новосибирске к таким зданиям относятся здание Театра оперы и балета, Госбанка, Городской клинической больницы и др. __________ К сожалению, в последние десятилетия практика проведения конкурсов на лучшее архитектурное решение, в том числе при создании архитектурных объектов, занимающих особое место в городской структуре, была заменена практикой проведения тендеров на наиболее дешевое решение, что не может не сказаться на качестве архитектуры таких зданий. Подобная «экономия» приводит к тому, что город и регион не получают новые памятники архитектуры, утрачивается имиджевая составляющая подобного рода проектов. _________ На наш взгляд, необходим возврат к практики проведения конкурсов на лучшее архитектурное решение при фиксированной цене контракта. ________ Чем конкурс интересен для заказчика? ________ 1. За сравнительно небольшие деньги заказчик получает целую гамму концепций, теми или иными способами решающих поставленную задачу. Имеется возможность сравнить разные подходы. _______ 2. Поскольку конкурс является публичным мероприятием и, как правило, широко освещается СМИ, с момента старта проект сопровождается серьезной PR поддержкой, положительно влияющей на имидж заказчика. _________ В результате конкурса заказчик получает выбранное им из нескольких наилучшее решение, проработанное на уровне концепции (при одностадийном конкурсе) или форэскизного проекта (при двустадийном). ______Мотивация участия в конкурсе для архитекторов____________ Как правило, конкурсы предусматривают заключение с победителем контракта на дальнейшее проектирование объекта. Поскольку это правило не всегда выполняется, формируется призовой фонд конкурсов. Так, при проведении конкурса на здание Музейного центра в Перми был установлен призовой фонд в 300000$ (1 премия – 100000$, 2 премия – 70000$, 3 премия – 50000$, 8 специальных премий по 10000$). Благодаря такому призовому фонду удалось привлечь к конкурсу на проектирование здания музея в областном центре России ведущих мировых звезд, в том числе таких, как Заха Хадид (3 премия), Asymptote, Хани Рашид, Валерио Олигатти (1—2 премия) и лучших российских архитекторов. Если при проведении конкурса не ставятся столь амбициозные задачи, призовой фонд может быть существенно меньше. На конкурсе на проектирование общественно-делового центра (Санкт-Петербург) был установлен призовой фонд: 1 премия – 10 000$, 2 премия – 5 000$, две 3 премии – 1 000$. Для конкурса на бульвар Grand Concourse в Бостоне было установлено 7 премий для финалистов по 1000$ и 1 премия 5000$. В конкурсе на проектирование развития библиотеки Worburn (США) призовой фонд составил: 1 премия 2500$, 2-я - 1500$, 3-я - 500$. _________ Необходимо отметить, что размер призового фонда определяет уровень участников конкурса и, как следствие, уровень качества представленных архитектурных решений. _________ На принятие архитектором решения об участии в конкурсе влияет также состав жюри конкурса (см.) и широта публикаций победивших работ в российской и мировой архитектурной прессе.
05.08.2009 А.Л.
Есть удачные исторические концертные залы, есть неудачные. Удачных больше, поскольку а) строились по канону; б) неудачные не дожили до наших дней. Свременные концертные тоже есть удачные, есть неудачные. Акустические расчёты не дают гарантированного результата, после строительства производится настройка зала при помощи мобильных элементов.
05.08.2009 Поповский
Где лучше акустика? В традиционных исторических операх или в новых концерных залах? Есть ли этому официальные подтверждения?
05.08.2009 Поповский
Часть I. Законодательная ловушка для всех. Трагедия не осознана в корне. Отсюда эта толчея воды в ступе. Трудно понять, почему врач стал бы лечить язву желудка алкоголику, не сообщив, что надо прекратить пить, но логика российского архитектора совсем другая. 1.На следующий год запланировано урезание бюджетов на культуру (см. «Ведомости») и на строительство транспортной инфраструктуры. Соответственно третий мост, дорожное строительство, метро, которое как воздух нам нужно для развития города повиснет на местных бюджетах. Следующий год станет просто испытанием для управленческих структур 2. конкурс проведён ошибочно, но без нарушения законодательства: были публикации в средствах СМИ, на официальном сайте. НСАР в этом случае выступил не в лучшем виде, и я как сегодняшний председатель признаю это и принимаю вину на себя. 3. Государственная экспертиза является независимой, поэтому акт никто не утверждает. На заседании НСАР было предложение об отмене акта экспертизы. Присутствующие эксперты независимой экспертизы признали это не возможным, так как юридически отменить акт независимой государственной экспертизы заказчик, другая экспертиза и тем более общественная организация не имеет право, акт – юридический документ, который теперь де-факто всегда будет фигурировать в любых арбитражных судах. 4. Принятие решение о новом конкурсе или изменении проекта, прошедшего экспертизу лежит полностью на заказчике. Мэрия в этом случае законодательно не имеет право осуществлять какое-либо давление на изменение в проекте. Мало того, если эти изменения произойдут, то ГАСК должен остановить стройку до утверждения новой экспертизы. Если стройка останавливается, то возникает вопрос о нецелевом использовании федеральных денег, а этим уже занимается прокуратура. Кстати, и «потерей миллиарда» тоже. 5. Ситуация сегодня не новая. Архитекторы продолжают быть юридически и законодательно безграмотными. Если бы понималась бы первопричина, то драка в области последствий была бы более осмысленна, конструктивна и, даже может быть, консолидирована. Сложность ситуации никто изначально не принимал. Каждый не видел дальше своего носа. Я предупреждал об этом. Задача эта была на уровне методологической задачи. Не конкурс был нужен, а ОДИ (организационно-деятельностная игра) была необходима, так как разносторонняя и сложная. По-другому решалось просто и оппоненты хором, что архитекторы, что не архитекторы, что молодые, что очень даже не молодые мне ультимативно сообщали: ЛУЧШЕ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СТРОИТЬ. Но если см. выше, это выглядит как менее наивным 5. Проект Ермишкина был на первом Совете НСАР полностью не поддержан. Однако мнение Совета является не законодательным, а рекомендательным для генпроектировщика и заказчика. На последнем рабочем совещании я выразил неудовлетворение ООО «Градстрой-2002», которое не справилась с задачей консолидированной работы над новым вариантом. Наоборот, излишняя эмоциональность Советов НСАР были политически оглашены в кулуарных коридорах обладминистрации как болтовня и нелюбовь лично к В.В.Ермишкину некоторых членов СА. 6. Наконец, самое главное, что есть ещё ФЗ «Об архитектурной деятельности» с главой IV Об авторских правах» но об этом отдельно в следующей части.
05.08.2009 Поповский
Пролог. Ошибка была вначале, но она заложена уже в российском законодательстве о проведении конкурсов. Дело в том, что в отчётном финансировании проведение тендеров на концепции не заложено. Это считается нецелевое использование денег. Эдак много можно в этой ситуации «отмыть» денег. Надо иметь политическую волю для проектирования концепции и доказательства ревизии, что это необходимо. Тут кто как. Ещё выход. Это можно осуществлять только с помощью инвесторов. А инвесторы, как правило, просто так денег не дают. В данной ситуации филармония автоматически превращается в небоскреб. Можно уговорить проектировщика бесплатно начать работу, но тогда если он проработает хоть какое-то будущее задание. Если он потом проиграет конкурс, то получается откровенное свинство, эдакая благотворительность. Получается палка о двух концах. Архитекторы в заложниках этих ситуации, они просто «иллюстрируют» несовершенные законодательные и городские отношения. Тут я с Глазычевым согласен, архитекторы представляют узких, по-прутковски как «флюз» специалистов. Город организм сложный, двенадцатого порядка, это социальный феномен. Поэтому необходимо быть грамотным не только профессионально, но юридически и законодательно, чего упорно не хотят делать участники процесса. Требуется новое урбанистическое образование, а не деления на кафедры с научными склоками и конфликтами. Необходима помощь по формированию законодательной поддержки общественных экспертиз. Первый шаг сделан – публичные слушания. Но наша общая ментальность противостояния и борьбы, а не партнерства и работы не позволяет использовать этот инструмент во благо
05.08.2009 Поповский Носенко
Я её видел. В том-то и дело, что мы почему-то оперируем только "старыми" именами. В студенчестве я во французском журнале "Архитектура сегодня" увидел интересные проекты достаточно молодого архитектора. Нас тогда пичкали Оскаром Нимейером, Филиппом Джонсоном, Ле Корбюзье, Райтом, Мисом, Каном и т.д. А тут проекты какие-то не парижские с высокой круглой башней, узоры какие-то арабские. Мы смотрели блеклые черно-белые ксерокопии и тащились. Потом этот архитектор был инициатором выставки "Урбаника" (это не урбанизм, а "вежливость"). Эта выстака - программная критика знаменитой "четтверки", идей интернациональной архитектуры и модернизма. Почти скандал. Это был Жан Нувель -один из любимых моих архитекторов.
05.08.2009 Носенко Поповскому
Игорь Викторович, к разговору об молодых зарубежных архитекторах, у меня есть книга хорошая издательства Taschen, которая называется "40 архитекторов, которым нет и 40". Так вот если вам интересно - могу поделиться, для общего так сказать развития. Правда она на английском, но картинки хорошие.
05.08.2009 Поповский
Уважаемые участники дискуссии! Я рад, что четвертая попытка удалась. Плохо только, что она была разогрета провокацией, но видимо по-другому не получается. Некоторые древнегреческие философы считали иронию хорошим методом для проверки реальности. Если ирония подтверждалась, то она становилась горькой. Если нет, то так и оставалась иронией. Я вынужден был пойти на провокацию, потому что конец дискуссии в виде диалога между медсестрой и уставшим креативным творцом мне показалась однозначным крахом всей затеянной акции. Приношу свои извинения, если вызвал неадекватную эмоцию. К сожалению, лечение без боли не происходит.
05.08.2009 непрактичный Радзюкевич непрактичному архитектору
Как Вы думаете, как можно организовать эту независимую общественную экспертизу? Я мог бы попросить Илью Уткина написать пару слов об этом «произведении» (если оно будет доступно). Хотя, скорее всего, для наших чиновников это тоже не авторитет. Можно было бы подключить к обсуждению этой проблемы газету «Честное слово».
04.08.2009 никакаяянеАА
Профессором быть вредно. Везде флуд мерекается и никакой конгруэнтности во взглядах с непрофессорами
04.08.2009 Непрактичный архитектор - Юле Мусиенко
Я там послал текст с картинками на почту а3д. И можно как-то флуд здесь почистить?
04.08.2009 Непрактичный архитектор - Радзюкевичу
Андрей, к сожалению, подобные плачи и даже крики властьпридержащими давно уже не воспринимаются и просто игнорируются. Принята может быть только позитивная программа. Есть она у нас? Предыдущая попытка - массовая клаузура на тему филармонии - показала массовую же импотенцию архитекторов (зачёркнуто) - неспособность БЫСТРО выдать сколь-либо ВМЕНЯЕМЫЙ (с точки зрения заказчика) продукт. Обрати внимание, до реального обсуждения дошло два проекта, оба сделаны людьми, хорошо ориентирующимися в аппаратной среде. Именно эти два человека лучше всех понимают, что ждут заказчики и что им нужно предлагать. Проект Валеры лучше (с нашей с тобой точки зрения), но проект Ермишкина, видимо, понятнее. Или его аргументы понятнее. ======= Эта история - цепь ошибок. Ошибочно было проводить кулуарный конкурс и выбирать проектировщика так, как он был выбран. Ошибкой было утверждать акт госэкспертизы такого проекта. Ошибкой было принятие решения о "корректировке" проекта Ермишкина "хорошими" архитекторами - проект надо было выбраковывать как негодный, назначать независимую экспертизу, отказываться от подписания акта приёмки-сдачи и назначать новый конкурс. Да, мы потеряли бы ещё один-два года, но это наименьшая из потерь. В нынешнем варианте мы теряем миллиард рублей и возможность получить в обозримом будущем в городе приличный концертный зал. ========= Сегодня новая ситуация. Необходимо проанализировать новый вариант Ермишкина, и, если он преемлем, строить его; или корректировать, если необходимо; или отказываться от него, если он безнадёжен, и возвращаться в "нулевую" точку. Но этот проект не обнародован! (Знают, где опасность?). +++++++++ Тем не менее, следующий шаг: сейчас необходима независимая общественная экспертиза проекта ООО "Н-ск Градострой-2002" ("вариант 14"). Затем - построение позитивной программы на основе итогов экспертизы.
04.08.2009 НЕМАЯБЛОНДИНКА
ЧЕГО БОИТЕСЬ? CNJBN NJKMRJ YFVTRYENM И НИКОГО УЖЕ И НЕТ. ОБЬЯВЛЯЮ ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ БЛОНДИНОК С НАУКОЙ ЗА КРАСОТУ! (ТАК И БЫТЬ ОСТАВЛЮ ПРОБЕЛЫ А ТО НИХРЕНА НЕ ПОЙМУТ!)
04.08.2009 НЕМАЯБЛОНДИНКА-ГЛУХОЙБЛОНДИНКЕ- НОВАЯНАУКА
А ДАВАЙ НОВУЮ НАУКУ РОДИМ СДЕСЬ И СЕЙЧАС ЗА РАЗ.ПО БУСЛАЕВУ? ПОДУМАЕМ ХОРОШО И СДЕЛАЕМ КРАСИВО ! ЭВОЛЮЦИОННО ! ВОТ БЛИН ТЕПЕРЬ БУДУ ЭВОЛЮЦИЮ МИНИМАЛИЗМА ДЕЛАТЬ – ПРОЩЕ НАДО БЫТЬ ПРОЩЕ И НАУЧНЕЕ (ЭТО ЧТОБ НАРОД НЕ СИЛЬНО-ТО ПОДВАЛИВАЛ-САМИМ МАЛО ЧЕГОНИБУДЬ ЕСЛИ КОНЕЧНО ЕСТЬ ЧЕГО) А ЗАМЕТИЛА ПИШУ ДЛЯ ТЕБЯ ПО БОЛЬШОМУ ! ТЫ ВАЩЕ ВЫНЬ ИЗУХА БАНАН ТО НЕ ТУДЫ АСЮДЫ ПОНЯЛА? ТАК ПРОЕКТ ЭВОЛЮЦИИ НАЧНЕМ С СЕБЯ Т.Е. С ЯЗЫКА.- (СТРАСТЬ КАК ЦИФРЫ ЛЮБЛЮ СТАВИТЬ! НАУЧНО ВЫГЛЯДИТ И ВОЕННО. ЧИТАЛА ТУТ СКАЗКУ ОДНОГО ГЕНЕРАЛА ВИДАТЬ НАУЧНЫХ ВОЙСК ПРОЧТОТО ИТЫ ПОЧИТАЙ ТОКО ВНИМАТЕЛЬНО ОН СОВСЕМ СОВСЕМ НЕ ОТОМ ПИШЕТ А ОБ ЭТОМ! ШИФР ! И НАУЧНАЯ ТАЙНА) 1.ЭТАП .УДАЛЯЕМ СНАЧАЛА ЗАПЯТЫЕ ….НЕТ КАК-ТО НЕ НАУЧНО –ВОТ ЭПИЛЛИРУЕМ ! ПОХОЖЕ! 2.ТЕПЕРЬ ТОЧКИ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ (ИЛИ ТОЧКИ ОСТАВИМ?YELF JYB –ЭЭ ЭТО ПОСЛЕДНИЙ. …. ОНИ МАЛЕНЬКИЕ КАК МУШКИ!.) 3.ОБРАЗМЕРИВАЕМ …НУ КАК СЕЙЧАС….УСРЕДНЯЕМ….НЕТ…О… НОРМИРУЕМ! ИЛИ А ЛАДНО ПОТОМ КРАСИВШЕ НАЗОВЕМ 4. УБИРАЕМВСЕПРОБЕЛЫ.ПРОБЕЛИВАЕМЧТОЛИ.КОНЦЕНТРИРУЕМ. 5.GTHTDJLBVRKFDBFNEHEYFBYJCNHFYYSQZPSR/////// ПЕРЕВОДИМКЛАВИАТУРУНАИНОСТРАННЫЙЯЗЫК.ПОНЯЛА.МЫСТОБОЙУЧЕНЫЕИНИКТОНАСНЕПОЙМЕТ. КАККРЕАТИВНОГЛАМУРНОНАУЧНО ЯНАЗВАНИЕПРИДУМАЛА.БЛОНДИНКОЛОГИЯ. ТЕПЕРЬИМЫКДИСПУТУГОТОВЫ.ВООРУЖЕНЫИОПАСНЫ.
04.08.2009 Радзюкевич
Эта филармония - это позор на наши седеющие головы...
04.08.2009 Радзюкевич
Вот как можно бороться с этим дебилизмом - Илья Уткин "Молчание ягнят" - http://www.ilyautkin.ru/teoriya/molchanie-yagnyat.htm
Страницы: 12345678910всего страниц: 28
Каталог
Дизайнеры
интерьера
"Архитоника"
"Архитоника"
Все дизайнеры
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

АРХИТЕКТУРА   ДИЗАЙН   ДЕКОР   ДИСПУТ   БЛОГИ   НОВОСТИ   КОНКУРСЫ   ДИЗАЙНЕРЫ   ВИТРИНА   ОБЪЯВЛЕНИЯ    ПОДПИСКА    АРХИВ    КАРТА САЙТА    РЕКЛАМА   
При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ