Главная / Диспут
Проект филармонии в Новосибирске
Посмотреть и оценить проекты

Меню архитектурной "кухни"

В историческом центре Новосибирска снесено здание. Бывший Дом политпросвещения, построенный в 1967 году, где в более позднее время располагался концертный зал Филармонии, деконструирован полностью. На его месте должен быть построен новый концертный зал - большой, красивый, функциональный и удобный. Вот только строительство задерживается, и участок стоит наглухо загороженный от посторонних взглядов.
Решение о сносе старого строения и строительстве нового концертного зала было принято еще в 2005 году. Тогда же объявлен конкурс для архитекторов на лучший проект. Формально конкурс был открытым, но по сути о нем мало кто знал, и приняли в нем участие всего три коллектива архитекторов.
Победил проект авторского коллектива под руководством Владимира Ермишкина "Н-ск Градострой-2002". Конкурсная комиссия приняла проект и назначила Ермишкина генпроектировщиком.
В прошлом году рабочий проект прошел государственную вневедомственную экспертизу и получил одобрение.
В марте состоялся совет градостроительного комитета при государственной администрации под председательством губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского.
На этом совете разразился, можно сказать, настоящий скандал. Проект был раскритикован архитектурным сообществом города. В частности, высказался председатель Новосибирского Союза архитекторов Игорь Поповский, заявив, что прежнее здание было лучше нового проекта. Коллеги поддержали его.
Недовольство архитекторов нашло понимание у губернатора. Он в довольно резких выражениях высказал недовольство архитектурными фасадными и акустическими решениями проекта, заявил, что консолидированного мнения архитектурного сообщества нет, и это показательно.
Было решено дать Ермишкину помощь других архитекторов. Создали рабочую группу. Вот тогда, примерно с 1 апреля и началась шумиха, связанная с проектом нового здания Филармонии. Архитекторы, в том числе и не входящие в рабочую группу по собственной инициативе стали разрабатывать проекты.
Место между зданием областной администрации и стоквартирным домом - чрезвычайно интересное и "лакомое" для архитектора. Заполнить этот манящий пробел, пусть даже без надежды на реализацию своего замысла это просто интересно.
Конкурса на замещение интересного места сейчас уже быть не может: он был и прошел без нарушений. Так что большинство новых работ сделаны исключительно из энтузиазма.
Инициативная группа архитекторов, в которую входят, в частности, Андрей Чернов, Валерий Филиппов, Игорь Поповский решили развить идею. Использовать повод для привлечения внимания общественности к "кухне" архитектуры.
Решено организовать выставку проектов, и она состоится не только в виртуальном, но и в реальном пространстве - в арт-галерее "Че" . Откроется она перед днем города. Архитекторы говорят, что общения открытого, без настроя на обязательную критику не хватает современному архитектурному сообществу.
Мнение общественности тоже не самая бесполезная вещь. Практика закрытости должна закончиться. Ведь с народом с 30-х годов перестали обсуждать архитектурный облик города. Кстати, после этого и стало появляться все больше неудачных архитектурных решений.

Посмотреть и оценить проекты
03.08.2009 Е.Ф. для А.Л.
так не сказали же что после сшивания хотят получить :) может быть нужно собрать танк, потом тщательно обработать напильником (дизайнеры, ау) и получится-таки вертолет?
03.08.2009 А.Л. - Поповскому
Не вижу традиционного смокинга. Вижу 16 фуфаек (некреативных) и 4 раскроенных отреза (несшитых).
03.08.2009 Буслаев Васильеву
А Вы и не читайте, здесь многие смыслы от Вас скрыты и таковыми останутся. Конкурс цивилизованный устройте, ничто не ново под луной. Лучшего механизма нет.
03.08.2009 А.Л. - Поповскому
На изменение ситуации.
03.08.2009 А.Л.
Зюзя: «У российской власти, Чубайка, есть две основные функции, которые не меняются уже много-много лет. Первая – это воровать. Вторая – это душить... Когда власть слишком увлекается своей первой функцией, на душение времени не хватает, и наступает так называемая оттепель...». Виктор Пелевин. ДПП(НН)
03.08.2009 Васильев
И еще, архитекторы, не губите вы здесь время. Лучше идите и учитесь делать красивые современные проекты. Меня попросили отследить этот диспут, ничего тошнотворнее скажу я вам, в инете не читал(((((
03.08.2009 Васильев, частный заказчик на крупный объект.
Только сейчас прорезалась правда в реплике А.Л. "а заказчик, оказывается, уже прозрел, хочет красоты, гармонии". Я вот по архитекторам бьюсь, все что мне показывают, позапрошлый век какой-то. Мне это не надо. В реплике Поповского полнейшая чушь какая-то "Для того, чтобы креативная фуфайка стала лучше традиционного смокинга необходима философская платформа творца, которую он должен объяснить заказчику и горожанину. Он должен вступить в диалог, сообщив свои приоритеты." Да вы нарисуйте хотя бы красиво, современно и грамотно. Все, что от вас требуется. Я вообще был поражен, когда увидел этот рейтинг. Это ведущие архитекторы города нарисовали. Это НЕ КРАСИВО, НЕ СОВРЕМЕННО, НЕ УДОБНО. А бизнес-вещь сложная, не проще вашей архитектуры будет и с фразой Поповского "Но на самом деле в бизнесе именно творческие, а не банальные прагматичные подходы, позволяют вырваться в лидеры" согласен.
03.08.2009 Поповский
Саша, на что тратить жизнь не жалко?
03.08.2009 Поповский
Для того, чтобы креативная фуфайка стала лучше традиционного смокинга необходима философская платформа творца, которую он должен объяснить заказчику и горожанину. Он должен вступить в диалог, сообщив свои приоритеты. Уверяю, слова креатив и инновация сегодня для простого смертного лишь некое заклинание гипнотезёра. Будьте проще, и народ к вам потянется :)))
03.08.2009 Мусиенко Поповскому.
Хундертвассер - гений, как, на мой взгляд, Гауди. Он не креативничал, он так жил, так творил, это ему было органично. Слову креатив я бы не стала придавать глобальных масштабов, ставя его хоть как-то близко с талантами и гениями. По-моему, хорошо звучит фразочка: "ах, вот это так креативненько..." про сумочку, рекламный слоган, плакат... К тому же слово "креативно" где-то как-то происходит от слова "криэйтор". А это очень узко, слэнгово, до масштабов слона эту муху раздувать не стоит. ИМХО
03.08.2009 А.Л.
Игорь, не о "креативе" речь - Андрей Буслаев прав, о смысле. И "творчество" не равно "креатив". Понятно, что архитектура у нас суть преодоление барьеров, и барьеры эти идиотские, и ментальность заказчиков, чиновников, коллег - "райкомовская". Но вот смотри, ситуация: подстраивались наши архитекторы под эту "ментальность", рисовали шкафы-рояли, а заказчик, оказывается, уже прозрел, хочет красоты, гармонии, а ещё и акустики... И что, готовы наши архитекторы дать ответ? Рисуют 16 бессмысленных картинок и четыре чуть более осмысленных. Строить нельзя ничего. А "дизайнеры", или хоть ваш покорный слуга критик не пойдут в вашу "большую архитектуру" похоже никогда, ибо тратить жизнь на преодоление этих идиотских барьеров жалко.
03.08.2009 Поповский
Для того, чтобы креативная фуфайка стала лучше традиционного смокинга необходима философская платформа творца, которую он должен объяснить заказчику и горожанину. Он должен вступить в диалог, сообщив свои приоритеты. Уверяю, слова креатив и инновация сегодня для простого смертного лишь некое заклинание гипнотезёра. Будьте проще, и народ к вам потянется :)))
03.08.2009 Буслаев
"Творческий архитектор выявит и СОВМЕСТИТ эти творческие потенциалы и ВМЕСТЕ. " ТЕПЛЕЕ
03.08.2009 Поповский Чернову
А вот он какой креатив, его и так видно и сяк в интернете... Ну-ну, ответ №2. Бизнесмен имеет свою философскую платформу, например, прагматика. Поэтому у него есть четкие понятия о ценностях и приоритетах. Но на самом деле в бизнесе именно творческие, а не банальные прагматичные подходы, позволяют вырваться в лидеры. Можно прочесть массу литературы на эту тему. Бизнесмены также создают творческие проекты (именно так они и говорят "новый проект", "новая концепция развития"). Мы просто это не хотим видеть, у нас - свои примочки: композиции красивые, дела креативные. Творческий архитектор выявит и СОВМЕСТИТ эти творческие потенциалы и ВМЕСТЕ. Подробнее узнаешь у Валеры.
03.08.2009 Мусиенко Поповскому
Да, между инновационнотью и креативностью есть что-то общее, но я все-же развожу для себя эти понятия. Инновационная архитектура (или дизайн) делаются сознательно под заказ - ну нужно создать что-то новое! И заказчик, и коллеги, и оппоненты ждут нового и будут оценивать по "степени новизны". А креатив - незаказанное, смелое творчество, личное побуждение, иногда специально идеологически заточенное, ломающее стереотипы. Без креатива часто можно и обойтись (проблем будет меньше).
03.08.2009 Поповский
Является ли архитектура Фриденсрайха Хундертвассера креативной?
03.08.2009 чернов-посторонним в
Про архитекторов и дизайнеров . сказка . Был у меня один закащик- миллионщик. денег по моим меркам много - магазины там всякие супергипермаркеты .а было это когда рупь обваливался. Вот захожу я как-то к нему в кабинет : вижу -на столе лежит блок сигарет (а он не курит )спрашиваю не закурил ли он на нервной почве ?отвечает: «нет шел по улице - вижу в киоске сигареты продают в2 раза дешевле чем у меня. вот и купил.» . я их конечно тут же у него забрал а сам себе думаю- и зачем он их покупал? и тут дошло: это у него в крови –выгода бизнес как условный рефлекс на каком-то подсознательном уровне. реакция молниеносная- хвать а потом разберемся зачем это . дешево купил – это главное!. Сильно я его зауважал –бизнесмен он и ив мелочах бизнесмен ! Вот таким и архитектор должен быть и дизайнер– создавать даже мелочи на уровне подсознания исходя из потребности жизненной внутренней с реакцией быстрой как у мухи просто так бесплатно и без вопросов- зачем и почему. ............ а про креатив не скажу ничего - его и так видно - в интернете он точно есть!
03.08.2009 Поповский Мусиенко
Юля, а что такое инновационная архитектура? И чем она отличается от креативной? У Чернова тут ещё наноархитектура. Создание нового качества и есть ТВОРЧЕСКИЙ акт, а свобода сопровождается ответственностью, которую может выдержать только смелый человек. Помню, вызвал меня Бородкин в 1986 году к себе в кабинет (он начальником тогда у меня был) и спросил: НЕ ПОБОИШЬСЯ В ЦЕНТРЕ ПРОЕКТИРОВАТЬ. А что, говорю, нет. Почему у Васильевича такой вопрос был? Да потому что он знал, что это такое, а я не знал. Незнание часто делает смелым человека, но не обязательно ответственным, что приводит к не свободе и страху. Страх вряд ли способствует творчеству...
03.08.2009 Поповский
Мне никогда не нравилось, когда целую нацию называли плохой, приписывая ей качество одного человека. Спор что дизайнеры хорошие, а архитекторы плохие из этой категории. Архитекторов гениев по определению много быть не может. Творческих ещё меньше. Профессиональных архитекторов, которые учтут и совместят (уравновесят) все нормы креативного сообщества и общепринятые нормы и правила, сегодня дифицит. Этому мешает ещё и лень и поголовный мухлеж. Ведь задачу в Европе не корректируют по своему усмотрению. Все европейские архитекторы жалуются на чрезмерное обилие норм, который профессионал должен обязательно учесть. У нас же на нормы просто не смотрят. Кстати, это даже не СНиПы (они больше рекомендательны), есть более жесткие, которые наш архитектор просто не учитывает: правила землепользования, серветуты, публичные слушания, размер бюджета и сроки строительства. Правильно пишет Ревзин, что архитекторов часто обвиняют в том, что они хотят самовыразиться за чужой счёт. В мире, когда государственные бюджеты увеличиваются из-за архитекторов это всегда заканчивается скандалом налогоплательщиков. Настоящий архитектор - универсальная личность, способная разрешить комплекс проблем, уравновесить противоречия, выстроить свои философские приоритеты и доказать это всем. Наш архитектор часто не утруждает себя такой сложной задачей и у него есть уловки: заказчик типа не тот, денег дали мало, землю отвели как-то не так. Как это не странно, ОН ВЫКЛАДЫВАЕТ ПРОБЛЕМ ЗАКАЗЧИКУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИХ РЕШАЕТ. Редко, когда заказчик осмелится сказать банальную, но точную фразу: "Вы же профессионал, Вы и решайте." Для решения необходим опыт и знания. На небольших объектах это получается, потому что заказчик один человек (или одна семья). На больших объектах - это целая команда людей, которые имеют свои задачи и их надо совместить. Например, на моих сбербанках основная команда состояла как минимум из 10-15 человек, а согласующие и влияющие на решение инстанции насчитывали до 50 человек, причём из трёх городов России сразу. Быстро снять проблему и совместить с архитектурой бывает очень трудно. Концертный зал (подчёркиваю согласно госзаказа, бюджета - это не филармония, а концертный зал, именно на этом будет основана проверка ревизии о целевом использовании государственных денег) очень сложное по технологии сооружение. Среди новосибирских архитекторов с этой сложной технологией знакомы далеко не все. Я, например, не могу без хорошего ознакомления, запроектировать концепцию, и прав Валера, что ессли бы он делал своё решение, то оно бы было совсем другим. Мне кажется, что мы, боясь этой сложности и ленясь её осмыслить, просто скатываемся часто к банальным чувственным оценкам.
03.08.2009 Буслаев
Смешали все в кучу... 1) Человеком с воспитанным вкусом спропорционированный конструктивистский объект будет оцениваться как "грамотный" или "красивый", а начальником мастерской "№ стописят" (архитектором ! членом градосовета!) - как "сарай, не смотрицца". Вот Вам и another brick in the wall. 2) Да не креатива н-ской архитектуре не хватает (многим пальцы бы рубить, по 100 вариантов бессмысленных рисуют), а "сесть подумать" не хватает (я не про всех, но уж бумагу переводить намастырились). У Фрейдина концепт не креативный, у него проект прежде всего АНАЛИТИЧЕСКИЙ. Но недостаточно художественный, хотя это как посмотреть. У остальных "креативные", но абсолютно бессмысленные (кроме, как я уже писал, Филиппова и Замащикова). Архитектура деятельность синтетическая, не сводимая к трепу "креатив-не креатив". Бла-бла-бла :) Извините.
03.08.2009 Рузаль Чернову про дизайн у нас
Браво !!! 10 баллов, по 5 бальной... В самую точку ! И про "родителей" - хорошо !
03.08.2009 :)))))))))
Юля, че, кролику лучше стало?)))))))
03.08.2009 Мусиенко Ю.
Кстати, тому, кто меня поддержал по поводу дизайнеров. Я очень не люблю креатива сермяжного, беспочвенного, нашего местного. По-моему, вы именно о нем и пишете. (Это креатив типа, вместо мойки поставим писсуар, будет оригинально, вместо раздвижной двери в гостиной - душевая створка, каждая стенка с собственной росписью). Мне кажется на стоящий креатив способен лишь тот, кто уже профессионально освоил норму, т.е. не изобретает велосипед с бантиком и с розовыми колесами...Поясню свою мысль по-другому. Я видела этюды Коровина, где все идеально прописано лессировками...после этого его экспрессивно-пуанталистическая живопись, которую можно смотреть с 5-6 метров, воспринимается очень даже уважительно...креативно...У нас же часто на креатив претендует тот, кто, назвавшись творцом, делает странную отсебятину потому, что сделать ПРОСТО профессионально не в состоянии.
03.08.2009 Мусиенко Ю.
"Креатив", конечно, слово ненормальное, нерусское (неологизм от иностранщины), но часто употребляемое. Позволю себе дать его определение, в меру собственного понимания. Креативность - способность создать и сделать хоть что-то новое относительно сложившейся нормы. Т.е. у креатива есть 2 составляющие, а именно, творческий потенциал, творческая свобода (это новое надо придумать, скомпилировать) и смелость, чтобы вынести на суд публики новое, непонятное, возможно, осуждаемое. Из этого определения следует, что проект Ефима очень даже креативен относительно новосибирской ситуации, но обычен и банален в европейском контексте.
03.08.2009 Поповский
Креатив - это нормальное такое русское слово, которое ну, к примеру, любит произносить простой такой парень Чернов. Вот он зашел в зал, все затаили дыхание. Он оглядел, улыбнулся, и так по-русски рубанул с плеча: "А креатива-то нет!" Все присмотрелись, ну точно нет его, как же мы сразу-то и не заметили, что креатива-то нет. Эх, ведь с креатива-то и никак нельзя. И тут чудак какой-то (наверно, новенький): Позвольте, а что это такое? Когда спрашиваешь, что это, то получаешь несколько вариантов ответа: 1. Вытаращенные глаза (немой вариант) 2. Ну ты чё совсем что ли? Это и так понятно же (разговорный вариант) 3. И массу "околотворческих" определений: типа "спобность к творчеству" (то есть ефимовский проект неспособнотворческий по мнению, например, Саши), "больше, чем творческий" или "особо творческий". Ка-то же надо выделить "избранных из избранных". Всё это в вихре многих гламурных терминов, которые легко применить искусствоведу или критику для примерного такого выделения чей-то работы. Или, перефразируя высказывание одного эксперта:креативно, потому что мне нравится. Ну а лично мне нравится разделение архитектуры на три качества: хорошая, плохая и так себе. Я бы предложил раширить: очень хорошая, хорошая, не совсем хорошая, улучшенная, так себе, ниже средноего, плоховатая, плохая, очень плохая, ужасная.
03.08.2009 Мусиенко Ю.
Вот правильное слово у Александра прозвучало - НОРМА. О креативе, о чём-то оригинальном и экстраординарном даже говорить нечего. Мы до нормы-то никак не дойдем. Так вот, у дизайнеров наших (некоторых) норма поближе к европейской будет, чём у архитекторов. Уверена, что НОРМАЛЬНЫЙ проект Ефима ни в какие новосибирские нормы не вписывается, НОРМАЛЬНЫЕ МЕСТНЫЕ архитекторы его даже рассматривать не станут...(это к моему заявлению о менталитете большинства местных архитекторов).
03.08.2009 :)
Согласна с Юлией Мусиенко, что дизайнеры работают интереснее. Для Ч. Есть интерьеры особенные, авторские, мебель, светильники, почти всё проектируем сами под пространство:) Настоящее увлекательное творчество. Еще и стены расписываем и много чего. Вот вам и искусство.
03.08.2009 Поповский Чернову
Очень хороший ответ на мой вопрос. Я долго ждал. Значит любовь есть.
03.08.2009 А.Л.
Фимин проект - он не креативный, он НОРМАЛЬНЫЙ - токо это не наша норма. Нормальный современный, общепринятый сегодня в мире подход к архитектурному проектированию. У нас по другому. У нас "рояль" - норма. Примерно также, как "рояль" был нормой в потреблении спиртных напитков в России лет 17 назад. )))
03.08.2009 Мусиенко Чернову с вопросами...
Возможно и так, кто что лучше знает, тот то и судит... Вот я дизайнеров. Соответстно, и достаю из рукава как козырные карты... Креатив...креатив...что он есть такое? Где брать креатив? Что есть архитектурный креатив? Вообще, в Новосибирске он по-твоему случается? Можно ли проект Ефима Фрейдина в рейтинге назвать креативным?
Страницы: 12345678910всего страниц: 28
Каталог
Дизайнеры
интерьера
Чернов Андрей
Чернов Андрей
Все дизайнеры
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

АРХИТЕКТУРА   ДИЗАЙН   ДЕКОР   ДИСПУТ   БЛОГИ   НОВОСТИ   КОНКУРСЫ   ДИЗАЙНЕРЫ   ВИТРИНА   ОБЪЯВЛЕНИЯ    ПОДПИСКА    АРХИВ    КАРТА САЙТА    РЕКЛАМА   
При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ