Главная / Диспут
История советской архитектуры
30.08.2004 ДХ
АЛ. Если население города до революции было 100 тыс, а после 1932 г. - 200 тыс., это вообще-то не обязательно значит, что то же самое население удвоилось. Интересно знать, сколько осталось из прежнего населения после революции, сколько было в году 1927 , до начала потрясений, сколько было из города выслано в связи с паспортизацией 1932 г, сколько репрессировано, сколько пригнано в 1929 - 1933 гг. Может статься, что население города сменилось несколько раз, а от доревыолюционных жителей осталось процентов 5. И что считать населением - всех строителей новосибирских предприятий первой пятилетки или только вольных? Вообще-то миграции советского населения - совершенно неизученная тема.
29.08.2004 А.Л.
Новониколаевск (Новосибирск) к 1917 г. насчитывал около 100 тыс. жителей. Увеличение населения, естественно, шло за счет приезжих: подавшихся в город крестьян, чиновников, переведенных в образованный краевой центр (Новониколаевск не был до революции губернским городом). В том числе и за счет ссыльнопереселенцев, среди которых был и Гордеев, и один из авторов Оперного Т.Бардт.
25.08.2004 АСА
Этот предмет Невзгодин изучал. По нему - в 1928 этих двоих"направили"" в Сибирь после окончания МВТУ из-за чисток. Оба - с "неправильным происхождением". Гордеев вообще был прикреплен к соответсвующему отделу ОГПУ (оттого и комплекс "Динамо"и дом политкаторжан, да и все такое прочее ). Официально, разумеется - "по приглашению профессора Коршунова" (который в МВТУ преподавал). Тургенев в 1933 в Москву вернулся (и стал профессором МАРХИ), а Гордеев маялся с туберкулезом (не климатило), но почему-то не уезжал (наверное, все-таки - не разрешали насовсем в Москве поселиться, хотя на проектирование Оперного отпустили). Да так и помер здесь в Сибири в цвете лет (по-моему ему около 45 было)
25.08.2004 Поповский
Есть ли документальные подтверждения по ссылке Тургенева и Гордеева? Ещё в советское время я беседовал с племянницей Тургенева с "намёками", но она не подтвердила, хотя можно понять почему.
25.08.2004 Поповский
Скорее градостроительные схемы
25.08.2004 Поповский
Очень возможны ошибки.
24.08.2004 АСА
"Пригнанными" можно считать и Гордеева с Тургеневым (внук того самого) - авторов много чего в Н-ске.
24.08.2004 ДХ
А дома действительно Мая или только градостроительная схема? Странно, что в статьях и книгах про Мая упоминаются и даются картинки построек в Магнитогорске, Сталине, но не в Новосибирске. И кстати, градостроительные проекты Мая для Новосибирска тоже не встречал опубликованные.
24.08.2004 Поповский
Осталось и есть. Соцгород при Сибкомбайне. Я был в Новокузнецке и видел абсолютно анологичную застройку. Кстати, в Новосибирске сегодняшние жители не любят своё жилище, но некоторые из них горды причастностью к этим домам именно Э.Мая. Среди "пригнанных" был московский архитектор В.С.Масленников, один из авторов 100-квартирного дома на Красном проспекте, получившего Гран-при в Париже. Причина - его брат, знаменитый российский изобретатель и авиатор, также сначала сосланный в Сибирь, а затем расстрелянный. Примечательно, что он лишь короткое время был и.о.доцента при Сибстирине, но жил и умер всё-таки в должности старшего преподавателя. Есть интереснейшие документы в архиве Сибстрина.
24.08.2004 ДХ
Вот еще любопытная информация. Вальтер Швагеншайд, архитектор, один из основных ассистентов Мая описывает как в 1931 г. они всей группой поехали в Сибирь, осмотрели гигантскую территорию от Новосибирска до Кузнецка, спроектировали по дороге шесть городов. Цитата: "Сначала мы побывали в Новосибирске, сейчас это одна гигантская деревня с деревянными домами (избы? бараки? -ДХ) на приблизительно 200 тыс. жителей. Мы проектируем вместо этого один город , точнее несколько городов-спутников (Trabantendtädtе) на 800 тыс. - 1 млн". (письмо от 9 марта 1931). Интересно, что-нибудь от этого поектирования осталось? Волтерс, видевший Мая в Москве в 1932 г. ехидно писал, что он "закатившаяся звезда". А победители - некие американцы, над которыми Волтерс издевается еще сильнее. Кстати, именно Швагеншайд пригласил Лаутера, своего бывшего студента в группу Мая. Возможно, что его рисунки относятся частично к этому путешествию с Маем, не только к путешествию с Волтерсом весной 1933. И еще интересно, 200 000 населения Новосибирска в 1931 - сколько из него собственно местных жителей, а сколько пригнанных и завербованных под угрозой голода? Для сравнения - в Магнитогорске было в это время 160 000, а он строился вроде бы на совсем пустом месте.
24.08.2004 АСА -ДХ
Спасибо за уточнение, принято к сведению
24.08.2004 ДХ
АСА и Ложкину. Выяснил случайно, что автор рисунков к книге Вольтерса Heinrich Lauter, архитектор из Аахена, работал в группе Мая с 1931 по 1933 г. Проектировал социалистические города. Они с Вольтерсом вместе путешествовали по Сибири и Туркестану.
23.08.2004
Люди!!!! Чевой-то вы не по теме. Дашута давай в ОБМЕН ОПЫТОМ или куда подальше.
23.08.2004 Дашута.
А вот я себя не люблю. Ближних даже больше. Еще хотела спросить, когда делаю проект, можно сказать болею им, мысли только о нем, отвлечься и расслабится не могу, крыша едет. Это нормально? Как у остальных?
23.08.2004 Поповский
Возлюбить ближнего надо как САМОГО СЕБЯ и только тогда будет польза, прочность и красота. Но это не первая заповедь...
22.08.2004 ближние
полностью одобррям-с и поддерживаем-с
22.08.2004 Архитектурный Поп(овский)
Так возлюбите ближнего своего,во имя Пользы Прочности и Красоты, Аминь
22.08.2004 Поповский
Основа внутренней гармонии - любовь. Именно она превращает профессионала в творца
22.08.2004 Поповский
Кстати я ничего не имею против, чтобы самому сгнить для прорастания будущего. Мне это не обидно. Хотя бы такая польза...
22.08.2004 Поповский
Рассуждайте конкретно, работайте в собственном стиле, оценивайте со своей точки зрения, верьте в Бога, будьте эстетом, не забывая об этике, и сегодняшний день наградит Вас надеждой, что будущее Вас не обидит. Вас будут судить только по делам Вашим. Успехов и доброй работы всем...
22.08.2004 Поповский
Польза, прочность, красота.
22.08.2004
Поповскому. Каков Ваш рецепт архитектурного творчества и внутренней гармонии в этом творчестве? Такое творится с той же поймой Каменки. Что делать?
22.08.2004 Человек старой закалки.
Интересное сейчас время. Без конкретных суждений, без стиля, без оценок, без веры, без эстетики, без надежды... В чем силы черпать? В том, что будущие поколения сами разберутся, у них будут другие желания, а мы сгинем как навоз для прорастания будущего. Какого будущего? Светлого?
21.08.2004 Поповский
Оперный театр в Новосибирске с плохой акустикой, но большой и красивый возник в продолжение наших традиций не стреляющей царь-пушки, не звонящему царь-колоколу (ну, очень большими) или храму Василия Блаженного (ну, очень красивым), в котором практически христианские службы проводить невозможно. Этот перечень можно продол-жить: храм в Коломенском (тоже весьма трудный для служб) – в честь рождения цесаре-вича, Исаакиевский собор «под католиков», на золочении купола которого погибло более 50 человек ( несмотря на древний христианский обычай, когда при хотя бы одной смерти во время сооружения храма стройку прекращали). А дома-коммуны политкаторжан - сим-вол освобождённой новой жизни, именно в этих домах больше всего было сталинских арестов. Мне кажется, что, прикрываясь «измами», Россия так и не может длительно вы-ползти из феодальных отношений. Как для Петра народ был «сволочью» (так называли людей, которых «сволакивали» с насиженных мест в Петербург), так и для Сталина народ был той же «сволочью», поэтому уже «сволакивали» целыми народами. Оперный очень большой театр и очень парадный. Надо отдать должное народу, который всегда посещал этот театр, а также артистам, сделавшим этот театр известным на весь мир. Хотя балет продвинулся в Оперном больше (меньше требований к акустике). Вообще-то величина, красота (парадность) - это и есть критерии оценки "властителей" всех времён и народов. Здесь не до смысла. Об этом же иронично замечал Виолле ле Дюк в своих «Беседах об ар-хитектуре»: « В преддверии собора св.Петра в Риме Бернини поместил конную статую императора Константина, который приказал повесить своего тестя, удавить своего шури-на, зарезать своего племянника, отрубить голову своему старшему сыну, запарить до смерти в бане свою жену… Поистине красный лев, высеченный над входом в жилище варвара, более соответствует принципам искусства, чем статуя Константина, помещённая в преддверии христианской церкви». А вот ещё. В переводе «эрмитаж» – хижина отшель-ника, и именно потому в С.-П. царствующим особам всегда казалось тесноватым и скром-ным жилище предшественника. Оперный возник вследствие провинциального комплекса столичности и желания показать Западу, что это НОВАЯ советская Сибирь. Примерно та-кой же «провинциальный» комплекс перед Европой длительное время имели Россия и США (Россия сейчас к Европе добавила ещё и США, и Японию). Именно это стало сти-мулом создания Санкт-Петербурга с пригородами – воплощение русской мечты превос-ходства перед Европой. Но на самом деле, для России Петербург стал театральной деко-рацией загораживающей истинную русскую жизнь, о чём ещё писал Андрей Белый. Мы не успевали «не догнать», не тем более «обогнать» и этот факт провоцировал возникнове-ние гигантских и шикарных объектов, как результат «точечной» победы как царской, так и советской России. А ныне – это уже традиционная политика постсоветских чиновников. Поэтому для государства снос гостиниц в Москве более привлекателен, чем улучшение жилищных условий, скажем, в г.Искитиме Новосибирской области. Хотя, что мешает Ис-китиму стать четвёртым Римом (а пятому, естественно, не бывать), я не знаю. Видно ещё не пришла соответствующая бумага из Москвы. Мне так и сказали на местном телевиде-нии, хорошо бы НАМ ВЛАСТИ ПОЗВОЛИЛИ ДЕМОКРАТИЧНО ЖИТЬ. Эту ущерб-ность, как ахиллесову пяту, всегда видели видные западные политики и журналисты. И метали туда ( в пяту) стрелы, вызывающий обиду и праведный гнев как у традиционных российских чиновников, так и у простых смертных. Ну, вот Никсон обозвал Новосибирск с Оперным (видно также «заботясь» о простых русских, как Вольтерс) "нищим в шляпе". Действительно, знаменитый сценический брандмауэр, как гильотина "разрезала" город на культуру и "некультуру". Перед Оперным - парадный регулярный парк, за Оперным дли-тельно существовали деревянные дома с петляющим между ними трамвайными путями. А далее знаменитая каменская Нахаловка. Сейчас там скверы, но абсолютно плохие. Удиви-тельно, но у нас теперь у новосибирцев в крови: пусть хибары, пусть нищета, лишь бы наш новосибирский символ – Оперный театр не затмила или испортила какая-нибудь по-стройка. Именно поэтому часть временных деревянных бараков успели превратить в па-мятники деревянного модерна. Вот подивились бы первые строители, узнав об этом! Стремительный рост города не позволял парадность "расширять", а только лишь "удли-нять" вдоль Красного проспекта. Если бы для новосибирцев, равно как и для всех россиян основным смыслом существования стало бы обустройство собственной жизни, а непо-нятный стыд или надуманная вина перед Западом, то мы скорее смогли бы жить лучше, а не провинцально «страдать»( в народе – «комплексовать») от критики Никсона и Вольтер-са. Забавно, что Нахаловку на Каменке при приезде Никсона «закрыли» огромными оформительскими щитами "рулевых коммунизма", а кортеж, везущий президента с жур-налистами, проследовал в этом месте с предельной скоростью. Не помогло. Американцы сразу после гостиницы прошли на Каменку, и, угощая конфетами, просили «каменских» детей вставать в лужи а затем фотографировали «советскую действительность». Так был создан репортаж о «советской Сибири». Поэтому при Хрущёве каменскую Нахаловку снесли с корнем и «замыли» песком на 20 метров. Но сегодня Нахаловка возвращается, только в ином обличие, в виде аквапарков, развлекательных комплексов и т.п. Удивитель-но, но маленькая часовня всё-таки перевесила символ Оперного театра, но это уже другая история… Ну, а Виолле ле Дюк писал в своих «Беседах…» в 1868г.: «…Нужно судить об искусстве независимо от законов, предрассудков и более или менее варварского состояния обычаев данного народа. Следует отказаться от выводов, что раз народ суеверен, фанати-чен, угнетён, его искусство обязательно ниже искусства народа свободомыслящего, про-свещённого и хорошо управляемого. Тогда можно изгнать из языка банальные формулы, вроде «искусство эпохи варварства», потому что искусство эпохи варварства может ока-заться выше искусства эпохи с высоко развитой цивилизацией…» Понятное дело, но как тут не войти в соблазн создания «формул», описывая советскую архитектуру 30-х! На са-мом деле 200 будущих лет расставит всё на свои места. Помните, как в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» диктатор-меценат предлагал художнику сотрудничество, объясняя, что только они истинные ценители искусств? Вспомните, что ответил ему художник?..
20.08.2004 ДХ
ACA, картинки подписывал я сам, ориентируясь на содержание и названия глав. Так что может мост и по пути в Новосибирск. С портретом Мая связано какое-то недоразумение. Я его пару раз встречал в немецкой литературе (современной) с подписью "Эрнст Май как еврей". Эткуда эта чушь взялась - непонятно. Может приняли волосы (или шапочку) за кипу. Волтерс был соучеником Шпеера и занял видное положение при нем. Издавал его книги, хотя занимался в основном градостроительством. Видимо, его поэтому автоматически приписали к антисемитам, хотя книга ни малейших оснований к тому не дает.
20.08.2004 АСА
Ложкин все получил, только молчит как партизан. Вчера посмотрели - занятно. Мост на картинке, подписанной Новосибирск совсем не новосибирский ( даже приблизительно). А в общем - рисунки забавные, особенно портрет Мая
19.08.2004 ДХ
Александру Ложкину. Я послал Вам вчера картинки к Вольтерсу. Удалось открыть?
17.08.2004 ДХ
Александру Ложкину. Спасибо большое. Рисунки к книге Вольтерса перешлю в самое ближайшее время. Буду крайне благодарен за материалы о театре. Я специально им не занимаюсь, но в общей картине советской архитектуры 30-х пректирование Новосибирского театра одно самых интересных событий. И объясняющее многие другие.
17.08.2004 Александр Ложкин
Дм. Хмельницкому. Было бы замечательно, если бы Вы смогли переслать рисунки Вольтерса нам - попробуем опубликовать их в журнале ПРОЕКТ СИБИРЬ. Может быть с той самой статьёй? E-mail prosib@cns.ru. Кроме того, попробую найти в архиве электронную версию и переслать Вам статью В.Пивкина о Т.Бардте - одном из авторов новосибирского Оперного - мы печатали её несколько лет назад. Что же касается издания книжки - если она впишется в формат журнала, то возможно и получится опубликовать её, м.б. частями... С публкацией её в виде отдельного издания сложнее. У меня лежит исправленная рукопись книги С.Н.Баландина об Оперном, подготовленная им незадолго до смерти, а в музее НГАХА - более сотни фотографий периода строительства, но изыскать средства на публикацию пока не удаётся.
15.08.2004 ДХ
АСА, спасибо, но боюсь, что в ближайшие годы до Новосибирска вряд ли доберусь. А граница между наукой и журналистикой весьма размыта. Это даже хорошо, что журналист, а то ученые часто писать не умеют. Если серьезно, то такую стаью можно где угодно опубликовать и будет огромная польза всем. Вы ее, собственно, уже написали, осталось только отредактировать и ссылками оформить.
Страницы: 1234567всего страниц: 7
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

АРХИТЕКТУРА   ДИЗАЙН   ДЕКОР   ДИСПУТ   БЛОГИ   НОВОСТИ   КОНКУРСЫ   ДИЗАЙНЕРЫ   ВИТРИНА   ОБЪЯВЛЕНИЯ    ПОДПИСКА    АРХИВ    КАРТА САЙТА    РЕКЛАМА   
При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ