Главная / Диспут
История советской архитектуры
06.10.2004 ДХ
Добыл в библиотеке книжку "Новосибирск 1893-1993". Мэрии там к сожалению не нашел, но бросилось в глаза, что и облиисполком и стоквартирный дом - подражание Щусеву. Облисполком - Наркомзему, дом - гостинице Москва. Снимки правда не очень. Это действительно так?
06.10.2004 А.Л.
Кстати, еще более любопытная "история с реконструкцией" произошла со зданием Промбанка в Н-ске. Единственную конструктивистскую постройку Гольца (!) перед войной начали надстраивать - естественно, "творчески осваивая наследие". Не успели. Здание более 15 лет стояло в очень странном виде: первые три этажа - конструктивизм, сверху два этажа "неоклассики" в голом кирпиче. Закончили реконструкцию лишь в 1954 г. по проекту новосибирских архитекторов Добролюбова и Кузьмина. Сейчас здесь мэрия.
06.10.2004 A.Л.
Чуть позже (нет времени) выставлю на страничке архиклуба проекты "оформления фасадов" вокзала разных периодов. Но надо заметить, что реконструкция непостроенных еще фасадов и секвестирование объемно-планировочной схемы шло параллельно. В отличие от Оперного здесь не было принципиальной переделки функционального решения (театра нового типа - в традиционный оперный) а было лишь банальное отсечение частей проекта с целью экономии денег.
06.10.2004 ДХ.- А.Ложкину
А как выглядел процесс видоизменения фасадов вокзала? В смысле стилистики.
06.10.2004 А.Ложкин - не прошедшее вчера сообщение
Мне приходилось видеть архивные материалы по строительству вокзала. Действительно, в проектировании поучаствовали чуть ли не все архитекторы, работавшие в то время в Новосибирске. Более того, было очень серьезное противостояние между заказчиком (железной дорогой) с одной стороны и "архитектурной общественностью" и городскими властями с другой по вопросу о том, каким быть вокзалу. При всем том, что новосибирский вокзал и сегодня остается одним из крупнейших в России, планы строительства были реализованы едва ли наполовину. Не был осуществлен гигантский конкорс над путями построенный маленький конкорс-переход дополнялся симметричным со спусками на перроны, волошинская арка продолжалась над путями, под ней был зал ожидания), гостиница (справа если смотреть с площади) должна была быть гораздо выше. Интересно, что при реконструкции 90-х гг. гостиницу хотели надстроить до проектной высоты, но выяснилось, что стены и фундаменты не смогут держать дополнительную нагрузку. Мне кажется, что взрывать могли фундаменты неосуществленного конкорса. Интересно также, что при реконструкции 90-х повторилось противостояние железнодорожников и архитекторов с городскими властями: первые настаивали на более радикальной реконструкции внешнего и внутреннего облика, вторые требовали сохранить исторический облик памятника.
05.10.2004 Поповский
Следует учесть, что в 1932 г. кратковреманно Б.А.Гордеев занимал должность городского архитектора. Если анализировать, то скорее всего основные авторы Б.А.Гордеев с А.Д.Крячковым (как раз центральная часть). Была статья, что арка стала непрямоугольной по своеволию инженера Никитина, что вызвало у академистов гнев. По-гордеевски она должна быть прямоугольной. Могу ошибаться.
04.10.2004 А.Л.
увы, не проходят длинные сообщения
04.10.2004 А.Л.
При всем том, что новосибирский вокзал и сегодня остается одним из крупнейших в России, планы строительства были реализованы едва ли наполовину.
04.10.2004 А.Ложкин
Мне приходилось видеть архивные материалы по строительству вокзала. Действительно, в проектировании поучаствовали чуть ли не все архитекторы, работавшие в то время в Новосибирске. Более того, было очень серьезное противостояние между заказчиком (железной дорогой) с одной стороны и "архитектурной общественностью" и городскими властями с другой по вопросу о том, каким быть вокзалу
04.10.2004 Патриот родного города
Поосторожней насчет дохлых арок! Триумфальных...
03.10.2004 ДХ - Поповскому
Такое изобилие авторов фасадов (одной дохлой триумфальной арки) означает скорее всего, что никто не автор. Что был какой-то большой начальник, который авторов насиловал, пока не утвердил нечто, ему понравившееся. Может быть и Каганович. Это обычный методов творчества в сталинской системе проектирования. Самое интересное, мне кажется, в этой ситуации - отловить момент введения классицизма в обязательную практику. Декабрь 1931 г. - вроде бы рано. Логично было бы - в марте 1932 (28 февраля -объявление результатов конкурса Дворца советов). Но может быть на места решение спустили раньше?
03.10.2004 Поповский
Вообще в Новосибирске есть много интересных перевоплощений конструктивизма, скажем, в "творческое осмысление наследия". Причём многие "переходные" объекты весьма интересны с т.з. стилистических подходов в "оформлении", как тогда говорилось, фасадов.
03.10.2004 Поповский
Вы можете мне не верить, но всегда, когда я бываю на вокзале, я ощущаю дух НКВД, КГБ и т.д. Есть что-то мистическое, запутанное в этом объекте, причём последняя реконструкция так и не решила проблему удобств для пассажиров, а даже, наоборот. Помните, у Ильфа и Петрова главу о рогатках и закрытых парадных дверях. Представьте, огромнейший вокзал, практически имеет сегодня два входа со стороны города, главной по пешеходному потоку стала второстепенная лестница и т.д. Хотя, быть может, это мой негатив от ситуаций, когда я опаздываю на поезда. Такую же историю имеет и генплановское развитие привокзальной площади.
03.10.2004 Поповский
Изминения были внесены по инициативе треста Сибстройпути, и это стало началом отхода от конструктивизма. (решение гор.планировочной комиссии 26.12.1931). Функциональная схема Волошина практически не реализовалась, что привело только к худшему решению (поверьте, я раз в две недели являюсь тем, кто это испытывает). Авторы фасадов: А.И.Лоскутов, М.П.Клековкин, Б.П.Савельев, И.С.Персиков, К.И.Митин, Я.Е.Кузнецов, А.Д.Крячков (консультант) при общем руководстве Б.А.Гордеева, С.П.Тургенева, Б.А.Биткина (1933-37гг.) Стиль "ар-нуво". Кроме того в проектировании планировок участвовали ещё и Н.Ф.Фукин, В.А.Добролюбов, С.А.Платек. Единственно, что осталось от Волошинова - арочно-сводчатое перекрытие, которое по вине новосибирцев стало абсолютно декоративным, так как был утрачен сам функциональный смысл, выраженный в девизе проекта Волошинова: "прямое движение"
03.10.2004 ДХ
Каганович был в 1934-35 гг. руководительем транспортного отдела ЦК, а с 1935 - нарком путей сообщения. Самый главный их начальник. Скорее всего именно он проект и утверждал.
02.10.2004 Поповский
В Новосибирске витают легенды, что к строительству вокзала "приложил" руку Каганович, тем более его именем назывался тогда железнодорожный район. В частности, была уменьшена высота северной башенной части. Сведения не проверялись. Но подрывы фундаментов описаны в статье "вокзал Новосибирск-Главный" в энциклопедии "Новосибирск", изданной в 2003г. Автор статьи С.Н.Баландин. Там достаточно подробная информация о проектировании и строительстве.
02.10.2004 АСА
цитата из книги С. Н. Баландина "Новосибирск. История градостроительства 1893-1945". Там же есть изобр. киевского проекта (1 шт). Есть и другие источники, но они сейчас не под рукой.
02.10.2004 ДХ
АСА, спасибо! А откуда цитата конкретно? Насчет взрывания первых фундаментов – видимо, точно. Это было до Волтерса. Второе взрывание - вероятно, если успели что-то сделать до лета 1932 г. Судя по всему группа Гордеева проектировала в весьма мучительных условиях. И очень интересно, на какой стадии конструктивистский проект начал превращаться в сталинский. Бархин И Гринберг - конструктивисты, но осенью 1932 г. конструктивизм уже был запрещен для применения. Гринберг из-за этого отказался от работы над театром. Волтерс, к сожалению, не пишет, почему проект зарубили. Никогда не видел опубликованных первых вариантов проекта – Волошина, киевского, Гордеева. И интересно кому принадлежит окончательный проект фасадов.
02.10.2004
Забыда добавить - вокзал возводился в 1932-39гг
02.10.2004 АСА
Судьба вокзала действительно повторяет судьбу театра. Цитирую С.Н. Баландина: На Всесоюзный конкурс эскизных проектов Н-ского вокзала, организованный МАО (Мос. Арх. Общ-во) в 1929 г поступило 45 проектов, 12 из которых было премированы. Певая премия – проект арх. Н.Г. Волошинова. Но в июле 1930 года на выставке в Н-ске он подвергся резкой критике. Комиссия отметила недостаточную алощадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения, удаленность камер хранения от входов. К тому же высказывалось неудовлетворение «архитектурным оформлением здания» (сооружение в проекте «скорее походит на конструкцию коробки для производственных зданий», чем для пассажирского вокзала.) Дальнейшая разработка эскихного проекта Волошинова поручена киевскому отделению Гипротранса, где он претерпел значительную трансформацию. По рабочему проекту из Киева и были заложены фундаменты вокзала. Вскоре монолитные ж\б рамные конструкции, плоские крыши и вообще архитектурный облик вокзала вызвали сомнение у технического руководства «Сибстройпути». Архитектору Борису Гордееву (тому самому ссыльному) поручили составление коррективного эскизного проекта, который по готовности подвергся экспертизе архитекторов Г.Б. Бархина и А.З. Гринберга. Они не только рецензировали проект, но и предложили т.н. «схему А», по которой Сибирское отделение Стандартгорпроекта составило окончательный проект вокзала на 4 тыс. пассажиров. \\\\ Что касается неоднократного взрывания фундаментов – что-то сомнительно… (хотя чего тогда только не было)
02.10.2004 ДХ
Продолжение:......Волтерсу поручили дорабатывать детали второго проекта, но он отказался. Во-первых, потому что первый нравился больше, во-вторых, потому что видел во втором такие ошибки, которые должны были привести к плной переделке. Возник производственный конфликт. В результате Волтерсу поручили экспертизу второго проекта. Потом он занимался проектированием двух поселков - Института железнодорожных инженеров и просто рабочих-железнодорожников. Какие-то общежития «имеющие отдаленное сходство с проектами» успели к началу 1933 г. построить. История с вокзалом очень похожа на историю с театром. Возможно, что и участники те же. Один из профессоров, вероятно, Щусев. Кто-нибудь знает подробности эпопеи? Из интернета ничего толком вытянуть не удалось.
02.10.2004 ДХ
Продолжение почему-то не проходит.
02.10.2004 ДХ
Вычитал в книжке Рудольфа Волтерса любопытную информацию. В ноябре 1932 г. Волтерс был послан в командировку из Новосибирска в Москву утверждать проект вокзала (11 или 12 по счету). Автор проекта (которого Волтерс не называет) сам поехать не мог, поскольку был ссыльным. Проект был зарублен «двумя московскими профессорами», что начальство Волтерса вовсе не удивило и не обеспокоило. Есть предыстория. Сам Волтерс приехал в Новосибирск в мае 1932 г. собираясь проектировать вокзал (защищался на эту тему). На месте узнал, что проектировать нечего, так как проект готов. Причем уже второй. Первый сделанный в Киеве в 1930 г. был отменен, а начатые фундаменты взорваны. По словам Волтерса, этого добились архитекторы Новосибирска, которым проект не нравился. Впрочем, такая же судьба ждала и фундаменты второго проекта.
02.10.2004
Tecт
02.10.2004
вроде, работает
02.10.2004
тестовая запись
31.08.2004 Поповский
Фотографии начала ХХ века, равно как и статистические справочники отражали действительное. С 1927 года всё начали поправлять и "подкрашивать", а к 70-м начали стыдиться документальной действительности и прибегали к прямой фальсификации фактов. Например, в новосибирской книге "Улицы расскажут вам..." во втором тираже ( 20000 - 40000 экз.) были заменены фотографии частного сектора, опубликованные в первом тираже (1-20000 экз.) на другие с каменным строениями. Я являюсь одним из коллекционеров антикварных и вообще открыток о Новосибирске. Если "разложить" открытки по годам, то чётко видно, как общество относится к отражению действительности. Мне кажется, что публикация документов без комментариев тоже бы помогла поразмыслить "без подсказок" любому интересующемуся историей человеку.
30.08.2004 нестоляров
сходите на сайт sibdesign.ru. Там висит фоторепортаж о реконструкции, есть и общий вид театра
30.08.2004 Не новосибирец.
Как выглядит новосибирский оперный? На самом деле интересное здание или только с исторической точки зрения?
30.08.2004 АСА
Из справочника «Весь Новосибирск» (1928 год издания) данные по населению: 1983 – 764 чел 1897 – 7 832 ( естественный прирост 1.9% - 150 чел, механический – 27.4% - 2154 чел. Всего за год 29.3% -2304) 1907 – 47 000 (естественный прирост 1.9% - 900 чел, механический – 6.8% - 3200 чел. Всего за год 8.4% - 4100) 1917 – 69 828 (естественный прирост – 1.2% - 857 чел, механический – 1.4% - 1000 чел. Всего за год 2.6% - 1857) (в последствии гражданской войны население города в 1920 сократилось до 67 000 чел) 1927 – 120 771 (естественный прирост 1.5% - 1811 чел, механический – 10.3% - 12 418 чел. Всего за год11.8% – 14 229) – хорошо видно, как механическим путем резко увеличилось население в связи со статусом краевого центра. а дальше самое интересное. Даются расчетные цифры: 1937 – 370 000 (естественный прирост 1.9% - 7 030 чел, механический – 8.4% - 29970 чел. Всего за год 10.7% - 37 000) 1947 – 780100 (естественный прирост 2.0% - 15602 чел, механический 2.7% - 20 798 чел. Всего за год 4.7% - 36400) 1957 -1073900 (естественный прирост 2.0% - 21478 чел, механический 0.1% - 978 чел. Всего за год 1.9% - 20 500_ 1967 – 1198900 (естественный прирост 2% - 23978 чел, механический 1.7% - 20 178) В 1928 году в Н-ске проживает 150 000 человек - 1.5% населения Сибири. 15% жителей в возрасте 30-39 лет. В преобладающем количестве город растет за счет сельского населения – 57%. Наибольший процент оседания в городе самодеятельного населения идет за счет чернорабочих (42%), строителей (25%), прочих рабочих (11%). Поразительно, что при составлении генерального плана Новосибирска еще в 1925 году проф. Коршунов принял следующую динамику роста населения города 0 1942-500 тыс, 1972 – 1 млн 350 тыс. – и она в точности подтвердилась ( хотя в этом плане не могли быть учтены такие факторы «роста» населения как репрессии 30х, ВОВ, Академгородок 60х).
Страницы: 1234567всего страниц: 7
Каталог
Дизайнеры
интерьера
Кужелев & Будникова
Кужелев & Будникова
Все дизайнеры
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

АРХИТЕКТУРА   ДИЗАЙН   ДЕКОР   ДИСПУТ   БЛОГИ   НОВОСТИ   КОНКУРСЫ   ДИЗАЙНЕРЫ   ВИТРИНА   ОБЪЯВЛЕНИЯ    ПОДПИСКА    АРХИВ    КАРТА САЙТА    РЕКЛАМА   
При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ