Главная / Диспут
История советской архитектуры
15.08.2004 АСА
Я журналист, а не ученый и лишь компилировала доступный мне материал - по Баландиным, Пивкину, Ромму, тому же Чибрякову (очень занятный человек - у него есть теория, что Н-ску не 100, а 300 лет - излагает факты, но все равно мало кто с этим может согласиться). Главным исследователем истории строительства все-таки является Сергей Николаевич Баландин, но он, к сожалению, умер в январе этого года. Приезжайте в Н-ск - сами все напишите (а с литературой и ссылками - помогу). Ей-богу, Большой театр Сибири и его история этого заслуживают.
15.08.2004 Д.Х.
АСА, в Архитектуре СССР №3 1989 была статья Б.Оглы и Г. Чибрякова "Большой театр Сибири". Гораздо менее информативная, чем ваши заметки, и совершенно советская по форме и мыслям. Но приходилось пользоваться ею, за отсутствием другой информации.
15.08.2004 ДХ
АСА, а Вы не хотите то, что Вы рассказали о строительстве театра превратить в статью и опубликовать. Со всеми предположениями, гипотезами и правильно оформленными ссылками? Насколько мне известно, таких подробных описаний процесса проектирования ключевых сталинских зданий просто не существует. А это безумно интересно и очень многое может прояснить. Введете в научный оборот массу полезной информации и дадите возможность на Вас ссылаться. Сейчас, например, при всем желании невозможно сослаться при случае на обмен мнениями в гостевой. А это было крайне полезно. Ну например, если вспомнить еще , что параллельно Щусев руководил такой же скандальной переделкой гостиницы Москва, и деталей почти совершенно не известно.
15.08.2004 ДХ
АСА, спасибо, очень интересно. Я в берлинской библиотеке нашел только одну книжку Баландина и одну Пивкина и обе совершенно не по теме, к сожалению. Я думаю, что связь между Дворцом советом и Новосибирским театром есть в том смысле, что если до до 32 г. речь шла о гигантском, но театре, то изменилась функция. Строили что-то вроде уменьшенного варианта Дворца советов и шпееровского Гроссехалле. То есть место для встречи вождей и народа. Для театральных целей такие здания просто не нужны. Возможно, в отношении Новосибирска у Сталина были какие-то неизвестные еще планы. Может собирался сделать его третьей столицей, недоступной ни для каких нападений. Он вообще часто менял планы. Во всяком случае, театр достраивали во время войны, когда идея Дворца советов явно уже умирала в планах Сталина. Кстати, до войны Дворец вовсю строился и постороили бы, если бы не нападение немцев. О "конструктивной немощи" я слышал легенду, но никаких оснований считать ее обоснованной вроде нет. Сталин отказался от строительства явно по иным соображениям.
14.08.2004 АСА
это я была
14.08.2004
В 1929 году в Н-ске проводились месячники по сбору средств – «комсомольский гривенник» и «пионерский пятачок». Наверное трясли и предприяия с заводами, и «гнилую интеллигенцию».Эксплуатировался «энтузиазизм», тем более,что метод народной стройки был знаком – так в Н-ске в 1924г построили Дом Ленина (ТЮЗ, а ныне Филармония). рАзумеется – это было только начало. В более поздних документах встречается упоминание договоров Управления по делам искусств при СапСибКрайисполкоме и строительного управления ВКИ при СНК СССР с мастерской Моссовета. Как Вы думаете, может быть есть связь между проектом « Дворца советов» Иофана и торможением строительства театра бесконечными переделками в Н-ске? Ну а как стало понятно, что Дворца не построить (по конструктивной немощи. Говорят, даже НИИ «Рука вождя» создавалось для расчета руки-консоли), снова деньги пошли на Н-ск?
14.08.2004 АСА
В 1928 году создан комитет содействия строительству (Комсод) с представительством в Москве, которое осуществляло связь с московскими проектировщиками. По просьбе Комсода профессор МАРХИ Гринберг составляет проектное задание и эскизное решение. 22 мая 1931 года заложен первый камень. Предполагалось, что строительство будет продолжаться 3-4 года – здание первой очереди.. Заявленная стоимость стройки – 5-6 млн.р. В 31 году был завершен нулевой цикл. К 33 закончили бетонировангие купола (вручную!!!). Главным архитектором строительства становится Б. Гордеев. Предстояло внутреннее оборудование, техническое оснащение, решение проблем акустики и оптики. В этом же году сменилась архитектурная мода -объявили конкурс на «обработку фасада». Объявили конкурс, но приняли не участвовавший в нем проект Гордеева., который дорабатывал проект в Москве во 2-й арх. Мастерской Моссовета под руководством Биркенберга В 1935 в Центральном дома архитектора в Мрскве состоялось расщиренное заседание-диспут – «Каким должен быть Советский театр», который открылся докладом Щусева о классических театрах Греции и Рима. Злобой дня стал а стройка в Н-ске – «гигантомания, никому не нужная кинофикация и механизация. К тому же срывались сроки ленинградские смежники, занимавшиеся акустикой и московские, разрабатывавщие механизацию. И опять же(я уже писала) творческие работники не смогли ничего представить в качестве достойного репертуара для такого театра – все нужно было писать-сочинять –придумывать именно для Н-ска, так как больше в стране таких сценических площадок не было. В 1935 комиссия Наркомпроса запретила создание планетарно-панорамного театра, решили строить обычную оперу-балет (дороговато выходило).В 1936 утвержден проект реконструкции н-ского архитектора Гордеева , доделанный уже под неусыпным контролем Щусева все в той же 2-1 мастерской Моссовета. Стоимость строительства театра определяется уже в сумме 25 млн. рублей вместо нормируемых 12 млн, а готовностьвсего 30-32%. На переделке под оперу сэкономили 9 млн рбл. В 38 посадили Бардта (за шпионаж в пользху Германии), расстреляли начальника строительства инженера Полыгалина (за вредительство) В 1941 на строительство выделено 300 тыс.рбл. В здании разместились эвакуированные Третьяковка, Музей этнографии,, Ленинградские дворцы-музеи,и прочие, и даже скрипки Страдивари, Амати и Гвранери. А также куча проектных предприятий, складов, и несколько заводов. В 1942 (заметьте, ДО Сталинграда) театр включили в список первоочередных строек страны. (Я так думаю – это один из «запасных аэродромов Сталина» - не зря до сих пор ходят легенды про многоэтажные огромные подземелья и заложенные ходы, ведущие куда?). Конкретных указаний – кто платил в доступных мне сецчас источниках нет. Но там есть много чего интересного кроме и денег.
14.08.2004 АСА
Детали из той литературы и газет, о которых я уже писала. Просто у меня есть небольшая подборка по выдающимся зданиям , постоянно пополняющаяся. По поводу - кто кошельком тряс- надо посмотреть, на память - не помню. Если что найдется - выложу.
14.08.2004 ДХ
Пардон, Чернышев, а не Чернихов.
13.08.2004 Д.Х.
АСА, спасибо большое! А откуда все эти детали? У меня только одно соображение попутно возникло. В 1933 г. дискуссия о том, декорировать или декорировать проект Гринберга классикой могла формально проводиться, но приказ о строительстве только в классике уже был и шансов на успех у Гринберга не было никаких. Именно поэтому экспертами в Москве были Жолтовский, Гольц и чернихов, а не Веснины или Мельников. И еще вопрос - кто финансировал проектирование и строительство театра? Сначала и потом? Понятно, что деньги в конечном счете выдавала Москва, но через какую организацию? Ведь приказ достраивать театр во время войны мог дать только Сталин.
13.08.2004 АСА
Что касается «ломки». В 1933 на совещании по «архитектурному оформлению» здания Гринберг пытался свести его к минимуму, слив всю новую рекомендованную «красоту» (бюсты ударников, революционеров, вождей и партизан и протч.) в зеленый партер перед театром. А театр лишь облицевать естественным камнем. Гринберг убеждал комиссию, что в «натуре» здание этого театра-изобретения (Курилко с Бардтом получили на проект патент) будет гораздо сильнее, чем в проекте, и не требует украшательства. Скульптор С,Д, Меркулов предложил богато украсить и здание и площадь скульптурой вышеуказанной тематики. За «обогащение» были практически все местные архитекторы. А вот начальник строительства, инженер Полыгалин (который, собственно и разработал технологию возведения огромного купола – по причине отказа Гипростроя от этой работы и соответственно – ответственности) защищал проект Гринберга. Вегман (председатель «комсода») – просто маньяк строительства этого здания «в мировом масштабе» также высказался за очень простое оформление. Кроме «смутного архитектурного времени» сыграли роль и личные отношения Гринберга с экспертами - Жолтовский, Гольц и Чернышев высказались резко отрицательно и дали рекомендации на переоформление. В итоге Гринберг переругался и с соавторами «изобретения» - Курилко и Бардтом, которые предложили приделать к зданию скульптуру с пандусами, и с Меркуловым, настаивавшем на богатых барельефах по всему фасаду. Он даже отказался сдать чертежи для рассмотрения на заседании худ-техн. совета в мае 1933 года. А по поводу экспертов высказался вполне определенно: «В архитектуре было три эпохи: первая –классика, вторая – эклектика, третья – современная. Эксперт Жолтовский – за классику, Щусев – эклектик, я же делал все в современном стиле. Какое еще заключение от них можно ожидать?...» Закончилось все тем, что был объявлено конкурс на «кросоту». В котором Гринберг не посчитал для себя возможным участвовать. Ну и по поводу – куда девался профессор Гринберг? А куда девались люди в 38 году? Полыгалина, например, в этом же 38 году расстреляли – за вредительство на строительстве театра. Что стало с Гринбергом я не знаю, может ему повезло больше и он умер от туберкулеза, как архитектор Борис Гордеев (который был автором принятого проекта «реконструкции» в духе нового времени) Но это уже другая история…
13.08.2004 АСА
Идея сооружения «большого театра Сибири» возникла еще в самом начале 20х, когда в Н-ске открылся первый профессиональный музыкальный театр Сибгосопера ( до этого были любительские коллективы и гастролеры). Работал он тогда в здании бывшего Коммерческого собрания (ныне драмтеатра «Красный факел»). Так как оно было мало приспособлено к оперно-балетному формату, то сразу начали думать о перестройке-достройке, а с 1925 года (когда Н-ск стал краевым центром и начал активно отстраиваться) задумались над постройкой нового большого здания, и даже место ему определили – в самом центре Ярмарочной площади (где он теперь и находится). При этом в прессе шла острая дискуссия пролеткультовцев с «традиционалами» - «Какой театр нам нужен?» Первые напирали на «несоветское лицо» оперного репертуара, вторые –на достояние мировой культуры. Впрочем «поход против оперы» имел положительные стороны: читатели газет пошли в театр, чтобы иметь собственное мнение по этой проблеме, а «оперникам» пришлось особенно тщательно следить за качеством спектаклей, чтобы не отпугнуть новообращенных. В итоге – акт примирения - в 1928 создали комитет содействия строительству ДН и К ( в духе театров Пискатора и Мейерхольда) – чтобы как у Гропиуса было «все в одном стакане» и с «сибирским размахом». Тема широко обсуждалась в прессе и «народных массах». Инициатор создания комитета и его же председатель В.Д. Вегман (естественно старый большевик, партработник и журналист) придал дискуссии краевой размах – в театральную тему включились «горняки Кузбасса, рабочие «Кузнецкстроя и Сибкомбайна» и прочие интересующиеся научно-популярными и культурными темами... Начали собирать средства на строительство и поиски проектировщиков. Возможно, предложение поручить проектирование бр. Весниным, а затем и объявить всесоюзный конкурс на Новосибирский ДН и К принадлежала именно ему. По крайней мере, из всей предыдущей истории ясно, что идея строительства такого театра шла изнутри, а не возникла в недрах московских парткомитетов и архбюро. Там только утвержали-разрешали и организовывали конкурсы. В 1929 предложил свой эскизный проект Гринберг. В 1930 рассмотрели 5 конкурсных проектов для Ростова. В этом же 1930 в Н-ск приехал худ. Большого театра М.И. Курилко и прочитал несколько докладов о своей системе «теомасс. Все было с размахом и очень современно. Цена и трудности сибиряков не смутили.. Скрестив архитектуру Гринберга с идеями Курилко и эскизами Т.Бардта, приняли решение строить и уже оградили место строительства. Вот здесь и подключилась Москва… На спецкомиссии в 1931 проф. Марковников очень сожалел, что «проект предназначен для Н-ска, города, находящегося далеко от центра»… Однако решили все-таки строить, учитывая, что «город имеет американскую скорость разрастания и этим поражает всех, кто в нем бывал..». Приняли во внимание, что «такое решение еще не было осуществлено и не испытано в действии», и сочли возможным строительство «в виде опыта».
10.08.2004
Где Ложкин? Когда заседание Клуба?
10.08.2004 ДХ
АСА, у "татральной истории" есть, наверное, и другие корни. Где-то в 1930 г. прекратилось проектирование обычных клубов и началось проектирование гиганстких театров на несколько тысяч человек. Цель - не развитие театрального искусства, (его как раз как и прочие искусства гробили) а скорее создание мест для торжественных советских акций, съездов, собраний активов и пр. Место встреч вождей с доверенными из народа. Ну и для театрализованных представлений. Так сказать, Дворцы советов на местах. Таким был нереализованный Большой зал клуба завода Лихачева Весниных в Москве и пр. Поэтому особенно интересно, кто и при каких обстоятельствах предложил (и решил) строить один такой гигантский зал именно в Новосибирске. Почему вдруг именно там. При катастрофической тотальной нищете. Хотя она была всюду. И второе интересное (мне, как минимум) - как происходила стилевая ломка. Ведь за украшением Щусевым конструктивистского проекта Гринберга колоннами стоит масса страстей. Кстати и судьба самого Гринберга любопытна. Куда он делся? Кажется, был пофессором. Дата смерти - 1938 (по С. Хан-Магомедову)
09.08.2004
Писать не думая сложно, правда же? Так что или талантище нужен, или все-таки думать приходится, хотя бы над правописанием...
09.08.2004 Клубовцы.
На Ложкина не выступайте. Грудью защитим, амбразуры прикроем.
09.08.2004
Ложкин давно уже не думает. Он только пишет и Архиклубовцев по злачным местам водит.
09.08.2004 АСА
Я думаю, что в этой !театральной истории" кроме "архитектурных" катаклизмов большую роль сыграли и другие объективные моменты:стоимость строительства - она в несколько раз превысила планируемую (цифры есть в книгах, указанных ниже, просто искать сейчас лень). Народ начали сажать - "за вредительство" (об этом тоже много написано у Пивкина Владимира Матвеевича). Но это почему-то не помогло. Уж замахнулись, так замахнулись. А потом призадумались -где репертуар для Теамасс? И где та труппа, те оркестры, которые могут все это техническое великолепие проекта освоить. А тут и мода на архитектуру колизейную подкатила вовремя. Вобщем кого посадили, кто сам одумался, а кто и сразу был против. Так и вышел обычный театр (хотя и очень большой, с изьянами в акустике). Вобшем хотели как лучше, а получилось как красивше. А насчет книги и публикации рисунков - надо подумать совместно с Проект Сибирь (если конечно Ложкину это будет интересно). Обещаю передать, если он сам на сайте раньше не прочитает. - Ложкин, ты чего про это думаешь???
09.08.2004 ДХ
09.08.2004 АСА Спасибо большое за ичерпывающую информацию. Вольтерс действительно, видимо, имел в виду под "морем деревянных изб" новые, возникшие в результате индустриализации районы. Хотя, комнату свою он вроде бы получил в новом доме на Красном проспекте. Май вряд ли проектировал в Новосибирске. Волтерс встречался с ним в Москве и иронически описывал его тяжелое положение. Если бы тот что-то делал в Новосибирске, упомянул бы. Возможно, что "соцгородские" постройки - это сам Волтерс. Он ведь тогда был нормальным функционалистом и над приказом строить в классике издевался. Он упоминает иностранных специалистов в Н., но не архитекторов. В его железнодорожном тресте архитектором кажется был он один. Впрочем, весной 1933 г. в журнале "Die Neue Stadt" (орган СIAM) была опубликована в связи с дебатами о конкурсе на Дворец советов статья некоего вероятно немецкого архитектора, подписанная Х.Y-. Крайне ядовитая, по отношению к новой классической моде. Автор явно не хотел, чтобы в СССР его расшифровали. Может это сам Волтерс, но вряд ли. Кстати в книге Волтерса есть потрясающие рисунки, явно с натуры, его коллега по путешествию в Россию рисовал. Там и пейзажи Новосибирска, и новые дома... Может сделать публикацию одних рисунков? А книгу было бы замечательно издать. Она совсем небольшая. Если найдется желающий - я переведу. Кажется, у Волтерса, умершего в 70-е годы есть сын, тоже архитектор. Я все мечтаю выйти на него и выяснить, не сохранилось ли архивов от путешествия отца в Россию. А Новосибирский театр меня сейчас интересует в связи с процессом перевоспитания советских архитекторов в 1932-33 годах. Сталин явно дал команду строить по стране гигантские театры, а годом-двумя позже (весной 1932) дал приказ резко изменить стиль. Метаморфозы с проектами гостиницы Москва и Новосибирского театра в этом смысле самые показательные.
09.08.2004 Ю.Мусиенко
Юля, здравствуйте. Я тоже недавно вернулся из отпуска и , кажется, за последний месяц Вам ничего не писал.
09.08.2004 Мусиенко Ю.
Дмитрию Хмельницкому. (Извините, что вклиниваюсь не по теме.) Возможно, Вы мне писали по эл. почте. Но пока я была в отпуске, шло много спама, возможно, Ваше письмо затерялось в нем. Рада, что Вы опять в дуспуте. Если было от Вас сообщение, повторите, пожалуйста.
09.08.2004 АСА
Есть музей института - http://www.stu.ru/museum/ - там наверное могут ответить на Ваш вопрос. А по поводу вашей статьи "Специалист в Сибири" - о Вольтерсе- создается впечателение, что Вольтерс слегка "приукрасил" действительность (что касается "хаотичного моря деревянных изб " и т.д. Разумеется, тогда Новосибирск только становился городом. НО - ---1) по поводу хаотичности - --- еще В 1896 году межевщик Кабинета Кузнецов составил первый «регулярный» план поселения (каковыми были планы практически всех поселений-городов за Уралом). К 1912 году в городе существовало более 40 мелких кирпичных заводиков («сараев») и большой механизированный кирпичный завод. К 1917 году из кирпича и камня было построено не так уж мало: с 1896 года существовал большой собор, чуть позже появились купеческие особняки, в 1910х гг -«крячковские» 2-х этажные школы а-ля модерн(числом 12), реальное училище, Торговый корпус, Коммерческое собрание ( ныне театр Красный факел), Богородско-Глуховская мануфактура (Главпочтамт) - с ж\б каркасом, костел, Дом Инвалидов (Дом Офицеров). Ко времени приезда Вольтерса (1932) построены и новые здания – Сибревком, Крайисполком, Сибдальгосторг (консерватория), Дом Ленина, ДК Совторгслужащих (ДК Революции), здание Госучереждений (ныне архитектурная академия), Сельскохозяйственного техникума, здание Промбанка (нынешняя мерия), краевая контора Текстильсиндиката, Дворец Труда (водный ин-т), Сибкрайсоюз, Доходный дом (Центральная гостиница), поликлиника, жилые дома и кооперативы «Печатник», «Рабочая пятилетка», «соцгород» на левом берегу (подозревают руку Эрнса Мая- тоже немца), строился комплекс «Кузбассуголь», спортклуб Динамо, «Дом с часами», началось строительство «Стоквартирного» дома и оперного театра (перечисление не полное, но утомительное). Так что к 1932 году у города (по крайней мере, его центральной части) уже начало складываться вполне определенное «конструктивистское» лицо. Но на немецкого архитектора, видимо, большее впечатление произвели «нахаловки» в районе вокзала и Каменки. Разумеется, здесь необходимо учитывать, что он приехал из Европы, и все казалось ему еще более диким, чем россиянину, сосланному в Сибирь из европейской части страны.-----2) по поводу следующего пассажа - "Еще более дикой была ситуация с жильем. Самым роскошным жильем в городе были две современные трехкомнатные квартиры. В одной жил начальник военного округа, в другой — начальник местного ГПУ". ---- Один из первых многоэтажных жилых домов был построен в 1926 году на углу Красного проспекта и ул. Каинская как «общежитие» для служащих Промбанка. Трехэтажный дом заключал в себе 18 квартир в 55 кв. метров каждая. Второй – четырехэтажный дом с ж/б перекрытиями дом возведен в 1927 году на углу Урицкого и Трудовой. В нем было 25 (а не две!) трехкомнатных квартир с отдельными кухнями, водопроводом и центральным отоплением. Позднее построены жилые комплексы кооперативного и ведомственного жилья. )-------3) «В это время в Новосибирске началось строительство огромного театра, достроенного с большой помпой уже во время войны. Вольтерс замечает: «Здание театра было маленьким, уродливым и очень редко полным. Это не помешало государству начать строительство гигантского театра на 4000 человек. Неслыханное безумие, которое горько отомстит за себя». -----Если имеется в виду здание бывшего коммерческого собрания (театр «Красный факел»), которое тогда занимала «Сибггосопера», то уродливым его называть европейцу простительно. Конечно, красоты особой не было, но по сравнению с «морем деревянных изб»– по выражению самого Вольтерса – оно выглядело вполне респектабельно. Если же Вольтерс имеет в виду здание бывшего к/т «Пионер», где в те годы размещался ТЮЗ, то это более справедливо. И, тем не менее, театры в Новосибирске пустовали редко (Обэтом в книге В. Ромма можно почитать или в газетах тогдашних). Да и причины, побудившие «государство» принять решение о строительстве заключались вовсе не в прагматичных соображениях. 31 октября 1929 года местная газета «Советская Сибирь» известила читателей: «Правительство первого в мире социалистического государства решило построить в Новосибирске «новый театр» - Дом Науки и Культуры, с вложением в его существо новых принципов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, ибо строить театр по-старому, значит отказаться от него в ближайшие годы». Было решено построить самый современный, самый крупный театр в мире, символизирующий могущество и значимость советской Сибири. Политика такая была по воспитанию населения - раз, как версия - запасной "аэродром" в Азии никогда не лишний -два. И « именно это «безумное» здание стало архитектурным символом Новосибирска.------4) а вот по поводу следующего я совершенно согласна -"Вольтерса, судя по всему, люди интересовали больше архитектуры. Его забытая книга безусловно заслуживает быть переведенной на русский язык. У нее те же достоинства, что у знаменитой, появившейся почти на столетие раньше книги маркиза де Кюстина. Как и Кюстин, Рудольф Вольтерс сумел меньше чем за год увидеть и понять то, на что другим не хватало целой жизни." ----- Еще могу добавить, что это навязчиво повторяющаяся история: -русофильски настроенный западный человек, энтузиастически выступавший в печати с прорусских позиций, заручившись поддержкой чиновников и влиятельных особ, получает разрешение на путешествие по Империи с тем, чтобы написать (заведомо апологетическую) книжку. Он едет в Россию, потом возвращается и пишет, зараза, что все плохо, в тюрьмах сырость и телесные наказания, фасады не соответствуют задворкам, а энтузиазм масс на самом деле - результат террора. Вообще "идеологические туристы" - отдельная тема. В Германии в двадцатых-тридцатых годах вышли сотни книг о Советском Союзе. Рабочие на свои деньги издавали, на плохонькой бумаге. Потом в Германии начались свои социалистические эксперименты со всеобщей занятостью и дешёвой рабочей силой. И где были эти "туристы" тогда со своей правдой?
09.08.2004 Д.Х.
u_m, АСА, спасибо большое. Новосибирск далеко, пороюсь в библиотеке. Еще один вопрос, может кто знает. В 1932-33 гг. в Новосибирске работал немецкий архитектор Рудольф Волтерс, специалист по вокзалам. В книжке, изданной в 1933 г. в Берлине, он пишет что проектировал общежития для Железнодорожного института (?). Пара зданий были построены еще при нем. Интересно, что-нибудь сохранилось?
08.08.2004 u_m
История строительства представлена в экспозиции Музея архитектуры в Архитектурной академии, собранной С.Н.Баландиным / Красный проспект 38 / с уважением
08.08.2004 АСА
Существуют. Например книга Баландина С.Н. и Баландина В.С. "Новосибирск: что остается в наследство"; статьи В.Н. Пивкина - в разных изданиях; книга Валерия Ромма "...И зазвучала музыка" (Хроника сибирской оперы); книга М. Рубиной и И. Вершиноной "Новосибирский академический" и прочее. В библиотеках можно найти - ГПНТБ или Областной (в Новосибирске, разумеется, хотя, возможно, эти книги есть и в других библиотеках страны). Есть подшивки газет периода строительства - "Советская Сибирь" -например.
08.08.2004 ДХ
Вопрос к новосибирцам. Кто знает, существуют ли более или менее подробные публикации об истории проектирования Новосибирского театра. Начиная с самых первых проектов Гринберга. И описание метаморфоз происшедших с проектом. И откуда вообще взялась идея строить в Новосибирске тогда гигантский театр.
21.07.2004 NemetZZZ
Ничего ...все мы немного странные .... и психиаторы это знают ......
28.05.2004 Хи-Хи!
Один взгляд, «горящий» за своё счастье, другой «горящий» - за чужоё (всеобщее). Ну а тусклый взгляд, вообще, больной. ( Вы ж специалист, профи!) Однако, я любимая пациентка, спасибо, Доктор за заботушку! До встречи на сайте.…. Всем счастливо оставаться!
27.05.2004 Доктор Вл. Закатандер
Горящий взор и отличает нациста - от патриота, фанатика - от религиозного, свободу - от вседозволенности. А там, глядишь, и клыки режутся, где взор горит, а , Хи-Хи?
27.05.2004 Хи-Хи! - Д.Х.
Д.Х., мы что тут, на этом форуме, в прятки играем, я не понимаю. Пальму первенства Русского Авангарда я не оспаривала. Вся моя версия изначально была посвящена ТОЛЬКО Советскому Русскому Авангарду. И где у меня отсутствуют перед «конструктивизмом» и «авангардом» слова «Советский» и «Русский», стоит это подразумевать. Версия от этого не меняется. Стоп! А может, и не было его вовсе, этого Советского Русского Авангарда? Никто его не рожал, а ,следовательно, и не убивал? Просто «это общеевропейское явление» зашло к нам случайно, а у нас бац! - и революция. Ну, Оно извинилось, да и вышло себе потихоньку. А мы тут пыль раздуваем, понимаешь ли!
Страницы: 1234567всего страниц: 7
Каталог
Дизайнеры
интерьера
Князев Сергей
Князев Сергей
Все дизайнеры
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

АРХИТЕКТУРА   ДИЗАЙН   ДЕКОР   ДИСПУТ   БЛОГИ   НОВОСТИ   КОНКУРСЫ   ДИЗАЙНЕРЫ   ВИТРИНА   ОБЪЯВЛЕНИЯ    ПОДПИСКА    АРХИВ    КАРТА САЙТА    РЕКЛАМА   
При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ