Главная / Диспут
История советской архитектуры
28.12.2004 123
найдите мне что нибудь про реставрацию сталинградского медицинского института после войны
23.12.2004
Всё круто!!
23.12.2004 ДХ - Александру Ложкину
Александр, я послал Вам письмо.
20.11.2004 ДХ-AЛ
ОК. Я не тороплюсь, еще неизвестно когда займусь расшифровкой и переводом. У меня недавно вместе со всей почтой пропал и Ваш адрес. Киньте мне мэйл, пожалуйста. chmelnizki@gmx.de
20.11.2004 А.Л.
Дмитрий, я думаю, что это может быть материал для Проект international, но, наверное, не для ближайших номеров. Дело в том, что мы делали в прошлом номере Пi большую публикацию про дизайн в ГДР, и возвратиться к схожей теме можно лишь спустя какое-то время. Для Проект Сибирь все же важен региональный аспект. Кстати, журнал вышел. Напишите мне, куда высылать?
20.11.2004 ДХ - Александру Ложкину
Александр, я записал рассказ одного очень пожилого немецкого историка архитектуры (из ГДР) о том, как после войны происходила советизация гэдээровской архитектуры. Оченть интересно и много неожиданного, по крайней мере для меня. Я из этого рано или поздно сделаю статью. Это сможет заинтересовать Ваш журнал?
11.11.2004 ДХ
Ничего не поделаешь. Все равно надо еще заниматься изысканиями. Выяснилось, что жив сын Волтерса, тоже архитектор, что имеется его архив и что сам Волтерс всю жизнь вед дневники, которые существуют. Надеюсь до них добраться и кое что еще найти.
10.11.2004 А.Л. - Д.Х.
Увы, Дмитрий, но журнал уже в типографии.
10.11.2004 ДХ-Александру Ложкину
Александр, я узнал крайне любопытные вещи про Волтерса. Например, именно ему мы обязаны существованием дневников Шпеера, написанных в тюрьме в Шпандау. Он подкупил обсл. персонал и наладил контрабандную доставку кусочков текста на волю. Заключенным было строжайше запрещенно писать. Если Вы предполагаете публиковать статью о нем, я бы кое-что дополнил.
08.11.2004 Ф-ф
О, караван моей души, куда идешь в ночной тиши?
28.10.2004 Крот.
Лично мне показалось, что оба музея красивые, их сравнивать просто не надо.
28.10.2004 Пр.
Хмельницкому и Ю.М. Действительно, статья про 2 музея кое-что объясняет. Это критическая статья или эссе? Для желтой прессы в самый раз. Аргументации нет, спасибо за кое-какие факты, это интересно. Чем недорог Либескинд, я кое-как понял, чем же дорог Пэй?
15.10.2004
бе-бе-бе. Работает форум
13.10.2004 Добрый дядя
Поповскому - для сегодняшней власти народ "сволочь", не вся разделяющая его представления о величии, поэтому недостойная делать самостоятельный выбор и суждения (т.е. недостойная свободы). При этом, в отличие от монархов, нынешняя власть не считает себя внутренне выше, прекрасно понимая, что находится у руля по принципу "царь горы". Как отметил Ревзин - чиновники Москвы подсознательно ждут, что их придут и посадят, а весь электорат г.Путина ждет от него того же самого. Вот вам и связь с нынешним состоянием архитектуры (заказы распределяются все же властью и отдельными ее шустрыми представителями до сих пор).
13.10.2004 Поповский
Извините. Мне просто очень грустно. Когда я читал письма и другие документы по сосланному архитектору В.С.Масленникову, то чувствовал страх человека, загнанного в угол. Но именно он, до смерти будучи простым старшим преподавателем, оказал огромное культурное влияние на молодых архитекторов. И это тоже подтверждено документально. Его брат, великий русский изобретатель рискнул больше и погиб. Но всё равно. Когда я подхожу к стоквартирному дому я чувствую некую силу, пусть в малых деталях, ставшей основой для сопротивления подлой действительности. Мне жалко, что всё это сотрётся в глобальных рассуждениях...
13.10.2004 Поповский
Вся сегодняшняя Россия вышла, увы, из сталинской эпохи... И это бесконечно грустно. Остаётся узнать, откуда, откуда вышла сталинская эпоха?.. Мне, кажется, что самое простое определить начало на неком идоле, который бы принял все удары. Иначе придётся делать выводы, но это полбеды. Самое страшное после выводов - надо действовать. Чтобы не выпускать джина для брожения умов, лучше бутылку заткнуть пробкой, с усами и трубкой... Если вспомнить как закончил жизнь Шехтель, то историю "износилований" можно дополнить, только объясняя, что всё это было во благо русского авангарда... Эх, не тянет Владимир Ильич на архитектора, разве что на техника...
13.10.2004 Поповский
Выводы, выводы… Что сейчас нам расскажут: вот был Нерон был, конечно, мерзавцем, но ещё и поэтом. Ещё чуть-чуть, и будущим потомкам будет доказано, что Великий Сталин, был, конечно, мерзавцем, но ещё и Великим Архитектором эпохи 30-х. Лет через 300 редкие сохранённые памятники этой эпохи «русского социализма» (к тому времени, надеюсь, разберутся что эти словосочетание соответствует смыслу также, как ЛДПР – смыслу либеральная и демократическая) только увековечат память в головах неожиданно проснувшихся неосталинистах. Увы, поэта Нерона помнить приятнее, чем имя римского архитектора…
13.10.2004 Поповский
Кваренги не любили, как иностранца. Монферана не похоронили в Исаакиевском как католика (хотя храм мало похож на православный), а до этого обвинили в казнокрадстве. Вы думаете, что архитекторы России когда-то были свободными? Может быть, в начале века архитекторы от своей свободы стали проектировать в псевдорусском стиле. А когда Лужков "выкрасил" здание Феликса Новикова в светлый тон - это ли не было изнасилованием?
13.10.2004 Поповский
Остаётся узнать откуда вышла сталинская архитектура...
13.10.2004 ДХ- Добрый дядя
Совершенно согласен. На сегодняшнюю архитектуру влияет понимание истории архитектуры. А вся советская архитектура вышла, увы, из сталинской.
13.10.2004 Поповский
Смена архитектурных стилей – вековая традиция русских монархов. Мне, кажется, Сталин её поддержал. Пётр I, Павел I, Екатерина II как-то не «усложняли» себе жизнь объяснениями, поэтому, например, Баженов просто получал «от ворот поворот», да с большой немилостью. Со Сталиным дело обстоит по-другому. Дело в том, что одно дело критиковать монархию, а другое – социалистическую республику. Действительно, Сталину пришлось как-то «выкручиваться» с помощью соцреализма. Но уверяю Вас, если для Петра I народ был «сволочью» (то, есть его не спрашивая, сволакивали в Петербург), то для Сталина народ оставался той же «сволочью», но уже живущей в соцреализме. Ну, а сегодня?
13.10.2004 Добрый дядя
Архару. Не стоит быть таким поверхностным. На сегодняшнюю ситуацию влияет не исторический момент, а понимание, вернее нежелание понять, ПОЧЕМУ такие моменты происходят. В 30е было одно, сейчас происходит другое, потому что русским не пристало делать выводы, прежде всего - назвать причины и качества, которые тебе, вот лично тебе мешают. Каждый про себя думает - все плохое кто-то где-то. А потом один такой ПР. другому такому же - какие же мы замечательные и великие, и всегда такими были. И травили и резали друг дружку, но великие же! А кто не с нами - русофоб. И заметьте -именно ПР. , в семье которого "были интеллигенты" первым на этом форуме назвал русский народ таким и этаким (у кого что болит). И дальше по той же дорожке. Потому что никто не сделал, и не будет делать выводов.
13.10.2004 ДХ-АЛ
Соцреализм придумали в мае 1932 г. лично Сталин и Иван Гронский, его советник по литературе, накануне приведения к ногтю рапповцев. Те не хотели самораспускаться и впендюливали вождю свой "диалектико-материалистический метод" в качестве главного государственного творческого метода. Но не на того напали. Об этом в очень интересных мемуарах Гронского. Это была привычная сталинская игра в бессмысленную терминологию. В 40-е гг. мой отец сам слышал, как Щусев сказал, что отдаст свое месячное жалованье тому, кто объяснит, что такое соцреализм в архитектуре. А Щусев был, говорят, человек жадный. ............................... Мне кажется, мы с Вами спорим несколько о разных вещах. Сталин был человек необыкновенно тонкий, сложный и глубокий. Гениальный мерзавец. И общество он выстраивал тоже сложное и сложными методами. Но процессы в этом обществе были однозначными. Именно потому, что социальную эволюцию он обрубил. Советский Союз был организмом без обратной связи. Без спонтанных общественных процессов. Типа - лагерь может быть очень большим и сложно организованным, но жизненные процессы в нем однозначные. Как приказал начальник, так и происходит. .......................Возвращаясь к архитектуре. Можно допустить, что стилевая переориентация в 30-е гг. была процессом неоднозначным. Но тогда нужно назвать людей (в профессиональной среде), которые свои творческим влиянием способствовали бы переходу советских архитекторов к классицизму. Ну, как Мельников с Весниными - в 20-е г. Такой процесс легко задокументировать, чем Хан-Магомедов всю жизнь и занимался. А вот обратный процесс не обнаруживается. Смена стиля и убеждений буквально мгновенная, конкурсы анонимные, кто их органиовывал и почему - неизвестно, кто судил неизвестно, результаты абсолютно необъяснимы (если исходить из предположения о процессах творческой эволюции и вообще о профессиональной логике организаторов). Невозможно назвать ни одного архитектора, который изначально (!) увлек бы других своими творческими достижениями и воздействовал бы на массовый процесс смены стиля. Поэтому для меня очевидно - таких не было. Был обязательный для всех приказ Сталина о запрете конструктивизма и введении чего-то "красивого". Даже не классики, как ее понимал, например, Жолтовский. Остальное - процедура реализации приказа.
13.10.2004 Архар.
Угомонитесь. Не считаю эту разборку принципиальной. Все останутся при своем. Доброму Дяде. Не согласен, что этот исторический момент так серьезно влияет на нашу сегодняшнюю архитектуру.
13.10.2004 Пр.
Утверждения Хмельницкого возмутительны и пронизаны русофобством потому, что по его раскладу получается так, что русский народ был слепым, тупым, трусливым и бездуховным быдлом, которым можно было элементарно манипулировать, как вещью. Я сам родом из семьи, где были репрессированные интеллигенты. Я прекрасно знаю, что это было сложное и феноменальное время. Была вера в жертву и идею нового светлого будущего. Сталин не был основателем и проповедником этой веры, он был ее знаменем. Случались люди, которые «не верили», но в ссылку не попали, а были те, кто шли на смерть за эту веру сознательно, можно сказать по собственному выбору. Дело совсем не в Сталине, дело в духовном феномене. Пусть А.Л. меня не поддерживает, но я полностью разделяю его последнюю реплику. Нельзя за историей видеть только 2 фигуры: одиозного тирана – Сталина и бессловесный народ-жертву. При этом все остальные схожие исторические процессы, во многом более ужасные и бесчеловечные (Гитлер, Муссолини) Д.Х. рассматривает с иных позиций. Почему?
13.10.2004 А.Л. - ДХ
Пару дней не заглядывал на сайт, а тут такое! Поэтому, во-первых, спешу откреститься от категоричной поддержки некоего "Пр". Кстати, любопытно, что в русофобстве обвиняют Вас, винящего в бедах русского конструктивизма одного усатого грузина. Тогда уж правильнее обвинить в нелюбви к русскому народу меня, поскольку я, не снимая вины с грузина, предлагаю переложить часть ее и на простых русских (и не только) архитекторов, "горячо и всенародно одобряющих". ///// Теперь серьезно. Уважаемый Дмитрий, Ваш посыл об "однозначности" действительно требует серьезных доказательств. Сравнительно недавно мне довелось читать биографию Сталина, и могу сказать, что фигура эта была достаточно неоднозначной. Тиран - да, кровавый монстр - да. Но монструозная гениальность его в том, что он, манипулируя людьми,их слабостями, сумел из третьеразрядного революционера превратиться в диктатора, управляющего гигантской страной. Причем в диктатора обожаемого, чей авторитет не подвергался сомнению, с чьим именем шли не только на вражьи танки, но и под расстрельные пули 37-го года, это факт. Поэтому для меня вполне очевидно (и Вы меня пока не переубедили), что переход к сталинскому "соцреализму" не был одноминутным событием, это был процесс, прямо связанный с худшими аспектами архитектурной жизни предыдущего периода, процесс, так или иначе инспирированный представителями нашей профессии, отодвинутыми от власти в 20-е гг, и вернувшихся в нее на волне сталинизма в 30-е, процесс, основанный на манипуляциях, на страхе, на очень многих вещах./////// Еще такой момент. Сталин придумал термин "соц. реализм" или Горький? В 30-40-е гг. Сталину приписывали практически все достижения во всех областях "народного хозяйства". В частности, в "Кратком курсе истории ВКП(б)", авторство которого тоже приписали Сталину. Позже, в 60-е гг., "авторство" Сталина закрепили, свалив на него весь негатив - это было необходимо, чтобы оградить партийную верхушку, замешанную в преступлениях. Но, не умаляя вины Сталина, напомню, что были еще и "сталинисты". В т.ч. и в архитектуре.
12.10.2004 ДХ - когнито
Жизнь вовсе не всегда сложнее однозначных оценок. Бывают и вполне однозначные ситуации. Бывает и сознательное напускание тумана на однозначные ситуации. Сталин как раз в этом деле был большой мастер, не только касаемо архитектуры. А специфика истории советской архитектуры, по моему, как раз в существовании массовых профессиональных иллюзий о якобы сложном и неоднозначном процессе "творческой эволюции советских зодчих". А процесс был похоже простой и однозначный. Как Сталин крестьян коллективировал, так и архитекторов. Притом, одновременно. И с той же скоростью. Полагаю, что могу это доказать. Обратное тоже нуждается в доказательствах.
12.10.2004 когнито
я о русофобии ни слова не писал, я о категоричности лишь... Не люблю однозначных оценок. Жизнь всегда сложнее, чем кажется нам издалека( во времени и пространстве)
12.10.2004 Поповский
Сааринен голодал, жил за счёт других скандинавов в 30-е года в США, так как не хотел отступиться от модернизма. Райт ушёл от банального ар-деко в проектирование частных домов.А во Франции был признан новосибирский жилой стоквартирный дом в стиле ар-деко (кстати, запроектированный фактически сосланным высокопрофессиональным архитектором Масленниковым, почти тайно, долгое время он не числится в авторах), а Корбюзье не принимается в профессиональный союз. Принц Чарльз с упоением сегодня рушит архитектуру брутализма 60-х. Может стоит пройтись по всему миру, наример, 30-х годов? А вообще-то фараоны были архитекторами, на худой конец архитекторы были первыми жрецами в Древнем Египте... Скажите, кем лучше было быть в России 30-х: фараоном, жрецом, архитектором? А сейчас?
12.10.2004 Добрый дядя (настоящий русофоб)
Все объясняется несложно. Если выяснится, что архитекторы в СССР с удовольствием, толком и расстановкой гнобили друг друга, сначала конструктивисты традиционалистов, затем наоборот - замечательная черта русского человека - говорить об этом, по логике ура-патриотов и есть русофобия. Наоборот, если выяснится, что вся мерзость происходящих в советской архитектуре событий была инспирирована лично Сталиным или неким близким кругом - все этому рукоплескали и плакали от "щастья" - говорить об этом тоже есть русофобия по той же логике. Дело в том, что сами по себе исторические события совершенно точно были (ибо история, как известно, не терпит сослагательного наклонения), и это есть мерзкое пятно на русской истории. А каяться не в нынешней русской традиции. Поэтому и происходит нынче вся мерзость (не только в архитектуре) в действительности.
Страницы: 1234567всего страниц: 7
Каталог
Дизайнеры
интерьера
Корниевский Владимир
Корниевский Владимир
Все дизайнеры
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

АРХИТЕКТУРА   ДИЗАЙН   ДЕКОР   ДИСПУТ   БЛОГИ   НОВОСТИ   КОНКУРСЫ   ДИЗАЙНЕРЫ   ВИТРИНА   ОБЪЯВЛЕНИЯ    ПОДПИСКА    АРХИВ    КАРТА САЙТА    РЕКЛАМА   
При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ