Главная / Дизайн / Статьи /

Дизайн, как много в этом звуке... (размышления у парадного подъезда)

Радзюкевич Андрей Владиславович директор центра довузовской подготовки
Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии,
кандидат архитектуры
Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет – воспитали страну идиотов.
Сергей Капица (1)
В настоящее время российские власти демонстрируют активную озабоченность в сфере модернизации национального образования. "Верхи" вновь бодро хотят строить очередное светлое будущее, а "низы" уже не знают, куда поворачивать оглобли и безнадежно трепыхаются... Как неравнодушный работник архитектурно-дизайнерского ВУЗа, много лет участвующий в этих трепыханиях, попытаюсь сформулировать свое мнение по поводу актуальности и направленности одного из аспектов этого процесса, связанного с начальным дизайнерским образованием в школе.
Начнем с самого низа. От земли. Точнее, с обычной средней школы. Проведенные нами исследования по изучению передового мирового опыта в сфере проектно-дизайнерского образования, необходимого для формирования специалистов реального сектора экономики, показали, что главной фигурой в школе следует считать фигуру… учителя труда. Реалии нашей средней школы таковы, что данное заключение можно рассматривать только как абсурдное. Выясним сначала вопрос, который волнует в первую очередь не одержимых мечтателей-энтузиастов, а адекватных людей – какова заработная плата этой "ключевой фигуры"? На сайтах по трудоустройству эта величина представлена в размере 6000 рублей в месяц. Исходя из того, что нагрузка равна 25 часам в неделю, получаем, что за проведение одного урока, трудовик получает на руки… 60 рублей. Или две бутылки пива. При этом учитель труда должен иметь высшее профессиональное образование, должен иметь стаж работы с детьми, должен иметь некие педагогические способности, должен помимо звонковой нагрузки правильно оформлять массу никому не нужной бюрократической отчетной макулатуры, должен то, должен сё… Это факт первый.
По нашим сведениям, простой таджик, не имеющий никакого образования, без знания русского языка имея только две руки и две ноги зарабатывает в день в качестве подсобного рабочего на "черных" стройках наших буржуев минимум 600 рублей в день. Выходит примерно те же самые 60 рублей за час. Это факт второй.
Что же получают наши школьники за эти "две бутылки пива"? Учитель труда познакомит их с ценнейшим опытом мировой цивилизации по изготовлению таких высокотехнологичных изделий как швабра и молоток. Иногда этот "труд" разбавляется уборкой территории. А в лучших случаях, у особо одаренных трудовиков, дело доходит даже до изготовления шаблонных декоративных поделок, форма которых была придумана еще во времена царя Гороха (рис1-6). И все... В такой ситуации стартовые дизайнерские навыки из нуля превращаются в какую-то огромную величину со знаком минус, что в эмоциональном плане соответствует либо полному равнодушию, либо массовой ненависти мальчиков к любому ручному труду и к любой материально-созидательной деятельности. И на этой почве только очень смелым мечтателям могут померещиться в тумане будущего некие нанотехнологии и прочие передовые технологические "прорывы". На швабре в космос не улетишь. Это факт третий.
Теперь обратимся к факту четвертому – рассмотрим, как обстоит дело с начальным дизайнерским образованием в странах, которые принято называть передовыми и которые нашим «верхам» вроде бы как очень хочется догнать. Изучение мирового опыта показывает, что внимание к начальному дизайнерскому образованию стало не просто некоей педагогической модернизаций образования, а стало важнейшим политическим событием (2). История показывает, что в целом ряде стран (Великобритания, Швеция, Япония, Германия) в 60-х годах прошлого века возникли сильные социальные напряжения. Особенно поучительные для нас события произошли в Великобритании. Сложные послевоенные годы привели к тому, что в стране произошел полный распад аристократического общества и демонтаж мировой ответственности за содержание колониальной империи. Большинство людей стали жить беднее. Традиционная нравственность и мораль потеряли силу – молодежь воспитывалась бульварной литературой, низкопробным телевидением и кинематографом. В этих тяжелых условиях ценности дизайна с заложенными в них цивилизационными основами, стали своеобразной национальной идеей развития общества. Привитие молодежи проектной культуры, основанной на «радости созидания» позволило Великобритании и ряду других стран в короткие сроки выйти из кризиса и войти в число мировых лидеров в сфере индустриального развития.
Стартовые аналоги с нашей страной более чем очевидны. Однако мы находимся в более худшем положении, так как наличие у нас халявных сибирских углеводородов и недр не дает включиться инстинкту самосохранения у членов финансово-управленческого сословия нашего общества. Похоже, что мировой опыт нашей, так называемой, элите не указ, так как у нее всегда есть возможность «сделать ноги» и жить со своими детьми в Лондоне. Поэтому больше никаких аналогов с Великобританией не просматривается. Сегодня любому мало-мальски трезвому гражданину очевидно, что наше начальное профессиональное образование находится в тупике, так как это подтверждается бурными темпами роста процента импортных товаров и техники в нашей повседневной жизни.
Очевидно, что великолепная импортная, главным образом, японская техника и автомобили появились не по щучьему велению как в сказке. Это результат действия большого количества факторов, важнейшим из которых следует считать фактор образования. Изучение опыта японской школы дизайна наглядно это подтверждает. Специфика японского отношения к окружению и миру вещей, прежде всего, основывается на воспитании в детях чувства прекрасного. Предмет дизайна трактуется исключительно широко. По определению одного из идеологов дизайнерского образования Уйиши Хино, профессора университета в г.Хиого, «дизайнерское образование детей это не формирование потребителей и не инструктирование будущих дизайнеров. Его назначение – способствовать развитию следующих поколений» (2). Речь идет о формировании целостного мировоззрения. Очевидным представляется то обстоятельство, что человек с раннего возраста воспитанный в традиции любви и уважения к красоте, не позволит себе изготовить бракованную продукцию, ибо брак – это не только отклонение от технического норматива, но и нарушение некоего внутреннего эстетического императива. В японской школе курс дизайна интегрирован со многими предметами и является фактически центральным. Он включен в ткань учебного курса «Искусство», который теснейшим образом связан с уроками «ручной работы» (в нашей терминологии – «уроками труда»). Учебная программа нацелена на использование и всяческое развитие заведомо присущих детям способностей, которые последовательно развиваются в триаде «сердце – голова – руки», т.е. сферы чувств, интеллекта и мастерства. В нашей школе из этой триады присутствует только голова. Да и то, только та ее часть, которая функционирует как кратковременная память. Ни «сердца», ни «рук» в нашей школе нет. Учитель рисунка и учитель труда в нашей школе – фигуры совершенно второстепенные. Содержание их учебных курсов пребывает в полной изоляции от всех остальных школьных предметов. У нашей школы сегодня сформировалась новая «священная корова» - натаскивание школьников на тесты по ЕГЭ.
Если говорить о «сердце», то вспоминая личный опыт время моего обучения в школе и многолетнего изучения особенностей ее работы, я ни разу не встретил педагога, который бы сказал простые, но очень необходимые для начинающего жить ребенка, слова - "Как прекрасен этот мир!".
О «руках» можно и не говорить. Сопоставление японского опыта с российским в сфере начального проектно-ориентированного образования можно продолжать бесконечно, но наиболее наглядно разницу можно наблюдать опять же не в научных кабинетах, а в реальной жизни - при сопоставлении качества промышленной продукции. Допустим, в сфере автопрома. Результат сравнения печален. Наш продукт не является конкурентом. Это просто жалкая карикатура. Спрашивается, какие еще нужны доказательства для изменения вектора образования? В конечном счете, наша школа в массовом порядке штампует некие «бессердечные» и «безрукие», но шибко «умные» запоминающие устройства, которые увеличиваясь в своей массе, оказывают разрушительное воздействие на менталитет нашего общества.
Подготовка нашей школой еще одного поколения бездушных шваброзаготовителей приведет к окончательному провалу - работать руками и, самое главное, организовывать процесс промышленного производства будет некому. На реальный сектор экономики будет работать только какой-нибудь заборостроительный университет. Уже сегодня даже по данным Министерства экономического развития и торговли РФ видно, что производительность труда в России ниже, чем в странах Евросоюза и США в 30 раз (3).
Поэтому следует констатировать, что такое вывихнутое положение в нашей школе является исключительно выгодным для всех наших конкурентов в мировой экономике. И если наших управленцев такое положение дел устраивает, то надо признать, что их деятельность является очень далекой от полезной и целесообразной. Фактически такое состояние в сфере образования ведет к тому, что очень скоро мы окончательно и бесповоротно превратимся в банановую республику. Следует признать, что эта тема, не является узко методической или узко педагогической. Эта тема напрямую затрагивает сферу государственной безопасности страны и является темой политической. Если доводить мысль до некоторого парадоксального предела, то следует признать, что статус учителя труда необходимо срочно поднимать до уровня, превышающего статус офицера ФСБ.
По утверждению авторитетного эксперта из Высшей школы экономики Льва Любимова - «…у нас уже сформировалась страна непрофессионалов. Мгновенный слом социально-экономической системы превратил в непрофессионалов десятки миллионов тех, кто, покинув насиженные места в промышленности и бюджетном секторе, ринулся в сферу услуг, быстро достигшую трех пятых экономики. Вдруг и сразу стране понадобились целые армии экономистов и менеджеров, затем юристов, затем психологов. До 1991 года в РСФСР было три факультета психологии, сегодня — около 350. Одновременно на первое высшее ринулась вся подрастающая молодежь (оставив реальный сектор экономики без «синих воротничков»), которая увидела, во-первых, что получить «диплом гособразца» — это пара пустяков, а во-вторых, что с этими дипломами берут на вполне непыльную работу. А если деточка с таким дипломом из статусной семьи, то попадет и в первую двадцатку банков, которые и сегодня переполнены блатными недорослями. Этот марьяж старших и новых поколений недообразованных создал, между прочим, социальную базу российского «абнегизма» (массовой посредственности), для которой интеллект, образованность и культура если не смертельный враг, то уж точно не друг» (4).
В общественном сознании уроки труда сегодня воспринимаются как уроки для подготовки мальчиков к учебе в ПТУ и дальнейшей работе на заводе в качестве абсолютно непрестижного работяги-гегемона. Поэтому в школах в массовом порядке все переходят на подготовку… белоручек. В Москве из 1600 школ только ДВЕ работают сейчас по индустриально-технологическому профилю, то есть преподают ребятам предмет «технология» в 9 - 11-х классах в полном объеме (5).
Тупиковость такого подхода предельно наглядно представлена в интервью профессора Александра Карачева, декана факультета технологии и предпринимательства МПГУ, - «Зачастую на технологическое образование смотрят лишь как на подготовку рабочих кадров. Считается, что умение трудиться руками нужно только рабочим. Это глубокое заблуждение наносит огромный вред подготовке технических специалистов. Ведь человек, который в детстве не проявлял интереса к технике, никогда не выберет техническое направление как профиль своей будущей деятельности. Кроме того, любая работа требует от специалиста практических навыков и умений — нужно уметь работать с оборудованием, на станке. Могу привести личный пример. Когда я обучался в аспирантуре, мне пришлось окончить вечернее ПТУ, чтобы овладеть профессией токаря-фрезеровщика и самому создавать уникальные генераторы. Таких у нас еще не было, мы их сразу же запатентовали, опередив Америку. Я должен был сделать их своими руками, ведь к этим изделиям предъявлялись особые требования, и, кроме того, иногда разработчику лучше сделать свой проект, чем кому-то это поручать. Поэтому убежден: если человек не будет уметь работать руками, то он не сможет поставить научный эксперимент, практическая наука тогда станет невозможной. Обучение же этим навыкам идет только на уроках технологии, и никаких других. Так что то, чему учат на уроках технологии, важно не только в быту, нужно не только рабочим, но и тем, кто хочет делать открытия, заниматься технической наукой. Нам необходимо преодолеть узкий взгляд на предмет технологии, это важно для последующего развития общества» (6).
Взгляд на предмет технологии необходимо не просто расширить, а кардинально изменить качественно. Этот предмет должен рассматриваться как главный предмет, вокруг которого следует выстраивать остальные дисциплины в качестве вспомогательных. Знания по физике, математике, химии и прочим «базовым» школьным предметам должны быть комплексно «подключены» к предмету «технологии», который следовало бы назвать как «основы проектной культуры» или «дизайн». Например, в 70-х годах в школах на трудах пытались преподавать «Автодело» (в основном, на бумаге). Так вот сейчас представляется, что вокруг этого предмета можно было бы выстроить преподавание чуть ли не всех разделов физики, математики, геометрии, химии, черчения... А сегодня к этой «связке» можно было бы добавить еще и информатику. Предмет «Дизайн» как комплексная дисциплина мог бы объединить вокруг себя основные школьные предметы и предельно наглядно и тактильно «замкнуть» их на реальные предметы и процессы.
По большому счету, дизайнерское творчество должно базироваться на трех компонентах – эстетическое воспитание, умение проводить научные исследования и освоение неких технологий работы с материалом. Что и означает в японской интерпретации «сердце – ум – руки». Абсолютно очевидно, что превращение уроков труда в уроки дизайна может качественно изменить обстановку в школе и обществе в лучшую сторону. Это видно по тому огромному интересу выпускников к дизайнерским специальностям ВУЗов. Во многих детских художественных школах, школах искусств, студиях, домах детского творчества появились отделения дизайна и проектирования. Проводимые нами (центром довузовской подготовки Новосибирской архитектурно-художественной академии) в течении 18 лет проектно-дизайнерские олимпиады показывают, что у выпускников региона есть к этому виду творчества огромный интерес и у них есть огромный творческий потенциал (рис 7-21).
В тоже время, упорно прививаемая детям средней школы ненависть к ручному труду, приводит к огромной массе системных проблем. Все эти проблемы уже давно были осмыслены и сформулированы. Крупнейший эксперт по вопросам образования П. С. Лернер еще в 2003 году так отреагировал на сокращение часов по предмету «Технология» в базисном учебном плане:
«Если с технологическим образованием учащихся 5-11 классов поступить столь опрометчиво, как предлагает проект базисного учебного плана, то:
Есть реальная опасность обречь Россию на занятие второстепенных мест в мировом разделении труда, что увеличивает экономическую зависимость от других стран;
Уменьшаются шансы силами и трудом народа обеспечить улучшение качества жизни большинства населения при сохранении популяции;
Проблематичным становится сохранение и развитие уникальной национальной культуры;
Будет продолжаться материальное и интеллектуальное расслоение населения;
Катастрофическим станет отчуждение детей, подростков и молодежи от образования, от актуальной культуры;
Произойдут необратимые деформации в трудовом начале жизни, потери престижности квалифицированного продуктивного труда, нарушится воспроизводство трудовых ресурсов;
Даже возрастающие затраты (в том числе бюджетные) на образование перестанут давать социально-экономический эффект при создании валового национального продукта, что приведет к сокращению национального богатства;
Будет спонтанно увеличиваться количество неудачников, социопатов, проявлений девиантного и агрессивного поведения детей и подростков» (7).
Политики и управленцы сегодня много и красиво говорят о венчурных компаниях, о необходимости внедрения передовых технологий. Однако, от «головы» до «рук» дело не доходит и у них, так как они тоже являются «продуктами» нашей системы образования, основанной только на «уме». Характерно предельно эмоциональное утверждение академика С.Капицы, - «…будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить. У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться» (1).
Очевидно, что нужно приступить к реальной работе по пересмотру содержания и идеологии уроков труда и философии всего образования в целом. Главное, что есть достаточно точные ориентиры. Есть «изобретенный велосипед», который прекрасно едет. Если мы сможем на него запрыгнуть, то у нас есть еще шанс догнать остальных. Национальная идея может быть предельно простой – нужно как можно быстрее садиться на обкатанный «велик» и энергично «крутить педали». Или у Минобра есть какие-то более важные дела?


Библиография:

1. Сергей Капица: «Мы наконец воспитали страну идиотов». АиФ. 17.10.2009 http://www.aif.ru/society/article/29249.
2. Дизайн в общеобразовательной системе/ ВНИИТЭ. 1994.
3. В России работают в 30 раз хуже, чем в Европе и США. 28.03.08. http://fin.leasingforum.ru/news/article1B76E/default.asp
4. Л.Любимов. Страна непрофессионалов. Ведомости 11.03.2010, №42 (2560) http://old.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2010/03/11/227747
5. В школе готовят белоручек. Комсомольская правда. 09.02.2007г.
http://www.kp.ru/daily/23852.4/63184/
6. Учение – да! А труд? О проблемах преподавания технологии в средней школе Учительская газета. 19.09.2008г. http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=5155
7. Лернер П. С. "Технология" в проектах базовых учебных планов школы. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1221&binn_rubrik_pl_articles=183&page_pl_news4=1
дата выставления: 18.03.2010
Комментарии
22.03.2010 Оператор
В нашей школе есть еще два идиотских перекоса. Первый - тотальное засилье женского пола в штате школ. Кругом одни расфуфыреные училки на фоне которых трудовик и физрук выглядят какими-то забулдыгами. Матриархат. Бабизм. Потому то и нет нормальных мужиков в обществе. Либо уголовники, либо ботаники. А второй перекос - это снобизм по отношению к сельскому труду. Городские дети не знаю откуда берутся продукты питания. А если и что-то знают, то изначально презирают это "копание в грязи". Сейчас деревня просто спивается. И очень скоро все это стукнет всем горожанам поленом по спине.
20.03.2010 Мария
Очень всё правильно. Я вижу выход из ситуации только во внешкольном образовании. Пока. Та система образования, которая существует на сегодняшний день, чрезвычайно инертна. И глобальная проблема, возможно, даже не в том, что дети в школе не работают руками, а в самом фундаментальном принципе - набить голову малыша кучей разнообразных сведений (разнообразных ли?). Ещё будучи сама ребёнком я очень этому удивлялась, а позже пришла к выводу, что суть этого образования должна быть другой - в началке должно выявить ведущие способности ребёнка, в начале средней школы - определить ведущие интересы, 7-9 класс - основной акцент на способность+интерес, остальное - дополнительно и в связи (история, биология, география могут выглядеть весьма по разному), 10-11 - целенаправленная подготовка абитуриента в конкретные ВУЗы. Но сейчас я эту свою схему пересмотрела - есть множество аспектов жизнедеятельности, которым в школе вообще места не нашлось (та же педагогика??? медицина??? - потребность в специалистах и в их качестве колоссальна, при этом непрестижно ужасно, при том, что вопрос призвания здесь острый-преострый) А что касается дизайна - в школе есть час в неделю на МХК, два часа на технологию, час на изо или черчение - при желании и наличии энтузиастов, наверное, возможен синтез.
19.03.2010 Алина.
Очень правильная статья, но это констатация фактов, постановка диагноза, а где предложение о путях выхода из ситуации?
19.03.2010 Фошыст
Талантливый народ - вот главный миф
19.03.2010 Крот
Надейтесь, надейтесь, а поколение выраждается, молодежь совсем не та пошла. Глупые и ничего не могут, картинки рисуют абстрактные, конструкциями практически мыслить не умеют.
19.03.2010 Оптимистка
В нашей стране многое делается не благодаря, а вопреки, плюс еще народ талантливый...(идеология "Левши" в менталитете) будем надеяться на лучшее...
18.03.2010 gaukler
К сожалению в Нашей стране так и не научились делать нормальные швабры и табуретки, так что приходится пока приобретать шведские и китайские, хотя многие поколения советских людей оттачивали это мастерство...
18.03.2010 Андрей Щетников
Андрей, это очень хорошая статья. И отзыв, который стоит перед моим, тоже очень хороший. Нет работы руками — нет никакого мышления.
18.03.2010 MUS_YU
По большому счету, согласна с автором статьи, мой сын, 11-классник (2 года учится в лицее) и его друзья из лицея и из старой школы, способны только сидеть за компьютером, ни о каком серьезном невиртуальном труде они даже не догадываются. Умение что-то сотворить своими руками сводится к примитивному тюнингу автомобильных моделей. Будущие специальности выбираются все из того же числа: Экономика-менеджмент, связи с общественностью, психология... а если дизайнер, то работает на компе...типа, WEB-дизайн. С другой стороны, "свято место пусто не бывает"... вижу я огромное количество платных школ и кружков, где воспитывают в неурочное время "неогениальных детей" и некоторые "чокнутые мамаши" возят своих чад из кружка в кружок, из школы в школу и т.д. и т.п.... Так что, неоднозначно это все...Хотя, грустно... хочется надеяться на "загадочную русскую душу"... На чиновников - бесполезно.
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Новые коллекции ламината Wineo.
  • Новая коллекция тканей VERSACE 19-69.
  • Новый модельный ряд.
  • Кварцевый агломерат Cambria (Камбрия).
  • Ламинат Wineo. Новинки 2016 года.
  • Паркетный пол HARO.
  • Золотые акценты в интерьерах вместе с AWEGOLD.
  • Коллекция солдатиков и военной техники. Компания AWEGOLD
  • Стекло в интерьере. Производственная компания   Renovatio
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна