Главная / Дизайн / Звезды дизайна /

Паола Навоне. "Чувственный минимализм" + "роман" с этно

Статья Ю.Мусиенко
На сегодняшний день Паола Навоне, пожалуй, самый известный дизайнер-женщина. При этом к популярности (в отличие от того же Филиппа Старка) она как бы и не стремится - слава и самые престижные заказы равно как и премии находят ее сами. Парадокс? Чудо? Возможно… Но у каждого чуда есть более-менее рациональное объяснение. Сегодня мы и постараемся его найти.

Паола Навоне родилась в Турине, где в 1973 году получила диплом архитектора в Политехническом университете, затем переехала в Милан. Между 1970 и1980 она работала в группе Alchimia вместе с Алессандро Мендини, Этторе Соттсассом - младшим и Андреа Бранзи. Это было одно из самых прогрессивных товариществ итальянских дизайнеров того времени, неудивительно, что сотрудничество с ними на многие годы предопределило активную авангардистскую творческую позицию молодого талантливого дизайнера.

В середине 80-х Паола Навоне была консультантом UNIDO (ООН, департамент промышленного развития) и Международного Банка по продвижению продуктов на рынке Юго-Восточной Азии. Она стала фигурой номер один в проекте Etnicometropolitano, консультируя фирмы и правительственные агентства множества юго-восточных и азиатских стран, например, Филиппин, Индонезии, Малайзии и Таиланда. Она помогала создавать и развивать имидж компаний для продвижения их продукции на собственном рынке и на Запад. Именно в этот момент у Паолы Навоне завязался "роман с этно". Работа в Etnicometropolitano обеспечила дизайнеру глубокое знание потенциала различных экзотических материалов: индийского текстиля, новозеландской шерсти, морокканских тканей, африканской древесины, азиатского камня, филиппинского плетения, тайской бумаги... наряду со знанием возможностей традиционных материалов: металлов, цемента, пластика и так далее… Использование удивительных комбинация материалов и технологий со всего света, неожиданно соединенных друг с другом, при сохранении их художественной независимости и выразительности - это и по сей день один из основных творческих приемов Паолы Навоне.

Тогда же, в восьмидесятых, незамысловатая, естественная мебель преимущественно ручной работы, увиденная Паолой в Юго-Восточной Азии, вдохновила ее на создание собственной коллекции с ироничным названием "Дежа-вю". Ее творения - стулья из раттана, проволочные вазы, кровати из кованого металла, беленые шкафчики и уютные клетчатые кресла являли собой протест против интеллектуального итальянского дизайна и были категорически отвергнуты миланским дизайнерским сообществом. Зато впоследствии, когда этностиль получил повсеместное признание, вещи Паолы Навоне стали великолепно продаваться, и у нее даже появились подражатели. По словам самой Паолы Навоне, "Итальянский дизайн в 80-е годы ( начало творческой активности дизайнера) был очень правильным и строгим. В двух словах его можно описать как "диван из чёрной кожи, со структурой из стали". У меня тогда возникла идея разрабатывать мебельный дизайн с таким подходом, который обычно используется в дизайне одежды, а именно: каждый год создавать целую коллекцию, а не только один диван и одно кресло. И моя мысль заключалась в том, чтобы ежегодно кардинально менять стиль коллекции...".

Действительно, традиционно мебельная индустрия плохо подвержена изменениям. Одну и ту же мебель выпускали из года в год, практически не внося изменений. Паола Навоне сломала этот стереотип. Поэтому руководители компаний начали приглашать ее, если возникало желание круто повернуть дело и создать что-то принципиально новое. Все началось с сотрудничества с Capellini. Джулио Капеллини - глава компании - пригласил Паолу Навоне, интуитивно почувствовав идейный застой, и Навоне оправдала его надежды - она в короткий срок создала коллекцию Mondo ("Мир"), которая для Capellini стала концептуальным прорывом. С тех пор приглашение от ведущих мебельных фабрик начали следовать одно за другим. С 1985 года Навоне была арт-директором и одновременно дизайнером Orizzonti. Особый этап в ее творчестве - работа с Casamilano, для которой она создала незабываемую черно-белую коллекцию в стиле чувственного минимализма. Работая над этой коллекцией, Паола черпала вдохновение в творчестве японского кутюрье Иссе Мияке. Фасады шкафов отделаны мелко-ребристо, словно плиссированные юбки.

С начала 90-х и по сей день она - главный дизайнер компании Gervasoni. Когда владельцы Gervasoni обратились к Паоле Навоне с просьбой разработать новую концепцию, ее привлекло то, что на фабрике в течение ста лет не менялась технология производства из натуральных материалов. Фактически компания являлась своеобразным "заповедником" старинного итальянского способа плетения из кожи, ротанга и водорослей, использовавшегося еще во времена прадедушки нынешнего главы фабрики Микеле Джервазони. Коллекции, сделанные Навоне для этой компании, с авангардно вытянутыми спинками и сочетанием оплывающих линий с динамичными углами, были созданы в нетрадиционном для Gervasoni стиле. Паола открыла для компании новые материалы и неожиданные сочетания - плетение из оленьей кожи вместе с алюминием и сталью; в некоторых вещах она заменила лианы пластиковым шнуром, начала использовать нетрадиционные для Gervasoni белый и красный цвета. Паола предложила доставлять для некоторых моделей экзотический черный бамбук, не использовавшийся ранее компанией. Особое плетение - имитация крупной вязки, ставшей сегодня очень популярной, - также изобретено Паолой. За короткий срок Навоне превратила фабрику, ранее бывшую оплотом традиционных форм и технологий, в полигон для обкатки самых неожиданных дизайнерских идей. Работа над коллекциями для GERVASONI, а соответственно и смелые эксперименты, продолжаются.

Несколько серий мягкой мебели были созданы Паолой Навоне для MOLTENI совсем недавно. Также недавно наметилось неожиданное сотрудничество дизайнера с домом Versace... Результат непредсказуем и может оказаться ошеломляющим.

В своей длинной и многосторонней карьере Навоне легко переключалась между ролями архитектора, проектировщика мебели, художественного консультанта, дизайнера по интерьерам и выставочным экспозициям,создателя шоу-румов, критика, арт-директора и преподавателя. Ее основная деятельность - консультант различных изготовителей мебели, предметов интерьера, аксессуаров и отделочных материалов. Для этих клиентов она наблюдает за созданием художественной концепции отдельных изделий, коллекций и программ, контролирует развитие имиджа компании: планирование каталогов, подготовку выставок и других pr-мероприятий и событий. Наряду с уже вышесказанным можно назвать сотрудничество Паолы Навоны с: Laminati, Armani Casa, Alessi, Piazza Sempione, Arcade, Knoll, Driade, Oltrefrontiera, Antonangeli, Natuzzi, Swarovski, Baxter... и это лишь некоторые примеры.

Неудивительно, что официальное признание таланта Паолы Навоне не заставило себя ждать - в 1984 году она получила престижную премию Award на фестивале дизайна в Осаке. В 1999 году - Prix d'excellence ("приз совершенства") от журнала Maric Claire. В 2000 году журнал Architektur&Wohnen выбирал её дизайнером года.

Так в чем же секрет успеха? Возможно, в творческом методе? Дизайнер полагает, что основной источник вдохновения для нее - коллективное бессознательное. "Я коллекционирую китайскую керамику X-XI веков. Потрясающе, но мои друзья-искусствоведы думали сначала, что это Прованс, XVIII век. Мне интересны подобные совпадения, они говорят о том, что идеи странствуют по свету. Себя же я рассматриваю как своего рода катализатор таких странствующих идей". " Я впитываю все, что вижу, а затем свободно черпаю идеи из собственной памяти, где они постоянно смешиваются естественным образом..." Действительно, Паола Навоне повидала много стран и культур в силу специфики своей работы и непреодолимой тяги к путешествиям - она до сих пор живет по ее собственному выражению " между Миланом и Гонконгом", где Клаудио Майер, спутник жизни Паолы, вот уже 20 лет укрепляет китайско - европейские торговые отношения. Навоне не отрицает огромного влияния различных культур на свое творчество. При чем, она удивительно тонко понимает разницу между формальным копированием декоративных мотивов (этого в ее творчестве не найдешь) и следованием глубинной философии того или иного народа. Навоне говорит: "Я провела много лет в Юго-Восточной Азии, жила в разных странах и могу сказать, что увлечение минимализмом и все большая холодность европейского дизайна предопределили тягу к утонченными, чувственными образами Востока. Правда, Восток, который мы видим, это восток глазами Запада. Понятная нам восточная культура - культура зрительная, в то время как истинный Восток более связан с традициями мышления и отношений. Формальный аспект предмета их меньше интересует отсюда знаменитый японский лаконизм и умение довольствоваться малым. Настоящая культура внутри, и большинству европейцев она, к сожалению, не понятна, но инстинктивное желание приблизиться к этой древней и богатейшей культуре провоцирует интерес к дизайну с восточными мотивами и элементами эклектики."

Паола Навоне подчинена свободе, духовной и творческой... она не привязывается к стилям, моде, тенденциям, традициям, не пытается выразить свою дизайнерскую индивидуальность... поэтому каждая новая работа для нее -TABULA RASA ("чистый лист"), на котором причудливо отразятся знания и впечатления, почерпнутые из "огромной копилки бессознательного"... и сам дизайн как бы родится заново.

Паола отказывается классифицировать и определять собственные работы, говорит о том, что не следует никаким конкретным стилям и что ее творчество намеренно эклектично. Ее имя не свяжешь с каким-либо определенным направлением в дизайне - настолько разнообразна ее многочисленная продукция. В ее творчестве переплелись и перепутались экзотические мотивы с современными урбанизированными формами и древние ремесленные технологии с новейшими материалами. Но это не хаос и не творческая анархия. Главное для Навоне как для дизайнера и человека хорошо улавливающего подсознательные запросы потребителей (поэтому часто она выступает и в роли арт-директора) - Концепция. Стиль как концепцию фабрики, коллекции или сезона Паола Навоне "ставит во главу угла". "Функциональность предметов, безусловно, очень важна, но для меня стиль как концепция все-же важнее...это основа моей философии... Форму можно менять в процессе сотрудничества с фабрикой, но концепцию - ни в коем случае..." - говорит дизайнер.

Паола постоянно открещивается от желания выразить в своих вещах собственную творческую индивидуальность, говоря: "Я против, когда вещь разрабатывается и делается как музейный экспонат. Я в не меньшей степени сопротивляюсь, когда дизайнер пытается в своей вещи выразить самого себя, полагаю, что это полная противоположность творческому процессу. Если творец что-то придумывает и в своём произведении реализует самого себя, то в этом случае его очень легко узнать. Меня, например, узнать в моих вещах проблематично..." Проблематично, но часто все-же можно, потому что характерные особенности у созданного ей предметного мира есть. Ближе всего творчество Паолы Навоне к пресловутому минимализму. Присутствуют все атрибуты: лаконизм форм, простота, технологичность, функционализм. Правда, классический минимализм предпочитает иметь максимально выхолощенные, стерильные дизайнерские объекты в пустом и по ощущениям иногда даже безвоздушном (читай, безатмосферном, бесчеловечном) пространстве, не терпящем появления новых предметов и даже потребителей, нарушающих самим фактом своего присутствия скрупулезно выстроенную законченную художественную целостностью. В противоположность ему, минимализм Паолы Навоне савсем не так строг и стерилен, он, напротив, "окружен атмосферой" тепла, уюта и приятной загадки, в него можно войти, в нем хочется жить, его можно развивать и дополнять… Этот минимализм "чувственный". Минимальными формальными средствами, не используя внешних эффектов, Паола Навоне вызывает у нас своим творчеством массу ассоциаций, подсознательных ощущений и воспоминаний. Недаром кажется, что посредством дизайна от Навоне можно причастится к тому самому богатейшему миру "коллективного бессознательного" всей человеческой рассы, из которого этот дизайн возник, ассимилировав всю палитру этно... И мы постигаем это без уговоров, массированной рекламной прапаганды ( намек на Ф.Старка)... просто и органично на уровне чувств.
Паола Навоне
Паола Навоне
Экзотический светильник ручной работы Moon. Дизайн Паолы Навоне. Производитель - Dedece
Экзотический светильник ручной работы Moon. Дизайн Паолы Навоне. Производитель - Dedece
Люстра Morgana. Дизайн Паолы Навоне для Swarovski
Люстра Morgana. Дизайн Паолы Навоне для Swarovski
Диван производства Сappellini. Дизайн Паолы Навоне
Диван производства Сappellini. Дизайн Паолы Навоне
CASAMILANO - MING и DALI. Дизайн Паолы Навоне
CASAMILANO - MING и DALI. Дизайн Паолы Навоне
CASAMILANO - ABAT-JOUR. Дизайн Паолы Навоне
CASAMILANO - ABAT-JOUR. Дизайн Паолы Навоне
ORIZZONTI. Коллекция Tsu - Shima. Дизайн Паолы Навоне
ORIZZONTI. Коллекция Tsu - Shima. Дизайн Паолы Навоне
ORIZZONTI. Shima - Komplementi. Дизайн Паолы Навоне
ORIZZONTI. Shima - Komplementi. Дизайн Паолы Навоне
Коллекция Andaman от ORIZZONTI. Дизайн Паолы Навоне
Коллекция Andaman от ORIZZONTI. Дизайн Паолы Навоне
Andaman - tatami от ORIZZONTI . Дизайн Паолы Навоне
Andaman - tatami от ORIZZONTI . Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Croco. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Croco. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Croco. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Croco. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Croco. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Croco. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Black. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Black. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Black. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Black. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Black. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Black. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Otto_new. Дизайн Паолы Навоне
GERVASONI.Коллекция Otto_new. Дизайн Паолы Навоне
MOLTENI. Коллекция мягкой мебели Odeon. Дизайн Паолы Навоне
MOLTENI. Коллекция мягкой мебели Odeon. Дизайн Паолы Навоне
MOLTENI. Коллекция мягкой мебели Rivoli. Дизайн Паолы Навоне
MOLTENI. Коллекция мягкой мебели Rivoli. Дизайн Паолы Навоне
MOLTENI. Коллекция мягкой мебели Marais. Дизайн Паолы Навоне
MOLTENI. Коллекция мягкой мебели Marais. Дизайн Паолы Навоне
дата выставления: 17.05.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Звезды дизайна
Паола Навоне. "Чувственный минимализм" + "роман" с этно
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Массивная доска. "Живое" дерево
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Ламинат Wineo. Новинки 2016 года.
  • Новая Valena Life/Allure. Legrand Group
  • Кварцевый агломерат Cambria (Камбрия).
  • Легкий радиатор Jaga  с очень быстрой теплопередачей! . Jaga
  • Кварцевый камень CaesarStone. Компания ГетАкрил
  • Rugiano Interiors мебель с "характером".
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна