Главная / Дизайн / Звезды дизайна /

Мифы и реальность Этторе Соттсасса

Статья Ю.Мусиенко
Этторе Соттсасс - парадоксалист и интеллектуал, родоначальник такого влиятельного направления, как антидизайн, его имя высоко почитается в мире дизайна. Однако при этом многие проекты гения надолго задерживаются на стадии модели. Зачастую его мебель начинает продаваться лишь спустя долгие годы после того, как была создана. Впрочем, что же здесь удивительного? Такая же судьба постигала творения Ритвельда, Ле Корбюзье, Терраньи. Это теперь мы воодушевлённо приобретаем их как символы высокого стиля. Ну, а тогда... Тогда они создавались не ради денег. Деньги сами по себе его не интересуют. Скорее они дают возможность быть с людьми. И вообще, выживание - не его проблема. Он любит самоуверенных снобов, которые не хотят участвовать в мышиной возне, а верят, что способны изменить мир. По мнению Этторе Соттсасса, жизнь требует постоянного напряжения духа. Да, мэтр категоричен и прямолинеен: "Я человек думающий, таких немного. Думающих не только о том, что они делают, но и о смысле того, что делают. Я пытаюсь понять отношения, которые связывают меня с миром".

В этом стремлении познать Этторе Соттсасса самозабвенен. Как ребёнок, он "разбирает вещь по частям", чтобы потом снова сложить, сделав более динамичной, гибкой. Неузнаваемой. Гибкость, пластичность -его любимые символы. И опять: Соттсасс радикален не для того, чтобы таковым считаться. Он ведёт поиск, не ставя перед собой определённых целей, но полагаясь лишь на голос сердца: "Если человек счастлив, если он старается не делать ничего дурного, если позволяет неведомым богам увлечь себя, то в один прекрасный момент на бумаге, в рисунке, словно из темноты, из ниоткуда, появляются мысли, ясные и просветлённые".

Будучи трижды профессионалом, Этторе Соттсасс, однако, полагает, что архитектура - не дисциплина, не геометрическая форма, не пространство определённых размеров. Что она не сводится к самой себе. Для него архитектура -"пейзаж, где человека ждёт лучшая жизнь", "среда, претерпевающая непрерывные метаморфозы". И так во всём: дизайн, архитектуру маэстро видит глазами живого человека. Он чужд узости специалиста, и этот размах помогает ему создавать новое, авангардное, невероятное.

А теперь немного фактов - красноречивых, как всё, что связано с этим удивительным человеком. Родился Этторе Соттсасс в Австрии в 1917 году. Его отец, тоже Этторе, изучал архитектуру в Вене у Отто Вагнера. Поэтому профессиональный способ мышления Этторино естественным образом унаследовал, называя судьбой, которую нельзя избежать. Через десяток лет семья перебралась в Турин, где в 1934 году Этторе Соттсасс младший поступил в Политехнический институт. С занятиями архитектурой сочеталось увлечение венским Сецессионом и югендстилем, искусством Венеции и Византии. Первые публикации по искусству показали, что взгляды молодого Этторе на дизайн далеки от расхожего функционализма. Но учёба была прервана Второй мировой. Став участником войны, Этторе Соттсасс оказался в гористой местности Монтенегро, где познакомился с простой, скромной и полной достоинства сельской архитектурой. Она произвела на молодого художника огромное впечатление. Потом Этторе ожидало немало увлечений: Мондриан, Билл, Габо, Певснер, Арп, Кайдер, но приверженность к нерационалистической, экспрессивной архитектуре всегда оставалась отчётливой. В 1946 году вместе с Бруно Мунари Этторе Соттсасс организует в Милане международную выставку абстрактного искусства. А через год обзаводится собственной дизайн-студией, где выставляет керамику и стекло. В 1956 году вместе с женой Фернандой Пивано, известной переводчицей новой американской литературы, он отправляется в трёхмесячное путешествие в Америку. Здесь Этторе работает в студии Джорджа Нельсона, любуется архитектурой Нью-Йорка и особенно творениями Джексона Поллока. Благодаря жене Этторе Соттсасс оказывается вхож в узкий круг большой американской литературы. Так, например, чета проводит неделю с Хемингуэем на Кубе.

По возвращении домой начинается работа Этторе Соттсасса с мебельной фабрикой Poltronova. Его модели несут в себе след заморских впечатлений, а именно-поп-арта. Ещё через два года, в 1958 году, Соттсасса приглашает к сотрудничеству в качестве консультанта по дизайну электронной техники Адриано Оливетти. Эта работа и принесла Этторе известность.

Вообще история компании Olivetti в значительной мере отражает динамичное развитие Италии того времени. Причём с самого своего возникновения фирма была непросто инструментом для получения прибыли, но активно участвовала в политической и культурной жизни. Например, одна из важных инициатив Olivetti - поддержка реставрационных работ "Тайной вечери" Леонардо да Винчи. Фирма строила для служащих дома, детские сады, организовывала библиотеки. Она стала инициатором немалого числа выдающихся технических, дизайнерских новшеств. Именно здесь в 1911 году была выпущена первая итальянская пишущая машинка, а в 1959-первый большой итальянский компьютер Еlеа 9003. Всё когда-то создавалось впервые - трамваи, автомобили, радио... Точно так же до появления компьютера никто не знал, как именно он должен выглядеть. Проектируя его, Этторе Соттсасс исследовал все аспекты и компоненты системы: от символов и цветов контрольной панели до вентиляторов и транзисторов. Архитектор полагал, что из-за своих размеров и степени воздействия на человека Еlеа 9003 не может считаться просто машиной, речь должна идти о некой динамичной среде. Чтобы сделать компьютер легко управляемым, понятным для пользователя, Этторе Соттсасс прибег к принципам модульности и семантической определённости. Ввёл систему цветов, разделяющих операционные зоны. Корпуса машин облачил в большие полированные листы алюминия, подойдя к соотношению объёмов с позиций архитектуры. Эти объекты можно было в каждом интерьере устанавливать по-своему, не обязательно придвигая к стене. Важным, гибким и экономичным нововведением Соттсасса стало решение не прятать кабели и провода в полу, а заключать в корпус и размещать поверху.

Оглядываясь на те времена, Этторе Соттсасс говорит: "За годы работы с Olivetti я стал не то чтобы забывать или преуменьшать эргономические аспекты отношений человека и машины, но привык включать их в более широкий контекст. Ведь когда человек работает на машине, в его сознании активизируются культурные, социальные, психологические процессы. Машина не умеет быть нейтральной. Поэтому дизайн становится метафорой, попыткой придать технике своё значение". И действительно, за двадцать лет сотрудничества с Olivetti Этторе Соттсасс создал немало прекрасных вещей, многие из которых стали знаковыми. Знаменитая пишущая машинка Тескne 3-абсолютный стандарт итальянских офисов. Портативная Valentine с лёгким красным пластиковым корпусом-образ культурной революции 60-70-х. Рассчитанная на молодое поколение, она сделалась почти модным аксессуаром. Неслучайно и продавалась там же, где одежда или современная музыка. Сегодня Valentine находится в постоянной экспозиции нью-йоркского Музея современных искусств. А в 80-е Этторе Соттсасс спроектировал первый персональный компьютер.

В 1961 году Этторе Соттсасс совершил трёхмесячное путешествие в Индию, Непал, Бирму. Как ранее Америка, Восток, с его светом и запахами, с его красками и танцами, оказал на творчество великого дизайнера огромное влияние. Непосредственный отпечаток большого путешествия несёт в себе прекрасная коллекция керамики "Тантра" (1969 год).

В 1966 Соттсасс создаёт серию ламинированной мебели Огеу вновь для Poltronova. 26 мая 1972 года в Музее современных искусств в Нью-Йорке открылась историческая выставка Italy: New Domestic Landscape ("Италия: новый пейзаж дома"). Она была одновременно демонстрацией высот, достигнутых итальянским дизайном, и показом смелых футуристических проектов. Первая часть экспозиции включала в себя 160 придирчиво отобранных предметов, находившихся в производстве последние 10 лет, а вторая-всего лишь 16 объектов. Но зато каких! Здесь дизайнеры со всей смелостью и безоглядностью пытались выразить требования современно человека к среде обитания. Например, на одном из стендов, в сером пространстве без единого предмета, звучал детский голос, описывающий "увиденное". Этторе Соттсасс представил совершенно невообразимый проект House environment: сдвигающиеся гармошкой модули с коммуникациями, проходящими вверху (вспомним Еlеа 9003). В эти модули была хитроумно вмонтирована складная мебель, плита, кухонная раковина и даже... домашний спортзал. Такая мобильная "жилая среда" по желанию обитателей могла легко сдвигаться, высвобождая площадь. В 1973 году Соттсасс со товарищи организуют группу Global Tools ("Мировые орудия"). Она выражала идеи движения антидизайна, возникшего опять-таки под влиянием Соттсасса, а точнее - его миланской мебельной выставки 1966 года. Ирония и критицизм, обращение к экологии и протесты против ограничений творческой свободы, нарочитое обыгрывание кича, дурновкусия и при этом создание идеальных архитектурных проектов - вот что занимало членов Global Tools. В целом группа создавалась не для проектирования реальных объектов, а ради дискуссий, общения, осознания и проработки новых идей: "Дизайнер больше не является художником, который помогает нам делать дома красивее. Дизайнер - это человек, который движется в формальном плане и стимулирует новые поведенческие образцы, способствующие большей осознанности жизни. Ведь это единственное условие, необходимое для нового равновесия, для эволюции или, если хотите, для возрождения человека". Да, вот так сложно и серьёзно выражались члены Global Tools. Через три года, выполнив свои задачи, группа самораспустилась. В 1979 году Этторе Соттсасс сотрудничает с "Алхимией" - известнейшей в истории дизайна авангардной группой. А в 1981 наш герой с друзьями и коллегами организует свой знаменитый "Мемфис", и их участие в Миланской мебельной выставке оказывается очень успешным. Неожиданное сопоставление форм, смелое обращение с цветом были не просто дерзким экспериментом, а результатом вдумчивого, ответственного труда.

"Роль дизайна значительнее, нежели просто проектирование вещи. По мнению Этторе Соттсасса, "отношения, возникающие между человеком и искусственным миром, должны иметь формальный ответ. Это должен быть ответ на запросы конструктивных архетипов, декоративности, радующих знаков, визуальных кодов. Такой дизайн-не стиль, но ответ на важный вопрос о формальном качестве построенного мира. И это важно не только для людей с требовательным глазом. Формальное качество мира-вопрос политический". Через год, в 1982 , вместе с тремя молодыми архитекторами Альдо Чибиком, Маттео Туном и Марко Дзанини, Соттсасс создаёт Sottsass Associati. Здесь проектируют мебель, аксессуары, бутики (в частности, для Fiorucci, Еsprit - начиная от архитектуры и заканчивая внутренним оформлением). Но архитектура увлекает метра всё больше. И в 1985 году он строит несколько домов в США, в штате Колорадо. В 1991 году Соттсасс оформил лондонскую квартиру Жана Пигоцци, который написал о нём статью "Соттсасс, мой друг и архитектор". "Я не могу в это поверить - ему действительно 74? Всё настолько удивительное и настолько разное",- говорила молодая англичанка Жану, осматривая эти апартаменты. А вот мнение самого Пигоцци: "Чем старше становится Этторе, тем больше оригинальности в его работах. Меньше цвета, меньше странных форм, но больше элегантности, ума". Последние пять лет Этторе Соттсасс успешно сотрудничает с французской галереей Edition Limitee, создав для неё замечательную коллекцию.
Этторе Соттсасс
Этторе Соттсасс
UFO. Настольная лампа для Arredoluce. 1957 год. Дизайн Этторе Соттсасса
UFO. Настольная лампа для Arredoluce. 1957 год. Дизайн Этторе Соттсасса
Проект House environment ("Контейнерное жилище")для Нью-Йоркской выставки, 1972 год
Проект House environment ("Контейнерное жилище")для Нью-Йоркской выставки, 1972 год
Электрическая пишущая машинка для Olivetti, 1970 год. Дизайн Этторе Соттсасcа
Электрическая пишущая машинка для Olivetti, 1970 год. Дизайн Этторе Соттсасcа
Зеркало Ultrafragola для Poltronova. 1970год. Дизайнер Этторе Соттсасс
Зеркало Ultrafragola для Poltronova. 1970год. Дизайнер Этторе Соттсасс
Столовые приборы для Alessi. 1978 год. Дизайнер Этторе Соттсас
Столовые приборы для Alessi. 1978 год. Дизайнер Этторе Соттсас
Книжный стеллаж Карлтон.1981 год.Дизайн Этторе Соттсасса. Изготовитель "Мэмфис"
Книжный стеллаж Карлтон.1981 год.Дизайн Этторе Соттсасса. Изготовитель "Мэмфис"
Mombasa. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Mombasa. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Стол Alicudi. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Стол Alicudi. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Вазы Alioth и Alcor. 1983 год. Дизайн Этторе Соттсасса. Изготовитель Memphis
Вазы Alioth и Alcor. 1983 год. Дизайн Этторе Соттсасса. Изготовитель Memphis
Mobile giallo. Галерея Дизайна в Милане. 1988 год
Mobile giallo. Галерея Дизайна в Милане. 1988 год
Iride. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Iride. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Iride, Durga, Giove. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Iride, Durga, Giove. Изготовитель Zanotta. Дизайн Этторе Соттсасcа
Украшение Euphoria. "Memphis Designers for ACME"
Украшение Euphoria. "Memphis Designers for ACME"
Oak, Percorsi. Дизайн: Лука Скакетти, Паоло Портогези, Этторе Соттасс, Андреа Бранци
Oak, Percorsi. Дизайн: Лука Скакетти, Паоло Портогези, Этторе Соттасс, Андреа Бранци
Чайник и кофейник для Alessi. Дизайнер Этторе Соттсас
Чайник и кофейник для Alessi. Дизайнер Этторе Соттсас
Стол Lipari. Изготовитель Zanotta. 1992 год. Дизайн Sottsass Associati
Стол Lipari. Изготовитель Zanotta. 1992 год. Дизайн Sottsass Associati
Callimaco для Artemide. Дизайн Sottsass Associati
Callimaco для Artemide. Дизайн Sottsass Associati
Mega duo oval для Kaldewei. Дизайн Sottsass Associati
Mega duo oval для Kaldewei. Дизайн Sottsass Associati
Enterprise.Post Design Gallery. 1998 год
Enterprise.Post Design Gallery. 1998 год
Светильник AERO. Изготовитель Zumtobel Staff. 2001 год. Дизайн Sottsass Associati
Светильник AERO. Изготовитель Zumtobel Staff. 2001 год. Дизайн Sottsass Associati
Дизайнерская мебель от Этторе Соттсасса на улице Роппонги в Токио (один из 11 проектов именитых дизайнеров)
Дизайнерская мебель от Этторе Соттсасса на улице Роппонги в Токио (один из 11 проектов именитых дизайнеров)
Showroom Esprit. Дюссельдорф. 1985-1985 годы. Архитектура Sottsass Associati
Showroom Esprit. Дюссельдорф. 1985-1985 годы. Архитектура Sottsass Associati
дата выставления: 30.09.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Звезды дизайна
Мифы и реальность Этторе Соттсасса
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Смотри на мир через витражи!.
  • МОДУЛИ С КАМНЕМ, МЕТАЛЛОМ И ДЕРЕВОМ – КОЛЛЕКЦИЯ STILETAGLIONI.
  • Новые коллекции ламината Wineo.
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Золотые акценты в интерьерах вместе с AWEGOLD.
  • Кухни подмосковной фабрики «Анонс» теперь  Новосибирске.
  • Для любителей авангарда: S.Harris-2014.
  • Новая коллекция тканей VERSACE 19-69.
  • Мебель для ванных комнат  Novello.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна