Главная / Дизайн / Звезды дизайна /

Гениальный "театр вещей" Акилле Кастильони

Статья Ю.Мусиенко
Дизайн - относительно новая сфера человеческой деятельности и приложения художественного и практического таланта, однако, уже очевидно, что именно дизайн стал самым значительным культурным приобретением 20 столетия. Жаль, что поколение титанов, стоявших в его основании, постепенно начинает уходить из жизни. Двое из всемироно признанного триумвирата титанов : Маджистретти и Соттсасс продолжают свой жизненный и творческий путь, а Акилле Кастильони не так давно умер ( 2 декабря 2002 в Милане в возрасте 84 лет).

Акилле Кастильони был одним из самых выдающихся проектировщиков за всю относительно недолгую, но бурную и насыщенную историю дизайна, он спроектировал ряд самых выразительных, практичных и красивых предметов современности, чем задал немало работы критикам, классификаторам и исследователям дизайна, так как его творчество, затрагивающее принципы модернизма, минимализма, классицизма и постмодернизма, отвергает любую из этих категорических классификаций, оставаясь сугубо индивидуальным и своеобразным. Если уж есть смысл говорить о стиле применительно к творчеству маэстро, то скорее всего он должен звучать как "стиль братьев Кастильони", так как своеобразное умение привнести поэтический, и глубоко художественный (часто с оттенком доброго юмора) смысл в самые обычные объекты, замыслив их при этом безупречно с технической и потребительской точки зрения, но без всякого эстетического и идейного снобизма, исключительно уникально.

Творчество и деятельность Акилле Кастильони колоссальны и разнообразны: он проектировал архитектуру, немного занимался градостроительством и графическим дизайном, проектировал интерьеры и шоу-румы, организовывал выставки. Большую часть своей творческой карьеры Акилле, наряду с активной проектной деятельностью, успевал преподавать в высших учебных заведениях Италии, участвовать в профессиональных соревнованиях и различных инициативах. Это именно он (совместно с братьями) стал в середине века одним из главных основателей миланской дизайнерской выставки "Триеннале" и Ассоциации индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредил премию "Золотой циркуль", и поныне пользующуюся устойчивым авторитетом во всем мире.

Но главная и феерическая сфера деятельности маэстро - предметный дизайн. В течение своей 52-летней карьеры Акилле Кастильони один или в сотрудничестве с другими дизайнерами создал более 150 объектов, включая лампы, стулья, книжные стеллажи, электрические розетки, фотоаппараты, телефоны, пылесосы и сиденья для автомобилей. Созданные им предметы, например лампа Arco, представлены во многих музеях мира, наряду с этим они знакомы огромной массе людей и успешно "живут" не только в музеях, но и в обыденном вещном мире, имея абсолютно вневременной (выше моды и сиюминутности) облик и характер.

Родился Акилле Кастильони в Милане в семье скульптора. Младший из трех братьев (старший - Ливио, 1911-1979; средний - Пьерджакомо, 1913- 1968); подобно им окончил архитектурный факультет Миланского политехнического института. Оба старших брата Акилле начинают работать в сфере дизайна уже в 30-е годы и приобретают широкую известность своими проектами радиоприемников для фирмы "Фонола радио" (совместно с Л. Качча Доминиони). Их модели, представленные, в частности, на выставке радиоаппаратуры на VII Миланской триеннале 1940 года, были среди первых, зафиксировавших отход от традиционных типов радио-мебели и явивших собой пионерский опыт разработки независимой типологии бытовой техники (в данном случае-по аналогии с формой телефонного аппарата).

В 1940 году из-за начавшейся войны семейное проектное бюро братьев Кастильони перестает функционировать и возобновляет свою деятельность в 1945 году уже в ином составе- Пьерджакомо и Акилле Кастильони. С этих пор и вплоть до смерти Пьерджакомо в 1968 году оба брата работают вместе; Ливио же работает отдельно, главным образом в сфере проектирования светотехники, в конце 60-х годов к нему присоединяется его сын Пьеро (р. 1944).

Со второй половины 40-х годов тандем братьев Кастильони (по ряду признаков можно заключить о лидирующей роли младшего, Акилле) принимает активное участие в развитии и профессиональном становлении итальянского дизайна. Работая в самых разных жанрах: проектирование мебели (в том числе участие в исторической выставке мебели нео- реализма, организованной обществом РИМА в 1946 году, в мебельных выставках фирмы "Феде Кети" и др.), технически сложных изделий (знаменитый пылесос из нейлона "Спалтер", фирма КЕМ, 1956), светильников (настольная лампа "Тубино", 1950) - изогнутая металлическая трубка-опора, завершающаяся люминесцентной трубкой с аллюминиевым отражателем, первый в мире пример использования лампы дневного света в настольном варианте; напольный светильник "Люминатор", фирма "Арформ", 1955, - один из первых примеров проектного освоения только что появившихся в те годы ламп типа "супер- люкс" с посеребренной изнутри колбой, дающей возможность обходиться без абажура-отражателя; экстравагантный проект увеличенной в размерах лампы накаливания с непосредственным, без поворотного колпачка и патрона, вводом провода, фирма "Леучи", 1957, и др.), экспозиционный дизайн (экспозиция Национальной выставки радио и телевидения, 1947; экспозиции и кураторство Миланских триеннале, в том числе знаменитой выставки промышленного дизайна на X Триеннале, 1954), - Кастильони демонстрируют в известном смысле уникальную способность органически сочетать серьезный технологический и функциональный поиск с острой выразительностью пластического языка на грани ироничной дадаистской образности, - проектный подход, поражающий своей экстравагантностью даже на ярко неординарном фоне "ереси" итальянского дизайна 50-х годов.

Своеобразным манифестом этого ни на что не похожего "дизайна Кастильони", характеризуемого впоследствии некоторыми критиками как "концептуально-прикладное искусство", стала экспозиция на выставке "Цвет и форма в сегодняшнем доме" (1957, вилла Ольмо, Комо). В оборудованной братьями жилой комнате соседствовали по принципу контраста, диссонанса, случайного коллажа (естественный закон сложения исторической городской среды) предметы излюбленного Кастильони анонимного дизайна (плетеная корзина, чугунная раковина-мойка, настенный черный телефон, шезлонг, одноногий табурет для дойки коров и пр.) и их собственные, специально для выставки спроектированные вещи: подвесной телевизор, который по желанию можно было опускать и поднимать к самому потолку; легкий стул - редизайн тонетовского стула "Модель 14"; низкий стол со сменяемыми столешницами; книжный стеллаж с подвесными полками; пепельница с укрепленной по периметру пружиной; кресло из губчатой резины "Кубо", принимающее форму тела сидящего; наконец, ставшие впоследствии легендарными две модели табуретов: табурет для телефона "Селла" (производство фирмы "Дзанотта", 1983) - фантастическая конструкция из седла гоночного велосипеда, насаженного на раздвижную металлическую трубку красного цвета, вставленную в свою очередь в полусферическое чугунное основание (эффект "неваляшки"), которая предназначалась для того, чтобы "сидеть стоя" или "стоять сидя", и консольный табурет "Меццадро" ("Дзанотта", 1971), представляющий собой укрепленное на стальной пружинящей рессоре тракторное сиденье.

За этим, на первый взгляд совершенно произвольным, скоплением разнородных вещей крылись вполне определенные проектные установки, и прежде всего особый тип средо и формообразования - коллажный, порождающий и особого рода единство - не формально-стилистическое, но сюжетное. Построение сюжета разворачивалось вокруг строго функциональной фабулы по принципу жанровой метаморфозы устоявшихся функциональных фигур, или морфем ("форм функции"), вырывающей их из традиционного контекста и типа функционирования и использования, по аналогии с дадаистским приемом декон-текстуализации - так называемым ready made или objet trouve.

Профессиональное содержание этих установок дизайна Кастильони не улавливалось большинством посетителей виллы Ольмо, равно как и их коллегами-дизайнерами, которые видели в развернутом перед ними спектакле вещей род шутки или причуды "этих сумасшедших Кастильони". Тем не менее уже на рубеже 50-60-х годов за ними прочно закрепляется репутация профессионалов высочайшего класса, занимающих достойное, но совершенно особое место в группе лидеров итальянского дизайна.

Продолжая, как и прежде, работать в самых разных жанрах, но отдавая особое предпочтение дизайну осветительных приборов (в 1962 году специально под проекты братьев Кастильони и Т. Скарпы создается фирма "Флос") и экспозиционному дизайну, Пьерджакомо и Акилле создают множество изделий, среди которых нет проходных и каждое представляет собой своеобразную "функциональную" микропоэму. В их числе такие шедевры, как мягкое кресло "Санлука" (фирмы "Гавина", "Кнолл интернэшнл", 1960, 1969); торшер "Арко" ("Флос", 1962) - вариация на тему уличного фонаря; настольная лампа рассеянного освещения "Тачча" ("Флос" 1962); микросветильник на присоске "Вентоза" ("Флос", 1962) - "бытовая" версия крепящихся на лбу лампочек, используемых шахтерами и спелеологами; кофеварочная машина для кафе-эспрессо "Питагора" ("Чимбали", 1962); складной стул ,"Трик" из гнутоклееной фанеры ("Бернини", 1965) -редизайн "венского стула" модели 1910 года; автомат для разлива пива ("Поретти", 1964); модульная складная радиола ЕЕ 126 ("Брионвега", 1966); сверхустойчивый табурет-паук "Аллунаджо" (1966; производство фирмы "Дзанотта", 1980); детский фотоаппарат (,,Феррарина", 1966); наушники синхронного перевода ("Фобус", 1967); шедевр экспозиционного дизайна - павильон фирмы "Монте-катини" на Фьера ди Милано (1967).

После смерти брата Акилле Кастильони не снижает творческой активности и продолжает неустанно пополнять золотой фонд итальянского дизайна: пластмассовый выключатель (фирма УСМ, 1968), выпускавшийся в миллионах экземплярах; стол-козлы "Леонардо" с регулируемой высотой ("Дзанотта'', 1969); знаменитый стул "Примате"', рассчитанный на восточную, с опорой на колени, позу сидящего ("Дзанотта", 1960); светильник нижнего света "Ноче" - своеобразный симбиоз промышленного светильника и автомобильной фары (,,Флос", 1972); светильник "Парентези" ("Флос", 1971), в котором Кастильони развивает идею П. Манцу - лампа "суперлюкс" свободно перемещающаяся между полом и потолком по стальной нити; настольная лампа "Гипотенуза" ("Флос", 1975); гаммы сантехнического оборудования "Акватонда" и "Линда" ("Идеал стандард", 1969, 1977); асимметричный телефонный аппарат ("Италтел", 1977); светильник-люстра "Фрисби", дающая одновременно эффект направленного, отраженного и рассеянного освещения ("Флос", 1978); складной подвесной столик "Кумано" ("Дзанотта", 1979) -парафраз анонимных столиков кафе-мороженых; складная скамья "Камилла" ("Дзанотта", 1984) - "бестселлер" середины 80-х годов на тему традиционной садовой cкамейки и т. д.

Особое место в творчестве Акилле Кастильони 80-х годов занимает сотрудничество с фирмами "Алесси" и "Интерфлекс".

Для "Алесси" он делает среди прочего прославленный столовый прибор "Драй" (1982) - редизайн собственного проекта 1959 года, набора "Секко", с которым Акилле Кастильони выиграл конкурс американской фирмы "Рид энд Бартон". В этом проекте Кастильони разворачивает издавна свойственную ему критику эргономики, демонстративно перенося акцент с проектирования столового серебра "по руке" на проектирование его "по еде", ориентируясь на специфику итальянской кухни. Одновременно он вносит радикальные усовершенствования в технологию обработки металлов на заводах "Алесси".

Для фирмы "Интерфлекс" Кастильони проектирует серию кроватей "Ититити" (1986), продолжая свои медико-антропометрические поисковые разработки 70-х годов (диагностическая установка-подоскоп, фирма "Ортотехника", 1972; больничная кровать, фирма "Омса", 1974; сиденье для автомобиля"Ланча", "В&В",1977). Абсолютно новаторское, беспрецедентное конструктивное решение кровати для фирмы "Интерфлекс" позволяет обойтись без традиционной сетки и таким образом решить извечную проблему вредного для позвоночника провисания, а также улучшить циркуляцию воздуха и обеспечить легкое варьирование размеров кровати по длине. Разработанный специально для этой модели конструктивный узел соединения решетки несущей плоскости со спинками был запатентован как изобретение.

Акилле Кастильони занимается также педагогической практикой: с 1969-го преподает в Туринском политехническом институте (с 1977-го заведует здесь кафедрой интерьера); с конца 70-х годов преподает в Миланском политехническом институте (профессор кафедры мебели и промышленного дизайна на архитектурном факультете).

Акилле Кастильони - лауреат многочисленных профессиональных премий, среди которых 8 премий "Золотой циркуль" . Его работы, в том числе выполненные совместно с Пьерджакомо, представлены во многих музеях мира: более десяти из них - в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке, К 80-м годам относится целая серия его персональных выставок (как правило, он сам являлся и автором экспозиции) , наиболее значительная из которых - выставка 1984 года в Венском музее прикладного искусства, объехавшая затем ряд европейских городов - Берлин, Цюрих, Милан, Гаага, Париж, Мадрид, Гётеборг.

Дизайн Кастильони, который с равным основанием можно рассматривать и как бескомпромиссный функционализм, и частично как проектный вариант дадаизма, представляет собой одно из самых парадоксальных явлений "итальянской линии" в дизайне. С дадаизмом творчество Акилле Кастильони роднит использование одного и того же знаменитого "контекстуального трансферта" (изменение значения вещи через смену контекста), а максима функционализма "форма следует функции" прочитывается дизайнером как возможность демонстрации содержания предмета, игра вложенных для решения определенной задачи смыслов и значений.

Такая всецелая поглощенность содержанием, бескомпромиссный антиформализм Акилле Кастильони, как это ни парадоксально, превращает его функциональный поиск в непрерывную цепь пластических открытий, которые, однако, не складываются в некий стиль, поскольку принадлежат иному уровню - уровню поэтики и образности. Особенно ярко это видно на примере светильников Кастильони, форма каждого из которых предопределена тем или иным световым "сюжетом" и в этом смысле есть не столько источник и первопричина эффекта освещения, сколько его следствие, поскольку такой эффект, как смысл и содержание светильника, первичен.

Подобная смысловая сцентрическая процедура формообразования, явленная с абсолютной прозрачностью в коллажных формах и средах Кастильони (самые непредсказуемые и невероятные сочетания значимых "форм функций", образующих в совокупности новый функциональный смысл, воплощенный в беспрецедентных морфологиях), близка законам и принципам словообразования, а также образования предложений, фраз, текстов и, шире, семиозиса как такового. И эти лингвистические аналогии составляют еще один парадокс дизайна Кастильони, одного из самых "неразговорчивых" итальянских дизайнеров, всячески избегающего вербализации и концептуализации своего проектного опыта. Обретя в проектировании второй язык, Акилле Кастильони, однако, вместо того чтобы углубиться в выведение грамматических правил (к чему в конечном итоге свелся идеологический функционализм модернизма), погружается в речевую стихию, в которой функциональные этимоны прорастают мириадами контекстуально и интонационно обусловленных значений, синонимов, антонимов, тропов, архаизмов, новообразований, диалектизмов, профессионального и бытового сленга. И именно из блестящей интеллектуальной игры "на зазорах" между этими бесчисленными уровнями смысла рождается фантастический и неподражаемый мир вещей Акилле Кастильони, его "театр вещей".

Дадаистская окрашенность выразительного языка и очевидный антимодернизм функционализма Кастильони в значительной мере обусловили стремительный взлет его по пулярности на рубеже 70-80-х годов, когда он был объявлен отцом пост- и неомодернизма, - характерно, что именно в это время впервые запускаются в производство остававшиеся в прототипах проектные разработки братьев Кастильони конца 50-х. Однако сам Акилле Кастильони, никогда не примыкавший ни к каким стилям, направлениям, группировкам, тенденциям и даже временам и эпохам и всегда полагавший все культурно-исторические классификации, как хронологические, так и типологические, условностью, с большим сомнением отнесся к подобным попыткам сковать классификационными оковами его дизайн, считая разительные аналогии своего проектного поиска с установками постмодернизма сугубо формальными, а не смысловыми (типа цитатности, эклектизма, иронической игры значениями и т. п.). Вирус "белого шума" (энтропия смысла при избыточности квазизначений), поразивший постмодернистский дизайн, его творчества не коснулся.
Акилле Кастильони в собственной мастерской среди вещей дизайна братьев Кастильони. Торшер Arco (производится Flos с 1962 года по сей день) торжественно "вписывает" фигуру дизайнера в реальную арку
Акилле Кастильони в собственной мастерской среди вещей дизайна братьев Кастильони. Торшер Arco (производится Flos с 1962 года по сей день) торжественно "вписывает" фигуру дизайнера в реальную арку
Это лишь малая толика гениальных дизайнов от Акилле Кастильони
Это лишь малая толика гениальных дизайнов от Акилле Кастильони
Стол Leonardo с регулируемой высотой столешницы. Дизайн создан в 1950 году совместно с Пьерджакомо, производится Zanotta c 1969 г.
Стол Leonardo с регулируемой высотой столешницы. Дизайн создан в 1950 году совместно с Пьерджакомо, производится Zanotta c 1969 г.
Слева направо: торшер Luminator (1954 г) для Flos совместно с Пьерджакомо и настольная лампа Lampadina (1972 г) для Flos
Слева направо: торшер Luminator (1954 г) для Flos совместно с Пьерджакомо и настольная лампа Lampadina (1972 г) для Flos
Спроектированные совместно с Пьерджакомо в 1957 году легендарные табуреты Mezzadro (в производстве с 1971 года, Zanotta) и Sella (в производстве с 1983 года, Zanotta)
Спроектированные совместно с Пьерджакомо в 1957 году легендарные табуреты Mezzadro (в производстве с 1971 года, Zanotta) и Sella (в производстве с 1983 года, Zanotta)
Подвесные светильники Taraxacum и Viscontea, созданные совместно с Пьерджакомо в 1960 году изначально для Heisenkeil, производились Flos c 1962 года. Популяризация нового материала - напыленный на металлический каркас пластиковый полимер
Подвесные светильники Taraxacum и Viscontea, созданные совместно с Пьерджакомо в 1960 году изначально для Heisenkeil, производились Flos c 1962 года. Популяризация нового материала - напыленный на металлический каркас пластиковый полимер
Toio, легендарный торшер из автомобильной фары и подставки-трансформатора, совместно с Пьерджакомо для Flos, 1962 год
Toio, легендарный торшер из автомобильной фары и подставки-трансформатора, совместно с Пьерджакомо для Flos, 1962 год
Кресло Sanluca для Gavina,1960 г (затем Knoll International, затем Bernini) совместно с Пьерджакомо
Кресло Sanluca для Gavina,1960 г (затем Knoll International, затем Bernini) совместно с Пьерджакомо
Универсальный двухсторонний мебельный объект Rampa для Bernini,1964 год, совместно с Пьерджакомо
Универсальный двухсторонний мебельный объект Rampa для Bernini,1964 год, совместно с Пьерджакомо
Настольная лампа Taccia, 1962 год для Flos, совместно с Пьерджакомо
Настольная лампа Taccia, 1962 год для Flos, совместно с Пьерджакомо
Универсальная лампа Sciuko, совместно с Пьерджакомо,1966 год, для Flos
Универсальная лампа Sciuko, совместно с Пьерджакомо,1966 год, для Flos
Настольная лампа Snoopy для Flos (1967), совместно с Пьерджакомо
Настольная лампа Snoopy для Flos (1967), совместно с Пьерджакомо
PR 26 - стереорадиоприемник-проигрыватель для Brionvega, 1965 год, совместно с Пьерджакомо
PR 26 - стереорадиоприемник-проигрыватель для Brionvega, 1965 год, совместно с Пьерджакомо
Система света Parentesi, совместно с Pio Manzu, для Flos, 1970 год
Система света Parentesi, совместно с Pio Manzu, для Flos, 1970 год
Садовая скамейка Allunaggio, спроектирована в 1966 году совместно с Пьерджакомо, производится Zanotta c 1980 г.
Садовая скамейка Allunaggio, спроектирована в 1966 году совместно с Пьерджакомо, производится Zanotta c 1980 г.
Маленький столик для уличного кафе Cumano, Zanotta, 1978 г.
Маленький столик для уличного кафе Cumano, Zanotta, 1978 г.
Садовая скамейка Camilla, дизайн совместно с Giancarlo Pozzi. Zanotta, 1984 год
Садовая скамейка Camilla, дизайн совместно с Giancarlo Pozzi. Zanotta, 1984 год
Пепельница Spirale, дизайн 1971 года, производится Alessi c 1984 г.
Пепельница Spirale, дизайн 1971 года, производится Alessi c 1984 г.
Gibigiana для Flos, 1980 год. Алюминий. пластик, зеркало. Навеяно забавой пускать "солнечного зайчика"
Gibigiana для Flos, 1980 год. Алюминий. пластик, зеркало. Навеяно забавой пускать "солнечного зайчика"
Набор емкостей для масла и уксуса, спроектирован в 1980 году для Rossi & Arcandi, производится Alessi с 1984 г. Остроумно спроектированная крышка с противовесом открывается при наливании автоматически
Набор емкостей для масла и уксуса, спроектирован в 1980 году для Rossi & Arcandi, производится Alessi с 1984 г. Остроумно спроектированная крышка с противовесом открывается при наливании автоматически
Книжный стеллаж Joy, Zanotta, 1990 год
Книжный стеллаж Joy, Zanotta, 1990 год
Кресло-кровать Polet для Interflex,1992 год
Кресло-кровать Polet для Interflex,1992 год
Fucsia для Flos, 1996 год
Fucsia для Flos, 1996 год
Трансформер стол-стеллаж Scalandrino, Zanotta, 1994 г.
Трансформер стол-стеллаж Scalandrino, Zanotta, 1994 г.
дата выставления: 28.10.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Звезды дизайна
Гениальный "театр вещей" Акилле Кастильони
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Массивная доска. "Живое" дерево
  • Кварцевый камень CaesarStone. Компания ГетАкрил
  • Rugiano Interiors мебель с "характером".
  • Мебель для ванных комнат  Novello.
  • Новая Valena Life/Allure. Legrand Group
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Межкомнатные двери Villa della Porta. Villa di Parchetti
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна