Главная / Дизайн / Звезды дизайна /

Денис Сантакьяра. Свой среди чужих - чужой среди своих.

Статья Ю.Мусиенко
Денис Сантакьяра - известный итальянский дизайнер, лидер неотехнологического (посттехнологического, сенсуально-технологического) направления в дизайне.

Родился в Кампаньоле, Реджо Эмилия. Самоучка, начальные профессиональные навыки получил в бюро автомобильного стайлинга "VMV" группы "Де Томмазо", проектируя несерийные кузова для дорогих коллекционных автомашин. После короткого пребывания в бюро начинает работать самостоятельно в области дизайна, склоняясь к междисциплинарному экспериментальному типу проектирования радикального толка. Долгое время остается аутсайдером как в сфере художественного авангарда, так и в сфере промышленного дизайна в силу крайней экстравагантности своих технологических фантазий. В середине 70-х годов после встречи с А. Мендини, а затем первых публикаций в журнале "Modo" эта изоляция нарушается: Денис Сантакьяра входит в круг зачинателей "нового дизайна" и вскоре становится его заметным представителем, сохраняя при этом абсолютную твор`ческую самостоятельность, если не считать более или менее регулярного сотрудничества с группой "Алхимия".

Денис Сантакьяра - участник многих выставок (в том числе Венецианской биеннале 1982-го, Миланских триеннале 80-х годов), среди которых рубежной в его творческой карьере стала организованная им при финансовой поддержке фирмы "Монтэдисон" выставка неотехнологического профессионального и любительского дизайна "Неомерче" ("Новый товар") в рамках Миланской триеннале 1985 года, принесшая ему широкую международную известность. В концепции выставки и затем в книге "Изобретенная материя", написанной им в соавторстве с известным итальянским дизайнером А. Медой и теоретиком дизайна Э. Манцини, Денис Сантакьяра впервые формулирует свои проектно-творческие идеи в качестве целостной системы теоретических постулатов, инициируя возникновение особого направления в "новом дизайне" - "неомерче", успешно конкурирующего с середины 80-х годов со "стилем Мемфис" и продолжающего активно развиваться до сего дня.

Испытывая всепоглощающий интерес к новейшим достижениям постиндустриальной технонауки, уходящей от жесткого технического рационализма и детерминизма и превращающейся в своего рода фантомологию, Сантакьяра рассматривает последнюю как аналог античной techne, неразрывно связанной с poiesis, и, следовательно, как залог новой гуманистики, новой антропологии и новой эстетики, возможности преодоления традиционного для западного сознания дуализма научно-технической и гуманитарной установок в возрожденной магической цельности бытия, одушевляемой поэтикой универсального оборотничества и метаморфоз.

Конкретное воплощение эта поэтика находит в проектном творчестве Дениса Сантакьяра. Обращаясь к самым различным сферам дизайна и смежных дисциплин (мебель, интерьер, светильники, технически сложные изделия нового поколения, выставочные инсталляции, видеоарт и компьютерарт, новые технологии и материалы, в разработке которых он сотрудничает с крупнейшими технологическими изыскательскими центрами мира), он создает, иногда в соавторстве с Медой, парадоксальные объекты, ускользающие от какого-либо однозначного типологического определения, - объекты межвидовые, межтипологические, межфункциональные (функционоиды), которые он сам называет "новыми товарами".

Среди подобных разработок Сантакьяры, снискавших наибольшую известность, - стереокаска "Суперледжера" (фирма "BWA", 1979); телематическая информационная система для города, представленная на выставке "Реальное пространство, виртуальное пространство" (Миланская триеннале, 1979); видеоинсталляция "Рыхлая гора" - "La collina soffice" (Венецианская биеннале, 1980); кровать для мотеля с использованием в обивке оптического волокна, выполненная для выставки "Новые изобретения дизайна" (Чигта ди Реджо Эмилия, 1982); супружеское ложе для инсталляции "Телематический дом" (Миланская ярмарка товарных образцов, 1983); кушетка "Ондоло", представленная на выставке "Курортный дизайн" (Читта ди Каттолика, 1983); "Онейрический дом" - инсталляция для выставки "Дома триеннале" (Миланская триеннале, 1983); информатизированная телефонная станция и рабочее место оператора ("Италтель телематика", 1984, 1985); интерьер и оборудование ресторана "Л'Аквилоне" (Читта ди Реджо Эмилия, 1985) ; домашний робот "Инес" для выставки "Домашний проект" (Миланская триеннале, фирма""Картелл", 1986) ; гамма из трех "гиперреактивных" стульев "Сестры" ("Sister chairs") для фирмы "Витра" (1987).Эти стулья ведут своеобразное "общение" с сидящим на них человеком. Первая модель - "Застенчивая" - начинает светиться красным свечением при повышении голоса. "Общительная" обволакивает, обнимает сидящего под воздействием его тепла. "Капризная" меняет цвет обивки в зависимости от температуры человека. Все эти "чудеса" происходят благодаря особому композитному материалу, которым заполнены спинки и сидения стульев.

Типологическая характерность "новых товаров" Дениса Сантакьяры определяется, во-первых, их перформативностью: это объекты-перформансы, демонстрирующие одушевленность искусственного мира (самым неожиданным образом они реагируют на присутствие человека и контакт с ним - движутся, дышат, звучат, светятся, показывают кино и мультипликацию, растекаются, уплотняются и т. п.); во-вторых, их демонстративной бесполезностью, точнее, сугубой вторичностью собственно полезных функций и первичностью функций эмоционально-коммуникативных, - по мнению Сантакьяры, постиндустриальная эпоха есть эпоха "безделушек" разного масштаба, практически бесполезных, но незаменимых для отправления бытового ритуала, тех "безделушек", которые на самом деле являются подлинным средоточием всего гигантского производственного механизма и всей изощренности технологической мысли наших дней.

Выказывая фантастическую изобретательность в проектировании (придумывании) таких "безделок", воссоздавая или актуализируя для профессионального сознания целые пласты бытовой культуры, как традиционной, так и современной, и вместе с тем активно заземляя суперсовременную технологию путем создания своего рода "домашних животных" нового поколения, призванных забавлять и радовать душу, Денис Сантакьяра больше многих других представителей "нового дизайна" преуспел в задаче идентификации "новой бытовой культуры", обозначив тем самым немалый социокультурный потенциал концепции "неомерче".

Будучи органичной частью общего стилевого неомодернистского потока итальянского проектного авангарда последних 10-15 лет, "новые товары" Дениса Сантакьяры обнаруживают несомненное формально-пластическое своеобразие, хотя и не постулируют особого стиля. На фоне лидирующей стилевой парадигмы постмодернизма, сочетающей активное усвоение импульсов, идущих от массовой культуры, с их изощренной переработкой и возгонкой путем пропускания через разного рода концептуальные, как правило гиперрефлексивные, фильтры - метафорические, ассоциативные, игровые, пародийные и пр., проектные разработки Сантакьяры, концептуально не менее, а технологически гораздо более изощренные, чем лидирующие образцы дизайнерского авангарда, выделяются своим простодушием и лукавой незамысловатостью, той не ведающей о тенетах рефлексии прямотой зачастую сложной и глубокой художественной мысли, которая присуща "наивному" творчеству. В эпоху массовой культуры такая "наивность" взгляда чревата китчем, налет которого присутствует и во многих работах Сантакьяры. Вместе с тем китч Дениса Сантакьяры - явление в известном смысле уникальное и поучительное в современной панораме дизайна Запада, поскольку он не есть ни ироническая травестия "банального" эстетического сознания, ни коммерческая халтура, паразитирующая на массовом дурном вкусе, но представляет собой аутентичный китч, то и дело взрывающийся технологическими, типологическими, пластическими откровениями, то есть явлен художником серьезно и просто, с сознанием абсолютного достоинства и полноценности такого модуса эстетического сознания.

Будучи безоглядным и бескорыстным приверженцем культуры массовых коммуникаций, своего рода выходцем из нее - самородком масс-медиа, бесшабашным флибустьером-первооткрывателем антимира искусственных сущностей, осуществляющихся исключительно в видимостях и мнимостях, не ведая ни эсхатологических страхов перед будущим, ни ностальгических сожалений о прошлом, ни интеллектуального самоедства, парализующего волю в настоящем, Денис Сантакьяра воочию демонстрирует, что в массовой культуре, очищенной от нечистоплотных коммерческих манипуляций и от интеллектуальных игр, безусловно, существует стихийное творческое ядро, соприродное новому онтологическому статусу бытия, которое, подобно любой стихии, может порождать как чудовищ, так и чудеса.
дата выставления: 25.01.2006
Комментарии
04.01.2009 
Судя по надписи "статья Ю.Мусиенко" господин Мусиенко присваивает себе авторство? Текст дословно взят из работы Галины Курьеровой, напечатанной с сборнике " 100 дизайнеров Запада" еще в 1994-м году. Плагиат как-то наказывается на данном сайте?
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Звезды дизайна
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Ламинат Wineo. Новинки 2016 года.
  • Легкий радиатор Jaga  с очень быстрой теплопередачей! . Jaga
  • Массивная доска. "Живое" дерево
  • Мебель для ванных комнат  Novello.
  • Изготовление лестниц из ценных пород дерева.
  • Вертикальные, дизайнерские приборы Jaga. Jaga
  • Новые коллекций от компании Villeroy&Boch.
  • Золотые акценты в интерьерах вместе с AWEGOLD.
  • Коллекция солдатиков и военной техники. Компания AWEGOLD
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна