Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Б. (Меншиковский) дворец, Б. Петергофский дворец

Авторы-составители:
Е.Л.Балашова, Н.Ю.Бахарева, Ю.Ю.Бахарева, Н.Б.Буланая, И.К.Ефремова, И.В.Калугина, В.Г.Клементьев,
П.Ю.Климов, Е.В.Королев, С.О.Кузнецов, Н.В.Млынская, Т.Л.Пашкова, А.А.Прокофьева, А.Н.Спащанский,
В.М.Тенихина, Н.Д.Троскина, О.В.Уточкина, Г.Д.Ходасевич,Ю.М.Ходъко
Б. (Меншиковский) дворец (Ораниенбаум, Верхний парк, 1). 1710-27. Арх. Д.-М.Фонтана, И.-Ф.Браунштейн, И.-Г.Шедель. Был построен для светлейшего кн. А.Д.Меншикова. Несмотря на последующие многочисленные переделки, в которых принимали участие М.Г.Земцов, П.М.Еропкин, И.К.Коробов, Ф.-Б.Растрелли, А.Ринальди, К.И.Росси, В.П.Стасов, Г.Э.Боссе, А.И.Штакеншнейдер и др., внешне представляет собой один из немногих хорошо сохранившихся образцов зодчества петровского времени. Б.д. расположен на высокой террасе и обращен главным фасадом к Финскому заливу, к которому от дворца прорыт специальный канал с небольшой гаванью для швартовки судов. Композиционная роль Б.д., планировка окружающего его парка, делящегося на Верхний и Нижний, наличие подъездного канала, а также некоторые другие особенности сближают ансамбль загородной резиденции Меншикова с царскими "парадизами" в Стрельне и Петергофе. Центральный корпус дворца двухэтажный и соединяется с боковыми павильонами - Церковным (западным) и Японским (восточным) - одноэтажными дугообразными галереями. Фасады дворца обработаны пилястрами коринфского ордера и рустованными лопатками, а павильонов - парными колоннами тосканского ордера. Нарядность сооружению придают также овальные и полуциркульные окна, обрамленные фигурными наличниками, высокая крыша "с переломом", резные балясины балконных ограждений и др. Своею барочной пышностью Б.д. заметно отличается от Меншиковского дворца в С.-Петербурге. Это подчеркивает его увеселительное назначение, в то время как петербургский дворец играл роль одного из деловых и административных центров столицы.

О первоначальном убранстве Б.д. известно по кратким описям, составленным в 1728 после падения Меншикова и конфискации его имущества в казну. Парадные залы были декорированы стенными росписями, плафонами, золоченой резьбой, голландскими и немецкими изразцами. Известно, что в ряде помещений имелись паркеты, набранные из дуба, ореха, сандала и березы. В поварне пол вымостили мраморной плитой, а в жилых и служебных помещениях были положены столярные дощатые полы. При Меншикове во дворце существовали хорошо оснащенные мастерские, в т.ч. столярная, имевшая, согласно описи, кроме верстаков и пил, "разных рук инструментов восемьдесят штук". В ней работали русские мастера под руководством иностранных специалистов. Часть работ для Б.д. выполнялась в С.-Петербурге столярами, числившимися при Меншиковском дворце. В конце 1720-х, в связи с переездом императорского двора в Москву, туда же была отправлена значительная часть убранства конфискованного дворца, и в частности многие паркеты. После возвращения в 1730 столицы в С.-Петербург начинается следующий этап истории Б.д. В 1730-е и до начала 1740-х работы в Ораниенбауме вели М.Г.Земцов и И.К.Коробов. По-видимому, они сводились к ремонтам и частичным переделкам. Дворец, судя по всему, не пользовался любовью императрицы Анны Иоанновны, и из него для нужд столичного строительства продолжало вывозиться убранство. Известно, что указом от 20 июля 1737 она повелела "из бывших князя Меншикова палат", "в которых есть уборные полы - столярной ореховой и дубовой работы, взять в с.-петербургский Ея Императорского Величества дом для употребления в полы же". Настилала эти паркеты в т.н. "Зимнем доме Анны Иоанновны возле Адмиральского", по-видимому, команда столярного мастера Ж.Мишеля. Особенно большой размах работы во дворце приняли с 1746, когда их руководителем стал Ф.-Б.Растрелли. Новую отделку получили Б. зал, расположенные по его сторонам Аудиенц-камера и Столовая, а также ряд жилых комнат дворца. Залы приобрели еще большую торжественность и пышность. Паркеты излюбленных Растрелли рисунков, в т.ч. "звездами", набирались из бука, светлого и мореного дуба столярными мастерами И.Шмитом (Шмидтом) и Я.Ланги. Фрагменты растреллиевских паркетов до сих пор сохр. в бывш. Б. (Ассамблейном) зале и примыкающей к нему с запада т.н. Малиновой гостиной (Столовой).
С 1762 и до конца 1770-х над частичной перестройкой Б.д., возведением заново террас и лестниц, оформивших его северный фасад, а также над отделкой интерьеров работал А.Ринальди. По его проекту в 1770-е была произведена декоративная отделка Японского павильона, и в частности выполнен наборный пол, положенный в 1773-74 столяром М.Потаповым. Тогда же в залах дворца производились реставрация старых паркетов и настилка новых. Средств, по-видимому, не хватало. "Столярного цеха сальдерман" И.Шмит при починке паркета в Аудиенц-камере, за отсутствием мореного дуба, использовал обычное крашеное дерево. Следующая поправка паркетных полов производилась в 1785 под наблюдением архитектора И.Ситникова. Паркет, сохранившийся в центральном зале Японского павильона на втором этаже, судя по всему, частично повторяет старый ринальдиевский рисунок. В то же время характер композиции - центральная розетка на фоне уложенного шашкой дубового паркета - более характерен для эпохи эклектики. По-видимому, первоначальный проект Ринальди в сер. XIX в. все же был значительно изменен. Возможно, автором этой последней редакции являлся Г.Э.Боссе.
В 1792 Екатериной II было принято решение передать Б.д. Морскому кадетскому корпусу, после чего он подвергся очередному разгрому. При этом предметы убранства, а также паркеты, пригодные для дальнейшего использования, были сняты и вывезены.
В 1796 Павел I, вступив на престол, подарил Б.д. своему старшему сыну Александру, будущему императору Александру I. От последнего дворец перешел к его младшему брату, вел. кн. Михаилу Павловичу. В 1813-15 и 1818-25 отделочные работы в Б.д. вели К.И.Росси и В.П.Стасов, а позднее, в 1834-56, - Л.Л.Бонштедт, А.И.Штакеншнейдер и Г.Э.Боссе. В это время наборные паркеты во дворце в прежних масштабах не возобновлялись, а старые растреллиевские паркеты были закрыты простыми дубовыми.
С 1870-х и вплоть до 1917 Ораниенбаумом владели герцоги Мекленбург-Стрелицкие. После Октябрьской революции в Б.д. размещались различные учреждения. В годы Вел. Отеч. войны дворец получил значительные повреждения. С 1946 в нем велись консервационные работы, а с 1975 - восстановительные по проекту В.М.Савкова. В их процессе был реставрирован паркет Японского павильона и музеефицироваиы фрагменты растреллиевских паркетов в Б.зале и примыкающей к нему Малиновой гостиной.

Литература:
Успенский, т. I, с. 10; т. II, с. 106, 115-116;
Раскин А.Г., Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века, Л., 1979, с. 16, 18-19;
Калязина Н.В., Архитектор Леблон в России (1716-1719), в св.: От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII -первой половины XIX века, под ред. Т.В.Алексеевой, М., 1984, с. 108;
Кючарианц Д.А., Художественные памятники города Ломоносова, Л., 1985, с. 18, 20, 23-25;
Дорофеева Л.П., Русская наборная мебель в экспозиции дворца Меншикова, в кн.: Русская культура первой четверти XVIII века. Дворец Меншикова. Сб. науч. трудов. ГЭ, СПб., 1992, с. 73-74;
Горбатеико С.Б., Формирование ансамбля Большого дворца в Ораниенбауме в первой четверти XVIII в., в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Пись менность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1993, М., 1994, с. 423.


Б. Петергофский дворец (Петергоф, Верхний сад, Разводная ул., 2). 1714-25. Арх. И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти; 1745-55. Арх. Ф.-Б.Растрелли. Б.П.д. веер. XVIII - нач. XX в. являлся композиционным центром загородной резиденции российского императорского дома, местом официального представительства во время летнего пребывания высочайших особ и двора в Петергофе.
Возведение центрального объема дворца - Нагорных или Верхних палат - началось в 1714. В основу проекта, разработанного неизвестным архитектором, лег схематический набросок Петра I. Первые этапы строительства проходили под руководством архитектора И.-Ф.Браунштейна. Дальнейшее строительство и отделочные работы связаны с именем Ж.-Б.Леблона, который внес ряд уточнений по декоративной отделке интерьеров, в т.ч. предложил настелить паркеты в интерьерах второго этажа (бельэтаж), что, вероятно, и было осуществлено во всех помещениях, кроме центрального "Итальянского салона" (будущий Портретный зал), где пол был выложен мраморными белыми и черными плитами в шахматном порядке. Каким был рисунок паркетных полов в Нагорных палатах и из каких пород дерева были набраны паркеты - неизвестно. Шведский историк К.-Р.Берк, посетивший С.-Петербург в 1735-36, свидетельствовал, что в Нагорных палатах "полы выложены карельской березой, орехом и древесиной других пород". В 1730-38 для Центрального зала дворца был "учинен проект полов из разных дерев", и в 1740 мраморные плиты в этом помещении уступили место наборному паркету. Закошенный вид паркеты Б.П.д. приобрели к нач. 1750-х, времени перестройки и расширения дворца Ф.-Б.Растрелли. Сохр. план второго этажа, составленный в 1748 (копия), с реестром Растрелли на паркеты в перестраиваемом дворце (архив ГМЗ "Петергоф"). Интересно, что Растрелли оставил без пометок все помещения петровских Нагорных палат. Очевидно, что тогда вопрос о замене полов старого дворца или внесении в них изменений не стоял, т.к. первоначальным требованием императрицы к архитектору было сохранение в неприкосновенности центральной петровской части здания. Тем не менее, позднее паркеты и здесь были заменены новыми по чертежам Растрелли. При этом архитектор сознательно повторил образцы паркетов нач. XVIII в. Работы по изготовлению паркетов для новых залов в пристроенных флигелях и корпусах начались с января 1749. Тогда же приняли на службу "для делания штучных полов" столярного мастера Бернгарда Эгга. Под его руководством над паркетами Б.П.д. трудилась бригада из девяти охтинских столяров. К исполнению паркетов Парадной (Купеческой) лестницы приступили весной 1751. Работы осуществлялись мастером К. Флором с подмастерьем Копыловым. В архиве ГМЗ "Петергоф" сохр. чертеж паркета Парадной лестницы, подписанный Растрелли. Рисунок, набранный из ореха, дуба натурального и мореного, представляет собой четырехугольники с вписанными в них большими и малыми звездами. Этот мотив перекликается с рисунками паркета Аванзала и Светлой галереи.
В Аванзале (будущем Чесменском зале) и Светлой галерее (впоследствии Танцевальный зал) предполагались паркеты, набранные "звездами" из ореха, клена и дуба с ореховым фризом. Но осуществлен был другой вариант, более сложный, где рисунок паркета состоял из симметрично расположенных малых и больших звезд, вписанных в круги на фоне широких пересекающихся полос с орнаментом в виде ромбов. По представлению Растрелли нового чертежа 9 ноября 1750 был заключен договор с маетерами Я.Гиршфельдом (Гирсфельдером) и Я.-Г.Ротхаузом на изготовление паркетов из "орехового, кленового, белого и чистого дубового черного лесу". В Тронном зале Растрелли первоначально также планировал настелить паркет "звездами", но к январю 1751 подготовил другой чертеж. Работу выполнял по договору столярный мастер Гиршфельд. Рисунок паркета состоял из больших и малых звезд с каймой и фризом. Центр паркета украшала большая звезда, вокруг которой располагались меньшие звезды, вписанные в окружности с исходящим от них сиянием на фоне "кирпичиков". Фриз составляла кайма из восьмиконечных звезд, заключенных в четырехугольники. Звезды выкладывались из простого и мореного дуба, а кирпичики фона - две стороны из простого, одна - из мореного дуба, отчего они казались объемными. Выразительность и эффектность этой композиции, несмотря на ограниченный набор пород (дуб, дуб мореный и пальма), существенно увеличивались за счет расположения волокон древесины перпендикулярно друг к другу, что создавало контрастные цветовые и тоновые соотношения. Паркет был закончен к сентябрю 1751. В 1778 после замены декоративного убранства зала под руководством Ю.М.Фельтена и во время реставрационных работ в 1889 рисунок паркета оставили без изменений.
Выполнение паркета по чертежам Растрелли для Итальянского салона (будущий Портретный зал) было поручено столярному мастеру Я.Якобсону, а после его смерти - П.Нильсену. Рисунок представлял собой шестигранники, выложенные из ореха, мореного дуба и клена таким образом, что возникала иллюзия объема. Это был типовой образец, взятый, по-видимому, из "Курса архитектуры" Ш.Давиле, весьма распространенного тогда практического пособия и сборника самых модных эталонов нач. XVIII в.
В Дубовом кабинете в январе 1750 паркеты настилались мастером Б.Эггом по проекту Растрелли рисунком "зигзаг" из ореха и дуба (первоначально предусматривались пальма, олива и эбен, от которых впоследствии отказались). Паркет такого же рисунка архитектор предложил для большинства жилых комнат восточной половины дворца, а также для Аудиенц-зала и Белого зала (в будущем - Белой столовой). Здесь были использованы местные породы древесины: береза, клен, дуб натуральный и мореный. Несмотря на простую текстуру и ограниченную цветовую гамму, эти материалы позволили создать интересный декоративный эффект иллюзорно объемной поверхности.

Для растреллневских паркетов в Б.П.д. были характерны строгая геометричность форм, контрастные сочетания темных и светлых пород древесины. Чаще всего архитектор использовал мотивы "зигзаг" и "звезды", набранные преимущественно из местных пород - дуба, клена, березы, ореха. Особенный интерес представляли паркеты двух Китайских кабинетов Б.П.д., выполненные в сер. 1760-х по проекту Ж.-Б.Валлен-Деламота. Они отличались от строгих растреллиевских полов гораздо более сложным рисунком с использованием растительных мотивов и набирались из полутора десятков пород древесины, в т.ч. экзотических. В центре композиции паркета в Западном Китайском кабинете - крупная восьмилепестковая розетка на фоне трельяжной сетки в обрамлении орнаментального фриза из трех поясков. Рисунок паркета Восточного Китайского кабинета еще более изыскан: в центральное поле сложных очертаний вписаны розетки, гирлянды из листьев, пересекающиеся ленты с меандрами. Декоративный эффект усиливается благодаря интересному сочетанию местных пород древесины с драгоценными экзотами, такими, как палисандр, сандал, амарант, махагон, чинара, тис, лимон, тюльпановое, эбеновое, оранжевое дерево и т.д. Паркеты сер. XVIII в. сохранялись с поправками и ремонтами вплоть до 1941, когда Б.П.д. был разрушен и все элементы декоративного убранства, выполненные из древесины, погибли в огне. К счастью, еще в 1937 паркеты были обмерены и зарисованы архитектором М.И.Рзяниным, что позволило возродить их в прежнем виде. Работы но воссозданию наборных полов велись в 1960-х - сер. 1970-х. Уникальные паркеты Китайских кабинетов были восстановлены в 1972 мастерами И.В.Антоновым и Н. И. Смирновым.

Литература:
Успенский, т. II, с. 39; Соловьев I, с. 19, 26-27;
Аркин Д., Растрелли, М., 1954, с. 20;
Двойникова, Лямин I, с. 71;
Архипов Н.И., Раскин А.Г., Петродворец, Л.; М., 1961, с. 47-50;
Денисов Ю.М., Петров А.Н., Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963, с. 9;
Соловьев II, с. 327, 330;
Кедринский А.А., Колотов М.Г., Медерский Л.А., Раскин А.Г., Летопись возрождения. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда и пригородов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны немецко-фашистскими захватчиками, Л., 1971, с. 65-67;
Ардикица В.Е., Петродворец. Путеводитель, Л., 1974, с. 53;
Раскин А.Г., Петродворец, Л., 1975, с. 34, 39-40, 44;
Козьмян Г.К., Ф.-Б.Растрелли, Л., 1976, с. 74-75;
Гуревич И.М., Знаменов В.В., Мясоедова Е.Г., Большой Петергофский дворец, Л., 1979, с. 21, 44, 73, 78, 108, 123, 140, 148-149, 155, 159, 161-162;
Архипов Н. И., РаскинА.Г. Г. Петродворец, в кн.: Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, под ред. И.А.Бартенева, Л., 1985, с. 348, 352, 362;
Фомин, с. 10, 14.
Архивы:
Архив ГМЗ "Петергоф", Р-225, Калязина Н.В., Материалы к воссозданию паркетов в Большом Петергофском дворце, Л., 1959; РГИА, ф. 480, оп. 1, д. 1037, 1863 г., лл. 3-5, 11-14; ф. 490, оп. 1, д. 525, 1749 г., лл. 2-2 об., 4-13, 18-19, 22-22 об., 25, 28-29, 31, 40-41, 80-81 об., 101, 106, 165-166, 168, 170-171, 175, 176 об., 178, 238; оп. 2, д. 762, 1835-37гг., л. 1, 3-4, 10-14, 17-18.
Проекты:
Архив ГМЗ "Петергоф", ПЦМП-58 [План И этажа Б. дворца с указаниями Ф. Б. Растрелли по паркетам]; ПДМП-201 [План Парадной лестницы западной половины дворца с показанием рисунка полов на лестничных площадках и втором этаже].
Обмеры, чертежи:
Архив ГМЗ "Петергоф", ПДМП-236 [Портретный зал]; ПДМП-237 [то же].


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Вид Большого (Меншиковского) дворца в Ораниенбауме со стороны Нижнего сада. Литография но рис. И.Мсйера. Нач. XIX в.
Вид Большого (Меншиковского) дворца в Ораниенбауме со стороны Нижнего сада. Литография но рис. И.Мсйера. Нач. XIX в.
Большой (Меншиковский) дворец. Японский павильон. Центральная розетка паркета
Большой (Меншиковский) дворец. Японский павильон. Центральная розетка паркета
Большой Петергофский дворец. Танцевальный зал
Большой Петергофский дворец. Танцевальный зал
Ф.-Б.Растрелли. План парадной лестницы западной половины Большого Петергофского дворца с показанием рисунка полов на лестничных площадках и втором этаже. 1750-1751 (Архив ГМЗ "Петергоф")
Ф.-Б.Растрелли. План парадной лестницы западной половины Большого Петергофского дворца с показанием рисунка полов на лестничных площадках и втором этаже. 1750-1751 (Архив ГМЗ "Петергоф")
Большой Петергофский дворец. Западный Китайский кабинет
Большой Петергофский дворец. Западный Китайский кабинет
Большой Петергофский дворец. Восточный Китайский кабинет. Фрагмент паркета
Большой Петергофский дворец. Восточный Китайский кабинет. Фрагмент паркета
Большой Петергофский дворец. Тронный зал. Фрагмент интерьера
Большой Петергофский дворец. Тронный зал. Фрагмент интерьера
Большой Петергофский дворец. Чесменский зал. Фрагмент паркета
Большой Петергофский дворец. Чесменский зал. Фрагмент паркета
дата выставления: 26.01.2006
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Б. (Меншиковский) дворец, Б. Петергофский дворец
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна