Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Большой Кремлевский дворец

Авторы-составители:
Е.Л.Балашова, Н.Ю.Бахарева, Ю.Ю.Бахарева, Н.Б.Буланая, И.К.Ефремова, И.В.Калугина, В.Г.Клементьев,
П.Ю.Климов, Е.В.Королев, С.О.Кузнецов, Н.В.Млынская, Т.Л.Пашкова, А.А.Прокофьева, А.Н.Спащанский,
В.М.Тенихина, Н.Д.Троскина, О.В.Уточкина, Г.Д.Ходасевич,Ю.М.Ходъко
Б.Кремлевский дворец (Москва, Московский Кремль). 1838-49. Арх. К.А.Тон. Кремлевские дворцы, начиная со времени правления Ивана Калиты, традиционно располагались в южной высокой части Боровицкого холма (юго-западная часть Кремля). До нач. XVIII в. являлись главными резиденциями русских государей и одними из символов русской государственности. После 1703 стали местом проведения коронационных торжеств и главной императорской резиденцией в Москве. Б.К.д. сооружен по решению Николая I на месте обветшавшего дворца, построенного но проекту Ф.-Б.Растрелли в сер. XVIII в. и позднее неоднократно перестраивавшегося (Н.А.Львов, В.П.Стасов). Его южный (главный) фасад выходит на Москву-реку, восточный - на Соборную и западный - на Императорскую площади. Б.К.д. объединен в комплекс со старыми кремлевскими зданиями - Теремным дворцом (с семью домовыми церквами), Грановитой палатой, палатами и подклетами дворца Ивана III. Кроме Тона, в работах участвовали архитекторы Ф.Ф.Рихтер, Н.И.Чичагов, П.А.Герасимов, В.А.Бакарев и др.
Осенью 1837 император Николай I, осмотрев существовавший Кремлевский дворец, принял решение построить на месте т.н. Боярской площадки новую большую залу и расширить пристройкой Тронного зала старый дворец Растрелли-Львова-Стасова. В качестве основополагающей архитектурной идеи строительства за образец были взяты формы Теремного дворца, определявшиеся современниками как "византийские". Нижний этаж нового здания, более широкий, чем два верхних, должен был завершаться открытой террасой в подражание древним переходам кремлевских дворцовых построек. Два верхних этажа повторяли декоративное убранство Теремного дворца, "цитируя" наличники верхних ярусов. В 1838 Николай I распорядился значительно увеличить масштабы предполагавшегося дворца: дополнить комплекс новым зданием Оружейной палаты и замкнуть каре дворцовых построек (вокруг собора Спаса на Бору) корпусом Апартаментов их величеств. Также дворец было решено соединить переходом с Конюшенным корпусом XVII в., перестроив его в Апартаменты их высочеств.
Главным архитектором строительства был назначен К.А.Тон, главным художником "но части живописи" - Ф.Г.Солнцев. Среди помощников Тона ведущие роли принадлежали Н.И.Чичагову и В.А.Бакареву. В документах также встречаются имена архитекторов П.А.Герасимова, Н.Л.Бенуа, Р.Т.Водо, И.П.Горского, Н.А.Шохина, И.С.Каминского и др. В разработке внутреннего убранства приняли участие скульпторы И.П.Витали, П.К.Клодт, А.В.Логановский, С. и Д.Кампиони. Плафоны расписывал И.И.Артари. Паркеты, парадные двери орденских залов и ковры проектировал Ф.Г.Солнцев. 30 июня 1838 состоялась закладка нового императорского дворца, а 3 апреля 1849 - торжественная церемония его освящения. В ходе работ из-за плохого состояния старый дворец был разобран до основания. Дворец, построенный К.А.Тоном и воплотивший основные идеи, во многом принадлежавшие лично императору Николаю I, стал программным произведением нового архитектурного стиля. Его фасады являются образцом "национального" направления в отечественной архитектуре сер. XIX в. Яркий облик фасадов Б.К.д., их русско-византийская стилистика послужили образцом для многих сооружений 2-й пол. столетия.
Планировка трехэтажного дворца с анфиладами парадных помещений, дублирующихся галереями и коридорами, представляла собой характерный образец эпохи классицизма. Посвящение анфилады двусветных залов российским орденам не имеет аналогий в отечественной архитектуре. В интерьерах дворца эта анфилада с тяжелыми сводами подчинила себе планировку первого этажа, жилые покои которого оказались затесненными громоздкими опорами, несущими верхний этаж, лишив обитателей определенной доли удобств, принесенных в жертву главной идее. В цокольном этаже Б.К.д. находились подсобные помещения с пневматическими печами, помещения для слуг и черные службы.
Первый этаж дворца был отдан под Собственную половину их императорских величеств, включавшую их личные покои, комнаты придворных чинов и дежурных слуг, а также кладовые дворцового имущества и кухни. В западном корпусе дворца на первом этаже разместили две квартиры - министра императорского двора и дежурного флигель-адъютанта. В бельэтаже Б.К.д. Тон соорудил анфиладу из четырех орденских залов - Св. Владимира, Св. Георгия, Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного (тронный зал императора). Они соединялись с Екатерининской половиной, в которую входили два зала - Кавалергардский и Св. Екатерины (тронный зат императрицы), а также два помещения парадных апартаментов с Ореховой уборной, устроенных во втором этаже западного корпуса. Всего новый дворец имел в двух верхних этажах более 80 помещений. Общее решение интерьеров стилистически принадлежит к эклектическому направлению в архитектуре. Их отделку отличает высокая степень сохранности, за исключением тканевого убранства, которое в настоящее время представляет собой реставрационные копии.
В Б.К.д. были устроены полы двух видов - каменные и паркетные. Каменными полами из плит ревельского камня серого цвета, коломенского мрамора белого цвета и гжельской лещади вымостили сени, коридоры первого этажа, комнаты слуг, кладовые и кухни. В остальных помещениях были уложены паркеты трех сортов: "первого сорта - сделанные из разных цветных дерев по составленным для того узорам"; второго сорта - "дубовые с небольшими украшениями из цветных дерев"; третьего - "обыкновенные дубовые". Наборные паркеты парадных залов выполнялись по эскизам академика Ф.Г.Солнцева в 1843-45. Всего для дворца было изготовлено паркетных полов 1-го сорта - 473 кв. саж., 2-го - 115 кв. саж. и 3-го - 526 кв. саж. Паркеты первого сорта из разноцветных пород дерева с фризами выполнил фабрикант Е.А.Миллер с младшим товарищем Э.Блехшмидтом. Паркеты третьего сорта - петербургский купец фон-дер-Бек. Нижний этаж разделяется Парадными сенями на две изолированные части: жилую и служебную. В жилой части первого этажа, между Парадными сенями и Сенями Собственного подъезда, находится Собственная половина их величеств с анфиладой парадных жилых покоев и комнатами дежурных придворных чинов, отделенными от императорских покоев глухим узким продольным коридором. Личные императорские покои с окнами на южный фасад включали 5 основных и 4 проходных комнаты. В них входили: Столовая, Гостиная, Проходная комната, Кабинет императрицы с Камер-юнгферской, Спальня с уборными императрицы и императора, Кабинет императора, расположенный в юго-западном углу. От Кабинета анфилада продолжалась тремя помещениями административного назначения - Дежурной, Приемной и Фельдъегерской с окнами на Императорскую площадь. По правую сторону коридора Собственной половины находились Большой буфет и три дежурных помещения для придворных слуг - камер-фрау, камер-медхен, камер-юнгфер.
В личных покоях Собственной половины комнаты отделаны с роскошью, демонстрирующей богатство и блеск российского царствующего дома. Стилистически интерьеры парадных жилых покоев можно охарактеризовать как один из ранних образцов эклектики в отечественной архитектуре. Отдельные мотивы декоративного убранства, заимствованные из художественных приемов рококо, ренессанса, античности, не создают целостного образа конкретного исторического стиля и даны в классицистической интерпретации.
Декоративная отделка помещений Собственной половины построена на тонком сочетании искусственного и натурального мрамора различных цветов и оттенков, лепнины, позолоты, зеркал, росписей и тканевого убранства. Лицевую отделку стен и сводов дополняют замечательно исполненные камины из мрамора и малахита, двери и мебель в стиле "буль", ренессанса, второго рококо. Паркеты в помещениях Собственной половины по описям числятся 2-го и 3-го сортов и делятся на два вида: одни из них предполагались открытыми, другие должны были быть застелены коврами. К первым из них относятся паркеты Столовой, Гостиной, Камер-юнгферской и Приемной. Они представляют собой единый ковровый рисунок из различного сочетания восьмиугольников и мелких квадратов, украшенных тонкими наборными звездами и розетками. Вдоль стен идет простой фриз, обрамленный узкими темными рейками. Различие паркетов отдельных помещений - в обкладках восьмиугольников и квадратов. В Столовой они соединены между собой и составляют единый рисунок. В Гостиной и Камер-юнгферской темные рамки обкладки оформляют каждый квадрат и восьмиугольник отдельно, создавая впечатление единого светлого поля. В Приемной обкладки отсутствуют, и светлое поле, выложенное отдельными пластинами с различно направленной текстурой дерева, украшено клепкой чередующихся тонких звездочек красного дерева и мелких крестиков.
Полы в Будуаре, Кабинете императрицы и Спальне, видимо, изначально предполагалось застелить коврами, и паркеты имели самый простой рисунок с укладкой квадратами, разделенными от центра на четыре треугольника. Фризовые части паркетов выделены темными рейками. В настоящее время старые паркеты в этих помещениях заменены реставрационными. На архивной фотографии Кабинета императрицы (1872) виден ковер, сплошь затканный крупными цветами.
В Кабинете императора был настелен простой дубовый пол 3-го сорта. На старых фотографиях виден его рисунок "в шашку" с игрой света в волокнах древесины, дававшей впечатление чередующихся светлых и темных квадратов. Этот скромный паркет замечательно сочетался с отделкой стен панелями из ясеня, придавая интерьеру строгий, официальный характер. В настоящее время в Кабинете, Уборной императора, Дежурной и Фельдъегерской положены современные паркетные полы. Орденские залы дворца, отличающиеся грандиозностью размеров и роскошью отделки, представляют собой образец имперских интерьеров, в которых представлены история и география Российского государства. Архитектурное решение каждого зала отличается своеобразием планировки и конструкций перекрытия. В декоративном убранстве широко использованы лепнина, позолота, элементы геральдики, круглая скульптура, искусственный и натуральный мрамор, малахит, декоративные росписи, зеркала и др. Его дополняют также резные двери, камины, люстры, бра, мебель. Тронные залы императора и императрицы имеют обивку муаром. Общее великолепие помещений дополняют художественные паркеты, выполненные по рисункам Ф.Г.Солнцева. Их рисунок стилистически и в цветовом отношении не связан с убранством залов - паркеты можно считать коврами, выполненными в дереве. Не случайно в Грановитой палате после реставрации 1881-82 на паркетный пол самого простого рисунка был положен ковер, вытканный монахинями московского Ивановского монастыря в духе паркетов Солнцева.
Анфиладу орденских залов предваряет Аванзал. Его паркет выполнен мастерами фабрики Е.А.Миллера. Общая композиция паркета состоит из центрального поля и фриза, уложенного между угловыми пилонами зала. Дополнительные щиты расположены между порталами дверей. Общая композиция паркета нарушена закладкой экседры в стене против парадной лестницы и перенесением камина к окну. В рисунке наборного пола сочетаются геометрические и растительные орнаменты. Центральное поле составлено из повторяющихся квадратных элементов, набранных из дуба со звездообразным рисунком красного и черного дерева. Декоративный эффект центрального поля, выложенного дубом, построен на игре тонов, обусловленной различным положением отдельных клепок по отношению к источникам освещения. Со светлым тоном поля контрастирует темно-малиновый фриз с крупными четырехосевыми розетками ярко-желтого лимона и темных пород дерева. Поле и фриз паркета набраны из одинаковых квадратных щитов без добора паркетной клепки на месте.
Владимирский зал, начинающий анфиладу орденских залов, соединяет древнюю и новую часть дворца. Объемно-пространственное решение трехсветного зала, нижний ярус которого имеет квадратный план с полукруглыми нишами в скошенных углах, а верхний представляет восьмерик с восьмилотковым сводом, обусловило центрическую композицию паркета.
В центральном поле последнего расположена небольшая круглая розетка с двумя широкими концентрическими кольцами. По контуру внешнего кольца, разделенного на восемь секторов, идет восьмиугольная кайма орнамента в узких лентах меандра, повторяя верхний восьмерик зала. Внутреннее кольцо украшают лучи и мелкие ромбы в темных рейках, увеличивающиеся от центра к краю. Во внешнем кольце в восьми секторах ромбовидный рисунок чередуется с зигзагообразным. Последний в укрупненном виде повторен за восьмиугольной полосой фриза, перед четырьмя нишами, выложенными мелкими лучами с ромбами. В общую композицию паркета был включен рисунок проступей деревянных лестниц, окружающих зал с трех сторон; В паркете использовали сравнительно скромный набор пород - дуб, мореный дуб, орех и красное дерево. Простые геометрические формы паркета (лучи, ромбы, квадраты и различные формы меандра) обогащал декоративный эффект, достигавшийся умелой игрой света в волокнах одного и того же дерева, положенного в разных направлениях. Паркет имел сложную конструкцию щитов, основанную на трапециях и окружностях. Договор на его изготовление был заключен с московским купцом В.Бетхером, но заканчивал паркет после рас торжения контракта с последним, по-видимому, Миллер. В 1966-68 старый паркет разобрали и выполнили заново по прежнему рисунку. Георгиевский зал - самый большой из пяти орденских залов Б.К.д. Зал освещают 13 окон с одной балконной дверью восточной стены и 6 окон южной. Окна восточной стены выходят на Соборную площадь и к Благовещенскому собору. Окна торцевой стены обращены к набережной Москвы-реки. Единое грандиозное пространство Георгиевского зала, вытянутое по продольной оси, отличает подлинная монументальность форм. Его колоссальные размеры сопоставимы с городской площадью. Перед пристенными пилонами стоят витые цинковые колонны, несущие антаблемент и 18 женских статуй работы скульптора И.П.Витали. Статуи в античных одеждах со щитами, копьями и венками в руках символизируют Победу и Славу. Они олицетворяют присоединение к России или завоевание ею различных территорий с XV в. по 1-ю треть XIX в. В декоративном убранстве зала, кроме скульптуры, использованы лепнина, искусственный мрамор белого цвета, серый натуральный мрамор и позолота. Художественный паркет Георгиевского зала набран из 23 пород ценного дерева ярких контрастных цветов от лимонно-желтого до фиолетового и от серо-зеленого до красного. Выполнен по проекту Ф.Г.Солнцева Е.А.Миллером и Э.Блехшмидтом. В настоящее время является одним из двух подлинных паркетов орденских залов Б.К.д. Его основное поле прямоугольной формы выделено лентой яркого фриза с фоном розового дерева, разложенного ромбами и розетками, проходящего вдоль торцевых стен и между колоннами. Основу средника паркета составляют шестиугольник, вытянутый по продольной оси, и два квадрата, примыкающих к нему углами. Шестиугольник осложнен центральным квадратом с розеткой на фоне лимонного дерева. Боковые части шестиугольника украшены сложнейшим орнаментом, включающим растительные и геометрические элементы, крупные волюты с меандром и др. Боковые квадраты украшены двумя рядами круглых розеток и перообразными элементами. Всю сложную многоугольную композицию средника обрамляет единая узкая полоса орнамента. К ее внешнему контуру в углах примыкают, выходя на фон паркета, выразительные элементы, напоминающие мягкие веера и процветшие лиры. Своеобразные перья с розеткой положены у четырех внутренних углов основного поля, набранного из белого бука и разложенного красным деревом в виде мелких вытянутых шестиугольников и узких обкладок, дважды повторяющих их форму.
Александровский зал - прямоугольное в плане помещение с четырьмя пристенными пилонами у продольных стен, перекрытое центральным куполом на подпружных арках и двумя боковыми полуциркульными сводами. Освещается окнами, выходящими на набережную Москвы-реки. На противоположной стене им соответствуют фальшивые окна и двери. В торцевые стены зала включены живописные сцены из жития Св. Александра Невского, исполненные Ф.А.Моллером. Лицевая поверхность стен отделана искусственным мрамором розового цвета, оконные откосы - белого цвета, цокольная панель стен - "голубовато-струистым". Нарядность залу придают многочисленные зеркала арочной формы и четыре камина из белого каррарского мрамора.
Первоначальный художественный паркет Александровского зала из ценных пород дерева был выполнен по эскизам Солнцева фирмой Е.А.Миллера. Общая композиция паркета отвечает трехчастиой структуре сводчатых перекрытий помещения: широкий фриз выделяет центральное поле с большим крутом по середине, в двух боковых частях зала выложены сложные четырехчастные композиции. Основное поле паркета представляет собой светлые квадраты с мелким рисунком растительного характера из темного дерева, вписанные в чередующиеся квадраты светлого и темного дерева. В центре круга помещен крупный восьмилепестковый цветок, окруженный гофрированными розетками, веерами, процветшими тюльпанами, тонкими вьющимися стеблями. В боковых частях паркета положены сложные композиции из четырех крупных бутонов фантастических цветов, окруженных растительными и геометрическими орнаментами. В 1933-34 Александровский зал, как и соседний Андреевский, уничтожили при сооружении на их месте зала заседаний Верховного Совета СССР. Был воссоздан в 1995-99. Рисунок паркета восстановлен по архивным фотографиям общего вида зала (проект Солнцева не обнаружен). Автор проекта - архитектор фирмы "Реставратор-М" Е.В.Степанова.
Андреевский зал - тронный зал императора. Его грандиозное трехнефное пространство, перекрытое высокими сводами, с троном под сенью у западной торцевой стены завершает анфиладу орденских залов. Обильная позолота, покрывающая лепной декор сводов, пилонов и арок, искусственный мрамор и элементы геральдики придают тронному залу столь необходимую ему репрезентативность, а знаки старшего российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного с девизом "За Веру и Верность" -глубокий идейный смысл. Пространство зала членится пятью парами четырехгранных опор на три нефа, освещается 18 окнами с видом на набережную Москвы-реки, которым на противоположной стене отвечают ложные окна и двери с зеркальными стеклами. Перспективу центрального нефа Андреевского зала замыкает резная сень тронного места с Всевидящим оком в лучах над ним. В карнизе над троном были помещены герб Российской империи и два знака ордена Св. Андрея Первозванного - двуглавые орлы с андреевским распятием на груди. На постаменте из шести ступеней стоят копии трех тронных кресел - Николая II, Александры Федоровны и Марии Федоровны (подлинники в музеях Петергофа и Гатчины).
Замечательный паркет, набранный из 22 ценных пород дерева, был изготовлен по эскизам Ф.Г.Солнцева (средник, фриз, вставки, рядовые щиты). Первоначально изготовление было заказано В.Бетхеру. Позднее, "по неисправности подрядчика", заказ передали Е.А.Миллеру с "младшим товарищем" Э.Блехшмидтом. Паркет состоит из прямоугольного средника, обрамленного узкой полосой в темных обкладках, неширокого фриза, идущего по периметру зала, узорной полосы, положенной по продольной оси между колоннами, и рядовых щитов фона в темных обкладках. Наиболее украшенной частью паркета является средник с вычурной геометрической композицией в центре, которую по продольной оси фланкируют две шестилепестковые розетки и два веера, обращенных к центру. Очень выразительна узорная полоса между колоннами с тонкими, виртуозно прорисованными вьющимися стеблями и цветами. Квадратные щиты фона разделены на четыре треугольника, выложенных светлым и темным деревом, и заключены в темные обкладки, образующие прямоугольную сетку. Треугольники украшены несложным геометрическим орнаментом. Фриз выложен симметричным растительным раппортом темного дерева на светлом фоне. Уничтоженный в 1933-34, в 1995-99 Андреевский зал был восстановлен. Автор проекта воссоздания паркета - архитектор ЦНРПМ Н.В.Маматова. Кавалергардский (Пикетный) зал имеет Т-образный план, освещен пятью окнами, выходящими на Императорскую площадь, и соединяется двумя анфиладными дверями с Андреевским и Екатерининским залами. Помещение перекрыто центральным вспарушенным крестовым сводом, в который выходят три пологих коробовых свода, украшенных кессонами с лавровыми венками. Люнеты сводов, зеркала, пилястры стен, фризовая часть антаблемента, откосы окон отделаны белым искусственным мрамором. У центрального окна - изящный камин из белого мрамора с двумя пастушками, голубками и виноградной лозой.
Многоцветный паркет Кавалергардского зала выполнен по проекту Ф.Г.Солнцева. Его общая композиция состоит из двух прямоугольников - передней и задней части зала - с двухполосным фризом, который разделяет их и проходит по периметру стен. В большом прямоугольнике по продольной оси положена широкая узорная полоса с декоративным клеймом в виде шестиугольника. К нему вершинами обращены два треугольника у продольных сторон. Широкая лента, положенная вдоль фриза, обрамляет декоративные вставки с цветной клепкой. Фоновая часть паркета выполнена из светлых рамок косой сетки со вставками геометрического рисунка. В меньшем прямоугольнике узорная полоса отсекает у углов, примыкающих к центру зала, два треугольника с наборной цветной клепкой. Рисунок клепки имеет в основном геометрические формы. Во внешней части фриза светлые розетки в четыре лепестка на темном фоне чередуются с мелкими квадратиками и круглыми вставками. Внутренняя часть фриза составлена из квадратов, разделенных на 4 треугольника. Екатерининский зал - тронный зал императрицы, посвященный учрежденному в 1714 ордену Св. Екатерины. По его продольной оси поставлены два прямоугольных в плане, отнесенных к задней стене пилона. Лицевые поверхности пилонов и углы зала, отделанные белым искусственным мрамором, украшены малахитовыми пилястрами с бронзовыми золочеными капителями и базами. Стены зала разделаны на прямоугольные зеркала, обиты муаром серебристо-серого цвета с каймой из красной орденской ленты с девизом, медальоном с изображением Св. Екатерины и стразами. Люнеты стен разделены на три части золочеными тягами и отделаны розовым искусственным мрамором. Паркет зала выполнен по рисункам Ф.Г.Солнцева. Его общее поле разделено на шесть частей фризом, проходящим между пилонами и пилястрами, а также вдоль стен зала. В трех передних прямоугольниках на фоне в косую клетку помещены три клейма с цветными вставками: в центре - виньетка с четырьмя заостренными концами, по бокам - вытянутый овал с двумя остриями. В боковых задних прямоугольниках - круглые розетки. Эти декоративные вставки, темные по тону, выделяются на более светлом поле. Основу декоративных композиций составляют трилистники, стилизованные лилии, растительные побеги, объединенные причудливыми геометрическими орнаментами.
Фон паркета Екатерининского зала составляет ромбовидная сетка из темных обкладок на светлом фоне с мелкими розетками в местах пересечения. В ячейках фона положены крупные красивые четырехосевые розетки с чередующимися темными и светлыми лепестками. В центральном прямоугольнике у задней стены после разборки тронного места императрицы, находившегося здесь, были положены фанеры с рисунком фона. Подходы к окнам выложены щитами светлого дерева с узкими рейками из черного дуба.
Парадная гостиная (Парадная диванная) Екатерининской половины - одно из самых роскошных парадных помещений Б.К.д. Ее декоративное убранство выдержано во вкусе позднего ренессанса, а обстановочный комплекс - в стиле второго рококо. В отделке гостиной использованы искусственный мрамор различных цветов, позолоченная лепнина, живописные росписи и гризайль, выполненные И.И.Артари. Стены гостиной обтянуты шелковой материей - зеленой парчой с золотистыми узорами - и обложены золочеными багетами. Паркет Гостиной инкрустации не имеет, так как изначально был закрыт ковром, выполненным по эскизу Ф.Г.Солнцева. Этот ковер виден на акварели К.А.Ухтомского (1849). Общий рисунок ковра напоминает паркеты парадных залов Б.К.д. По его краям сделан широкий бордюр, в центре выткана причудливых форм розетка. Поле ковра представляет крупную клетку малинового цвета с розетками в золотистых кругах на зеленом фоне. В бордюре использованы растительные мотивы. Цветовое решение ковра было увязано с обивкой стен узорной золотистой парчой. Декоративное убранство Парадной опочивальни, выполненное в стиле позднего Ренессанса, построено на сочетании тканевой обивки стен из узорной малиновой парчи с матовым рисунком белого, зеленого, лилового цветов, натурального и искусственного мрамора, а также золоченой лепнины. Колонны алькова выполнены из массива редкого мрамора серо-зеленого цвета (уегйе апйсо), украшены бронзовыми золочеными капителями с фигурками амуров. Постаменты колонн облицованы мрамором "де пончеверо". На стенах опочивальни 6 цельных и 4 угловых пилястры, выполненных из того же мрамора, что и колонны. Паркет простой формы без инкрустации первоначально застилался ковром, выполненным по рисунку Ф.Г.Солнцева. Цветовое решение ковра было увязано с обивкой стен серебряной парчой с золотым рисунком. По краям ковра шел широкий бордюр с растительным орнаментом. Поле ковра представляло собой сплошной рисунок в крупную клетку из двойных светлых рамок на темном фоне, в которых были вытканы темно-розовые розетки. Первоначальную парчу в 1880-е сменила малиновая парча, реставрационная копия которой покрывает стены и мебель в настоящее время. Первые переделки дворца начались в 1918, когда с фасадов убрали гербы. В 1932-34 была произведена реконструкция Б.К.д. На месте разобранного Красного крыльца соорудили столовую, на месте собора Спаса на Бору поставили четырехэтажную Гостевую пристройку. В анфиладе второго этажа уничтожили Андреевский и Александровский залы, устроив зал заседаний Верховного Совета. Тогда же разобрали паркет Александровского зала и переделали галерею. Вместо придворнослужительских помещений сделали помещение гардероба. В 1955-57 была произведена реставрация паркетов Аванзала, Георгиевского и Владимирского залов. При ее проведении архитекторами В.Аникиным и Л.Каировым под руководством академика И.В.Жолтовского были выполнены обмеры и шаблоны деталей. Следующая реставрация Б.К.д. проводилась в 1966-72 специалистами Моспроекта-2. В Георгиевском зале часть клепки паркета заменили новой, подобранной по цвету и фактуре, с последующей шлифовкой всей поверхности пола. Во Владимирском зале паркет, основание которого было поражено гнилью и грибком, полностью заменили. Реставраторы обновили все конструкции основания и выполнили клепку заново. Особо сложной операцией была предварительная состыковка и подгонка всех частей, проводившаяся вне зала. На Екатерининской половине укрепили и частично восстановили штукатурку, лепку, позолоту, орнаментацию плафонов, отделку искусственным и естественным мрамором, малахитом. Реставрировали паркеты, дверные полотна, осветительные приборы, заново отлив многочисленные детали. Шелковый штоф Екатерининского зала и Парадной опочивальни подвергли химической чистке, для Парадной диванной штоф был изготовлен заново. Сложные реставрационные работы были проведены и на Собственной половине дворца. В это время был утрачен еще сохранявшийся подлинный паркет Андреевского зала. Масштабные работы по возобновлению исторического облика Б.К.д. и его интерьеров были развернуты в 1996-99. В эти годы на южном фасаде восстановили двуглавых орлов и гербы, воссоздали заново убранство Андреевского и Александровского залов, изготовив их паркеты по эскизам Ф.Г.Солнцева, архивным документам и фотографиям. Проект реставрации фасадов Б.К.д. и воссоздания Андреевского зала разработали в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ (Т.Е.Каменева, С.В.Демидов, Н.Д.Троскина, Н.В.Маматова, И.Д.Любимова, Н.А.Александрова, В.Е.Царин и др.). Проект воссоздания Александровского зала был подготовлен ООО "Реставратор-М" (Е.В.Степанова, А.Н.Густова, Е.М.Сошникова, В.В.Минахин). В 1999 выполнили работы по реставрации паркета Георгиевского зала с инженерным обследованием конструкций, определением пород древесины. Поверхность пола очистили от лака, заменили дефектные участки, подобрав древесину по породам и тону, укрепили отслоившиеся участки клепки, щели заполнили мастиками цвета древесины, произвели грунтовку и тонировку участков, отличавшихся по цвету, и покрыли паркет лаком. Работы выполняла эстонская фирма "Ээсти Эхитус".


Литература:
Свиязев И. И., Новый Кремлевский дворец в Москве, в альм.: "Отечественные записки", кн. 25, СПб., 1843, с. 92;
Вельтман А. Ф., Описание нового императорского дворца в Кремле Московском, М., 1851, с. 13, 21, 26;
Агеев П.Я., Краткий указатель достопримечательностей Большого Кремлевского дворца, М., 1865, с. 16, 20, 22;
Солнцев Ф.Г., Моя жизнь и художественно-археологические труды, в альм.: "Русская старина", т. XVI, СПб., 1876, с. 279;
Собко Н.П., Ф.Г.Солнцев и его художественно-археологическая деятельность, в журн.: "Вестник изящных искусств", вып. I, СПб., 1883, с. 129;
Фабрициус М.П., Кремль в Москве, М., 1883, с. 289-290;
Бартенев С.П., Большой Кремлевский дворец. Указатель к его обозрению, М., 1911, с. 38, 42, 46;
Бартенев С.П., Большой Кремлевский дворец, М., 1916, с. 39, 43, 47;
Аникин В., Каиров Л., Реставрация паркетов Большого Кремлевского дворца, в журн.: "Архитектура и строительство Москвы", 1957, №8, с. 22-25;
Власюк А.И., Новые мате риалы о проектировании и строительстве Большого дворца и Оружейной палаты в Московском Кремле, в кн.: Архитектурное наследство, вып. 18, М., 1969, с. 100-103;
Маркова Г. А., Большой Кремлевский дворец архитектора К.Тона, М., 1981, с. 26, 35, 41, 44, 48, 51;
Либсон В.Я., Возрожденные сокровища Москвы, М., 1983, с. 58-59;
Большой Кремлевский дворец. Альбом, авт. текста П. Вьюева, А.Павлова, М., 1995, без пагинации;
Большой Кремлевский дворец по еле реконструкции и реставрации 1995-1999 годов, М., 2000, с. 39-41, 62-67, 81-82;
Троскина Н.Д., Строительная история Большого Кремлевского дворца, в сб.: "Архив наследия - 1999", М., 2000, с. 94, 98;
Троскина Н.Д., Карпова Л.В., Скопин В.В., Андреевский зал Большого Кремлевского дворца. Историка-архитектурное обоснование воссоздания, в кн.: Реставрация и исследование памятников культуры, вып. IV, М., 2001, с. 119, 129.
Архивы: РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 16557, лл. 105, 204; д. 16470, лл. 137-141 об., 338; д. 16683, л. 3; д. 17763, 1849 г., лл. 45-46, 60-67, 69-71, 108, 111, 115, 117, 121; д. 17935, 1856 г.;
РГИА, ф. 482, оп. 5, д. 1, лл. 54 об.-55; оп. 7, д. 576, 1843-44 гг., лл. 15~19 об., 21, 46-49.
Проекты: ОРПГФ ГИКМЗ "Московский Кремль", инв. № 41738 кп - 41741 кп, 41744 кп [Георгиевский зал]; 41730 кп, 41732 кп [Андреевский зал]; 41737 кп [Владимирский зал]; 41745 кп - 41748 кп, 41750 кп [Екатерининский зал]; 41752 кп, 41753 кп [Кавалергардский зал].
Обмеры, чертежи: Технический архив ГУО Московского Кремля, инв. № 1144-1149 [Георгиевский зал]; 1402-1495 [Владимирский зал]; 1496-1505 [Аванзал]; 1904-1910, 2748 [Екатерининский зал]; 2735-2749 [Кавалергардский зал]; 3263-3285 [Помещения Собственной половины].


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец
Ф.Г.Солнцев. Проект паркета Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. 1838 (ОРПГФ ГИКМЗ "Московский Кремль")
Ф.Г.Солнцев. Проект паркета Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. 1838 (ОРПГФ ГИКМЗ "Московский Кремль")
Большой Кремлевский дворец. Владимирский зал. Общий вид паркета
Большой Кремлевский дворец. Владимирский зал. Общий вид паркета
Большой Кремлевский дворец. Георгиевский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Георгиевский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Георгиевский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Георгиевский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Андреевский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Андреевский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Александровский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Александровский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Александровский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Александровский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Кавалергардский зал. Фрагмент паркета
Большой Кремлевский дворец. Кавалергардский зал. Фрагмент паркета
Ф.Г.Солнцев. Проект паркета Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца. 1838 (ОРПГФ ГИКМЗ "Московский Кремль")
Ф.Г.Солнцев. Проект паркета Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца. 1838 (ОРПГФ ГИКМЗ "Московский Кремль")
Ф.Г.Солнцев. Проект паркета Андреевского зала Большого Кремлевского дворца. 1838 (ОРПГФ ГИКМЗ "Московский Кремль")
Ф.Г.Солнцев. Проект паркета Андреевского зала Большого Кремлевского дворца. 1838 (ОРПГФ ГИКМЗ "Московский Кремль")
Большой Кремлевский дворец. Екатерининский зал. Общий вид паркета
Большой Кремлевский дворец. Екатерининский зал. Общий вид паркета
дата выставления: 28.11.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Большой Кремлевский дворец
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна