Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Баратынского Е.А. (Тютчевых) усадебный дом в Мураново; Белосельских-Белозерских дворец; Березовый домик.

Авторы-составители:
Е.Л.Балашова, Н.Ю.Бахарева, Ю.Ю.Бахарева, Н.Б.Буланая, И.К.Ефремова, И.В.Калугина, В.Г.Клементьев,
П.Ю.Климов, Е.В.Королев, С.О.Кузнецов, Н.В.Млынская, Т.Л.Пашкова, А.А.Прокофьева, А.Н.Спащанский,
В.М.Тенихина, Н.Д.Троскина, О.В.Уточкина, Г.Д.Ходасевич,Ю.М.Ходъко.
Баратынского Е.А. (Тютчевых) усадебный дом в Мураново (Московская обл., Пушкинский р-н, дер. Мураново). 1840-е. Автор проекта дома - Е.А.Баратынский. В 1-й четв. XIX в. Мураново принадлежало генерал-майору Л.Н.Энгельгардту, дочь которого в 1826 вышла замуж за поэта Е.А.Баратынского. В 1836 Баратынский стал управителем усадьбы. В 1841 он начал строительство нового усадебного дома из дерева и кирпича по собственному проекту. После его неожиданной смерти в 1844 году усадьба перешла к Н.В.Путяте, женатому на сестре поэта. При Путяте Мураново превратилось в один из центров литературной жизни России, где наездами бывали С.Т.Аксаков, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев и мн. др. В 1869 сын Тютчева, И.Ф.Тютчев, женился на дочери Путяты Ольге Николаевне. Таким образом, усадьба перешла к Тютчевым, последний из которых - Н.И.Тютчев, внук поэта - задумал превратить ее в мемориальный литературный музей. В 1920 музей был открыт, и Н.И.Тютчев стал его первым хранителем.
Мурановский дом представляет собой образец центральной усадебной постройки 1-й пол. XIX в., характерный для дворянства средней руки - не слишком стесненного в средствах, но и не обладавшего богатствами крупнейших аристократических родов. Внешний вид дома, отличающийся простотой, и особенно интерьеры, словно переносят в эпоху московского ампирного строительства, последовавшую за грандиозным пожаром Москвы в 1812. Внутренняя отделка помещений предельно скромна и лишена декоративных прикрас. Вместе с тем красивая мебель, картины, мемориальные вещи придают комнатам удивительные уют и прелесть, соответствующие духу усадьбы, где посещавшие ее гости могли найти уединение и творческое отдохновение от суеты повседневности.
Немалую роль в создании этой атмосферы играют паркеты, изготовленные, судя по всему, в 1840-е. Независимо от того, кто был их исполнителем - местные крепостные мастера, строившие дом, или вольнонаемные столяры, - мурановские полы отличает замечательное чувство материала. Используя преимущественно лишь две породы - сосну и дуб - паркетчики сумели добиться большой выразительности впечатления. Основу рисунка во всех комнатах составляет "шашка", но в каждом случае она имеет индивидуальное решение. В Б. гостиной сосновые квадраты состоят из треугольников и разделены сосновыми же рейками. В Прихожей и Столовой они разграничены жилками мореного дуба. Более сложными по исполнению являются паркеты Библиотеки и Зеленой гостиной, где обкладки квадратов, составляющих основное поле, интарсированы на перекрестьях соответственно дубовыми звездами и круглыми вставками темного дерева. Паркеты мурановского дома являются немногими из сохранившихся до наших дней подлинных образцов художественного усадебного паркета 1-й пол. XIX в., и в этом их основное значение.

Литература:
Соловьев I, с. 16-17; Петров А., Мураново, М., 1986.

Белосельских-Белозерских дворец (С.-Петербург, Невский пр., 41 - наб. р. Фонтанки, 42). 1847-48. Арх. А.И.Штакеншнейдер. Первоначальное здание, находившееся на этом участке, было построено в 1799 по проекту Ф.И.Демерцова в стиле классицизма. В кон. XVIII - нач. XIX в. этот дом был известен как один из культурных центров С.-Петербурга. Владелица дворца, кн. А.Г.Белосельская, была супругой статского советника, действительного камергера и сенатора кн. А.М.Белосельского. В 1799 император Павел I повелел именовать кн. Белосельского, как старшего в роде князей Белозерских, кн. Белосельским-Белозерским. Кн. Белосельский-Белозерский долгое время был посланником при дрезденском и туринском дворах, получил известность как библиофил и владелец прекрасной коллекции живописи. В 1840-41 А.И.Штакеншнейдер работал над проектами перестройки дома, и в 1847-48 реконструкция была осуществлена. С 1884 дворец был во владении вел. кн. Сергея Александровича (московского генерал-губернатора). После Октябрьской революции здание занимали различные учреждения. До нач. 1990-х в нем размещался Куйбышевский районный комитет КПСС. С нач. 1990-х используется как Муниципальный культурный центр, где проводятся концерты, выставки и т.д. При отделке фасадов и интерьеров дворца А.И.Штакеншнейдер применял наиболее характерные формы и приемы "растреллиевского" барокко. В течение полуторавековой истории здания архитектурно-художественная отделка помещений первого этажа была утрачена, но в парадных залах второго сохранилась практически без изменений. Художественные паркеты украшают т.н. Малиновую и Зеленую гостиные. При их наборе использовались экзотические породы дерева: сандал, розовое дерево, палисандр. В обоих случаях композиция паркетного пола включает центральную розетку и идущий по периметру фриз. Весьма характерна для манеры Штакеншнейдера вязь тонких графических линий рисунка - завитков и элементов рокайля. В Столовой ранее существовал паркет геометрического рисунка с элементами барокко (восьмилучевые звезды, многогранники, квадраты, набранные в "крейцфугу"). Сохранился один из наиболее красивых паркетов - паркет в Угловой (Белой) гостиной. Он реставрировался в 1954 с заменой основного поля на "специал" (разновидность фабричного паркета). При изготовлении паркета использовались клен, самшит, орех, розовое дерево, красное дерево, чинара, сандал, амарант, палисандр и др. Рисунок розетки выполнен в характере эклектики, включает элементы барокко и рококо: завитки, рокайли, растительный орнамент, герльдические элементы в виде щита с гладким полем, вписанного в картуш, и трельяжную решетку как фон для основных элементов композиции. Все паркеты выполнялись по рисункам А.И.Штакеншнейдера, но мастерская, занимавшаяся их изготовлением, не установлена. Отделка, включая паркеты, сохр. также в М. и Б.Золотых гостиных. По своему характеру она близка отделке других парадных помещений.

Литература.:
Цельядт М.П., Дворец Белосельских-Белозерских, СПб., 1996, с. 15-18.
Обмеры, чертежи: НМИИС КГИОП, те. № 59716, 59717, 59724 [все - Угловая (Белая) гостиная]

Березовый домик (другие названия - Костер, Поленница) (Гатчина, северная часть Дворцового парка к западу от Березовых ворот). 1790- 91. Арх. А.-Ф.-Г.Виоллье. По преданию, построен вел. кн. Марией Федоровной в качестве сюрприза для ее супруга вел. кн. Павла Петровича. Служил для кратковременного отдыха во время прогулок по парку. В 1794-96 рядом был построен Портал "Маска", скрывший домик от глаз гуляющих у Белого озера. Разрушен в период Вел. Отеч. войны. Восстановлен в 1970-76 по проекту А.А.Кедринского.
Б.д. имеет вид поленницы дров, приготовленной на зиму и сложенной на окраине парка. Он состоит из четырех разновеликих объемов. В самом большом находится Зал с альковом, изящная отделка которого, рассчитанная на восприятие в контрасте с экстерьером, выполнена в стиле Людовика XVI. Паркет в зале набран из самшита, амаранта и черного дерева, в алькове - из самшита, амаранта и ореха. Контрастность пород придает паркету особую рельефность, что немаловажно при его "архитектурном" рисунке, т.к. в зале он имитирует перевернутый кессонированный купол с большой розеткой в центре, а в алькове - косые кессоны. В 1848 паркет был отремонтирован в ходе комплексного ремонта всего сооружения. Погиб во время Вел. Отеч. войны (к январю 1944). Воссоздан в 1975 по проекту А. А. Ке дринского.

Литература:
Лансере Н. Е., Архитектура и сады Гатчины, в кн.: Гатчина при Павле Петровиче, цесаревиче и императоре, Пг., 1914, с. 22;
Федорова В.В., Березовый домик, Внешторгиздат, 1988, с. 9; ЕючарианцД.А., РаскинА.Г., Гатчина, Л., 1990, с. 125.
Архивы: РГИА, ф. 491, оп. 2, д. 130, 1848 г., л. 15 и след.
Обмеры, чертежи: ИВА ГМЗ "Гатчина", д. 433,1972 г. [Зал с альковом]


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Дом Е.А.Баратынского (Тютчевых) в Мураново. Зеленая гостиная. Фрагмент интерьера
Дом Е.А.Баратынского (Тютчевых) в Мураново. Зеленая гостиная. Фрагмент интерьера
Дворец Белосельских-Белозерских. Угловая (Белая) гостиная
Дворец Белосельских-Белозерских. Угловая (Белая) гостиная
Дворец Белосельских-Белозерских. Угловая (Белая) гостиная. Обмерный чертеж паркета (НМИИС КГИОП)
Дворец Белосельских-Белозерских. Угловая (Белая) гостиная. Обмерный чертеж паркета (НМИИС КГИОП)
дата выставления: 11.11.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Баратынского Е.А. (Тютчевых) усадебный дом в Мураново; Белосельских-Белозерских дворец; Березовый домик.
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Ламинат Wineo. Новинки 2016 года.
  • Rugiano Interiors мебель с "характером".
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Новая Valena Life/Allure. Legrand Group
  • Мебель для ванных комнат  Novello.
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Кварцевый камень CaesarStone. Компания ГетАкрил
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Межкомнатные двери Villa della Porta. Villa di Parchetti
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна