Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Александровский дворец; Алексея Александровича вел. кн. дворец, Анненгоф Кремлевский, Анненгоф Летний

Авторы-составители:
Е.Л.Балашова, Н.Ю.Бахарева, Ю.Ю.Бахарева, Н.Б.Буланая, И.К.Ефремова, И.В.Калугина, В.Г.Клементьев,
П.Ю.Климов, Е.В.Королев, С.О.Кузнецов, Н.В.Млынская, Т.Л.Пашкова, А.А.Прокофьева, А.Н.Спащанский,
В.М.Тенихина, Н.Д.Троскина, О.В.Уточкина, Г.Д.Ходасевич,Ю.М.Ходъко.
Александровский дворец (Царское Село, Александровский парк, Дворцовая ул., 2). 1792- 96. Арх. Д.Кваренги. Строился в стиле строгого классицизма для внука Екатерины II вел. кн. Александра Павловича, будущего императора Александра I. Возведением руководил П.В.Неелов. Спланирован двухэтажным в виде вытянутой буквы "П". Сильно выступающие ризалиты центрального объема, обращенные в сторону парадного двора, соединены двухрядной колоннадой коринфского ордера.
Со стороны парка дворцовый фасад акцентирован полуротондой, перекрытой сферическим куполом. А.д. не доминирует над окружающим пространством и органично включен в ансамбль пейзажного парка, получившего одноименное название. Парадные интерьеры Кваренги изначально предполагал разместить не в бельэтаже, как это обычно делалось, а на первом этаже вдоль садового фасада. Они отличались характерной для строгого классицизма сдержанностью в оформлении. При отделочных работах широко использовался искусственный разноцветный мрамор. Им были облицованы стены, а также колонны и пилястры. В колористической гамме преобладали молочно-желтые, лиловые и светло-розовые тона.
Характер дворцовых паркетов отвечал стилю прочей отделки помещений, достаточно простой и строгой.

Набирались полы в 1795-96 столярным мастером И.Шпонгольцем. Ввиду того, что в период XIX -нач. XX в. паркеты неоднократно подвергались ремонтам и перестилкам, об их первоначальном виде можно судить только предположительно. Известно, что при постройке дворца в залах укладывались одноцветные штучные дубовые паркеты. В 1830-40-е в ряде помещений они были заменены цветными полами "в шашку", набранными из дуба, клена и ореха (Полукруглый, Бильярдный и Портретный залы) или дуба, березы и сахардана (Опочивальня, "Зал с горкой" и др.). Их сходство с паркетами Английского дворца в Петергофе указывает, вероятно, на то, что при изготовлении новых полов было решено отталкиваться от авторских образцов Кваренги, хотя бы исполненных для другого дворца. Позднее паркеты реставрировались столярным мастером К.Болгагеном. В 1960-е ряд паркетов сер. XIX в. еще сохранялся. На протяжении XIX в. А.д. оставался одной из любимых летних резиденций императорской семьи. Наибольшее внимание ему оказывали два последних русских императора - Александр III и Николай II. Александр III, еще будучи великим князем, разместил здесь в нач. 1870-х большую часть купленной им знаменитой коллекции московского купца В.М.Кокорева, включавшей полотна наиболее выдающихся русских художников. Для Николая II А.д. являлся местом не только летнего, но и зимнего пребывания, особенно в последние годы правления, когда он пытался по примеру своего отца (Александр III жил почти круглогодично в Гатчине) найти душевное равновесие и обрести безопасность в некотором удалении от столицы.
После Октябрьской революции А.д. был обращен в музей, который существовал до 1941 и где сохранялась подлинная историко-бытовая обстановка залов. В годы Вел. Отеч. войны А.д. серьезно пострадал. В 1947-49 он был реставрирован и передан Академии наук СССР. Позднее в его стенах разместилась военная организация. С нач. 1990-х началась поэтапная музеефикация дворца.

Литература:
Яковкин И., История Села Царского, в 3 ч., СПб., 1829, ч. III, с. 344-345;
Успенский, т. II, с. 305; Яковлев В.И., Александровский дворец-музей в Царском Селе, Л., 1927, с. 30, 90-91, 112-114, 123;
Яковлев В.И., Александровский дворец-музей в Детском Селе. Убранство, Л., 1928, с. 445, 449, 460, 486, 488, 507, 512;
Соловьев I, с. 90;
Петров А. Н., Пуш кин. Дворцы и парки, М., 1964, с. 104-105.
Архивы: РГИА, ф. 472, оп. 14, д. 425,1843г., ли. 1-3; ф. 487, оп. 5, д. 1910, 1843-44 гг., ли. 8-15, 127-130; д. 1957,1895-96 гг., лл. 1-5, 7-8;оп. 15, д. 63,1796г., м. 1-3, 11, 14; ЦГИА СПб., ф. 1265, оп. 1, д. 42, л. 6.

Алексея Александровича вел. кн. дворец (С.-Петербург, наб. р. Мойки 122 -Английский пр. 2-4). 1882-85. Арх. М.Е.Месмахер. Участок оставался незастроенным до нач. 1830-х, когда здесь появилось первое деревянное здание. В нач. 1840-х его владелец генерал-майор К.И.Альбрехт купил соседний участок у купца Петрова с четырьмя каменными зданиями. В 1846-48 арх. Н.Е.Ефимов перестроил одно из зданий, превратив его в парадный особняк для нового владельца - церемониймейстера А.И.Сабурова. В 1849 по проекту Г.Э.Боссе особняк реконструировали, и к нему был пристроен одноэтажный флигель. Дальнейшая история участка состояла в постоянном расширении владений за счет соседних и в реконструкциях главного дома. К 1882 территория составляла 4453 кв. саж. (ок. 20 000 кв. м). В это время она была приобретена Министерством императорского двора и уделов под строительство дворца для вел. кн. Алексея Александровича, сына Александра II, которое было поручено М.Е.Месмахеру. После смерти Алексея Александровича в 1909 императорским указом наследниками были объявлены его братья - Владимир и Павел Александровичи, а также племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича доля перешла к его жене Марии Павловне и детям. В 1911 наследники передали дворец в аренду Германскому посольству, которое его занимало до ноября 1912. В 1913 городские власти намеревались приобрести дворец, чтобы сделать великолепный пейзажный парк общедоступным. Но к этому времени часть территории уже была продана владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману и одному из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальсу. В 1915 Мария Павловна продала дворец со всеми службами и частью парка некоему К.К.Решко в обмен на его Крымское имение "Лопатичи". После Октябрьской революции дворец был национализирован, его занимали разные организации. В послевоенные годы в здании разместили районный Дом пионеров, с 1950-х - трест "Ленинградоргстрой". При строительстве дворца М.Е.Месмахер использовал части старого главного дома, сделав композицию здания подчеркнуто асимметричной, Г-образной с двухъярусной и четырехъярусной башнями. Фасады дворца были решены в подражание ренессансу, парадные интерьеры получили отделку в разных исторических стилях. В оформлении Б.Танцевального зала зодчий применил формы рококо. Отделанная дубом Столовая напоминала интерьеры фламандского барокко (это впечатление усиливали живописные вставки работы Э.К.Липгарта, изображавшие сцены на рынке, в кухне и в лавке в духе фламандской живописи XVII в.). Во дворце также были Английский зал, выдержанный в готическом вкусе, Фламандская и Китайская гостиные. Одним из самых интересных паркетов, созданных по проектам Месмахера, был паркет Б.Танцевального зала (чертеж сохр. в НИМ PAX). Как и в большинстве произведений мастера, композиция паркета в целом соответствовала рисунку перекрытия. Зеркало свода Танцевального зала расчленено на отдельные части рокайльными линиями, создающими чрезвычайно сложный контур. В центральной части помещен написанный по эскизу зодчего неизвестным художником живописный плафон на тему мифа об Амуре и Психее, в углах - четыре небольших живописных плафона, аллегорически изображающих времена года. Пространство между живописными вставками испещрено рокайльным орнаментом. Рисунок паркета не прямо повторял композиционное решение потолка, а воспроизводил лишь его общие членения. Сложная форма центральной части пола соответствовала абрису центрального живописного плафона, а угловые рокайльные композиции по площади и характеру обрамления напоминали форму угловых живописных вставок. Однако в рисунке пола линии становились более четкими, исчезал рвущийся рокайльный контур деталей росписи. Каждый из композиционных элементов паркета имел внутри сложное орнаментальное заполнение. Весь рисунок был "обведен" четкой широкой рамой из четырех реек дерева разного цвета, разорванной в углах и в середине каждой из сторон орнаментальными мотивами, выступающими за границы этого фриза. В центральной части набор дерева, составляющий фон, был очень необычен: деревянные плашки двух цветов образовывали своеобразные лучи, расходящиеся из центра. За пределами этой композиции основное поле паркета имело рисунок в виде изящной трельяжной сетки. Чрезвычайно интересно, что, как и большинство зодчих своего времени, Месмахер виртуозно прорисовывал паркеты, стилизованные в формах рококо, но, не имея исторических прототипов для подражания, затруднялся в выборе характера пола, соответствующего готической декорировке помещения. Так, в Английском зале, плоский потолок которого имел штукатурную разделку в духе английской готики, Месмахер сделал простой дубовый пол, набранный из косо расположенных плашек, которые составляли зигзагообразные линии. Паркеты не сохр.

Литература.:
Тыжненко Т.Е., Максимилиан Месмахер, Л., 1984, с. 34;
Малинина Т.А., Суздалева Т.Э., Дворец великого князя Алексея Александровича, СПб., 1997. Проекты: НИМ PAX, инв. № А 21262 [Танцевальный зал].

Анненгоф Кремлевский (Зимний дворец Анны Иоанновны, деревянный) (Москва, на территории Кремля). 1730-31. Арх. Ф.-Б.Растрелли. Не сохр. Отсутствие изображений и планов не позволяет точно судить о внешнем виде постройки, о расположении внутренних помещений. Сохранившиеся документы, однако, свидетельствуют, что дворец представлял собой одноэтажное деревянное здание, покоившееся на кирпичном фундаменте, облицованном белым камнем. Общее число помещений превышало сто тридцать. Парадные апартаменты Анны Иоанновны составляли четырнадцать покоев. К ним примыкали восемь покоев обер-камергера и комнаты, в которых размещались придворные. А.К. был первой крупной постройкой Растрелли. В ней уже вполне определенно проступили черты стиля этого архитектора. Парадные залы блистали прихотливой золоченой резьбой или орнаментами, ее имитировавшими, наложенными на беленый холст. Со слов самого же Растрелли известно, что Б. зал дворца был украшен "несколькими колоннадами и скульптурой". Особенно нарядной выглядела Спальня императрицы, убранная гирляндами резных "фруктов", ореховыми панелями, живописным плафоном, камином и зеркалом над ним. Дополнял эту богатую отделку дубовый штучный пол, в то время как другие помещения имели полы дощатые или подбитые войлоком. Робость Растрелли, с которой он вводил в отделку паркет, свидетельствовала, по-видимому, не только о дороговизне этого вида работ, о нежелании высоких заказчиков за счет них повышать смету на сооружение, но и об их восприятии паркета как заморской новинки, не обретшей еще права полного гражданства. В данном случае архитектор использовал дуб различных оттенков, и можно предположить, что рисунок этого штучного пола был достаточно прост. В дальнейшем Растрелли проектировал более сложные паркеты, но, за исключением самого позднего периода его творчества, по-прежнему предпочитал ограничиваться набором из широко распространенных отечественных пород дерева, отличавшихся красотой, прочностью и дешевизной.

Литература:
Евангулова О.С., Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века., М., 1969, с. 46, 112, 114;
Тыдман Л.В., Изба. Дом. Дворец. Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы, М., 2000, с. 213.

Анненгоф Летний (Летний дворец Анны Иоанновны на Яузе, деревянный) (Москва, Лефортово). 1731-32. Арх. Ф.-Б.Растрелли. Не сохр. Представлял из себя двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте, включавшее Б. зал и двести двадцать комнат различного размера и назначения. Перед дворцом был разбит парк с бассейнами, фонтанами и цветниками. Дворец был свидетельством быстро растущего мастерства архитектора, наращивавшего и расширявшего арсенал своих творческих приемов. Вероятно, работая над А.Л. и находясь под сильным впечатлением от древней столицы, Растрелли впервые сумел адаптировать некоторые приемы древнерусского зодчества, что помогло ему выработать неповторимый, сугубо русский вариант барокко. Интерьеры Растрелли оформил со всевозможной пышностью, характерной для этого стиля. Однако, как и в Зимнем Анненгофе, дубовый штучный пол, согласно сохранившимся описям, был только в Спальне императрицы. Остальные помещения имели дощатые полы. Всю столярную работу во дворце, включая, по-видимому, и штучный паркет, выполнила команда столяров под руководством французского мастера Ж.Мишеля.

Литература:
Евангулова О.С., Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века, М., 1969, с. 115,119.


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Александровский дворец
Александровский дворец
М. Е. Меесмахер. Проек паркета Танцевального зала вел. князя Алексея Александровича. 1880-е (НИМ РАХ)
М. Е. Меесмахер. Проек паркета Танцевального зала вел. князя Алексея Александровича. 1880-е (НИМ РАХ)
дата выставления: 19.10.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Александровский дворец; Алексея Александровича вел. кн. дворец, Анненгоф Кремлевский, Анненгоф Летний
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна