Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Дом князя С.С. Абамелек-Лазарева

Авторы-составители:
Е.Л.Балашова, Н.Ю.Бахарева, Ю.Ю.Бахарева, Н.Б.Буланая, И.К.Ефремова, И.В.Калугина, В.Г.Клементьев,
П.Ю.Климов, Е.В.Королев, С.О.Кузнецов, Н.В.Млынская, Т.Л.Пашкова, А.А.Прокофьева, А.Н.Спащанский,
В.М.Тенихина, Н.Д.Троскина, О.В.Уточкина, Г.Д.Ходасевич,Ю.М.Ходъко.
Дом кн. С.С. Абамелек-Лазарева
(С.-Петербург, Миллионная ул., 22-24 - наб. р. Мойки, 21-23). Представляет собою комплекс зданий, построенных в разное время: дом № 22 по Миллионной ул. (1730-70-е), дом № 21 по наб. р. Мойки (1906-09, арх. Е.С.Воротилов), дом № 23 по наб. р. Мойки (1913-15, арх. И.А.Фомин). Дом № 22 был построен в 1730-х для гр. Ф.А.Апраксина, а в 1770-х перестроен для кн. В.С.Васильчикова, фаворита Екатерины II, возможно, по проекту А.Ринальди. На протяжении XVIII-XIX вв. дом неоднократно менял владельцев, у последнего из которых - генерал-адъютанта гр. Н.П.Игнатьева - его в 1904 купил кн. С.С.Абамелек-Лазарев. Это приобретение было связано с тем, что заканчивался срок, позволявший ему по давнему завещанию жить в доме предков на Невском пр., 40 (доме Армянской церкви). Абамелек-Лазарев ценил выбранное новое здание как памятник искусства и старины, опираясь при покупке и дальнейших строительных мероприятиях на советы своего друга и консультанта А.В.Прахова, археолога и искусствоведа. В 1904 Абамелек-Лазарев приобрел соседний участок, на котором в 1906-09 Е.С.Воротиловым был построен новый корпус, выходящий на наб. р. Мойки (д. № 21). Его фасад повторял облик упомянутого выше бывш. жилого дома Армянской церкви (идея повторить в новом здании фасад и несколько интерьеров бывш. дома Армянской церкви принадлежала А.И.Таманяну - автору первоначального проекта). В 1911 Абамелек-Лазарев купил также дома № 23, 24. Часть дома, выходящая на наб. р. Мойки, была сломана, и на этом месте И.А.Фомин в 1913-15 построил новое здание, декорировав его интерьеры в духе неоклассицизма. После Октябрьской революции вдова Абамелек-Лазарева, жившая за границей, в поисках пути сохранения своего имущества заключила договор с послом Испании маркизом де-ля Вилласинда о сдаче внаем ему квартиры из 21 комнаты в доме № 22/21 до мая 1919. В 1917-22 здесь размещалось Управление Петроградского угрозыска, в 1922-26 - Пушкинский дом. С 1933 здание занял Комитет по физкультуре и спорту Ленгорисполкома.
Д. А.-Л. представляет собой уникальный комплекс, в котором сохр. интерьеры 1770-1910-х. К последней трети XVIII в. относятся вестибюль и парадная лестница, а также фрагменты отделки ряда помещений, в частности Парадного зала: декорировка стен парными пилястрами, скульптурные десюдепорты (д. № 22). После покупки дома Абамелек-Лазаревым в этом зале, как и в ряде старых помещений, производился ремонт паркетов. Судя по тому, как охарактеризована эта работа в сохранившемся счете, производилось не исправление, а изготовление нового паркета по старому образцу.
В зале был создан паркет, интерпретирующий традиционную классицистическую схему с повторяющимся геометрическим рисунком, составленным из квадратов с примыкающими к ним прямоугольниками. Квадраты и прямоугольники разграничены рейками одного цвета, что создает впечатление сложной геометрической сетки. Неоднократно ремонтировавшийся паркет сохранил свой характер до настоящего времени. В новом корпусе, построенном Е.С.Воротиловым, в значительной степени была воспроизведена отделка трех помещений дома Армянской церкви: Кабинета, Библиотеки и Столовой. Специально собранный для решения этого вопроса Совет петербургских армянских церквей в апреле 1908 решил "уважить желание <...>, тем более что эти предметы представляют для князя особый интерес как память". Были перенесены лепные карнизы, круглые изразцовые печи, двери, балконные решетки и т.п., а также "паркетный инкрустированный пол из столовой" и "паркетный пол разноцветного дерева из кабинета". Характерно, что Абамелек-Лазарев подходил к работе над интерьерами нового дома не просто как к повторению помещений фамильного гнезда, а как к созданию высокохудожественных произведений, собравших все лучшее из архитектуры русского классицизма кон. XVIII в. Так, при воссоздании упомянутых мемориальных залов он предлагал обратить внимание на образцы карнизов не только в доме Армянской церкви на Невском пр., но и в Таврическом дворце и др. В Кабинете князя, выходящем окнами на Мойку, сохр. неоднократно реставрированный паркетный пол, перенесенный из дома на Невском. Это типичная классицистическая схема с повторяющимся геометрическим рисунком: квадраты с вписанными в них ромбами с четырех сторон окружены узкими четырехугольниками. В небольшом квадрате, образующемся в месте сопряжения четырех прямоугольников, помещена четырехлепестковая розетка. Красоту простому рисунку пола придает сложная гравировка: на обрамлении ромбов сделан рисунок ов, а обрамление прямоугольников трактовано в виде жгута. В Библиотеке князя, смежной с Кабинетом и выходящей окнами во двор, также наборный пол повторяющегося геометрического рисунка, составленного из свободно расположенных ромбов в окружении "плавающих" прямоугольников и небольших квадратов. В помещение Столовой был перенесен паркет из дома Армянской церкви, но уже в сентябре 1909 его сняли и заменили новым, изготовленным фабрикантом Тарасовым (возможно, И.Тарасовым) в технике маркетри, состоявшим из мелких квадратиков и имевшим рисунок в виде простой квадратной сетки. Этот паркет сохраняется в зале и в настоящее время. В двух помещениях - Овальном проходном зале и Ротонде - Воротилов создал сложный рисунок паркета (проекты паркетов для обоих залов сохр. в РГИА). В Овальном зале композиция паркета полностью подчинена форме помещения. Основное поле выполнено из дуба, по которому жилками красного дерева нанесена линейная сетка криволинейной формы. Этот графический орнамент, составленный из словно завихряющихся линий, чрезвычайно удачно подчеркивает мягкость прорисовки всех элементов декора зала (овальных медальонов и лепных гирлянд падуги, извивов растительного орнамента десюде-портов). Центр композиции акцентируют три примыкающих друг к другу круга. В центральный большой круг врезана многоугольная геометрическая розетка, грани которой выполнены из разных пород дерева, что придает композиции объемность. Боковые круги меньшего диаметра украшены изображениями цветка. Повторяющий форму овального помещения фриз декорирован круглыми вставками: каждая с орнаментальной розеткой в центре. В Ротонде рисунок паркета также подчинен форме помещения. Основное поле - дубовые доски, положенные в виде сегментов круга так, что создается игра срезов дерева из-за разного угла освещения. Центрическую форму подчеркивают звездообразная розетка и фриз в виде орнамента из листьев, перевитых лентой. При создании последнего элемента ансамбля - дома № 23 - перед его строителем И.А.Фоминым была поставлена задача ориентироваться на образцы русской архитектуры 2-й пол. XVIII в.: от Мраморного дворца, элементы которого надлежало воплотить в решении фасада, до декоративных элементов интерьеров дворца в Останкине. Фомин создал вдохновенную стилизацию, навеянную образами русского классицизма. Б.Столовая д. А.-Л. - один из лучших интерьеров нач. XX в., декорированных в стиле неоклассицизма. Здесь Фомин нашел удачное сочетание элементов декора (лепных медальонов, кессонированной падуги потолка и др.), стилизованных в классицистических формах, и характера паркета. Основа композиции наборного пола - повторяющийся геометрический рисунок, составленный из кругов, соприкасающихся друг с другом (заполнение кругов - красное дерево). В точках их пересечения помещены небольшие круглые вставки из березы. В центре каждого крута - круг меньшего диаметра, выполненный из черного дерева и центрированный орнаментальной многолепестковой розеткой, украшенной гравировкой. В Театральном (Танцеваль ном) зале традиционная классицистическая композиция в виде "плавающих" огромных ромбов и небольших квадратов также усложнена розетками со сложной гравировкой, вписанными в каждый элемент. Фомину удалось не просто повторить традиционные для паркетов кон. XVIII - 1-й трети XIX в. композиции, но и придать им новое звучание, резко укрупнив масштаб рисунка и усложнив его дополнительными элементами. Наборные полы Фомина в д. А.-Л. - редкие примеры художественного паркета нач. XX в. в духе ретроспективизма.

Литература:
Соловьев I, с. 292;
Лисовский В.Г., И.А.Фомин, Л., 1979, с. 58;
Кругликова М. С., Два дома Армянской церкви, в кн.: Дома рассказывают, Л., 1991, с. 75.
Архивы: НМИИС КГИОП, инв. №Н-1173, Петров А.Н., Дома Абамелек-Лазарева (ул. Халтурина, д. 22-24). Историко-художественное исследование, Л., 1960.
Проекты: РГИА, ф. 880, on. 4, д. 88, 1906 г., ли. 21-23 [Овальный зал д. № 21]; лл. 24-26 [Ротонда д. № 21].
Обмеры, чертежи: НМИИС КГИОП, инв. № 32716, 32717, 32719, 32720 [Кабинет дома № 21]; № 32715, 32718, 32721 [Библиотека дома № 21]; № 29845, 29846, 29847 [зал д. № 22].


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Большая столовая
Большая столовая
Кабинет
Кабинет
Е.С.Воротилов. Проект паркета овального проходного зала в доме кн. С.С. Абамелек-Лазарева
Е.С.Воротилов. Проект паркета овального проходного зала в доме кн. С.С. Абамелек-Лазарева
дата выставления: 06.10.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. Дом князя С.С. Абамелек-Лазарева
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Ламинат Ter Hürne: Эмоциональное наслаждение. Компания АЛИКС
  • Новые коллекций от компании Villeroy&Boch.
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Неаполитанская коллекция. Kerama Marazzi
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Модельный ряд спален. Evanty, мебельная фабрика
  • Мебель для ванных комнат  Novello.
  • Межкомнатные двери Villa della Porta. Villa di Parchetti
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна