Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Сосна, тис, тополь, туя, фернамбук, черное дерево, эбен, яблоня, ясень)

Автор-составитель В. С. Торбик
при участии С.В.Купцова и Л.В.Просветовой.
Сосна. Ботаническое название Pinus (лат.). Сем. сосновых. Известно ок. 100 видов. Распространена в лесной зоне Евразийского и Североамериканского континентов, а также в горах тропиков Северного полушария. Цвет древесины желтовато-белый. Цвет ядра так называемой кондовой с., произрастающей в Северной России и наиболее ценной, может быть красноватым или красновато-желтым. Кондовая с. характеризуется мелкослойностью и высоко ценится в столярном производстве. Древесину с., особенно ядра ствола, отличают смолистость, прочность, твердость. Она легко полируется и принимает протравы. В качестве напольного покрытия с., наряду с дубом, использовалась в России с давних времен. Простыми дощатыми сосновыми полами в XVIII - нач. XX в. убирались не только жилища нижних социальных слоев, но также дворянские и купеческие дома. Особенно часто сосновые полы встречались на антресольных этажах, где размещались жилые комнаты. Тщательно выскобленные и навощенные доски, отражая проникавшие через окна солнечные лучи, светились изнутри теплым янтарно-медовым светом.
При изготовлении паркетов с. также получила самое широкое использование. В Китайском дворце, создавая сложнейшие наборные композиции, А.Ринальди применял с. наряду с редкими экзотическими породами. Самые яркие образцы использования сосны в художественном щитовом паркете дают московские дворцы Останкина и Архангельского, а также дом Ф.И.Тютчева в Муранове. Здесь мастера умело использовали игру света, образованную расположением древесных волокон, выложенных перпендикулярно друг к другу. Декоративный эффект этого приема несомненен, ибо выявляет красоту тона и разнообразие фактуры казалось бы обычной древесины. Паркет комнат второго этажа в Архангельском дает пример чисто соснового паркетного щита, где и основание, и клепка сделаны из одного и того же материала. Паркеты Муранова более нарядны: там квадраты сосны обложены узкими дубовыми рейками и интарсированы на обкладках мореным дубом.
Наиболее же широкое применение в паркетном деле сосна нашла как главный и практически единственный материал для изготовления обрешетки (основания) и щитов, назначенных к оклейке разноцветной древесиной. И в этом смысле ее можно назвать, наряду с дубом, самой используемой в паркетном производстве древесной породой.

Тис. Ботаническое название Taxus beacata (лат.). Другие названия - таксис, негной. Произрастает в Западной и Центральной Европе, а также в некоторых районах Западной Азии и Северной Африки. Это дерево достаточно известно, но применяется редко, т.к. его немного, растет оно медленно, достигает средних размеров - от 10 до 20 м в высоту, ствол короткий, широко разветвленная крона. Древесина светло-красного цвета в свежесрубленном состоянии под воздействием света приобретает коричневую окраску. Текстура предстает в виде тонких ниточек годовых слоев красно-бурого цвета. Особая декоративность текстуры обусловливается нерегулярностью расположения волокон. Древесина т. одна из самых тяжелых среди мягких пород. Т. высыхает быстро и хорошо. По плотности приближается к дубу. Особое качество т. - устойчивость к гниению и долговечность. Отсюда другое русское название - негной. Обрабатывается хорошо, требует очень острого инструмента, так как иначе выкрашивается на завершающих операциях обработки. Одна из немногих мягких пород, которую можно гнуть под паром. Красится и травится одинаково хорошо во все темные цвета. Используется в виде шнона для мебели среднего достоинства, деревянных винтов и для токарных работ. В средневековой Англии из т. изготавливали большие луки. Традиционное дерево для гнутых частей Виндзорских стульев. Во 2-й пол. XVIII в. применялся в паркетах А.Ринальди и Ч.Камерона. В Зале муз ораниенбаумского Китайского дворца т. наряду с березой составляет главный материал набора. Ч.Камерон использовал его в некоторых паркетах Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца (Опочивальня, Парадный кабинет Александра I, Камер-юнгферская Елизаветы Алексеевны).

Тополь. Другие названия - панель, панельное дерево, в Северной Америке - хлопковое дерево. Ботаническое название Populus (лат.). Род растений сем. ивовых. Насчитывается свыше ста видов (по др. данным - 35-40). Распространен почти во всех регионах Европы и Америки с умеренным климатом. Включает большое количество пород и культивированных вариаций. Вследствие быстрого роста является одной из наиболее продуктивных пород деревьев. Древесина т. белая, рыхлая, очень мягкая. Оттого трудна в обработке. Высыхает хорошо и поэтому стабильна в использовании. Не очень прочная, но трудно раскалывается и мало трескается. Текстура т. - ровная, однородная, с волнистыми прожилками, которые чуть темнее фона древесины. Особую текстуру дает древесина отдельных стволов в комлевой части и местах наростов. Ее часто называют "узорчатый тополь". Она похожа на карельскую березу, однако имеет характерные отличия. Текстура узорчатого т. предстает в виде сгруппированных сучков черного цвета, расположенных в тугих узлах свилеватой древесины. Эту древесину под названием "панели", наряду с древесиной карельской березы, часто использовали в облицовке высококлассной художественной мебели 1-й трети XIX в. Технические характеристики рядовой древесины т. обусловили круг ее применения - это мелкие предметы, модели, шкатулки. Ее также пилят на шпон и используют в настилке паркетных полов.

Туя. Ботаническое название Thyja (лат.). Сем. кипарисовых. Является одним из важнейших хвойных деревьев Северной Америки. Т. восточная распространена в Китае, Японии, Манчжурии и Корее. В 1540 ввезена в Европу, где культивируется в парках. Древесина т. очень прочная и одновременно сравнительно легкая. Хорошо поддается обработке. Легко полируется. Цвет древесины неопределенный. Чаще всего его составляют переплетения жилок бурого, коричневого, желтого и красного цветов. Особенно красивы буро-розовые крапинки, которыми, наподобие шкуры леопарда, усеяна вся поверхность. Текстуру слагают изящно расположенные жилки и хаотично расположенные крапинки. В Древнем Риме особенно ценилась мебель из т. Используется для изготовления каноэ, а также в строительных конструкциях, в столярном деле, в изготовлении мебели. Древесину т. использовал А.Ринальди в паркетах Китайского дворца в Ораниенбауме.

Фернамбук. Ботаническое название Caesalpinia echinata L (лат.). Другие названия -бразильское дерево, цезальпиния, дерево Св. Марфы, саппан. Название "бразильское дерево" применялось в средние века для растений, производящих красный краситель - бразелин (С16H12O5), особенно для Восточного индийского дерева C.Sappan. Когда португальцы в XVI в. колонизировали Южную Америку, они обнаружили похожее красящее дерево и, по ассоциации, дали имя Бразилия новой земле. Таким образом, дерево дало имя стране, а не наоборот. Бразильское дерево (С. Echinata), также известное как фернамбук (Pernamburo), растет только в прибрежных лесах Бразилии. Стволы обычно небольшие, средней толщины. Дают короткие бревна длиной 1 м и до 20 см в диаметре. Древесина довольно тяжелая и твердая, обрабатывается достаточно легко. Хорошо полируется. В свежесрубленном состоянии цвет древесины оранжевый, на свету темнеет до глубокого красного и затем вишневого цвета. Под отделкой сохраняет свой роскошный вишневый цвет. Ф. имеет красивую, ровную текстуру с прямыми волокнами. Он так высоко ценился за красящую древесину, что несколько столетий был королевской монополией. К сер. XIX в. спрос на ф. упал. В столярном деле употреблялся очень редко. Особенно он хорош для мозаик и инкрустаций. Ф. имел и имеет одну специфическую особенность применения -скрипичные смычки, для которых его древесина имеет оптимальное соотношение веса, гибкости и прочности. Ф. упоминается в документах XVIII в. в запросах на древесину для наборных полов, но почти не встречается в литературе. Возможно, его подразумевали под общим названием красное дерево или красный сандал. Ф.-Б.Растрелли использовал ф. в наборе паркета Б. (Тронного) зала Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца. Также ф. был им затребован в числе других деревьев для паркетов Зимнего дворца (по-видимому, ф. тогда не нашли, т.к. пробный образец "штучного пола" столяры изготовили с использованием другой породы), а в 1771 отпущен в числе других двадцати видов заморского дерева в Китайский дворец. Также в нач. 1770-х его закупили для проведения отделочных работ в Мраморном дворце.

Черное дерево. Черное дерево - условное название, объединяющее древесные породы различных семейств и видов, имеющие древесину черного цвета. Чаще всего под "черным деревом" подразумевают эбеновое дерево. В литературе и архивных материалах встречаются также названия эбен, гринэбен, гельбэбен, гебен, гебень и просто черное дерево. По архивным и библиографическим источникам, а также по внешнему виду древесины, сохранившейся в художественных паркетах XVIII-XIX вв., практически невозможно определить, когда речь идет о самом эбеновом дереве, а когда о каких-то других видах черной древесины. Лучшие сорта черного дерева получают из тропических видов хурмы (Diospyros crassiflora, D.Ebenum, D.Haplostylis, D.Melanohylon, D.reteculata и пр.). Древесину черного цвета также дают эбеновые. Ботаническое название Еbеnасеас (лат.), сем. двудольных растений (их ок. 450 видов, произрастающих преимущественно в тропиках и субтропиках), а также акация чернодревесная (Acacia melonoxylon), сем. мимозовых из Австралии. Несколько сотен пород Acacia представляют древесину с большим диапазоном цвета, веса и внешности - от черного до шоколадно-коричневого. В XIX в. использовали древесину, которая поступала с Цейлона, Молуккских островов и из Африки. В торговле различали следующие сорта ч. д.: 1. Черное дерево из Камеруна; 2. Занзибарское эбеновое дерево, растущее в тропической Африке; 3. Мадагаскарское эбеновое дерево; 4. Индийское черное дерево из Бомбея, Сиама, Цейлона; 5. Манильское черное дерево.
Древесина ч.д. имеет черную окраску, часто с разными оттенками вплоть до золотистого и шоколадно-коричневого. По характеру строения она однородная, тяжелая, твердая, плотная. Трудно обрабатывается: на обратной стороне паркетных планок ч.д. из Шереметевского дворца в С.-Петербурге видны следы очень грубой обработки, вызванной неподатливостью материала. Древесина плохо колется, хорошо полируется. Годичные кольца и сердцевинные лучи незаметны. Ядро имеет черный цвет. Заболонь светлая, иногда белого цвета. Используется только древесина ядра, заболонь обрубают в местах заготовки. Декоративные качества этой древесины в полной мере были раскрыты в XVII в. Ч.д. занимало ведущее место в облицовке мебели, изготовлении резных и профилированных деталей. Мастеров, владеющих искусством облицовки мебели, называли чернодеревцами или эбенистами. Ч.д. очень часто используется в композициях паркетных полов. Вставки ч.д., как правило, небольшого размера, акцентируют узловые элементы композиций. Ч.д. широко использовалось русскими архитекторами при изготовлении художественных паркетов на протяжении XVIII-XIX вв. Применение ему находилось в рамках практически всех художественных стилей и направлений. Ранее всего ч.д. встречается в интерьерах Ф.-Б.Растрелли 1750-х в Б.Петергофском дворце (Парадная лестница, Танцевальный зал). В 1760-70-е его широко применял А.Ринальди (Б.Китайский кабинет, Спальня Павла I в Китайском дворце Ораниенбаума). Для Мраморного дворца, строившегося этим архитектором, в 1770 было "закуплено гельб-эбена 31 пуд 35 фунтов". В 1763-67 Ж.-Б.Валлен-Деламот использовал ч.д. в паркетах Восточного и Западного Китайских кабинетов Б.Петергофского дворца. Несколько позднее, в 1780-е, к ч.д. обращался Ч.Камерон при проектировании паркетов Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца (Голубая, или Парадная, гостиная, Лионский зал) и Агатовых комнат (Библиотека) в Царском Селе. В XIX в. ч.д. использовалось столь же интенсивно. Оно многократно встречается в паркетах Зимнего дворца, созданных по рисункам О.Мон-феррана, В.П.Стасова, Н.Е.Ефимова, А.П.Брюллова (Зал Петра I, Георгиевский зал, Помпейская столовая, Николаевский зал и т.д.), а также в паркетах частных петербургских дворцов и особняков (дом О.Монферрана, дом П.Н.Демидова, особняк А.Ф.Кельха, Юсуповский дворец и др.).

Эбен, эбеновое дерево. Темноокрашенная древесина некоторых видов тропических деревьев сем. эбеновых. Ботаническое название Еbеnасеас (лат.). Древесину лучшего качества получают от тропических видов хурмы (Diosporos crassijlora, D.ebenum, D.Haplostylis, D.melanoxylon, D.retic-ulnla и др.). Их ядровая древесина черного цвета. Зеленое э.д. получают главным образом от tekoma leucoxylon (лат.), сем. бегониевых, из Центральной Америки. Эбеновые растут во многих частях света, но черный э., ранее преимущественно происходивший из Индии и Шри-Ланки, сейчас в основном идет из тропической Африки. Он привозится морем в виде коротких брусков сердцевины. Древесина очень твердая, плотная (плотность более 1), тяжелая. Имеет однородную текстуру, иногда с заметными полосами и полосками. Цвет древесины варьируется от зеленого и черного до средне- и темно-коричневого цвета с черными полосками (Мадагаскар) или серыми и черными пятнышками (Coromandel). Э.д. трудно обрабатывается. Его надо искусственно высушить, ибо древесина твердая. Используется в облицовке мебели, для токарных работ, в изготовлении музыкальных инструментов, а также в деталях наборов паркетных полов. Т.к. в архивных документах всю древесину черного цвета называли "эбен", то в старом дереве отличить породы эбенов от других пород, дающих древесину черного цвета, практически невозможно. О применении э. в паркете см.: черное дерево.

Яблоня. Ботаническое название Mains (лат.). Род листопадных деревьев и кустарников, сем. розовоцветных. В роде 36 видов (по др. данным - ок. 150). Точно определить вид декоративных яблонь очень сложно из-за разнообразия сортов, появившихся в результате скрещивания. Исходный вид для целого ряда селекционных культурных форм -я. лесная (sylvestris Mill). Наиболее распространена я. домашняя, или культурная (М. clomeslica), к которой относится большинство возделываемых в мире сортов. Древесина я. твердая, плотная, тяжелая, однородная. Медленно высыхает, после сушки обыкновенно коробится и трескается, однако после высыхания стабильна. Сложность обработки состоит в выкраивании качественных участков древесины в разрывах доски. Трудно раскалывается. Непрочна в условиях, способствующих загниванию. Полируется, гравируется и красится очень хорошо. Древесина имеет красивую текстуру, которую составляют красно-бурые жилки по ровному фону. У искривленных деревьев волокна часто спиральные и искривленные. Цвет древесины - светло-розовый с красно-бурыми жилками, иногда розово-коричневый. Из-за небольших размеров товарной доски чаще всего применяется в мелких поделках, мозаичных работах. В паркетных полах используется в качестве вставок небольшого размера. В художественных паркетах я. встречается у А.Ринальди. Он использовал ее для светлых деталей наряду с кленом и березой. Так, в Тронной Павла1 (Гатчинский дворец) яблоневым деревом заполнена ромбовидная сетка, окружающая три переплетенных между собою центратьных венка из темного табачного дерева.

Ясень. Ботаническое название Prascinus (лат.). Род растений, сем. маслиновых. Известно свыше 60 видов. Широко распространен в северных регионах - Евразии, Северной Америке, Северной Африке, на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Цвет древесины я. варьируется от бледно-желтого до глухого желтого. В текстуре ясно видны широкие годовые слои и крупные поры, которые затрудняют отделку древесины. Я. довольно тверд и плотен, в сухом виде достаточно прочен. Хорошо обрабатывается. Используется в вагоно- и авиастроении, изготовлении мебели, в токарных работах. В паркетных полах применяется редко, т.к. имеет очень крупные поры. В числе других пород использовался Ф.-Б.Растрелли в Петергофе и Царском Селе, присутствует в паркетах Останкинского дворца (Ротонда, Голубой зал и др.). В Готической столовой особняка А.Ф.Кельха (кон. XIX -нач. XX в.) я. использован как основа для наборного пола. Поэтичное описание свойств я. дал А.И.Куприн в своем романе "Юнкера": "Обстановка была совсем проста, но необычна - вся из ясеня: ясеневый паркет, ясеневые панно на стенах, ясеневый громадный, вроде как бы чертежный стол у окна, ясеневые стулья. Я даже услышал с удовольствием давно знакомый мне, милый, свежий, чуть-чуть яблочный запах полированного ясеневого дерева. И именно благодаря ясеневым фанерам освещение комнаты ласкало и веселило взор, имело изящный, слегка желтоватый колорит, похожий на цвет свежесбитого сливочного масла или на липовый мед, вылитый из сотов".


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
О.Монферран. Проект паркета Бриллиантовой комнаты Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1827 (НИМ PAX)
О.Монферран. Проект паркета Бриллиантовой комнаты Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1827 (НИМ PAX)
Эбен
Эбен
Ясень
Ясень
дата выставления: 15.09.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Сосна, тис, тополь, туя, фернамбук, черное дерево, эбен, яблоня, ясень)
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна