Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Ольха, орех, палисандр, пальма, платан, розовое дерево, самшит, сандал)

Автор-составитель В. С. Торбик
при участии С.В.Купцова и Л.В.Просветовой.
Ольха. Ботаническое название Alnus (лат.). Род листопадных деревьев или кустарников, сем. березовых. Произрастает гл.обр. в Северном полушарии. Насчитывает до 42-47 видов. Растет преимущественно вдоль рек и ручьев на сильно увлажненных почвах. Древесина о. плотная и упругая. Цвет светлый, грязно-розовый или грязно-оранжевый. Древесина краснеет на воздухе. Дерево однородного строения, текстура практически не выражена. Хорошо поддается всем видам ручной обработки. Высыхает быстрее и лучше всех других древесных пород. Хорошо окрашивается и полируется. Применялась для изготовления моделей, дешевой мебели. Наряду с дорогими экзотическими породами использовалась А.Ринальди при наборе паркетов Китайского дворца.

Орех. Ботаническое название Junglans (лат.). Род растений, сем. ореховых. Включает 14-15, по другим данным - до 40 видов, растущих в смешанно-широколиственных лесах, преимущественно в горах Южной Европы, Азии и Америки. Товарную древесину, которая очень широко используется в изготовлении мебели и художественных паркетов, дают два вида: о. грецкий (J. regia L) и о. черный (J. nigraL). О. грецкий (другие названия - персидский, венгерский, воложский) произрастает в дикой природе в теплых регионах Северного полушария. Его природный ареал проходит через Центральную Азию вплоть до Балканского полуострова. У древесины грецкого о. коричневое ядро и сероватая заболонь. На цвет и текстуру влияет место произрастания дерева. В XVIII-XIX вв. особенно ценился венгерский о. серого цвета с текстурой в виде сучков и наплывов. Древесина грецкого (европейского) о. вязкая, плотная, твердая с мелкими порами. Основной цвет древесины составляют серая и коричневая гаммы с почти черными прожилками. О. имеет очень сложную, ярко выраженную текстуру. Она образовывает на поверхности древесины очень сложные композиции, более сложные, чем на древесине черного (американского) о. Молодые деревья имеют белую, мягкую древесину, старые -темно-коричневую, с более темными, иногда до черного цвета, прожилками. В XIX в. о. поступал в Россию в виде брусьев, которые перерабатывались на лесопильных заводах на доски и шпон. О. черный (американский родственник европейского о.) считали самой драгоценной по красоте и др. качествам разновидностью о. Он произрастает в США и Канаде. В Европу был ввезен в 1629 и, благодаря искусственному разведению, получил распространение в некоторых ее районах. Древесина о. универсальна по использованию. Из него делают резную мебель. Шпон идет на облицовку мебели или деталей интерьера (стеновые панели, подвесные потолки). Также о. очень широко используют в изготовлении наборных паркетных полов. Наряду с дубом и кленом, как материал для паркета применялся в Петровскую эпоху. Тогда он считался настолько дорогим и импозантным материалом, что в Меншиковском дворце в С.-Петербурге, наиболее пышном из дворцов строившегося города, появился целый Ореховый кабинет. Оригинальность его декора состоит в ансамбле наборных ореховых панелей во всю высоту стен и наборного паркета. В 1-й пол. XVIII в. наиболее привлекательными считались естественные декоративные качества дерева (ореха, дуба, клена, березы). Сочетания этих пород, добавив к ним черное дерево и некоторые другие экзоты, начал обыгрывать в своих паркетах Ф.-Б.Растрелли (Б.Петергофский дворец, Зимний дворец и др.). Декоративные качества о. не остались незамеченными и А.Ринальди. Он использовал его богатую палитру, часто соединяя в одном паркете о. разного цвета и текстуры (Парадная опочивальня Мраморного дворца - о. грецкий, персидский и светлый; Голубая гостиная Китайского дворца - о. светлый и персидский). В архивных документах XVIII- XIX вв. встречается множество документов, свидетельствующих о широком использовании о. в паркетных работах.
Светлый и темный о. закупали для строительства и реконструкции "штучных" полов Екатерининского (Б.Царскосельского) и Зимнего дворцов. Сер. XIX в. - пик популярности о. Эклектичную мебель, чаще всего в формах рококо, смело можно назвать мебелью орехового рококо, т.к. его древесина пользовалась наибольшей популярностью. Зачастую под орех разделывались и др., более дешевые породы. О. широко применялся при изготовлении наборных паркетов столичных дворцов и особняков, напр. Юсуповского дворца (Синяя, или Голубая, гостиная, Красная, или Золотая, гостиная), особняка кн. З.Н.Юсуповой (Артистическая комната), дворца Белосельских-Белозерских (Угловая и Зеленая гостиные), особняка А.А.Половцова (Белый зал, М. библиотека, Бронзовый зал), особняк П.П. фон Дервиза (Готический кабинет, Танцевальный зал, Помпейская комната), дачи А.А.Половцова (Б. и Красная гостиные, Кабинет, Библиотека) и др.

Палисандр. Ботаническое название Palissandre (фр.). Палисандром называют древесину некоторых южноафриканских видов жикаранды (Jacaranda), сем. бегониевых. Другие названия - якаранда, джакаранда, фиалковое дерево, сахардан. Иногда палисандровым деревом называют древесину рода Dalbergia (сем. мотыльковых). Различные его виды дают древесину, сходную по техническим характеристикам, но разнообразную по цвету и текстуре с такими товарными названиями, как розовое дерево, тюльпановое дерево, черное дерево и палисандр. П. произрастает в Южной Америке, Восточной Индии. Древесина очень твердая, плотная, тонковолокнистая и пористая. Основной цвет - коричневый. В оттенках - от светлого до глубокого шоколадного. Волокна древесины окрашены в разные оттенки коричневого, фиолетового, красного, иногда черного цвета. Переплетение волокон, а также расположение рядом волокон разных оттенков создает сложный, насыщенный цвет древесины. Заболонь беловатого цвета. Текстуру слагают волокна различной ширины и цвета, мелкие прожилки. Часто видны поры древесины, которые, подобно пунктирным линиям, проходят по волокнам. С течением времени неотделанная или плохо отделанная древесина п. темнеет. Фиачковым это дерево называют из-за запаха фиалки, который возникает, если его потереть суконкой. Древесина п. хорошо полируется. Используется для изготовления дорогой мебели, музыкальных инструментов. Прочность, сложный, насыщенный цвет и богатая текстура обусловили применение п. во многих паркетах XVIII-XIX вв. В России применять п. в паркетах стал Ф.-Б.Растрелли (Б.Петергофский и Зимний дворцы). С 1760-х п. прочно вошел в число основных пород заморского цветного дерева, используемых в создании наборных паркетных полов. Ринальди использовал п. практически во всех своих паркетах (Китайский дворец, Гатчинский дворец, Мраморный дворец). Ч.Камерон выложил п. основное поле паркета Лионского зала в Екатерининском (Б.Царскосельском) дворце, в которое были инкрустированы элементы из перламутра и др. пород дерева. В эпоху строгого и высокого классицизма, хотя рисунок паркетов и становится строже, п. по-прежнему относился к числу излюбленных пород цветного дерева для наборных полов и широко использовался Ч.Камероном и В.Бренной, а позднее - В.П.Стасовым и К.И.Росси. П. встречается в большинстве наборных композиций Останкинского дворца. В так называемой "Наугольной, что окнами в парк" центр пола занимает овальная вставка, где на фиолетовом палисандровом фойе набран цветок из золотистой березы. Это сочетание дает великолепный эстетический эффект. Известны случаи использования п. (сахардана) для замены изношенных фрагментов пола из другой темной древесины ввиду его высокой износостойкости и высоких декоративных качеств. В сер. и 2-й пол. XIX в. п. продолжали широко использовать в наборных паркетах наиболее изысканных особняков С.-Петербурга (дворец Белосельских-Белозерских, дом О.Монферрана, особняк А.А.Половцова, особняк П.П. фон Дервиза на Английской наб., особняк кн. З.И.Юсуповой на Литнейном пр. и др.). Весьма часто из п. набирали тонкие жилки, образовывавшие подобие сетки и разделявшие плоскости более светлого дерева, а также элементы фризов. В период неоклассицизма 1910-х п. применил И.А.Фомин при изготовлении паркетов дачи А.А.Половцова (Белоколонныйзал, Б. гостиная).

Пальма. Ботаническое название Агесассас (лат.) или Palmac (лат.). Сем. однородных растений. В сем. до 240 родов. Известно ок. 3400 видов, распространенных гл. обр. в тропиках. Лишь некоторые п. растут за пределами тропической зоны. В Европе (Испания, Южная Франция) встречается только один вид. Разнообразие видов и экономическое значение п. очень велико. Из пальм, имеющих крахмалистую сердцевину, получают саго. Многие виды п. поставляют съедобные плоды. Из п. получают сахар, вино, спирт, растительный воск. Некоторые виды п. дают ценную древесину, которая применяется в строительстве, изготовлении мебели и художественного паркета. П. часто и ошибочно называют древесину самшита (см. самшит). Это связано с тем, что на празднике Въезда Христа в Иерусалим ветви библейской пальмы заменяли самшитом. П. отличается от других древесных пород тем, что не отлагает годичных наслоений. Нарастание происходит одновременно по всей толщине ствола. Цвет древесины п. разнообразен, как и количество видов, дающих древесину. Чаще всего цвет п. представляет гамму глухого коричневого, реже - золотисто-желтого цвета. Текстура в виде сплетенных, иногда волнистых волокон. Древесина плотная и разной твердости в зависимости от вида, трудно обрабатывается. Довольно часто используется в художественном паркете. Первые паркетные полы в России, в которых встречается п., выполнены по проектам Ф.-Б.Растрелли для Б.Петергофского (верхняя площадка Парадной лесницы, Танцевальный зал, Голубая приемная, Кабинет Церковного флигеля и др.) и Зимнего дворцов. П. среди других ценных цветных пород дерева использовал А.Ринальди в Гатчинском дворце для центральных и мелких вставок. В Китайском дворце центральная часть медальона паркета Б. зала выполнена из золотисто -желтой п. Ч.Камерон применил п. как дополнительный цветовой акцент наряду с палисандром, красным и черным деревом на общем розовом фоне в паркете Голубой (Парадной) гостиной Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца. Вообще в период классицизма п. вошла в число излюбленных пород древесины для наборных полов. Она широко использовалась в 1790-е П.И.Аргуновым при изготовлении паркетов Останкинского дворца, а несколько позднее, в 1820-40-е, К.И.Росси (Белоколонный зал Михайловского дворца), В.П.Стасовым и А.П.Брюлловым при восстановлении интерьеров О.Монферрана в Зимнем дворце после пожара в 1837 (Ротонда, Малахитовая гостиная).

Платан. Другие названия - чинара, сикомора или американское пуговичное дерево. Ботаническое название Platanus (лат.). Сем. платановых. Объединяет десять видов светолюбивых листопадных деревьев, обитающих в Евразии и Северной Америке. Самый известный из них п. восточный, или чинара (P. orientalis), распространенный в Европе, Турции и Иране. Родственный вид - п. западный, или сикомора (P. occidentalis), произрастающий на территории США. Имеет гибриды с европейской сосной (P. hybrieda). Западный п. - высокое дерево, дающее большие бревна. Восточный п. несколько мельче. Древесина светло-кофейного цвета. Текстура на радиальном разрезе слагается, прежде всего, перерезанными сердцевинными лучами, которые предстают в виде темно-коричневых черточек. Они плотнее основной древесины, что затрудняет обработку. П. имеет прямые волокна, хорошо высыхает, но имеет тенденцию разрушаться. Древесина средней прочности, неподатлива к сгибанию. Из п. делают шкатулки. Его используют в маркетри и интарсии, применяют в наборах художественного паркета. Чинару (платан) использовал Ж.-Б.Баллен-Деламот в 1763-67 при работе над Западным и Восточным Китайскими кабинетами Б.Петергофского дворца, где она включена в тонкий и затейливый рисунок наборных полов. Известно, что чинаровые брусья были заказаны для Екатерининского дворца в Царском Селе. В числе заморских пород, приобретенных у Х.Мейера для строящегося Мраморного дворца, числится и "шанар", искаженное - чинар. П. (чинара) встречается среди других ценных пород в паркетах петербургских дворцов и особняков: Зимнего дворца (Малахитовая гостиная), дворца Белосельских- Белозерских (Угловая, или Белая, гостиная, Зеленая гостиная), Юсуповского дворца (Дубовая столовая), особняка А.Ф.Кельха (Готическая столовая) и др. Известно, что Золотая гостиная дома кн. З.И.Юсуповой имела чинаровый пол с центральной розеткой и фризом по периметру, а Столовая того же особняка - чинаровый фриз.

Розовое дерево. Ботаническое название Dalbergia sp. pi. (лат.). В зарубежных источниках розовое дерево называют тюльпановым деревом. Оба названия условны. Они обозначают древесину вполне определенного цвета и текстуры, получаемую от разных видов далбергии (D. sp. pi.). Древесину, называемую в России р.д., дает D. var tomentosa (Бразилия). В прошлом она поступала из Бирмы (D. ovivery). Бразильское дерево небольшое, его ствол часто искривлен, из него получают сердцевину брусками от 60 до 120 см длиной и от 10 до 20 см в диаметре. Бирманское дерево дает бревна большего размера и лучшей формы. Древесина р.д. очень плотная, тяжелая. Свежая сердцевина при обработке издает приятный слабый аромат. Растрескивается при сушке. Высохнув, почти не усыхает. Тяжело обрабатывается, но полученный материал, распиленный на шпон или доски, обладает уникальными цветом и текстурой. Р.д. иногда белое, иногда кремово-желтое, с прожилками, цвет которых варьируется от розового до пурпурно-красного. Со временем окраска древесины тускнеет. Яркие красно-бурые полосы выгорают. Белый или кремовый фон приобретает желтизну. Текстура р.д. прямолинейная. Ее составляют розово-красно-бурые полосы, идущие вдоль волокон. Иногда вместо полос появляются розово-красно-желтые разводы. Сердцевина р.д. пурпурно-коричневая с еще более темными, почти черными отметинами. Она очень похожа на древесину палисандра. Для нее характерны следующие признаки: сердцевина индийского р.д. имеет пурпурный тон, но может быть и очень темной, бразильского, или Рио, - коричневый и очень часто узорчатая, Королевского - красиво полосатая, гондурасского и некоторых малазийских видов - узорчатая. В России р.д. (красно-бурые прожилки на светлом фоне) использоватш для облицовки дорогой мебели. Яркую, оригинальную, интенсивную палитру р.д. часто и охотно применяли при проектировании художественных паркетов практически все архитекторы 2-й пол. XVIII-XIX вв. А.Ринальди широко использовал р.д. в паркетах Китайского дворца (Штофная опочивальня, Сиреневая гостиная, Гостиная Павла I, или Розовая гостиная, и др.). В композиции наборного пола Б.Китайского кабинета, напр., ленты из р.д. обвивают ветви из травленого клена, положенные по светлому фону березы. Ринальди также использовал р.д. в паркетах Мраморного и Гатчинского дворцов. Ч.Камерон в отдельных интерьерах Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца организовал колористическое решение паркета на основе цветовой гаммы р.д. В частности, в Голубой, или Парадной, гостиной оно явилось фоном для строгого геометрического рисунка и задало общую колористическую гамму. В последующие периоды ампира и эклектики р.д. по-прежнему оставалось одной из наиболее любимых пород, которую охотно использовали все архитекторы, проектировавшие паркеты: А.П.Брюллов (Помпейская столовая Зимнего дворца), В.П.Стасов (Карельский кабинет, Библиотека Марии Федоровны в Екатерининском дворце), Г.Э.Боссе (Белоколонный, или Танцевальный, зал дома П.Н.Демидова), А.И.Штакеншнейдер (Угловая, или Белая, гостиная дворца Белосельских-Белозерских) и др. Розовая гостиная особняка кн. З.И.Юсуповой (арх. Л.Л.Бонштедт) в соответствии с названием имела паркет из р.д. с центральной розеткой и фризом по периметру.

Самшит. Ботаническое название Buxus (лат.). Другие названия - букс, пальма, пальмовое дерево. В прошлом столетии поступал на рынок под названием пальма (см. пальма). Зона распространения - северо-восточное побережье Черного моря, северные берега Средиземного моря, побережье Каспийского моря, а также Индия, Китай, Япония, Иран и Северная Африка. Нигде, однако, он не образует таких густых зарослей, как в Абхазии. В научной литературе эти самшитовые рощи называют "Эвксинскими лесами". В прошлом с. безжалостно вырубали. Только из Абхазии во 2-й пол. XIX в. было вывезено ок. 900 тыс. тонн этой древесины. С. произрастает очень медленно. Поэтому узкие годичные слои не видны на поперечном разрезе. Это самое тяжелое из всех европейских деревьев. Оно отличается особой плотностью и однообразием строения. Хорошо обрабатывается острым инструментом и полируется, но колется плохо. Имеет ровный желтый цвет. Практически не имеет текстуры. Используется для изготовления мелких галантерейных вещиц, вытачивания винтов. Из с. получают лучшие доски для ксилографии. В паркетных художественных полах применялся в виде мелких фрагментов. Особенно часто встречается у А.Ринальди (Китайский дворец в Ораниенбауме). Известно, что с. закупали для паркетов Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца, использовали в наборных полах Останкина. В Зимнем дворце с. входил в число пород, применявшихся при изготовлении паркетов зала Петра I, Георгиевского, или Тронного, зала и др. Встречается также в паркетах Розовой (Красной, Золотой) гостиной Юсуповского дворца, Угловой (Белой) и Зеленой гостиных дворца Белосельских-Белозерских, Бронзового зала особняка А.А.Половцова, Белоколонного (Танцевального) зала дома П.Н.Демидова и др.

Сандал. Ботаническое название Santalum album (лат.). Сем. сандаловых. Существуют три разновидности этого дерева: красный, желтый и белый. Красный с. из Восточной Индии имеет самое широкое распространение. Прежде всего используется как сырье для получения красящего вещества. С. имеет глубокий, равномерный, интенсивный буро-красный цвет с многочисленными пунктирными черточками пор. Текстура практически отсутствует. Древесина равномерной окраски, достаточно прочная, средней плотности, хорошо обрабатывается, режется, пригодна для токарных работ. Желтый с. имеет нежно-желтый цвет, постепенно усиливающийся к сердцевине. При обработке издает легкий аромат лимона, мускуса или розы. Белый с. встречается очень редко, имеет желтовато-белый цвет древесины, по плотности и твердости значительно уступает красному и желтому. Полировку с. принимает хорошо. Часто используется в наборных композициях предметов мебели. В изготовлении художественных паркетов применялся только красный и желтый с. Белый не встречается. Интенсивность цвета определила характер применения древесины с. Как правило, она идет на изготовление мелких ярких вставок. Ф.-Б.Растрелли предполагал использовать с. при наборе цветных паркетов в Зимнем дворце, отличавшихся необычной для этого архитектора сложностью рисунка. Особенно интересные решения встречаются у Ч.Камерона, Ю.М.Фельтена, В.И.Неелова и А.Ринальди. С. входил в наиболее сложные по цвету и рисунку наборы полов Агатовых комнат в Царском Селе (Кабинетец, Яшмовый и Агатовый кабинеты - красный с., Б. зал - красный и желтый с.), где Камероном были уложены некоторые из паркетов Ю.М.Фельтена, спроектированных для дома кн. А.Д.Ланского. Также с. встречается в нееловских (Картинный зал) и камероновских (Лионский зал) наборных полах Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца. А.Ринальди довольно широко применял с. в паркетах Мраморного и Китайского дворцов. Напр., в последнем в центре пола М. китайского кабинета, отмеченного восьмилучевой звездой из эбенового и красного дерева, помещена фигура крылатого дракона с разинутой пастью, из которой высовывается вырезанный из сандалового дерева оранжевый язык. В XIX в. с. используется с неменьшей интенсивностью, встречаясь в паркетах многих столичных дворцов и особняков (Юсуповский дворец, дворец Белосельских- Белозерских, особняк II.П. фон Дервиза на Английской наб., особняк А.Ф.Кельха и др.).


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Ольха
Ольха
Орех
Орех
Палисандр
Палисандр
Л.И.Шарлемань-Боде 2-й. Проект паркета для Зала перед "Фонариком" в Зимнем дворце. 1830-е (НИМ PAX)
Л.И.Шарлемань-Боде 2-й. Проект паркета для Зала перед "Фонариком" в Зимнем дворце. 1830-е (НИМ PAX)
Л.И.Шарлемань-Боде 2-й. Проект паркета для Арабской столовой Зимнего дворца. 1830-е (НИМ PAX)
Л.И.Шарлемань-Боде 2-й. Проект паркета для Арабской столовой Зимнего дворца. 1830-е (НИМ PAX)
дата выставления: 19.08.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Ольха, орех, палисандр, пальма, платан, розовое дерево, самшит, сандал)
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна