Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Зебрано, ильм, кизил, кипарис, клен, красное дерево, лимонное дерево. липа, магнолия, махагониево дерево, оливковое дерево).

Автор-составитель В. С. Торбик
при участии С.В.Купцова и Л.В.Просветовой

Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Зебрано (африканское зебровое дерево). Ботанические названия Microberlima brazzauillensis, М. bisulcata (лат.). Другое название - дерево зебра (кайенское). Поставлялось морем преимущественно из Камеруна и Габона. Древесину з. получают от двух видов деревьев. Для него обычна светлая, лишенная характерных признаков заболонь, которую состругивают. Ценность представляет только древесина ядра диаметром от 60 см до 1 м. Древесина з. очень декоративная и характерная, бледно-желтого соломенного или светло-коричневого цвета со множеством темно-коричневых и черных полос. Текстура зависит от бревна и от способа его обработки. На радиальном разрезе ее образуют регулярные, параллельные полосы. На других разрезах текстура также сохраняет более или менее регулярный рисунок, хотя и не так ярко выраженный. Древесина плотная, тяжелее дуба. Она трудно высыхает и подвержена деформациям. Когда з. используется в массиве, то должно иметь пропилы для сведения деформации к минимуму. У него хорошие прочностные свойства. Оно устойчиво к ударам и гниению, хорошо колется и пилится. Из з. получают хороший, но хрупкий шпон, который используется в производстве мебели, облицовке панелей, художественных работах. Массив дерева находит применение в изготовлении мелких точеных деталей и рукояток. 3. использовалось при изготовлении художественных полов. Присутствует, напр., в наборе паркета Этрусской комнаты в Шереметевском дворце (Фонтанный дом).

Ильм. Ботаническое название ulmus (лат.). Род листопадных, реже - вечнозеленых деревьев, сем. ильмовых. Многие виды и. известны под названиями вяз, берест, карагач. Свыше 30 видов и. произрастают в умеренном поясе, иногда - в тропических поясах Северного полушария. И. распространен в Северной Америке, Европе и Азии. Существенные отличия от других видов имеют скальный и шершавый и. Скальный, или белый, и., произрастающий в Америке, Англии и Дании, - светлое, бледное и тяжелое дерево. Древесина не очень прочная, хорошо обрабатывается, сгибается, мало устойчива к плесени, однако хорошо выдерживает воду. Горный, или шершавый, и., растущий в Европе, имеет грубую текстуру с отчетливым рисунком широких годовых колец и не всегда регулярными волокнами. Цвет древесины бледно-коричневый, иногда с красноватым или зеленоватым оттенком. Шершавый и. достаточно плотный, остальные виды, как правило, легче по весу. Очень ценятся капы и. (вяза), достигающие гигантских размеров. Текстура капов свилеватая, состоящая из волокон, туго закрученных вокруг мелких сучков. Цвет древесины капов темно-коричневый, отличающийся глубиной и теплотой тона, сучки черные. В архивных материалах встречаются документы о заготовках большого количества кряжей и. для "штучных полов", но в описаниях дворцовых интерьеров и. (вяз, карагач) упоминается не часто. Так, для Церкви Б.Петергофского дворца Ф.-Б.Растрелли в 1750 проектировал наборные полы рисунка "зигзаг" из светлого дуба, ореха и ильма. В архивных документах того времени, касающихся этого дворца, в числе материалов, отпускаемых для изготовления штучных полов, встречаются упоминания о вязовых кряжах и древесине "из позяблых ильмов".

Кизил. Ботаническое название Cornus sp. pi. (лат.). Другое название - собачье дерево, искаженное - физит, физитовое дерево. Растет во многих странах с умеренным климатом, но товарную древесину дает только дерево, локально произрастающее в Северо-Восточной Америке. Это небольшое по размерам дерево, дающее стволы не более 15 см в диаметре. К., произрастающий в Европе и Западной Азии, внешне похож на американский, но его древесина используется меньше. Древесина тяжелая, твердая, прочная, плотная. Очень красива текстура к. с прямыми волокнами. Цвет варьируется от глухого светло-желтого до розово-коричневого, иногда с маленькими пятнышками в центре ствола. К. на 15% тяжелее бука. Высыхает хорошо, но медленно. Из-за веса тяжел в обработке, но дает качественную поверхность. Неустойчив к гниению. Традиционно используется для шпулек и челноков. К. встречается в паркетных полах 2-й пол. XVIII в. Известно, что в кон. 1740-х в Царском Селе среди прочих кряжей, предназначенных для "штучных полов", хранились и кизиловые. В описаниях паркета Лионского зала Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца к. упоминается как "физитовое" дерево.

Кипарис. Ботаническое название Cuprersis (лат.). Вечнозеленое хвойное дерево, растущее в теплых регионах. В Европе - во всем Средиземноморском регионе, на севере Ирана, в М.Азии, на Крите и Кипре, в Восточной и Южной Африке, Новой Зеландии и Австралии. Древесина легкая, как у европейской ели, но не смолистая, имеет запах кедра, высыхает быстро и хорошо, не коробится, прочная. Легко обрабатывается, хорошо принимает полировку. Имеет бледный желто-коричневый цвет. В XIX в. выделяли к. виргинский, или американский, древесина которого похожа на древесину лиственницы красного цвета. Текстура, как правило, характеризуется прямыми волокнами с хаотично разбросанными маленькими пятнышками коричневого цвета. К. употребляется для изделий, требующих большой прочности. В Древнем Египте из него делали саркофаги. Он использовался при изготовлении досок икон, в кораблестроении. Для столярных работ, вследствие дороговизны и характерного запаха, использовался редко. Так же редко использовался и в паркетных полах. Известно, что для паркетов Мраморного дворца у столярного мастера Х.Мейера в числе других экзотических деревьев было куплено 48'/2 фунтов "белого" и "красного" кипариса.

Клен. Ботаническое название Acer (лат.). Род деревьев или кустарников, сем. кленовых. Ок. 150 видов к. произрастают в Европе, Азии, Северной Африке, Северной и Центральной Америке. В Европе и Европейской части России произрастает к. остролистый, или платановидный (A. platanoides L), с характерными дланевидными 5-7-лопастными листьями на длинных черешках. В Англии он известен как сикомора. В Америке кленовые подразделяются на два типа: скальный (горный) или твердый клен (A. daccharum) и мягкий (A. saccharimum). Древесина к. белого цвета с оттенками. Текстура зависит от вида, места обитания и распила. Она слабо выражена и создается в основном за счет свилеватости - волнистого или путаного расположения волокон, хотя часто встречается и прямолинейное расположение. На тангентальном разрезе текстура предстает в виде конусообразных или прямых не ярко выраженных полос. На радиальном разрезе в распил попадают сердцевинные лучи, которые создают неповторимую игру блесток на поверхности (искра). У платановидного к. встречается образованная свилеватостью волна. Скальный к. иногда дает текстуру, которую называют "птичий глаз". Она представляет собой сплошной ковер из мелких, похожих на сучки глазков, разбросанных по волнистой, часто свилеватой поверхности белого фона. К. хорошо высыхает, мало деформируется. Скальный к. тяжелее бука, тогда как мягкий к. на 25% легче. Соответственно тяжелый к. труднее обрабатывается, имеет большую прочность и устойчивость к истиранию. Древесина к. очень хорошо принимает окраску, травление и морение. Она может быть окрашена в любой цвет, чаще красный, зеленый или розовый. При травлении древесина в зависимости от содержания дубильных веществ приобретает глухой зеленый цвет разной интенсивности. Морение приводит к созданию сложного серого тона. Высокая плотность и красивая текстура обусловили самое широкое применение к. в изготовлении мебели, музыкальных инструментов, паркетных полов. Плотность и однородность строения древесины позволяют создавать на ее поверхности гравированный узор. К. натуральный, окрашенный или травленый встречается практически во всех наборных композициях художественной мебели и паркетов. В нач. XX в. фабрика Ф.Мельцера изготовила мебель мореного клена для Гостиной Александровского дворца в Царском Селе. Волнистый к. - традиционно незаменимый материал для изготовления скрипок. Скальный к. используется для создания износостойких, особо ровных полов большой площади - танцевальных и гимнастических залов. К. всегда находил самое широкое применение в художественном паркете и шел на изготовление фоновых поверхностей, деталей рисунка и орнамента, жилок и фризов. В XVIII в. он использовался в паркетных полах Меншиковского дворца (Передняя, Прихожая и др.), Б.Петергофского дворца (Танцевальный зал, Голубая приемная, Галерея, Аванзал). В Екатерининском (Б.Царскосельском) дворце к. применяли на всех этапах создания и реконструкции интеръеров и Ф.-Б.Растрелли (Б., или Танцевальный, зал, Аванзал), и Ч.Камерон (Зеленая столовая, Голубая гостиная, Опочивальня Елизаветы Алексеевны и др.), и В.П.Стасов (Карельский кабинет, Парадный кабинет Александра I). Особой изысканности в работе с к. достиг А.Ринальди в паркетах Китайского, Гатчинского и Мраморного дворцов. Он использовал широкий диапазон колористических возможностей к.: как его натуральный белый цвет, так и способность изменять окраску при травлении ("зеленый" к.), обжиге (подкуривании) и гравировке (графье). Напр., в композиции паркета Б.Китайского кабинета (Китайский дворец в Ораниенбауме) по светлому фону березы симметрично положены ветки из травленого клена, перевитые лентами розового дерева. К. использован также в паркетах Штофной опочивальни, Б. зала, Зала муз, Будуара Павла I (травленый к.), Кабинета Павла I; в Мраморном дворце - Парадной опочивальни (к., травленый к.), Туалетной с нишей (то же); в Гатчинском дворце - в паркетах Белого зала и Аванзала. В XIX в. к. по-прежнему применяли весьма широко. В паркетах Зимнего дворца он использовался практически всегда, когда их рисунок требовал древесину белого цвета либо гравировку (Зал Петра I, Помпейская столовая, Малиновый кабинет и т.д.). Клен встречается в композициях паркетов многих петербургских дворцов и особняков (Елагин дворец, Михайловский дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Юсуповский дворец и др.).

Красное дерево. Условное название тропических пород деревьев, имеющих древесину красного цвета. Другие названия - акажу, махагони, магон, магонское дерево, махагониевое дерево (см.). Путаница в названиях началась еще в XVIII в., когда древесине к.д. и махагони давали одно определение. Напр., "отпущено магону красного". Чаще всего древесину к.д. дают деревья сем. мелиевых, прежде всего Switenia sp. pi. (лат.), сем. цезальпиниевых из Юго-Восточной Азии, а также некоторых других семейств. К.д. было открыто в 1595 - в период великой европейской экспансии. Сначала оно употреблялось в строительстве и кораблестроении, где высоко ценились такие его качества, как устойчивость к короблению и плотность древесины. Декоративные качества к.д. были оценены в нач. XVIII в. Примерно с 1730-х сначала в Англии, а затем и по всей Европе оно вошло в широкое употребление и постепенно заняло лидирующее положение среди импортируемых пород. Это объясняется техническими и декоративными характеристиками древесины, главные достоинства которой состоят в том, что она практически не коробится и не деформируется. Плотная, средней твердости, она хорошо обрабатывается, хорошо принимает тонировки и любые отделки, несмотря на довольно крупные поры. В зависимости от вида древесины к.д. предстает в широкой тоновой гамме красного цвета - от розового до красно-коричневого с оттенками. Текстура к.д. также разнообразна, зависит от вида и распила. Она может иметь перепутанные (свилеватые) слои, крапинки по красному или смешанному оранжево-красному фону, гладкую поверхность, светлые и темные полосы, имеющие муаровый эффект. Самую ценную древесину называют "пламя" за схожесть асимметричной свободной текстуры с языками пламени. Эффект огня создается и игрой цвета: светлый или темный, он возникает в зависимости от светового потока. Древесину "пламя" получают из участков ствола в месте отхода самого большого, главного сука. Важное значение к.д. получило как материал для изготовления шпона. Столь же часто оно используется для изготовления мебели из массива и в отделке интерьеров. Начиная со 2-й пол. XVIII в. к.д. применялось в художественных паркетах. В широкое употребление его ввел А.Ринальди. В ораниенбаумском Китайском дворце оно непременно присутствует в наиболее интересных паркетах, выдержанных в стиле рококо (Штофная опочивальня, Сиреневая гостиная, Б. зал и др.). В Зале муз из к.д. золотистого оттенка набраны "контрастные" края центрального медальона. Архитекторы эпохи классицизма, особенно периода ампира, несколько упростив и систематизировав рисунки паркета, использовали к.д. практически всегда. Наборные паркеты интерьеров Зимнего, Екатерининского, Михайловского, Елагина, Юсуповского и др. дворцов, исполненные по проектам В.П.Стасова, К.И.Росси, Н.Е.Ефимова, А.А.Михайлова 2-го, неизменно включали к.д. в качестве важнейшего элемента набора. К.д. использовалось для создания как элементов рисунка, так и фона. В эпоху эклектики оно оставалось столь же любимым материалом, присутствуя в художественных паркетах А.И.Штакеншнейдера (Мариинский и др. дворцы), А.П.Брюллова (Зимний и Мраморный дворцы), М.Е.Месмахера (особняк А.А.Половцова) и др.

Лимон, лимонное дерево. Условное название древесины тропических деревьев, произрастающих прежде всего в Южной Америке и дающих материал, переливающийся полосами желтого цвета и имеющий слабый запах лимона. Другие названия XIX в. - жасмин, коко, желтое, испаниль, антильская роза, свечное. Древесину под названием л. дают некоторые разновидности кокосовых пальм и др. Древесина л. плотная, тяжелая, легко колется, хорошо полируется, плохо окрашивается. Главное отличие ее - в переливах полос, чей цвет варьируется от лимонного до темно-желтого в зависимости от направления светового потока. Текстура, образованная прямолинейно расположенным направлением волокон, практически отсутствует. Ее игру создает чередование светлых и темных полос древесины одного цвета. Л. использовался, главным образом, в облицовке мебели, особенно в период модерна. Его декоративные качества, хотя и не часто, применялись при создании художественных паркетных полов. Напр., л. встречается в причудливых но рисунку паркетах Восточного и Западного Китайских кабинетов Б.Петергофского дворца (арх. Ж.-Б.Валлен-Деламот), а также в наборных композициях А.Ринальди, любившего разнообразие экзотических пород (Китайский и Мраморный дворцы). В XIX в. л. дерево (вьетнамское, желтое) встречается в паркетах Михайловского дворца (бывш. Первая гостиная, бывш. Уборная вел. кн. Елены Павловны, бывш. Угловой кабинет), где рейки л. дерева составляют сетку, наложенную на основное поле наборного пола. Иногда л. встречается в паркетах частных дворцов и особняков, в т.ч. Юсуповского дворца (Синяя, или Голубая, гостиная) и дома П.Н.Демидова (Белоколонный, или Танцевальный, зал).

Липа. Ботаническое название Tilia sp. pi. (лат.). Род листопадных деревьев, сем. липовых. Объединяет ок. 50 видов. Широко распространена в Северном полушарии: США, Канаде, Европе и Азии. Л. имеет светлую, почти белую древесину, которая темнеет на воздухе. Текстуру составляют прямые узкие волокна, практически не различимые в массе древесины. Текстура л. маловыразительна. По весу л. разная. Европейская сравнима с махагони. Американская и японская гораздо легче и но весу приближается к тополю. Л. высыхает быстро и хорошо. Высохнув, обычно стабильна в использовании. Древесина непрочная. Л. ценится за великолепные технические качества. Она является незаменимым материалом для резных работ. Мягкая и одновременно плотная древесина прекрасно режется по всем направлениям. Плохо принимает отделку лаком и политурой. В художественных паркетах л. имеет ограниченное применение. Известно, что ее использовал Ф.-Б.Растрелли в Б.Петергофском дворце и А.Ринальди в Мраморном дворце (Китайская комната). Однако в ходе ремонтно-строительных работ по восстановлению полов л. заменяли другими породами. Так, архитектор Х.Ф.Мейер в докладной записке, направленной в 1831 в Высочайше утвержденную комиссию для перестройки Мраморного дворца, предложил "вместо липы весьма мягкого дерева положить чистый белый клен".

Магнолия. Ботаническое название Magnolia sp. pi. (лат.). Другие названия - китайское, анисовое дерево, агара, амурет. Включает более 70 видов. Распространена в Восточной Азии, США и Центральной Америке. Только три американских вида дают товарную древесину, которая известна под разными названиями. Древесина м. светлая, цвет варьируется от глухого желтого к коричневому в зависимости от вида. Текстура ровная со слабо выраженным рисунком годичных слоев. Высыхает удовлетворительно с небольшими деформациями. Хорошо обрабатывается и точится. Неустойчива к грибку. Используется для изготовления мебели, мелких деталей, внутренних дверей, шпона. В паркетах использовалась редко, скорее как частный случай. Известно, что для паркетов Китайского дворца в 1771 по ордеру И.И.Бецкого из магазина Конторы строения была отпущена в числе двадцати прочих заморских экзотов и древесина агарного дерева.

Махагониево дерево. Ботаническое название Switenia maxagoni L (лат.). Другие названия - махагони, магон, магонское дерево, красное дерево, акажу. Вечнозеленое дерево, сем. мелиевых. Произрастает в Центральной Америке, Вест-Индии. Под названием м.д. известен ряд других тропических пород сем. мелиевых: некоторые виды рода Switenia, a также родов Khaya, Dyxoxylum, Саrара и т.д. Древесина м.д. твердая, очень прочная, тяжелая. Практически не коробится. Под названием настоящего, или центральноамериканского, махагони подразумевают древесину с узкой серовато-белой заболонью и красно-коричневым ядром. По текстуре в XIX в. различали четыре сорта: однородное, волнистое, крапчатое и сучковатое. Древесина м.д., имеющая в свежесрубленном состоянии желто-красный цвет, под воздействием света и воздуха с течением времени темнеет, постепенно приобретая коричнево-красную или малиново-красную окраску с отчетливо выделяющимися, светлыми или темными прожилками. Ценная древесина м.д. издавна служила материалом для получения шпона, декорирования мебельных фасадов, отделки судов и проч. В документах XVIII-XIX вв. магоном часто называли любое красное дерево. В России получило широкое распространение в аристократическом быту, начиная с царствования императрицы Анны Иоанновны. Критикуя нравы тогдашнего дворянства, историк и публицист кн. М.М.Щербатов писал: "Великолепие, введенное у двора, понудило вельмож, а следуя им, и других, умножить свое великолепие. Уже вместо сделанных из простого дерева мебелей стали не иные употребляться, как английские, сделанные из красного дерева мегагения". О применении м.д. в художественном паркете см. красное дерево.

Оливковое дерево. Ботаническое название Olea sp. pl. (лат.). Происходит от оливы (О.Еиrороеа), растущей гл.обр. в средиземноморских странах. Другие породы растут в некоторых частях Африки. Восточноафриканская олива (O.Hochstetleri) и Лолиондо (O.Welnitsehii) наиболее распространены в Кении и Танзании. Древесина о. д. сложная по цвету и варьируется от бледно-коричневого до средне-коричневого с более темными, серыми или черными отметинами и разводами. Текстура ровная, волокна иногда прямые, но часто - нерегулярные (Восточноафриканская о). Лолиондо проще но внешнему виду и немного легче по весу, чем европейские и восточноафриканские о., которые примерно на 20% тяжелее бука. Древесина высыхает медленно, с некоторой тенденцией к растрескиванию и раскалыванию. Она достаточно плотная, имеет высокую прочность и красивую текстуру, устойчива к истиранию. Хорошо шлифуется и принимает полировку. О.д. устойчиво к грибку. Древесина европейского о.д. используется для исполнения небольших по размеру точеных и резных деталей. Африканская, имея красивую текстуру и высокую прочность, применяется при изготовлении высококачественных полов. В русском художественном паркете о.д. использовалось редко. В архивах сохранились неоднократные запросы на закупку о.д. для строящегося Б.Петергофского дворца. Впоследствии оно упоминается в связи с изготовлением и починкой паркетов в Мраморном и Екатерининском (Б.Царскосельском) дворцах. В последнем о.д. входило в композиции паркетов, созданных Ч.Камероном, в т.ч. знаменитого Лионского зала.
Зебрано
Зебрано
Клен
Клен
Махагон
Махагон
Олива
Олива
Л.И.Шарлемань-Боде 2-й. Проект паркета для Арабской столовой Зимнего дворца. 1830-е (НИМ PAX)
Л.И.Шарлемань-Боде 2-й. Проект паркета для Арабской столовой Зимнего дворца. 1830-е (НИМ PAX)
дата выставления: 28.07.2005
Комментарии
07.11.2013 Энц. ходячая
Пекан (кария) 0.83 Сандаловое дерево 0.90 Самшит 0.96 Хурма эбеновая 1.08 Квебрахо 1.21 Гваякум или бакаут 1.28 Бакаут — ценная древесина деревьев рода Guaiacum. Эта древесина использовалась раньше там, где были крайне важны её прочность, вес и твёрдость. Все виды этого рода внесены в настоящее время в Приложение II CITES как потенциально находящиеся под угрозой виды. Бакаут получают главным образом из Guaiacum officinale и Guaiacum sanctum, и тот и другой — небольшие медленно растущие деревья. В английском и других европейских языках для обозначения этой древесины часто используется словосочетание lignum vitae, что значит на латинском языке «дерево жизни», и происходит от её медицинского применения: смола дерева использовалась для лечения целого ряда болезней от кашля до артрита; стружки можно использовать для заваривания чая. Другие названия palo santo (исп. святое дерево), greenheart (англ. зелёное сердце) и железное дерево (одно из многих). Это твёрдая, плотная и устойчивая древесина, самая тяжёлая из продаваемых на рынке, легко тонет в воде. Плотность древесины колеблется от 1,1 до 1,4 грамма на кубический сантиметр. Твёрдость бакаута по шкале Янка, которая измеряет твёрдость древесины, составляет 4500 (для сравнения: гикори — 1820, красный дуб — 1290, сосна — 1225). Ядровая древесина зелёного цвета с красными и чёрными разводами, от чего и пошло английское обиходное название greenheart. В кораблестроении, при изготовлении дорогой мебели и художественных работах по дереву термин greenheart используется для обозначения зелёной сердцевины дерева Chlorocardium rodiei. Некоторые другие виды древесины, происходящие из Юго-Восточной Азии и Австралии (например, некоторые виды родов Acacia и Eucalyptus) тоже могут называться lignum vitae. Самая известная из них это древесина Bulnesia arborea и Bulnesia sarmientoi (из того же семейства, что и бакаут), которая называется обычно Verawood (англ.) или аргентинское lignum vitae; она несколько похожа по виду и свойствам на настоящий бакаут.
06.11.2013 kadr_as@mail.ru Аспандияр
интересный сайт!на вас вышел случайно: хочу найти объяснение, из какого тяжелого дерева сделаны межкомнатные двери,привезенные мне из Китая.Вес у них как у металлических,снаружи отделаны дубовым шпоном.Кто бы подсказал название породы дерева?
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Зебрано, ильм, кизил, кипарис, клен, красное дерево, лимонное дерево. липа, магнолия, махагониево дерево, оливковое дерево).
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна