Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Амарант, береза, бук, гонсало-альвес, граб, груша, дуб)

Автор-составитель В. С. Торбик
при участии С.В.Купцова и Л.В.Просветовой.
Амарант. Другие названия - кайенское красное дерево или пурпурное сердце. Искаженное - адми-рант. Ботаническое название Copaifera bracteata (лат.). Сем. цезальпиниевых, распространен в северной части Южной Америки, особенно в Гвиане и Бразилии. Включает ок. 200 видов. В свежесрубленном состоянии древесина имеет глубокий коричневый цвет, но под влиянием света и воздуха приобретает яркий пурпурный оттенок, поэтому считается одной из самых ярко окрашенных пород. При длительном нахождении на воздухе пурпурный цвет выгорает и древесина приобретает богатый фиолетово-коричнево-красный цвет. Текстура меняется от сложной до довольно грубой в зависимости от вида. А. имеет прямолинейную или волнообразную текстуру. Часто встречается древесина со сложной текстурой, образованной волокнами более темного, иногда почти черного цвета на основном красно-фиолетовом фоне. В XIX в. различали два вида этой древесины: 1. А. твердый - плотное, тонковолокнистое, редко - прямослойное, чаще - свилеватое дерево, чей винно-красный цвет с лиловым отливом после полировки становился буро-красным с шелковистым отливом; 2. А. гибкий - такой же плотный, как и первый, но более упругий, имевший винно-красный цвет ядра и желто-белую с черными прожилками заболонь. Древесина а. твердая, тяжелая, неприятно пахнущая при обработке, хорошо полируется. Используется для изготовления дорогой мебели, роялей, пианино, часто используется в наборном дереве. С сер. XVIII в. а. нашел широкое применение в композициях паркетных полов. Первое упоминание об а. относится к интерьерам Ж.-Б.Валлен-Деламота, использовавшего в 1763-67 его древесину при изготовлении наборных паркетов Западного и Восточного Китайских кабинетов Б.Петергофского дворца. Амарантовые вставки встречаются практически во всех паркетах Китайского дворца в Ораниенбауме, выполненных по проектам А.Ринальди (Передняя, Штофная опочивальня, Б. зал, Золотой кабинет). Исследователи, говоря о паркетах А.Ринальди, называют темно-красный, фиолетовый и розовый цвета а. В литературе об Останкинском дворце упоминается а. фиолетового и янтарно-розового цвета. А. встречается в паркетах, создававшихся на протяжении всей истории оформления интерьеров Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца (Опочивальня, Голубая, или Парадная, гостиная, Библиотека, Лионский зал, Карельский кабинет и др.), Зимнего дворца (Малахитовая гостиная, Зал Петра I, Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны и др.), в отдельных интерьерах Елагина дворца, дворца Белосельских-Белозерских (Угловая, или Белая, гостиная), особняка А.Ф.Кельха (Готическая столовая, Библиотека) и др. В нач. XX в., в эпоху неоклассицизма, а. использовал И.А.Фомин при создании паркетов дачи А.А.Половцова на Каменном о-ве (Белоколонный зал, Б. гостиная, М., или Овальная, столовая).

Береза. Ботаническое название Betula (лат.). Сем. березовых. Насчитывается ок. 100 (по некоторым данным - больше) видов. Распространена в умеренных и холодных районах Северного полушария, а также в горах субтропиков. Цвет древесины варьируется от очень светлого до красноватого в зависимости от места произрастания. Древесина по характеру однородная, мелкоструктурная. Обладает средней плотностью и твердостью. Легко впитывает влагу, а потому долго сохнет, легко загнивает на открытом воздухе. При естественной сушке не дает трещин. Древесина в местах перехода от кряжа к корням имеет сложную, эффектную структуру с муаровыми разводами и потому часто используется в маркетри. Полированная поверхность б. по-разному отражает свет в зависимости от направления волокон по отношению к нему. При этом тона древесины способны меняться от приглушенно-сероватых до ярко-светлых. Хорошо режется, полируется и поддается окраске. Благодаря своей износоустойчивости, цвету, дешевизне, удобству в обработке с нач. XVIII в. охотно и широко использовалась при изготовлении паркетов. Б. в наборе с другими отечественными породами (дуб, бук, граб, сосна, ясень, клен) встречается в дворцовых паркетах петровского времени (Ореховый кабинет Меншиковского дворца).Вместе с простым и мореным дубом использовалась Ф.-Б.Растрелли в залах Б.Петергофского и др. дворцов при укладке паркета рисунка "зигзаг", а также паркетных фонов, имитировавших объемные геометрические тела, оттенявших как бы наложенные на них более сложные композиции. Б., наряду с кленом, яблоней и лимонным деревом, была наиболее часто употребляемой А.Ринальди породой для светлых деталей паркетов (Гатчинский дворец, Китайский дворец и др.).
В паркете Танцевального (Белого) зала дворца гр. Н.П.Шереметева в Кусково, являясь фоном для выложенных из дуба переплетающихся колец, б. своим светлым тоном прекрасно гармонирует с остальной декоративной отделкой интерьера, подчеркивает ее легкость и праздничность. Б. присутствует в наборных паркетах почти всех залов Останкинского дворца (Нижнее фойе, Нижняя наугольная комната, Картинная галерея, Ротонда и др.). Чаще всего обыгрывается ее контраст с более темными породами. Причем б. сочетается не только с простым или мореным дубом, но и с заморскими экзотами. В Голубом зале в центре пола, выложенного квадратами красного дерева, дан круг светлой березовой древесины. Он украшен графьем, заполненным темной мастикой. В Итальянском павильоне того же дворца в подобный круг врезаны красное дерево, амарант, эбен, создающие сложный изящный рисунок. В XIX в. б. по-прежнему активно использовалась архитекторами и паркетчиками в качестве материала для фонов, светлых деталей, при изготовлении фризов, укладке разграничивающих реек и жилок (Михайловский, Мариинский, Юсуповский дворцы, особняк А.А.Половцова на Б.Морской в С.-Петербурге и др.).

Бук. Ботаническое название Facus (лат.). Род однодольных растений, сем. буковых. Дерево северных широт. В Центральной Европе растет б. лесной, или европейский (F. sylvatical), на юго-востоке Европы б. восточный (F. orientalis). Произрастает также в Японии, центральных и атлантических штатах Северной Америки. Древесина б. плотная, тяжелая, на воздухе быстро разрушается, в подводных сооружениях мало уступает дубу. Сильно коробится. Исстари для предотвращения коробления дерево рубили в середине лета, по прошествии года распиливали на доски и закладывали их на несколько месяцев в воду. Хорошо гнется под паром. Приняв изогнутую форму, хорошо сохраняет ее (гнутая мебель братьев Тонет). Цвет древесины розовато-красновато-бурый с множеством крупных и более темных черточек. С возрастом дерева цвет древесины темнеет и переходит в светло-розовато-коричневый. Текстура имеет заметный, но не ярко выраженный рисунок годовых колец. Применяется чаще всего в изготовлении гнутой мебели, а также фанеры и паркета. Широкого применения в художественных паркетах б., впрочем, не получил, т.к. сильно коробится и имеет маловыразительные цвет и текстуру. В Меншиковском дворце в паркете, исполненном по рисунку "звезда, вписанная в квадрат", б. использован наряду с дубом, орехом и березой (Прихожая, или Предспальная). В качестве паркетного материала б. неоднократно применялся Ф.-Б.Растрелли. В паркетах Б.Ораниенбаумского дворца (Б. зал) набор "звездами", характерный для этого архитектора, выполнен из б. в сочетании с белым и черным дубом. По архивным документам известно, что на "сооружение штучных полов в новостроящемся каменном дворце [Б. Петергофский дворец. - В. Т.] " было "заготовлено букового дерева 12 штук". Также буковые кряжи заготовлялись для паркетов Екатерининского (Б. Царскосельского) дворца. Б. применялся и в XIX в. Он, напр., встречается в художественных полах петербургского дома П.Н.Демидова (Белоколонный, или Танцевальный, зал).

Гонсало-альвес. Ботаническое название Astronium sp. pl. (лат.). Другие названия - королевское дерево, иногда зебровое и тигровое дерево, хотя под этими названиями могут подразумеваться иные породы. В России его называли королевец или кенигс-гольц. Оно распространено в Центральной и тропической Южной Америке, но происходит из Бразилии, где известно как гонсало-альвес. Это дерево средних размеров, достигающее до 90 см в диаметре. Древесина красно-коричневого цвета с почти черными полосками, дающими декоративный рисунок, очень выразительна. Текстура зависит от разреза древесины и благодаря вкраплениям более красочна в тангентальном разрезе. Иногда имеет волнистую полосатую структуру. Древесина очень плотная, тяжелая, на 30% тяжелее бука. Дерево из тропической Америки особо прочное и долговечное, тяжелое, но, тем не менее, не слишком трудно обрабатывается. Обработка усложняется, если структура дерева нерегулярна. Как правило, идет на получение высококачественного шпона. Так же как и фернамбук, встречается в архивных документах-запросах на покупку древесины для изготовления паркетов, но при описании последних исчезает. Известно, напр., что для паркетов Мраморного дворца у столярного мастера Х.Мейера было куплено несколько пудов заморских деревьев, в т.ч. "розового, амаранта, басторозы, желтого сандала, оливки, кенигс-гольца". На исполненных в 1830 фиксационных акварелях паркетов Китайской и Мраморной комнат Мраморного дворца в числе пород, использованных Ринальди, назван и королевиц. Применительно к этим паркетам в одном случае он назван королевицем, в другом - кенигс-гольцем. Позднее, в описи деревьев, затребованных в 1801 со склада в Царском Селе для отделки Михайловского замка, он именуется "королевским" деревом. Позднее, уже в 1840-х, А.П.Брюллов предлагал использовать королевец при изготовлении паркета Уборной императрицы в Зимнем дворце (проект хранится в НИМ РАХ).

Граб. Другие названия - грабина, грабильник, белый бук. Ботаническое название Carpinus (лат.). Сем. лещиновых. Насчитывает ок. 50 видов в Европе, Восточной Азии и Северной Америке. Произрастает в Крыму, на Кавказе и на юге Приморского края. Наиболее распространены г. обыкновенный (С. betulus) и г. кавказский (С. caucasicus). В Крыму и на Кавказе растет г. восточный, или грабильник (С. orientalis). Коммерческую ценность имеет только г., произрастающий в Европе, Турции и Иране. Это среднее по размерам дерево, внешне похожее на бук. Древесина г. глубокого белого цвета. Глубину цвета дают широкие сердцевинные лучи. Группа мелких сердцевинных лучей образует один широкий - это ложные широкие сердцевинные лучи. Они проходят волнами поперек волокон, словно перевязывая их в пучки. Разные по размеру, хаотично расположенные на плоскости, они составляют изысканный узор белого на белом в текстуре древесины. Сама древесина тяжелая, плотная, твердая, плотнее бука и дуба. Хорошо сопротивляется истиранию, трудно раскалывается, хорошо высыхает. Хорошо точится и дает очень гладкую поверхность. Г. не устойчив к грибку, но может быть обработан для наружного использования. Древесина г. ценилась дорого и иногда продавалась "на фунты". Использовалась для изготовления столярного инструмента: из г. делали киянки, рукоятки инструментов, топорища, подошвы рубанков и фуганков, зубчатые колеса, винты. Г. плохо полируется, тяжело обрабатывается и вследствие этого практически не используется в изготовлении мебели. Однако г. отлично принимает окраску, и поэтому его часто окрашивают под черное дерево. Г. применяли при изготовлении художественных паркетов для создания фризов, фоновых поверхностей, деталей рисунка. Так, в центральной композиции Камер-юнгферской комнаты Китайского дворца, состоящей из эллипсов, переплетающих розу ветров, фон выложен пальмой, полуэллипсы из березы, граба, тиса и красного дерева. Г. встречается в паркетах Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца, выполненных по проекту В.И.Неелова (Янтарная комната, Картинный зал).

Груша. Ботаническое название Pyrus (лат.). Сем. розоцветных, подсемейство яблоневых, род плодовых деревьев. Существует ок. 60 видов. Сортовой состав грушевых садов разнообразен и зависит от природных условий. Известно до 5000 сортов. Важнейшие виды груши, от которых произошли культурные сорта: г. обыкновенная, или лесная (Р.Conomunis), дикорастущая в Европе, Западной и Средней Азии (уже в средние века г. обыкновенная разводилась вокруг поселений); г. снежная (Р. Nivalis) - в Европе, Зап. Азии; груша Буасье (Р. Boissierianna) - в Средней Азии, Иране и др. Северная граница распространения г. проходит по линии С.-Петербург-Ярославль-Нижний Новгород-Уфа-Оренбург. Древесина г., как и всех плодовых деревьев, имеет плотную, однородную структуру, твердая, т.к. подвергается большим нагрузкам в период созревания плодов. Г. практически не имеет текстуры. Древесина равномерного теплого розоватого или желтоватого тона. Хорошо строгается и пилится по всем направлениям. Хорошо полируется. Прекрасно окрашивается под черное дерево. Плотность и однородность строения позволяют выполнять гравировку узора на облицованных г. поверхностях. Все эти свойства определяют круг применения г. в столярном и паркетном деле. Из г. делали лучший чертежный инструмент, иногда - мебель. Только в период модерна древесина г. часто использовалась для облицовки отдельных предметов мебели и целых гарнитуров. Самое широкое применение древесина г. находит в интарсии и маркетри. Наряду с другими цветными породами г. встречается в композициях художественных наборных полов. В паркетах Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца г. использовалась на разных этапах оформления интерьеров практически всеми работавшими там архитекторами: Ч.Камероном (Зеркальный кабинет), В.И.Нееловым (Янтарная комната, Картинный зал), В.П.Стасовым (Парадный кабинет Александра I, Спальня Марии Федоровны). А.Ринальди использовал г. в сложных композициях паркетов Китайского дворца в Ораниенбауме (Штофная опочивальня, Голубая гостиная, Будуар Павла I), а также в Гатчинском (Белый зал, Тронная Павла I) и Мраморном дворцах (Туалетная с нишей).

Дуб. Ботаническое название Quercus sp. pl. (лат.). Самый большой род сем. буковых. Включает в себя 450 видов. Среди них есть кустарники и деревья, как листопадные, так и вечнозеленые. Распространен в Северном полушарии, гл. обр. в Юго-Восточной Азии и Северо-Западной Америке. В Европе ок. 20 видов. Из всех растущих в России наиболее распространен д. чересчатый, или летний (Q.Robur). Другие названия - стебельчатый, "лядной", "нелынь". Д. является главным слагаемым влажных лесов. Его тяжелая и твердая древесина широко используется при производстве мебели, паркета, бочек, судов. Д. скальный, или сидячецветный (Q.Petraea Liebl), родствен дубу летнему, но более строен. В отличие от д. летнего является деревом холмистых местностей и невысоких гор. Его древесина подобна древесине д. летнего и используется так же. В Юго-Восточной Европе распространен д. австрийский (Q.Cerris L) и д. пушистый (Q.Pubescens). Их природный ареал простирается до Северной Италии. По качеству их древесина соответствует древесине других видов д. В Северной Америке и Восточной Азии род Quercus представлен значительно большим количеством форм, чем в Европе. Причина заключается в истории вегетации в Центральной Европе. Так как во время оледенения ледник наступал преимущественно с северного направления, растения пытались отступать в более южные регионы. Но на их пути как заграждение стояли Альпы. В Северной Америке чувствительные к морозу виды распространились (переместились) в южном направлении и поэтому смогли сохраниться до сих пор. В этом регионе наибольшее распространение получил д. красный (Q.Rubra L). Это ценное декоративное дерево, любимое и популярное в парках. У него тяжелая древесина с красно-коричневым ядром, которая применяется так же, как и древесина европейских видов д., однако уступает ей по своим техническим качествам. В целом древесина д. прочная, твердая, тяжелая. Строгается и пилится трудно. Колется легко. Имеет очень крупные поры, затрудняющие его отделку. Д. особенно стоек к воде, но под ее воздействием принимает совершенно черную окраску. Это свойство древесины д. широко применялось в изготовлении паркетов. Мореный (черный) д. встречается очень часто. Черную окраску древесина д. получает под воздействием воды на дубильные вещества, находящиеся в его коре. Особенно богата ими кора молодых деревьев. Для получения мореного д. существовал целый промысел, располагавшийся по берегам Волги. Для древесины д. характерны ярко выраженные годовые слои и сердцевинные лучи. Соответственно текстура древесины на тангентальном разрезе предстает в виде широких полос годовых слоев, иногда конусообразных, с большим количеством пор, а на радиальном разрезе годичные слои более узкие, прямые, перевитые попавшими в разрез пучками сердцевинных лучей. Они дают красивый рисунок блестящих жилок и пятен, известных под названием "блестки". Интенсивность окраски древесины зависит от возраста дерева и расположения в стволе. Основной цвет - глухой желто-коричневый. Чем старше д., тем темнее цвет его древесины. В стволе заболонь почти белая, желто-коричневый цвет сгущается по мере приближения древесины ядра к сердцевине. Эти качества, а также относительная доступность д. (местных пород) обусловили самое широкое его применение в изготовлении паркетных полов. В архивах сохранились документы XVIII-XIX вв. на поставку дуба Новгородского, Казанского, Старорусского. Среди ценных и твердых пород древесины, используемых в паркетных полах, дуб издавна занимал лидирующее место. Само появление художественного паркета в России связано прежде всего с д. В паркетах петровского времени простой геометрический рисунок набирался из трех-четырех местных пород с преобладанием д. и мореного д. (Меншиковский дворец, Б.Ораниенбаумский дворец, "Верхние палаты" и Монплезир в Петергофе). В интерьерах Ф.-Б.Растрелли постоянно встречались "штучные" полы мореного и светлого д. простого геометрического орнамента в виде звезд, ромбов, зигзага (Б.Петергофский дворец, Зимний дом Анны Иоанновны возле Адмиральского и др.). При этом чередование светлых и темных пород древесины создавало впечатление объемности рисунка. То же можно увидеть в типичных для барокко паркетах М.Д.Расторгуева в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры. В паркетах Китайского, Мраморного и Гатчинского дворцов, исполненных по проектам А.Ринальди, среди изысканных по цвету заморских пород постоянно встречался мореный (черный) и белый д. Много д. и мореного д. в паркетах Останкинского дворца (Итальянский павильон, Наугольная комната, Нижнее фойе), Екатерининского (Б.Царскосельского) дворца (Опочивальня, Живописный кабинет, Голубая, или Парадная, гостиная, Парадный кабинет Александра I и др.), Зимнего дворца (Георгиевский, или Тронный, зал, Белая столовая, Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны и др.), Старого Эрмитажа (зал Леонардо да Винчи, кабинеты) и т.д. С помощью д. К.И. Росси придавал рисунку паркетов эффектность и четкость. Напр., в Белоколонном зале Михайловского дворца на широкой полосе темного д., образующей фриз, рисунок меандра, исполненный из более светлой породы, смотрится особенно выразительно. Особенно широкое распространение щитовые дубовые штучные паркеты получили на рубеже XVIII-XIX вв. Ими выстилались залы Михайловского замка, Павловского (Б.) дворца (после пожара в 1801), Стрельнинского (Константиновского) дворца и др. Наряду с императорскими постройками, д. и мореный д. широко применялся при изготовлении паркетов в частных богатых дворцах и домах (дом кн. С.С.Абамелек-Лазарева, дом П.Н.Демидова, особняк кн. З.Н.Юсуповой на Невском пр. в С.-Петербурге и др.), а также в государственных учреждениях (здание Главного штаба и министерств) на всем протяжении XIX в. В псевдоготических интерьерах использование д. обретало особую остроту для создания более полного ощущения эпохи позднего средневековья (Готическая столовая великих княжон и Библиотека Николая II в Зимнем дворце, Столовая в петергофском Коттедже, Готическая столовая в доме гр. Ф.И.Паскевича и т.д.).


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
А.П.Брюллов. Проект паркета Углового Зеленого кабинета в Зимнем дворце. 1838-39 (НИМ РАХ)
А.П.Брюллов. Проект паркета Углового Зеленого кабинета в Зимнем дворце. 1838-39 (НИМ РАХ)
Береза дымчатая
Береза дымчатая
Бук
Бук
Тигровое дерево, Гонсало-альвес
Тигровое дерево, Гонсало-альвес
Груша.
Груша.
Дуб
Дуб
дата выставления: 12.07.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. ПОРОДЫ ДЕРЕВА (Амарант, береза, бук, гонсало-альвес, граб, груша, дуб)
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна