Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. МОДЕРН И РЕТРОСПЕКТИВИЗМ (неоклассицизм)

Авторы-составители: П.Ю. Климов, Т.Л. Пашкова, В. К. Шуйский.
Модерн (от фр. moderne - новый, современный) - стилевое направление в европейском искусстве кон. XIX - нач. XX в. В разных странах получило разные названия: Аrt Nouveau, Jugendstil, Modern style. Модерн во многом создавался как антипод эклектики. Если в рамках последней поиск нового стиля в архитектуре велся с опорой на арсенал исторических первоисточников с их художественными особенностями, то модерн отказался от системы исторических стилистических форм. На рубеже XIX-XX вв. возникла мысль, что можно строить "без стиля", т.е. в "новом стиле". Для модерна было характерно стремление к отходу не только от традиционных декоративных, но и композиционных схем, выработка иных планировочных решений: строительство здания как бы изнутри наружу, когда внешний объем сооружения выражал его внутреннюю структуру. Эта последняя специфика особенно сказалась при строительстве небольших частных особняков.
Уже в эпоху эклектики значительное распространение получили новые материалы и конструкции (так, напр., появление железобетонного каркаса превращало стену здания в простое заполнение, не несущее никакой нагрузки), но лишь в эпоху модерна был поставлен вопрос о необходимости эстетического осмысления новых конструктивных решений. Своеобразным credo модерна стал лозунг "Пора перестать фальшивить", обращенный против штукатурных имитаций любого исторического стиля. Отныне архитекторы стремились лепить художественный образ, используя природные качества тех материалов, из которых создавалось здание. В отделке фасадов и декорировке интерьеров нашли широкое применение натуральный камень, металл, дерево и стекло.
При проектировании интерьеров зодчим эпохи модерна чрезвычайно важным представлялось добиться впечатления свободы архитектурного пространства в противовес интерьерам поздней эклектики с их перенасыщенностью декоративным убранством. Один из апологетов "нового стиля" Г.Джеймс ядовито писал о своих современниках, приверженцах историзма: "Этот неописуемый комфорт мог бы доставить удовольствие слепому. Они совершенно заблудились среди своих ковров и занавесей <...>". В противовес эклектикам мастера модерна начали более охотно использовать дерево и кожу в отделке стен. В резьбе и лепных орнаментах появились обтекаемые тянутые контуры, изящные извивающиеся линии. Одновременно многие произведения строились на подчеркнуто геометрических формах. Колористическая гамма интерьеров состояла в основном из неопределенных блеклых пастельных тонов. Архитекторы стремились добиться в интерьерах ансамблевости решения, чтобы каждая деталь убранства или предмет обстановки служили синтезированию общего образа. Создание гармоничного ансамбля представлялось значительно более важным, чем выделение самодовлеющей красоты какого-либо элемента. "Для успеха <...> художественного обобщения нужно, чтобы все соприкасающиеся отрасли проявили достаточную гибкость и были бы способны на самоотречение во имя общей идеи", - писалось в те годы. Паркет в интерьерах модерна и явился той частью убранства, которая должна была пойти на это "самоотречение".
В интерьерах эпохи модерна почти не встречается художественных наборных паркетов. В этом предпочтении простых полов наборным было, в частности, стремление обратить внимание на природную красоту материала. Не случайно в кон. 1890-х А.Ф.Красовский в Кабинете императора Николая II в Зимнем дворце и Ф.О.Шехтель в Библиотеке московского особняка А.В.Морозова во Введенском переулке настелили вместо паркета широкие дубовые доски, подчеркнув тем самым и природную мощь дерева, и красоту его текстуры.
В шехтелевской же отделке особняка А.И.Дерожинской в Штатном (Кропоткинском) пер. в Москве, отличающейся изысканностью и новаторством, полы также имели чрезвычайно простой рисунок. В Приемной, стены которой декорированы высокими деревянными "кессони-рованными" панелями, был сделан паркет зигзагообразного рисунка из чередующихся темных и светлых ломаных линий, а в Спальной зодчий использовал набор дубового паркета "в елочку". Другой важной причиной распространения паркетов в "елочку" и "шашку" было стремление модерна к удобству, функциональности, уюту. "Простота и скромность являются лучшими украшениями", - провозглашалось в одном из руководств по оформлению интерьера (Г.Ионисси. Мотивы внутренней отделки жилищ). Наборные художественные полы, требующие серьезного ухода и создающие ощущение парадности, вступали в противоречие с этим требованием. Зато достигнуть данной цели помогали фабричные паркеты несложного рисунка в комбинации с коврами или однотонным сукном. Как раз в этот период фабрики практически прекратили выпуск художественных паркетных щитов и перешли к масштабному производству стандартной клепки различных видов.
Одна из редчайших попыток создания паркета в стиле модерн была сделана Ф.О.Шехтелем в нижнем вестибюле особняка С.П.Рябушинского на М.Никитской ул. в Москве. Невероятно сложный, волнообразный, текучий рисунок ограждения лестницы нашел продолжение в рисунке паркета. Центральная часть пола перехода из вестибюля в Столовую выложена дубовым паркетом "в елочку", но по бокам эта нейтральная зона, как бы продолжающая лестничные ступени, обрамлена с двух сторон сложными волнообразными линиями, набранными из нескольких пород дерева и имеющими разную ширину. Эпоха модерна в России совпала с экономическим бумом, вызванным внутренними преобразованиями и важными открытиями в технологических областях. Она сделала паркет доступным более широким социальным слоям и во многом сформировала современное к нему отношение как к наиболее универсальному, респектабельному, практичному и гигиеничному напольному покрытию.

Ретроспективизм (неоклассицизм) (от лат. retrо - обратно, назад и spectare - смотреть) вызревал в нач. XXв. в недрах модерна. Он был своеобразной реакцией художественных кругов на многостилье (или бесстилье) современной культуры, явившееся следствием, как это ни парадоксально, тех самых "поисков стиля", которыми еще недавно было одержимо русское искусство. Модерн, культивируя индивидуализм, изначально содержал в себе зерно самоотрицания, и в его намерении стать "всеобщим стилем" было больше амбиций, чем объективных возможностей. Многие русские мастера это прекрасно чувствовали, и поэтому их никогда не покидала тоска по нормативности и стилистической цельности, отличавшим классические эпохи. Собственно, в этом давало о себе знать то самое "аполлоническое" начало, о котором писал Ф.Ницше и которое во 2-й пол. 1900-х вступило в спор с "дионисийством" современной культурной жизни. Поиск новых стилистических форм, сопряженный с апологией красоты как универсальной эстетической категории, заставил некоторых архитекторов вновь обратить внимание на совершенство классических стилей, и, в частности, на достоинства русского классицизма XVIII-XIX вв. Главный печатный орган неоклассицистов журнал "Аполлон" писал: "Для искусства самое страшное - мертвый образец. Но нет ничего нужнее, насущнее идеала". Зодчие-неоклассики стремились взять лучшее из архитектуры прошлого, проповедовали свободное обращение с ордером, ратовали за создание подчеркнуто острых и выразительных форм за счет усложнения объемов и новых пластических решений. Художник и критик Г.К.Лукомский назвал неоклассические стилизации И.А.Фомина, А.И.Таманяна, Н.Е.Лансере, В.А.Щуко "ретроспективным просветлением". В интерьерах архитекторы свободно оперировали разномасштабными колоннами, использовали новые, нехарактерные для эпохи русского классицизма пропорциональные соотношения отдельных деталей. Однако паркеты в неоклассических произведениях выглядели достаточно традиционными и более тесно связанными с историческими прототипами, чем другие части интерьера. Так, И.А.Фомин для петербургских домов кн. С.С.Абамелек-Лазарева и Л.В.Голубева (Б. пр. Васильевского о-ва, 10), а также для т.н. дачи А.А.Половцова спроектировал типично классицистические паркеты повторяющегося геометрического рисунка. Основа композиции паркета в Б. столовой дома С.С.Абамелек-Лазарева - рисунок, составленный из кругов, соприкасающихся друг с другом. В центре каждого круга - круг меньшего диаметра, центрированный орнаментальной многолепестковой розеткой, украшенной графьём. В Театральном зале характерная для классицизма композиция в виде "плавающих" огромных ромбов и небольших квадратов усложнена вписанными в каждый элемент розетками со сложной гравировкой. Фомину удалось не просто повторить традиционные композиции кон. XVIII -- 1-й трети XIXв., но и придать им новое звучание, резко укрупнив масштаб рисунка и усложнив его дополнительными элементами.
Уникальное, не имевшее прототипов решение паркета дал Н.Е.Лансере в особняке М.А.Новинской и В.А.Засецкой (С.-Петербург, Песочная наб., 10). В центре наборного пола Коридора-ротонды второго этажа он поместил медальон с фигурой танцовщицы в развевающемся хитоне. Этот рисунок в некоторой степени напоминал об эскизах костюмов Л.С.Бакста, созданных художником для знаменитой антрепризы С.П.Дягилева. Медальон был очерчен светлым бордюром, заполненным меандром. Неоклассицизм не только завершал эпоху модерна, но и объективно был одним из предвозвестников эпохи следующей: в нем мало-помалу истаивали индивидуальность, индивидуализм и нарождалось то, что позднее отзовется в искусстве сталинской России. В сравнении с последним, выражавшим, помимо эстетической, и политическую позицию художника, неоклассицистическое стремление к простоте и величию, спокойной гармонии и ясности форм являлось отражением все тех же характерных для модерна исканий универсальной красоты, способной украсить и преобразить мир. Античность и русский классицизм здесь пока еще оставались объектами лирической интерпретации, а не удобным материалом для скрижалей новой веры, на которые были бы занесены откровения ее пророков.


Литература:
Кириченко Е.И., Интерьер русского модерна. (1900-1910), в журн.: "Декоративное искусство СССР", 1971, № 10;
Кириченко Е.И., Интерьер неоклассицизма (1900-1910), в журн.: "Декоративное искусство", 1972, №2;
Кириченко Е.И., Федор Шехтелъ, М., 1973;
Лисовский В.Г., Иван Александрович Фомин, Л., 1979;
Оль Г.А., Лансере Н.Н., Н.Е.Лансере, Л., 1986;
Жуков В.Е., Иван Фомин, в кн.: Зодчие Санкт-Петербурга П.


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
Ф.О.Шехтель. Особняк С.П.Рябушинского в Москве
Ф.О.Шехтель. Особняк С.П.Рябушинского в Москве
Е.С.Воротилов, И.А.Фомин. Дом кн. С.С.Абамелек-Лазарева в С.-Петербурге
Е.С.Воротилов, И.А.Фомин. Дом кн. С.С.Абамелек-Лазарева в С.-Петербурге
И.А.Фомин. Театральный (Танцевальный) зал дома кн. С.С.Абамелек-Лазарева
И.А.Фомин. Театральный (Танцевальный) зал дома кн. С.С.Абамелек-Лазарева
Е. С. Воротилов. Ротонда дома кн. С.С.Абамелек-Лазарева
Е. С. Воротилов. Ротонда дома кн. С.С.Абамелек-Лазарева
дата выставления: 27.06.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. МОДЕРН И РЕТРОСПЕКТИВИЗМ (неоклассицизм)
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Массивная доска. "Живое" дерево
  • Новые коллекций от компании Villeroy&Boch.
  • Мебель для ванных комнат  Novello.
  • Кварцевый камень CaesarStone. Компания ГетАкрил
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Rugiano Interiors мебель с "характером".
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Легкий радиатор Jaga  с очень быстрой теплопередачей! . Jaga
  • Новая Valena Life/Allure. Legrand Group
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна