Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (русский ампир).

Авторы-составители: П.Ю. Климов, Т.Л. Пашкова, В. К. Шуйский.
В нач. XIX в. классицизм в России вступил в свою наивысшую стадию развития, называемую высоким классицизмом или русским ампиром. Этот его последний период расцвета, продолжавшийся примерно до сер. 1830-х, открывали архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин и Ж.-Ф.Тома де Томон, наиболее успешно развивали В.П.Стасов и К.И.Росси и достойно завершил О.Монферран.
Если представители строгого классицизма (И.Е.Старое, Д.Кваренги, Ч.Камерон) мыслили свои сооружения вне зависимости от характера ранее сложившейся застройки, то архитекторы следующего поколения выдвинули на первый план проблему планировочной и художественной связи своих произведений с уже существующими и вновь возводимыми архитектурными сооружениями. Захаров и Воронихин создали первые ансамблевые здания в широком градостроительном смысле - Адмиралтейство и Казанский собор, а Тома де Томон явился автором первого развернутого классического ансамбля С.-Петербурга: здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной Стрелки Васильевского острова. Вслед за ними Стасов, сооружая Павловские казармы, сформировал застройку вдоль западной границы Марсова поля, а Росси создал величественные ансамбли центральных улиц и площадей. Существенный вклад в преобразование центра С.-Петербурга внес и Монферран.
Родина ампира, как и классицизма в целом, - Франция. В западноевропейской архитектуре этот стиль связывают с периодом правления Наполеона Бонапарта, провозглашенного в 1804 императором. Отсюда ведет свое происхождение слово ампир (фр. empire), что означает империя.
Ведущими представителями стиля ампир во Франции являлись придворные архитекторы Наполеона - Шарль Персье и Пьер Фонтен. Помимо создания новых парадных интерьеров в многочисленных бывших королевских, а теперь императорских дворцах -Лувре, Тюильри, Сен-Клу и др., они принимали участие в возведении триумфальных сооружений. Между дворцом Тюильри и Лувром они соорудили триумфальную арку Карусель на площади того же наименования. Однако наиболее значительное сооружение подобного рода принадлежит творчеству Ж.-Ф.Шальгрена, по проекту которого в 1806 началось строительство знаменитой триумфальной арки Звезды на Елисейских полях в ознаменование побед Наполеона в 1805-06. Из других произведений французского ампира можно упомянуть воздвигнутую в 1806-10 Вандомекую колонну со статуей Наполеона работы Ж.Гондуэна и Ж.-Б.Лепе-ра, а также церковь Мадлен Б.Виньона, задуманную Наполеоном как храм Славы и начатую строительством в 1806.
В этот период как в интерьерах зданий, так и в наружном оформлении архитектурных сооружений часто повторяются изображения императорских орлов, заимствованные из Римской империи, римских военных доспехов и оружия, лавровых венков, нередко увитых гирляндами, а также египетских сфинксов и обелисков. Увлечение последними в значительной степени было связано с наполеоновскими походами в Египет. Французский ампир, как и империя Наполеона, имел недолгую, ограниченную одним десятилетием историю, закончив свое существование после сокрушительного разгрома французской армии в 1812 на заснеженных русских полях. Перечисленные черты наполеоновского стиля характерны и для русского ампира, который зародился почти одновременно с французским. У его истоков находился учитель К.И.Росси - В.Бренна, прославлявший период правления Павла I. Именно он впервые в русской архитектуре стал широко использовать упомянутую символику и художественными средствами возвеличивать императора.
Расцвет русского ампира прежде всего связан с именами трех выдающихся архитекторов первого десятилетия XIX в. - А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина и Ж.-Ф.Тома де Томона. Последний одновременно с Персье и Фонтеном учился во Французской Академии архитектуры в Париже и вместе с ними принимал участие в конкурсах на Гран при, дававших право в случае победы на продолжение образования во Французской Академии в Риме. Следует также отметить, что Захаров после успешного окончания Академии художеств в Петербурге совершенствовал свои знания в Париже в мастерской Шальгрена. В Париже - центре архитектурной мысли того времени - учился и Воронихин.
Существенным явился еще один немаловажный факт: наполеоновский период правления породил самого талантливого ученика Персье и Фонтена -архитектора Огюста Монферрана, начавшего свою профессиональную карьеру на строительстве церкви Мадлен у Виньона. Поэтому неудивительно, что Монферран создал шедевр русского ампира - триумфальную Александровскую колонну, превосходящую по своим художественным достоинствам Вандомекую. Также есть основания предполагать, что и Росси завершил свое архитектурное образование в мастерской Персье и Фонтена.
Если процесс формирования и развития стиля ампир на ранней его стадии и во Франции, и в России происходил одновременно, то период существования русского ампира был значительно дольше.
Он охватывает не только два с половиной десятилетия правления императора Александра I, но и начальный период царствования Николая I. В результате русский ампир, как наиболее зрелый, создал самые выдающиеся памятники позднего классицизма не только в европейской, но и в мировой архитектуре. Большинство их них сосредоточено в С.-Петербурге - бывшей столице Российской империи.
Расцвет русского ампира в первую очередь связан с именем А.Д.Захарова. Его Адмиралтейство (1806- 19) стало не только символом России как могучей морской державы, но и парадно оформленным архитектурным центром столицы. Оно свидетельствует о том, что архитектор был непревзойденным мастером в искусстве разработки сильно развитых объемно-пространственных композиций при использовании строго отобранных и сравнительно несложных архитектурных приемов. Последнее явилось следствием усвоенных Захаровым уроков французской школы. На основе восприятия и изучения ее передовых идей он одновременно развивал традиции русского классицизма XVIII в. с его канонизацией ордерной системы.
Наряду со зданием Адмиралтейства существенную роль в ансамбле центра С.-Петербурга играет Казанский собор А.Н.Воронихина - первое в широком градостроительном смысле ансамблевое здание столицы, сооруженное в 1801-11. Неповторимый классический облик города немыслим и без другого произведения зодчего - здания Горного кадетского корпуса (1806-09), переименованного в 1866 в Горный институт.
Многочисленны работы Воронихина в пригородах С.-Петербурга. Он выполнял проекты для Петергофа, Пулкова, Стрельны, Павловска и Гатчины. В начале 1803 во время пожара выгорели интерьеры центрального корпуса Павловского (Б.) дворца. Его владелица императрица Мария Федоровна поручила восстановление здания Воронихину, назначенному главным архитектором Павловска. Выбор ее не был случайным: в 1802 он отделывал в Зимнем дворце на половине Марии Федоровны интерьеры, располагавшиеся на втором этаже центральной части южного корпуса. При восстановлении Павловского дворца Воронихин внес изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В Греческом зале по замыслу Воронихина на перекрытии появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах Войны и Мира по его проектам вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы. Занимался он в Павловске и паркетами, стараясь их значительно упростить по сравнению с теми, что были сделаны Бренной. В кабинете "Фонарик", оформленном Воронихиным, архитектор удачно использовал старый паркет одного из разобранных пригородных дворцов.
Целый ряд интерьеров Воронихин создал в Строгановском дворце (Картинная галерея, Столовая, Минеральный кабинет, Греческая комната и др.). Их полы отличались строгостью и геометризмом форм, характерными для классицизма, но набор элементов, составлявших рисунок, становится у Воронихина более ограниченным в сравнении, напр., с Камероном, Кваренги или Бренной. Таким образом постепенно вырабатывались типовые схемы, характерные для ампира. Не случайно воронихинский паркет Греческой комнаты можно узнать в отделке Кабинета Александра I в Екатерининском дворце Царского Села, осуществленной позднее В.П.Стасовым.
К выдающимся достижениям высокого классицизма относится здание Биржи с Ростральными колоннами и набережной Стрелки Васильевского острова. Одного этого ансамбля вполне достаточно, чтобы его автора Тома де Томона причислить к наиболее талантливым представителям русского ампира. Однако творчество Тома де Томона не ограничивается прославленным ансамблем Стрелки Васильевского острова. Он был также автором других столичных построек: нового Б. театра, особняка гр. А.Г. Лаваль, амбаров Сального буяна, серии фонтанов на бывшей Царскосельской дороге, мемориального памятника "Супругу-благодетелю" в Павловске, триумфальной колонны в Полтаве и др.
Проектировал Тома де Томон и внутреннее убранство, в т.ч. в Зимнем дворце. Однако сохранившиеся единичные листы проектных материалов такого рода не позволяют раскрыть в полном объеме творчество архитектора как мастера отделки интерьеров. В частности, до сих пор неизвестен ни один проект паркетных полов Тома де Томона, хотя таковые выполнялись по его замыслам.
Следующим по времени выдающимся архитектором русского ампира явился В.П. Стасов. В 1817-19 по его проекту на месте, где ранее громоздились разновременные и разнохарактерные сооружения, было построено огромное по размерам, величественное здание казарм Павловского гвардейского полка на Марсовом поле, занявшее ведущее положение в ансамбле одной из центральных площадей города. Ясность композиционного построения, строгие классические пропорции, четкие горизонтальные и вертикальные членения, умелая расстановка акцентов и мерная поступь выстроенных как на параде колонн позволяют отнести казармы Павловского полка к наивысшим достижениям русского ампира.
Среди других петербургских произведений Стасова, играющих значительную градостроительную роль,можно назвать Придворные конюшни, расположенные на берегу Мойки, Измайловские провиантские склады, Спасо-Преображенский и Свято-Троицкий соборы, а также ансамбль Московских триумфальных ворот с кордегардиями.
Значительный объем работ выполнил Стасов по восстановлению интерьеров Зимнего дворца, пострадавшего в 1837 от пожара. В возобновлении императорской резиденции принимали участие и другие талантливые архитекторы, в частности А.П.Брюллов, но Стасову принадлежала ведущая роль. Ранее такого же рода работы Стасов производил в летней императорской резиденции - Екатерининском дворце Царского Села, где в 1820 выгорела значительная часть парадных помещений. При создании дворцовых интерьеров Стасов большое значение придавал паркетам. Для стасовских наборных полов характерен укрупненный, но все тот же геометрический рисунок, что и для паркетов строгого классицизма. Это было типично и для паркетов К.И. Росси, создававшихся им в императорских и великокняжеских дворцах.
В творениях Росси высокий классицизм получил наиболее последовательное и яркое воплощение. Высшие достижения архитектора относятся к 1820-30-м. В этот период он создал все свои знаменитые ансамбли: Елагиноостровского и Михайловского дворцов, Александрийского театра, Главного штаба, Сената и Синода. Выдающийся градостроитель прославился также как мастер отделки интерьеров, в которых нередко ощущается влияние творчества родоначальников ампира Персье и Фонтена. Наиболее характерным интерьером Росси в стиле русского ампира явилась Военная галерея 1812 года. Галерея протяженностью более 50 метров была создана им в 1826. Она должна была прославлять победы русского оружия в войне с Наполеоном. Основными предметами убранства галереи стали портреты более трехсот героев войны, включая наиболее выдающихся полководцев М.И.Кутузова и М.Б.Барклая-де-Толли. Все остальные элементы декора галереи были также подчинены единой цели прославления русского оружия и Российской империи. Паркет этого интерьера имеет типичный для ампира повторяющийся геометрический рисунок, прекрасно подчеркивающий протяженность и торжественный, мерный ритм архитектурного пространства.
Замечательной особенностью строительной практики Росси было то, что архитектор почти в самом начале своей широкомасштабной деятельности сумел сформировать устойчивый коллектив единомышленников, выполнявших по его проектам внешнюю и внутреннюю отделку зданий. К постоянным и высокоценимым сотрудникам зодчего относились знаменитый охтинский паркетный мастер С.И.Тарасов и его сын Николай, исполнявшие столярные работы, включая художественные наборные полы, в Елагином и Михайловском дворцах. В последнем подлинные паркеты Росси частично сохранились (Белоколонный зал, бывш. Первая гостиная, бывш. Уборная вел. кн. Елены Павловны, бывш. Угловой кабинет) и представляют собой великолепные образцы паркетов эпохи ампира.
К подобного же рода шедеврам относится полихромный паркет Петровского зала Зимнего дворца, спроектированный в 1833, как и прочая отделка помещения, О.Монферраном. В отличие, напр., от паркетов Росси, он имеет свой совершенно оригинальный и чрезвычайно сложный рисунок, при воспроизведении которого было использовано до десяти пород дерева, в т.ч. амарант, палисандр, лимон, самшит, красное дерево и др. Этот наборный пол, включенный в общий ансамбль помещения, значительно усиливал общий декоративный эффект. Петровский зал принадлежал к несомненным удачам Монферрана и не случайно после пожара в 1837 был восстановлен лишь с незначительными отступлениями от первоначального проекта.
Монферран был автором отделки и некоторых других интерьеров Зимнего дворца, в частности, на половине императрицы Марии Федоровны (1827). Среди проектных материалов, имеющих отношение к этим комнатам, сохранились чертежи паркетов, тщательно выполненные самим архитектором. При сохранении общего геометрического характера их отличают усложненный рисунок и введение растительных мотивов. Последнее в какой-то степени свидетельствует о том, что творчество Монферрана можно распространить и на следующий период развития русской архитектуры, называемый эклектикой, которому было свойственно исключительное многообразие орнаментально-декоративных приемов.
Если же говорить о паркетах русского ампира в общем, то они, по сравнению с другими составляющими архитектурно-художественного убранства интерьеров, в наименьшей степени подвергались каким-либо существенным стилистическим изменениям. Основное направление развития этого вида искусства в период высокого классицизма шло, главным образом, по линии упрощения рисунка и сведения его к набору повторяющихся геометрических форм.

Литература:
Вейнерт Н., Росси, М.; Л., 1939;
Соловьев I; Пилявский В.И., Стасов архитектор, Л., 1963;
Николаев Е.В., Русский интерьер начала XIX века, в журн.: "Декоративное искусство", 1967, № 9;
Пилявский В.И., Новые интерьеры в стиле классицизма, в кн.: Эрмитаж: I;
Тарановская М.З., Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник, Л., 1980;
Немчинова Д.И., Елагин остров. Дворцово-парковый ансамбль, Л., 1982;
Бартенев И. А., Батажкова В.Н., Русский интерьер XIXвека, Л., 1984;
Витязева В.А.,Невские острова. Елагин. Крестовский. Каменный, Л., 1986;
Пилявский В. И., Янченко С. Ф., Глинка В.М., Зимний дворец в 1780-1830-е годы, в кн.: Эрмитаж II;
Пилявский В.И., Пашкова Т.Л., Восстановление Зимнего дворца после пожара 1837 года, там же;
Александрова Л.Б., Луиджи Риска, Л., 1990;
Тыжненко Т.Е., Василий Стасов, Л., 1990;
Власов В.Г., Стили в искусстве. Словарь, т. I, СПб., 1995.


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
К.И.Росси. Арка Главного штаба в С.-Петербурге
К.И.Росси. Арка Главного штаба в С.-Петербурге
В.П.Стасов. Живописный кабинет Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца
В.П.Стасов. Живописный кабинет Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца
К.И.Росси. Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце
К.И.Росси. Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце
К.И.Росси. Михайловский дворец в С.-Петербурге
К.И.Росси. Михайловский дворец в С.-Петербурге
К.И.Росси. Михайловский дворец. Белоколонный зал. Фрагмент интерьера
К.И.Росси. Михайловский дворец. Белоколонный зал. Фрагмент интерьера
А.А.Михайлов 2-й. Синяя (голубая) гостиная Юсуповского дворца в С.-Петербурге. Фрагмент паркета
А.А.Михайлов 2-й. Синяя (голубая) гостиная Юсуповского дворца в С.-Петербурге. Фрагмент паркета
дата выставления: 26.04.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (русский ампир).
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Кухни подмосковной фабрики «Анонс» теперь  Новосибирске.
  • Новая Valena Life/Allure. Legrand Group
  • Кварцевый агломерат Cambria (Камбрия).
  • Изготовление лестниц из ценных пород дерева.
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Легкий радиатор Jaga  с очень быстрой теплопередачей! . Jaga
  • Сложные формы в интерьере. Компания «Кориан-Сибирь»
  • Новые коллекций от компании Villeroy&Boch.
  • Золотые акценты в интерьерах вместе с AWEGOLD.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна