Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ

Авторы-составители: П.Ю. Климов, Т.Л. Пашкова, В. К. Шуйский .
Строгий классицизм. К началу 1780-х русский классицизм, освободившись в полной мере от характерных для его ранней стадии барочных элементов, окончательно утвердил свои позиции в качестве ведущего архитектурного направления. 1780 - 90-е - это период расцвета русской архитектуры, называемый строгим классицизмом. Выдающимся представителем переходного периода от раннего к строгому классицизму был И.Е. Старов. Образцом строгого классицизма в его творчестве является Таврический дворец (1783-89). Этот шедевр на протяжении длительного периода служил безупречным образцом при создании многочисленных дворцов и дворянских усадеб на обширных просторах России. Развивая идеи, заложенные в проектах итальянских вилл А.Палладио, Старов в условиях русской действительности создал невиданный ранее ансамбль, ставший национальным памятником строгого классицизма.
Фасады дворца архитектор оставил гладкими, без каких-либо украшений и отказался даже от наличников окон. Центральный корпус он отметил хорошо развитым шестиколонным портиком, соответствующим главному входу. Колонны дорического ордера завершаются антаблементом строгого рисунка и четко очерченным фронтоном. Монументальный портик рельефно выступает на фоне гладких стен. Портиками отмечены и обращенные в сторону парадного двора фасады боковых корпусов. В соответствии с их подчиненной ролью они более скромные, с колоннами тосканского ордера и без завершающих фронтонов.
С лаконично решенными фасадами дворца, отвечающими архитектуре строгого классицизма, контрастировало убранство парадных залов центрального корпуса. Однако при всем своем богатстве внутренняя отделка вполне соответствовала требованиям данного стиля. В ней сохранялась ведущая роль ордерных композиций и декоративных элементов, навеянных античностью и эпохой Возрождения. Убранство помещений дополняли геометрического рисунка наборные паркеты, которые, по некоторым сведениям, при разгроме дворца в конце 1790-х были вывезены в строившийся Михайловский замок Павла 1 и использованы В.Бренной при оформлении его интерьеров. Единственный подлинный паркет Старова (с поздними включениями) сохраняется сегодня лишь в построенной и отделанной по его проекту в 1796 - 97 Ротонде Останкинского дворца.
Наиболее ярко и последовательно строгий классицизм проявил себя в творчестве архитектора Д.Кваренги. Он, как никто другой из современников, разработал огромное количество проектов для С.-Петербурга и его окрестностей, не считая провинции. Многие проекты Кваренги были воплощены в жизнь, и большинство его построек сохранилось. Однако этого нельзя сказать об отделке интерьеров, лишь в редких случаях дошедшей до наших дней. На протяжении длительного периода жизни в С.-Петербурге архитектор проектировал дворцы и дворцово-парковые ансамбли, богатые усадьбы, частные дома, храмы, различного рода общественные сооружения и триумфальные арки. Его творчество развивалось под сильным влиянием архитектуры эпохи итальянского Возрождения, в особенности А.Палладио, чей знаменитый теоретический труд "Четыре книги об архитектуре" являлся настольной книгой Кваренги.
Своеобразным манифестом строгого классицизма явилось здание Академии наук, сооруженное Кваренги в 1783 - 89. В нем с предельной ясностью выкристаллизовались характерные грани стиля. Двухэтажное сооружение на высоких подвалах заняло отведенное для него место на Стрелке Васильевского острова рядом с Кунсткамерой. Несмотря на его протяженный вдоль по течению Невы главный фасад, здание Академии наук решено компактным, хорошо читаемым даже на значительных расстояниях объемом. Каждый этаж четко отделен от другого горизонтальными карнизными тягами несложного профиля. Гладкие оштукатуренные стены без каких-либо украшений прорезаны прямоугольными, лишенными наличников окнами. И на таком нейтральном фоне рельефно выступает восьмиколонный портик, увенчанный лаконично очерченным фронтоном. Чтобы избежать монотонности главного фасада, архитектор, кроме центрального портика, предусмотрел боковые выступы-ризалиты. На примере здания Академии наук Кваренги показал, как скупыми, чисто архитектурными средствами, не прибегая к декору, можно добиться большой художественной выразительности.
В проектах и постройках Кваренги довольно часто встречаются восьмиколонные, реже - шестиколонные портики и другие характерные для него архитектурные формы, но в точности они никогда не повторяются.
При всей ограниченности набора канонизированных архитектурно-художественных средств строгого классицизма Кваренги всегда умел найти оригинальную композицию, отличную от всех предыдущих, а заимствованные у Палладио приемы получили в его творчестве индивидуальную окраску. В Зимнем дворце на месте задуманной Растрелли анфилады парадных залов, вытянутой вдоль набережной Невы, Кваренги в 1791 - 93 создал ряд новых интерьеров. Если Растрелли спроектировал анфиладу из пяти парадных залов, то Кваренги сократил ее до трех: М.Аванзала, примыкавшего к Посольской (Иорданской) лестнице, Б.Аванзала и Концертного зала. Сохранив ширину и высоту помещений, архитектор оставил стены гладкими, а архитектурными деталями подчеркнул их конструктивную основу. В оформлении Кваренги широко использовал коринфский ордер. Особенно торжественным и строгим выглядел Б.Аванзал, где расста вленные по периметру колонны были рассчитаны на его полную высоту. Все помещения парадной анфилады имели художественные наборные полы, но при восстановлении Зимнего дворца после пожара в 1837 В.П.Стасов повторил прежний кваренгиевский рисунок лишь в М.Аванзале. Этот паркет, набранный из драгоценных экзотических пород (самшит, эбеновое дерево, красное дерево и др.), отличается строгим геометризмом форм и симметричностью композиции, что соответствует остальному декоративному убранству интерьера.
Ряд шедевров создал Кваренги в пригородах С.-Петербурга.
Едва ли не первой и одной из лучших работ архитектора в России явился Английский дворец в Петергофе. Он был отстроен вчерне в 1780 - 87 и закончен после русско-турецкой войны в 1791 - 96. Дворец располагался в Английском парке на берегу пруда, эффектно отражаясь в его водном зеркале. В годы Второй мировой войны он был превращен в руины.
Английский дворец, наряду со зданием Академии наук, принадлежал к наиболее характерным образцам строгого русского классицизма. Он тоже воспринимался очень компактным, лаконично решенным нерасчлененным архитектурным объемом, хотя со стороны заднего фасада имел боковые крылья и лоджию. Архитектурно-художественный образ Английского дворца был построен на контрастном противопоставлении глади стен и рельефно выступающего восьмиколонного портика - прием, неоднократно встречающийся в произведениях Палладио и творчески переработанный Кваренги. Классической ясности решения фасадов соответствовала столь же четкая внутренняя планировка. Парадным интерьерам дворца, при всей изысканности их отделки, были присущи уравновешенность и строгость архитектурно-художественных композиций, в которых значительная роль была отведена живописи, лепке и наборным паркетам.
К наивысшим достижениям Кваренги относится и Александровский дворец в Царском Селе, сооруженный в 1792-1796. На протяжении двухсотлетней истории его интерьеры неоднократно переделывались, но внешний облик оставался неизменным. Композиция этого огромного по протяженности загородного дворца необычна и не напоминает многочисленные усадебные постройки Кваренги, имеющие своим источником проекты Палладио. Распланировав здание в русских традициях покоем, Кваренги предложил значительно более развитую, разветвленную композицию. Он фактически вписал один П-образный корпус в другой и стянул внутренние боковые крылья, решенные в виде парадных арочных подъездов, колоннадой.
Композиция Александровского дворца в целом построена на игре лаконично решенных монументальных объемов и архитектурных форм, где центральное положение занимает великолепная колоннада. Широко раскрытый в окружающее пространство дворец составляет единое целое с пейзажным парком, выступая в роли равноценного партнера, а не главенствуя в дворцово-парковом ансамбле, как это было свойственно загородным дворцам в стиле барокко.
Парадные залы, так же как и фасады, были выдержаны в стиле строгого классицизма. Сравнительно простым и ясным архитектурно-художественным композициям интерьеров был свойствен высокий вкус, неизменно сопутствовавший архитектору. В их отделке Кваренги широко использовал различных цветов искусственный мрамор. Общему сдержанно-торжественному характеру отделки соответствовали набранные из дуба штучные паркеты. Ближе всех к Кваренги по своей приверженности к античности и эпохе итальянского Возрождения был архитектор Н.А.Львов. Он также находился под сильным влиянием теоретических трудов и архитектурных произведений Палладио. Творчеству Львова присущи стилистические черты, характерные для произведений Кваренги, с которым он неоднократно сотрудничал. В собственном доме архитектора в Никольском-Черенчицах (Тверская обл.) и в доме Глебовых-Стрешневых в усадьбе Знаменское-Раек (там же) сохранились фрагменты львовских паркетов. В отличие от паркетов Кваренги, создававшихся для императорских дворцов, паркеты Львова были набраны преимущественно из отечественных древесных пород (дуб, мореный дуб, ясень, береза), имели сравнительно простой геометрический рисунок основного поля (четырехлучевые звезды, шашки, ромбы) и скромные фризы.
Таким же последовательным представителем строгого классицизма был Ч.Камерон, прибывший в С.-Петербург в 1779, почти одновременно с Кваренги. В 1779-87 по его проекту к Зубовскому корпусу царскосельского Екатерининского дворца был пристроен ансамбль Холодных бань с Агатовыми комнатами, галереей и висячим садом. Собственно бани, навеянные римскими термами, Камерон спроектировал в первом этаже, получившем вид массивного каменного основания, а во втором - комнаты для отдыха. Со стороны висячего сада Агатовые комнаты воспринимаются одноэтажным павильоном с центрально расположенным входом, оформленным в виде овального в плане десятиколонного храма, перекрытого пологим куполом. Криволинейным очертаниям центральной части павильона Агатовых комнат отвечают боковые ниши-экседры в обрамлении сдвоенных колонн. Декоративная обработка фасадов павильона соответствует принципам строгого классицизма: конструктивную основу гладко оштукатуренных стен подчеркивают ниши со скульптурными произведениями и расположенные над ними медальоны.
Если древнеримские термы создавались как монументальные общественные сооружения, то комплекс построек Камерона предназначался только для императрицы Екатерины II. Поэтому все интерьеры Холодных бань с Агатовыми комнатами были задуманы камерными, интимными. Их отделка напоминает внутреннее убранство римских терм, но отличается исключительным изяществом. Особенно богатый вид имеют Агатовые комнаты, предназначенные для отдыха и оформленные с использованием уральской яшмы и агата. Особое место в их убранстве занимают роскошные паркеты, изготовленные из экзотических пород дерева столярными мастерами Х.Мейером и И.Шпонгольцем по рисункам Ю.М.Фельтена (Б. зал, Агатовый, Яшмовый и Овальный кабинеты) и по собственным проектам Камерона (Кабинетец, Библиотека). В сравнении с раннеклассицистическими фельтеновскими паркетами, в которых еще чувствуются отзвуки барокко и рококо, паркеты Камерона значительно более строги по рисунку.
Почти одновременно со строительством Холодных бань, Агатовых комнат и галереи с висячим садом Камерон проектировал интерьеры в Екатерининском (Б.Царскосельском) дворце. Создавая новый висячий сад, архитектор ликвидировал старый сад Ф.-Б.Растрелли, находившийся на втором этаже дворца и примыкавший к дворцовой церкви. На его месте Камерон устроил ряд новых интерьеров для вел. кн. Павла Петровича и его жены вел. кн. Марии Федоровны.
Интерьеры Камерона, в отличие от растреллиевских, рассчитанных на торжественные приемы большого количества людей, можно охарактеризовать как камерные, предназначенные только для их владельцев. Открывала анфиладу новых комнат Зеленая столовая - одно из лучших произведений подобного рода в творчестве архитектора. Свое название она получила из-за светло-зеленой окраски стен. Камерон отказался от золоченой резьбы и широко использовал лепку: скульптурные изображения в рост и декоративные украшения с преобладающим растительным орнаментом. Если барочная скульптура отличается повышенной динамикой, нередко переходит в горельеф и даже отрывается от плоскости стены, то у Камерона она тесным образом связана со стеной и подчеркивает ее конструктивную основу. Паркет Зеленой гостиной отвечает общему характеру отделки. Он геометричен, довольно прост по рисунку и набран всего из трех основных пород - дуба, клена и красного дерева. Богатой и одновременно рафинированно-изысканной отделкой выделяется Парадная (Голубая) гостиная. Здесь Камерон употребил позолоту. Но, в отличие от парадных залов в стиле барокко, ввел ее очень деликатно, преимущественно в тонко профилированных тягах, обрамлениях дверных полотен и во фризе, где изящного рисунка лепка чередовалась с овальными живописными вставками в виде медальонов. Многоцветный плафон преобладающего геометрического рисунка с вкомпонованными живописными сюжетами представляет собой вариацию росписей на античные темы. Плафону соответствует строгого рисунка наборный пол из ценных пород дерева (амарант, палисандр, розовое дерево, черное дерево и др.). Он чудом уцелел во время Вел. Отеч. войны и ныне является одним из немногих подлинных образцов этого вида искусства, созданных в эпоху строгого классицизма.
Геометризм был характерен и для паркета Опочивальни. Основная же роль в создании ее архитектурного образа была отведена многочисленным тонким колонкам с золочеными базами и капителями. Колонки попарно расставлены вдоль стен и группируются в пучки, обозначая место для алькова. До Камерона подобные архитектурно-пространственные композиции существовали только в античных росписях. Для Екатерины II Камерон также создал во дворце целый ряд интерьеров: Арабесковый и Лионский залы, Купольную столовую, Китайский зал и личные комнаты императрицы в Зубовском корпусе. Все они были уничтожены во время фашистской оккупации в годы Второй мировой войны. Самым уникальным из них являлся Лионский зал, или Лионcкая гостиная, от архитектурно-художественного убранства которого чудом сохранился необычный наборный паркет, инкрустированный перламутром. По проекту Камерона был построен Павловский (Б.) дворец, напоминавший проекты вилл Палладио. В первом этаже главного корпуса архитектор разместил жилые комнаты, во втором - парадные залы, а в третьем - помещения для придворных. По его проектам отделывались интерьеры только нижнего этажа. Что касается парадных залов, то они получили оформление по проектам В.Бренны, основательно перестроившего Павловский дворец в кон. XVIII в.
В истории русского классицизма Бренна стоит особняком, и его работы существенно отличаются от произведений творивших одновременно с ним Д.Кваренги и Ч.Камерона. Несмотря на то, что для сооружений, выполненных по проектам Камерона, характерны камерность, изысканность построения композиции и изящество архитектурных форм, а для большинства произведений Кваренги - высокая гражданственность, мужество и сила, оба эти архитектора всегда оставались поборниками строгого классицизма, отступая от его канонов лишь в редких случаях и несущественных деталях. Иной подход к архитектуре ощущается у Бренны. С одной стороны, Бренна - романтик, который творчески использовал приемы ушедшего в историю стиля барокко и искусно сочетал их с общими архитектурными схемами классицизма. С другой стороны, для него характерен более широкий, чем у Камерона и Кваренги, подход к решению градостроительных задач, о чем свидетельствует ансамбль Михайловского замка в С.-Петербурге.
Бренну можно назвать предвестником высокого классицизма (русского ампира), что нашло свое отражение как во внешнем облике его построек, так и при создании интерьеров. В частности, по сторонам портика главного фасада Михайловского (Инженерного) замка можно видеть обелиски наподобие древнеегипетских, украшенные военной арматурой и венками с вензелем Павла I. Бренна много работал над внутренним убранством дворцов. По его проектам был оформлен ряд интерьеров Павловского (Б.) дворца, Гатчинского дворца, Каменноостровского дворца и др. При этом архитектор уделял значительное внимание паркетам, которые, в сравнении с паркетами Камерона или Кваренги, обрели еще большую строгость и сдержанность в рисунке. Примечательно, однако, что Бренна, когда это было возможно или необходимо, очень бережно относился к паркетам своих предшественников. Так, в Гатчинском дворце, переделывая интерьеры Ринальди, он сохранил в некоторых залах, включая Тронную Павла I, первоначальные паркеты в стиле рококо. Творчество Бренны подвело черту под архитектурой XVIII в. и наметило пути ее дальнейшего развития.

Литература:
Беляков Н., Петров А., Иван Старое, Материалы к изучению творчества, М., 1950;
Соловьев I; ВласюкА.И., Каплун А.И., Kunapucoea A.A., Казаков. М., 1957;
Елизарова Н, А., Останкино, М., 1966;
Николаев Е.В., Интерьер русского классицизма, в журн.: "Декоративное искусство" № 9, 1966;
Сивков А.В., Георгиевский зал Зимнего дворца (историка-архитектурная справка), в кн.: ТГЭ, XI., Л., 1970;
Пилявский В.И., Новые интерьеры в стиле классицизма, в кн.: Эрмитаж I; Николаев Е.В., Классическая Москва, М., 1975;
Бартенев И.А., Батажкова В.Н., Русский интерьер XVIII-XIX веков, Л., 1977;
Глезер Е.Н., Архитектурный ансамбль Английского парка, Л., 1979;
Воронов М.Г., Ходасевич Г.Д., Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине, Л., 1982;
Кючарианц Д.А., Иван Старое, Л., 1982;
Лемус В.В., Дворцы и парки города Пушкина. Лицей. Екатерининский дворец. Камеронова галерея. Екатерининский парк. Александровский дворец и парк, Л., 1986;
Шуйский В.К., Винченцо Бренна, Л., 1986; КозъмянГ.К., Чарльз Камерон, Л., 1987;
Фомин; Пилявский В.П., Янченко С.Ф., Глинка В.М., Зимний дворец в 1780-1830-е, в кн.: Эрмитаж: П.


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
И.Е.Старов. Таврический дворец в С.-Петербурге
И.Е.Старов. Таврический дворец в С.-Петербурге
Ч.Камерон. Павловский (Большой) дворец
Ч.Камерон. Павловский (Большой) дворец
Ч.Камерон. Голубая (Парадная) гостиная Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца. Центральная часть паркета
Ч.Камерон. Голубая (Парадная) гостиная Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца. Центральная часть паркета
Ч.Камерон. Официантская Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца
Ч.Камерон. Официантская Екатерининского (Большого Царскосельского) дворца
Гатчинский дворец. Башенный кабинет.Обмер паркета, дополненного по риc. В.Бренны.
Гатчинский дворец. Башенный кабинет.Обмер паркета, дополненного по риc. В.Бренны.
В.Бренна. Башенный кабинет Марии Федоровны в Гатчинском дворце. Акварель Э.П.Гау. 1878 (ГМЗ "Гатчина")
В.Бренна. Башенный кабинет Марии Федоровны в Гатчинском дворце. Акварель Э.П.Гау. 1878 (ГМЗ "Гатчина")
дата выставления: 14.04.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Межкомнатные двери Villa della Porta. Villa di Parchetti
  • Ламинат Wineo. Новинки 2016 года.
  • Мебель для ванных комнат  Novello.
  • Новая Valena Life/Allure. Legrand Group
  • Новые коллекций от компании Villeroy&Boch.
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Легкий радиатор Jaga  с очень быстрой теплопередачей! . Jaga
  • Массивная доска. "Живое" дерево
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна