Главная / Дизайн / Энциклопедия паркета /
Паркет-Холл-Сибирь
Новосибирск, Челюскинцев, 14/1,
(383) 201-16-60, 201-15-60,
www.parquet-hall.ru,   office@nsb.parquet-hall.ru

Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. РОКOКО

Авторы-составители: П.Ю. Климов, Т.Л. Пашкова, В. К. Шуйский.
Рококо. Стиль рококо, несмотря на краткий период своего существования, оставил яркий след как в западноевропейском, так и в русском искусстве. Не случайно после векового забвения к нему неоднократно обращались многие архитекторы периода эклектики.
Рококо зародилось во Франции в нач. XVIII в. и достигло своего расцвета в период правления Людовика XV (1720-1765). Отсюда еще одно название рококо - "стиль Людовика XV". Нередко рококо представляют как завершающую стадию развития барокко (см.: зрелое русское барокко) или его позднюю разновидность.

Французское слово рококо (rococo) или равнозначное ему рокайль (rocaille) можно перевести таким же образом, как итальянское слово барокко (Ьагос-со), т.е. вычурный, причудливый. Однако у него есть и другое значение: украшение из раковин. Мотив морской раковины, чаще всего стилизованной, сопутствует стилю рококо. Но если слово барокко выражает сущность стиля, то название рококо весьма условно. К тому же изображение раковины в некоторых случаях может вовсе отсутствовать. Разновидностью рококо является стиль шинуазри или шинуазери (фр. chinoiserie), что означает китайщина. Отделка интерьеров в этом стиле, включая паркеты, вполне согласуется с принципами убранства интерьеров рококо. Отличие заключается лишь в использовании китайских мотивов в декоративных целях, а также подлинных произведений китайского прикладного искусства.

Единственным последовательным мастером стиля рококо в русской архитектуре являлся Антонио Ринальди, создавший такие шедевры, как дворец Петра III, Китайский дворец и Катальную горку в Ораниенбауме.
Стиль рококо во дворце Петра III проявил себя, прежде всего, в замене характерных для барокко анфилад обширных парадных залов, рассчитанных на торжественные приемы, небольшими жилыми комнатами с утонченно-изысканной отделкой.
Лучшие интерьеры в стиле рококо не только в русской, но и европейской архитектуре были созданы Ринальди в Китайском дворце (1762-69). Архитектурная композиция последнего напоминает парковые павильоны с широкими окнами-дверями с двух сторон, что создает еще больший, чем в произведениях зрелого русского барокко, эффект тесного слияния архитектуры с природным окружением. Чтобы исключить резкие светотеневые контрасты, свойственные барокко, Ринальди предпочел колоннам, приставленным к фасадам, пилястры. Также более сдержанны декоративные обрамления окон и скульптурное убранство. Яркое цветовое решение фасадов периода барокко здесь уступило место приглушенным полутонам рококо. Тот же принцип цветового решения характерен и для интерьеров дворца, оформленных в этом стиле. Интерьеры Китайского дворца соединены в анфиладу, но, в отличие от барочных построений, не имеют единой оси симметрии. Непревзойденным шедевром рококо является Зал муз, открывающий вереницу парадных апартаментов. Зал спроектирован овальным с целью добиться плавных переходов от одной плоскости к другой. Той же цели служат падуги, сопрягающие стены и потолочное перекрытие. Сочную деревянную золоченую резьбу барочных интерьеров здесь сменила тонко орнаментированная и графически четко прорисованная лепка, скорее подчеркивающая плоскость стены, чем зрительно разрушающая ее конструктивную основу. В цветовом решении Зала муз преобладают характерные для рококо розоватые и голубоватые тона. Декоративная роспись интерьера, в отличие от барочных композиций с яркими цветовыми решениями и резкими ракурсами, строится преимущественно на полутонах и плавных переходах без резких перспективных сокращений, рассчитанных на мощный прорыв пространства в глубину. Типичным для живописи рококо изображениям обнаженных фигур богинь и резвящихся амуров свойственны плавность движений, грациозность, легкость и изящество. Общему композиционному строю залов Китайского дворца подчинены изощренного рисунка паркеты, в которых тонко прорисованный геометрический узор искусно переплетается со стилизованными растительными мотивами, перекликающимися с декором стен и перекрытий. Здесь каждому индивидуально решенному интерьеру в стиле рококо соответствует набранный в технике маркетри из отечественных и экзотических пород дерева уникальный паркет, не повторяющийся даже в деталях. Особая ценность ораниенбаумских наборных полов, изготовленных столярными мастерами Витте, И.Петерсеном, Я.Лангом и И.Шульцем при участии русских резчиков-маркетристов, заключается в том, что они являются подлинными и сохранились такими, какими их задумывал Ринальди. Этого нельзя сказать о Мраморном и Гатчинском дворцах, построенных тем же архитектором, но позднее практически утративших свою первоначальную внутреннюю отделку. Хотя они и являются памятниками архитектуры раннего классицизма, интерьеры в них, включая паркеты, были в значительной степени отмечены чертами рококо. Что касается интерьеров в стиле шинуазри, то для них характерны все перечисленные выше декоративные приемы, но дополненные стилизованными элементами китайского искусства. В этом стиле, кроме Ринальди, работал Ж.-Б.Валлен-Деламот, для которого, однако, обращение к китайскому искусству было эпизодическим и не характерным. По его проектам в Б.Петергофском дворце получили отделку два Китайских кабинета - Западный и Восточный. В ней архитектор отталкивался от лаковых панно подлинных китайских ширм кон. XVII - нач. XVIII в., привезенных в Россию еще при Петре I. Их Валлен-Деламот использовал как основной декоративный элемент в украшении стен, характеру которых соответствовали плафонные росписи и рисунки паркетов, набранных из ценных пород дерева. Особенностью паркетов в стиле рококо являлось то, что они не служили второстепенным дополнением к отделке интерьера, а воспринимались его неотъемлемой частью, равноценной в общем архитектурно-художественном убранстве.

Литература:
Орлов В., Мраморный дворец. 1785-1885, СПб., 1885 [Оттиск из исторического журнала "Русская старина"];
Гримм Г.Г., Работы Ринальди по внутренней отделке Гатчинского дворца, в кн.: Труды Всероссийской Академии художеств, т. 1, Л.; М.,1947;
Соловьев I, Соловьев II,Кючарианц Д.А., Паркеты А.Риналъди, в сб.: Охрана памятников и вопросы истории русской архитектуры, Л., 1974;
Раскин А.Г., Город Ломоносов. Дворцово парковые ансамбли XVIII века, Л., 1979;
Кючарианц Д.А., Антонио Ринальди, Л., 1984; ее же, Художественные па мятники города Ломоносова, Л., 1985;
Клементьев В.Г., Паркеты Китайского дворца, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1985, М., 1987;
Власов В. Г., Стили в искусстве. Словарь, т. 1, СПб., 1995;
Шуйский В.К., Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, в кн.: Зодчие С. Петербурга I; его же, Зрелое русское барокко и ранний классицизм, СПб., 1997;
Клементьев В.Г., Китайский дворец в Ораниенбауме, СПб., 1998.


Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.
А.Ринальди. Китайский дворец в Ораниенбауме
А.Ринальди. Китайский дворец в Ораниенбауме
А.Ринальди. Китайский дворец. Портретная (Кабинет Ротари)
А.Ринальди. Китайский дворец. Портретная (Кабинет Ротари)
А.Ринальди. Китайский дворец. Портретная (Кабинет Ротари). Центральная часть паркета
А.Ринальди. Китайский дворец. Портретная (Кабинет Ротари). Центральная часть паркета
дата выставления: 18.03.2005
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Паркет-Холл-Сибирь
представляет статьи
Русский художественный паркет XVIII - начала XX века. Исторические периоды и стили. РОКOКО
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Кварцевый агломерат Cambria (Камбрия).
  • Rugiano Interiors мебель с "характером".
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Межкомнатные двери Villa della Porta. Villa di Parchetti
  • Массивная доска. "Живое" дерево
  • Кварцевый камень CaesarStone. Компания ГетАкрил
  • Легкий радиатор Jaga  с очень быстрой теплопередачей! . Jaga
  • Ламинат Wineo. Новинки 2016 года.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Концепции     Статьи     Интерьеры     Мебель и аксессуары     Материалы и технологии     Энциклопедия паркета     Звезды дизайна