Главная / Декор / Статьи /

Декоратор интерьеров. Профессия, которой в Сибири нет... Но она обязательно будет!

Статья Юлии Мусиенко
Этой статьей мы анонсируем желание сделать конкурс "Господин Декоратор" регулярным и проводить в формате биеннале. "Господин Декоратор 2" должен стартовать в декабре 2014 года.
Есть ли в Сибири Декораторы интерьеров? Какая деятельность понимается сегодня под творчеством Декоратора? Где проходит граница между дизайном и декорированием интерьеров?
Поразмышлять на эту тему мне захотелось после проведенного всесибирского конкурса «Господин Декоратор», идеологом которого совместно с редакцией нашего электронного журнала www.a3d.ru мне довелось быть.


Желание провести конкурс, посвященный декорированию интерьеров, возникло в редакции www.a3d.ru несколько лет назад. Мы наблюдали рынок и отметили, что услуги декораторов становятся все более и более востребованными. Мода на минималистичные, хай-течные и суперстильные, часто агрессивные и навороченные интерьеры (в создании которых наши дизайнеры, несомненно, преуспели) частично проходит, заказчики начинают стремиться не к тому, чтобы в очередной раз самоутвердиться и поразить интерьерами самих себя, знакомых и соседей, а к банальному уюту, созданию благоприятной, умиротворяющей атмосферы, продуманного быта и спокойной, гармоничной ауры своего жилища... Плюс ко всему у заказчиков все чаще возникает потребность изменить свой дом или квартиру без реконструкций и тотальных преобразований пространства, без сложных технических решений и перепланировок, осуществление которых традиционно считается сильной профессиональной стороной архитекторов. И, соответственно, акценты с технических и рациональных задач в обустройстве интерьеров постепенно переносятся в другую плоскость - художественную и эмоциональную. А это традиционно сильная творческая сторона Декораторов. Однако, о каких традициях я веду речь?

В Сибири, как и в России, нет профессиональных декораторских традиций аналогичных европейским или американским! Советское время внесло большие коррективы в развитие нашей культуры, многое из нее было просто вычеркнуто или переведено в идеологическую плоскость. Так произошло и с профессией декоратора интерьеров. Профессионально образованных, дипломированных «Декораторов интерьеров» у нас нет просто в силу отсутствия такой специальности в образовательных учреждениях, ведь создание красивых частных жилищ считалось мещанством, не соответствовало задачам партии и стало не нужным, а общественные интерьеры пафосно обустраивали специально обученные художники-монументалисты.

Сегодня в Москве и Питере декораторы с более-менее ассимилированной европейской школой и западными традициями уже появились, и их число растет.
До столицы и других городов европейской части России докатилась волна курсов и школ, готовящих эрзац-декораторов интерьеров за 36 или 48 часов на основе европейских образовательных методик, кто-то отучился в качественных западных вузах и высших школах искусств. У нас же из классического образования самые близкие варианты: специальность «Декоратор витрин» в Барнауле в Алтайской государственной академии культуры и искусств и специальность «Дизайн архитектурной среды» в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, где студенты готовятся для: архитектурного проектирования, дизайна интерьеров, проектирования объектов городского дизайна и городских ансамблей... и лишь одной из тем курсового проектирования (замечу, далеко не главной, можно даже сказать второстепенной) являются «Основы декорирования». И все же мы находимся в общемировом культурном и информационном пространстве, видим работы западных и столичных декораторов, порой этого бывает достаточно, чтобы действовать по аналогии. Поэтому, несмотря на отсутствие профессионалов со специальным образованием, интерьеры, созданные в «декораторском духе», в Сибири конечно же существуют! И конкурсные работы это без сомнения доказали.

Нам удалось сделать своеобразный «творческий срез», небольшое культурное исследование, дающее возможность хотя бы приблизительно оценить ситуацию с декораторством в Сибири, увидеть, как естественным путем выкристаллизовывается профессия, найти лучшее, зафиксировать уже сложившиеся традиции и попытаться предсказать тенденции.

Кто же они, сибиряки, способные проникнуться «декораторским духом» и решить задачи декорирования интерьера? Чаще всего это - все те же архитекторы и дизайнеры, научившиеся в какой-то степени оперировать методами и творческой палитрой декораторов. Декорируют интерьеры (и, на мой взгляд, художественно гораздо тоньше и проникновеннее, чем дизайнеры и архитекторы) художники, реставраторы, монументалисты, скульпторы, театральные художники, антиквары, дизайнеры одежды, стилисты и разные люди, которые по роду какой-либо смежной деятельности «варятся» в художественной среде, знакомы с интерьерной модой и актуальными тенденциями, поэтому берутся за создание интерьеров, используя доступные и понятные именно им средства. Немало среди декораторов самоучек с ярко выраженными художественными способностями. Иррационализм и художественная выразительность их творчества лично мне очень импонируют. Однако, это субъективное мнение, ведь оценивать и сравнивать интерьеры, созданные людьми с разными художественными установками, ценностями и профессиональным языком, сложно. Это, кстати, было заметно в процессе проведения конкурса, и особенно при подведении его итогов. Серьезный разброс в оценках конкурсных интерьеров уважаемым и авторитетным жюри, в состав которого мы пригласили людей с большими профессиональными заслугами (правда, с разным образовательным и творческим багажом) еще раз подтвердил, что шкала оценок вместе с декораторской культурой в Сибири пока не сформирована. Возможно, нам удастся продолжить проведение конкурсов для декораторов. Тогда приглашение зарубежных общепризнанных мэтров декора и профессиональных московских декораторов в состав жюри станет закономерным, и в итоге позволит сформировать шкалу оценок творчества сибиряков с точки зрения представителей «классической школы декорирования интерьеров», которая существует в европейской культуре на протяжении веков.

Что мы знаем о профессии декоратора? Думаю, не так уж и много, скорее, примерно догадываемся - чем декораторы занимаются и что собственно делают. Не стоит доверять общепринятому определению декорирования как украшательства. Если копнуть искусствоведческую литературу, все гораздо сложнее: понятие декора восходит к временам античности, оно эволюционировало, приобретало разные смыслы и значения. Также не стоит недооценивать труд декоратора, низводя его до банального подбора тряпочек, вазочек, цветочков, картин, безделушек и посуды, придумывания моделей штор, покрывал и подушек в уже состоявшийся, созданный архитектором или дизайнером интерьер.
Настоящие декораторы, также как и архитекторы и дизайнеры, полностью придумывают и обустраивают интерьер. Но у них свой подход, своя палитра средств, особый творческий метод. Творчество Декоратора - это образ мысли и результат особого мировосприятия, глубокого проникновения в мировую художественную культуру и историю стилей, укладов жизни и быта. Это в большей мере художественный акт, нежели технология. Декораторы, начиная работу, часто отталкиваются от детали, от ощущения или эмоции, и сначала набирают весь предметный мир вместе с аурой, атмосферой, аллюзиями и иллюзиями (считайте, духовностью) заказчика, лишь затем задумываются об организации того пространства, который весь этот предметный и духовный мир обязан удобно и разумно вместить. Это сродни магии и алхимии... Декоратор, работающий в западной традиции, оперирует тонкой материей связи предметов и образующихся от этой связи эффектов. Значение имеют: фотография и рамочка к ней, картина, связка апельсиновых корок, корешок книги, колченогая табуретка, потертость на стене, старая ваза, столовое серебро, подушка на диване, плакат, занавеска и так далее... Нам сегодня это понять и оценить порой даже не дано.
Еще один очень важный отличительный момент заключается в том, что мы пока по желанию заказчика не стремимся избавиться от глянцевости и пафосности в интерьерах, нас влечет «новодел». В западной же декораторской традиции на сегодняшний день отсутствует тенденция украшательства с целью подчеркивания статуса и богатства хозяина интерьера. Чтобы не впасть в кич, интерьеры там часто декорируются демократичными средствами с привлечением ручного труда и художественных приемов и навыков, блошиные рынки становятся своеобразными элитными интерьерными салонами. Все делается с легкой иронией и постмодернистским подтекстом. Богатство часто подается как театральная декорация. И пусть в иные времена, например, в эпоху Людовиков, декор был главным знаком и маркером достатка и даже роскоши, сегодня он все более выполняет функцию эфира, создающего историческую непрерывность культуры, в котором старые «пожившие» вещи и предметы уже ценны сами по себе...
Дойти до освоения и осмысления всей глубины профессии декоратора сибирякам еще только предстоит. Наверное все случится совсем не скоро, мы только начинаем свой путь.

Ну а пока сибирские интерьеры появляются чаще всего на свет по совсем другой, формальной и мало романтичной технологии: сначала создается архитектурно- планировочное решение, параллельно по итогам просмотра вместе с заказчиком большого количества журналов с вариантами уже созданных дизайнерских работ выбирается стиль и колорит будущего интерьера, все это укладывается в объемно-планировочный контекст и конкретизируется подбором материалов, мебели, светильников и других составляющих интерьера.
Для придания пространству индивидуальности и художественной выразительности к созданию каких-либо фрагментов интерьера привлекаются художники и мастера по созданию росписей, витражей, мозаик, панно и т.д. Далее проектная стадия переходит в реализацию, и уже в отделанный интерьер с мебелью заказываются шторы, покрывала, подушки, элементы обивки или отделки. Случается, что над этим работает специалист по текстильному декору и его художественная задумка не очень удачно согласуется с общей идеей интерьера. Иногда для придания интерьеру художественного акцента и уюта последним штрихом становится добор декоративных предметов мелкой пластики, картин, других художественных произведений, посуды, цветов. Хорошо, если этот процесс подчиняется единому художественному замыслу и достаточно точно воплощается. Тогда мы получаем гармоничные интерьеры. И все же в большинстве своем они слишком прямолинейны, суховаты и далеки от истинной утонченности и полифонии того, что создается зарубежными профессиональными декораторами. Это не удивительно, а вполне закономерно.
Помимо отсутствия специального образования, декораторского опыта и наработок, у наших местных декораторов относительно скудное рыночное предложение средств для работы. Нет декораторских центров с комплексным предложением товаров и услуг. Между тем, необходимость в них есть.

Так что развитие темы интерьерного декорирования должно быть комплексным! А в том, что востребованная, полноценная, уважаемая и хорошо оплачиваемая профессия «Декоратор интерьеров» в Сибири появится, я нисколько не сомневаюсь!

Ознакомиться с экспозицией конкурса "Господин Декоратор" можно по ссылке

http://www.a3d.ru/konkurs/47/2
Здесь и ниже работы европейских и американских декораторов
Здесь и ниже работы европейских и американских декораторов
дата выставления: 20.02.2014
Комментарии
24.02.2014 С уважением, Мусиенко Юлия.
Спасибо, Виктория! Если у Вас есть собственные мысли о профессии и творчестве декоратора и художника, рады опубликовать, можем взять у Вас интервью. К тому же Вы были победителем конкурса "Господин Декоратор"!
23.02.2014 0535595
Юлия, большое спасибо! На мой взгляд очень интересная и нужная статья, довольно широко раскрывающая тему, особенно приятно, что многое в статье можно принять как комплимент профессии декоратора, замечательно! С уважением, Вика Астапчикова :)
21.02.2014 Татьяна
Все правильно! Хорошая статья.
20.02.2014 Декоратор
Больше хорошего искусства в дома!!! И они оживят пространства
20.02.2014 Ева Ли
Хорошая актуальная статья. И как великолепны белые стены интерьеров!
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Статьи     Декор в интерьере     Персоналии     Материалы и технологии     Фэн шуй     Из истории мирового искусства