Главная / Декор / Персоналии /

Сибирский импрессионист А. С. Тришин

В.В.Талапов (апрель 2006 г.)
Мы живем в счастливое время, потому что наша земля полна талантами, и общение с их творчеством делает нашу жизнь ярче и интереснее. Сегодня мы расскажем об одном из них – художнике Александре Семеновиче Тришине.
Он родился в 1927 г. в селе Ордынское Новосибирской области. в 1956г. окончил знаменитое Костромское художественное училище, после чего вернулся в Новосибирск, где и творит по сегодняшний день. Его учителями были барон Н.П.Шлейн (основатель училища), профессор М.С.Колесов, К.И.Ильин, Марк Э. Дольник. В 1968 г. принят в Союз художников СССР.

Формировался юноша в суровую сталинскую эпоху, когда искусство находилось в строгих рамках соцреализма, а обвинение, например, в «сезанизме», могло привести человека в места не столь отдаленные. В результате – ярко выраженное стремление художника к импрессионизму. Однако говорить об одном импрессионизме было бы неверно. Стиль А.С.Тришина гораздо шире. Его работы определялись и сильным сибирским характером, и широтой палитры окружающей природы, и жесткими правилами советской действительности, и тонким чувством цвета, красоты и радости жизни. И постоянным новаторством.

Александр Семенович – художник многоплановый и динамичный. Его нельзя назвать мастером какого-то одного жанра. В разное время им были созданы замечательные портреты, серьезные жанровые полотна, изумительные по своей колористичности и внутренней экспрессии пейзажи, красочные натюрморты, поражающие точностью линий и безошибочной композицией рисунки. Есть работы и глубоко философского плана, и нежно-лирические произведения, и целая серия потрясающих автопортретов. Отдельно надо отметить созданные в разные годы ню. Их выразительность настолько высока, что один из уважаемых в Новосибирске художественных салонов убрал их из общей экспозиции, предоставив клиентам возможность камерного просмотра. Очень точно о художнике написала в 1984г. наш искусствовед Т.Антонова: «Тришин осваивает приемы, порой играет ими, но чаще всего не теряет творческой власти в этой игре».


Иногда это даже приводило к курьезам. Например, известный итальянский меценат и ценитель искусства с русскими корнями Алина Беллини как-то призналась, что до встречи с мастером считала, что под псевдонимом «А.Тришин» работают четыре художника, причем один из них – женщина. И как это ни парадоксально, но даже в наше время после падения железного занавеса и расширения культурных контактов у этой теории все еще есть сторонники. Хотя справедливости ради надо признать, что и сам Александр Семенович в какой-то степени способствовал появлению подобных гипотез, поскольку периодически на разных по стилю или настроению работах ставил разные, но соответствующие их духу автографы.

Однажды Н.Н.Михайловская (внучка Н.Г. Гарина-Михайловского) прислала художнику несколько фотографий произведений живописи с пометкой: «Вам это будет интересно посмотреть». Работы были выполнены практически в его любимой палитре и близкой манере письма. То есть все говорило о том, что у художника есть двойник. Каково же было изумление Александра Семеновича, когда из пояснительных надписей он узнал, что на снимках - росписи одного из храмов в Назарете.

И все же именно характеристика «сибирского импрессиониста» ближе всего подходит к творчеству А.С.Тришина. Настолько близко, что на одной из выставок некий недоброжелатель из числа художников-завистников (а они всегда есть у человека творящего) даже написал в книге отзывов: «Подумаешь, еще один ранний Ренуар». Александр Семенович воспринял это как комплимент.

Сравнение с ранним Ренуаром получила работа «Девушка в сарафане», много раз с успехом экспонировавшаяся на разных выставках. Эта полотно заслуживает того, чтобы на нем остановиться особо. Дело в том, что первоначально на картине девушка была… без сарафана. Художник готовил работу к показу на зональной выставке 1972 г., когда увидевшие ее друзья кинулись отговаривать автора от столь опрометчивого шага. В то время, когда повсеместно воспевался социалистический реализм, пролетариат, революционные вожди и строительство коммунизма с красными знаменами, а выставка была посвящена 50-летию образования СССР, обнаженную модель могли, мягко говоря, «не понять», со всеми вытекающими отсюда последствиями. После долгих и мучительных раздумий девушка была одета в сарафан, о чем Александр Семенович до сих пор жалеет. Но даже после такой доработки картина получила статус «раннего Ренуара». Мне же интересно представить, какие гипотезы будут выдвигать искусствоведы будущего, когда они проведут рентгеновский анализ «Девушки в сарафане» и под верхним слоем красок обнаружат еще один, означающий, что сарафан появился позже.

Особо стоит сказать и о большом и многолетнем цикле работ под общим названием «Балет». Несколько десятков входящих в него полотен живописнейшим образом передают дух искусства и праздничную атмосферу театра, яркий свет рампы и золото декораций, одухотворенность тех, кто к этому искусству причастен. Главные героини всех работ – балерины. С их грациозностью и красотой, блеском в глазах, человеческими характерами и просто усталостью. На одной из выставок они даже поблагодарили Александра Семеновича за то, что он впервые показал, что балет – это не только радость творчества, но и очень тяжелый, порой просто изнурительный труд.

Среди первых работ этого цикла – полный свежести и «пахнущий талантом» портрет юной ученицы хореографического училища у станка. Спустя годы изображенная на нем девочка Таня Кладничкина стала звездой нашего балета, и Александр Семенович теперь писал уже ее полноразмерный портрет в костюме Китри из балета «Дон Кихот». Сейчас это полотно хранится в Новосибирском хореографическом училище.
Были и курьезные случаи. Однажды областные власти заказали художнику большое полотно для оформления вестибюля ДК «Строитель». Был утвержден эскиз, выдан аванс, и работа закипела. Прошел год, и в мастерскую художника приехала комиссия принимать картину. Александр Семенович сдернул закрывавшую полотно ткань, и изумленные зрители увидели… балерин. После продолжительного оцепенения председатель комиссии (женщина) предложила разорвать автора на части (и ее можно понять – ведь работа не только не соответствовала утвержденному эскизу, на ней вообще не было строителей, а было нечто другое…). Александр Семенович оправдывался тем, что пришедший в ДК после трудового дня рабочий должен видеть что-то возвышенное и прекрасное, а не свою стройку и собратьев по труду. А что может быть возвышеннее и прекраснее настоящего искусства. После продолжительного и, видимо, не простого совещания (дело все-таки политическое) другие члены комиссии (мужчины) с ним согласились, что и спасло Александру Семеновичу жизнь. А сама работа долгие годы украшала ДК «Строитель», пока не исчезла с глаз людских в начале 90-х. Были даже слухи, что ее тайно вывезли в Европу, и она осела где-то в частном собрании.

Картины и рисунки А.С.Тришина находятся в музеях и коллекциях двадцати стран, в том числе в крупнейшей в мире частной картинной галерее живописи ХХ века – Музее Гекоссо в Японии. В России самые значимые собрания работ мастера – в Новосибирском художественном музее и картинных галереях в Искитиме, Ордынском (на родине художника), Костроме, Тюмени, Министерстве культуры в Москве. И если почти везде полотна широко представлены в экспозиции, то в Новосибирске посетители могут увидеть всего несколько работ художника. Правда, одна из них – знаменитые «Хоккеисты». Это – коллективный портрет хоккейной команды «Сибирь» середины шестидесятых, над которым художник работал почти два года, и который в 1968 г. с успехом представлял советское искусство на международной выставке в Мексике.

Большинство же работ А.С.Тришина в Новосибирском художественном музее находится в запасниках. В том числе – общепризнанный шедевр – «Березки» 1964 г. Эту картину невозможно описать словами или передать репродукцией, настолько у нее сильная энергетика и завораживающая цветовая гамма. Многие специалисты пытались ее фотографировать в разное время, но ничего близкого к оригиналу так и не получилось. Работу надо просто видеть. Последний раз любители живописи могли это сделать в 1997 г. благодаря нашему меценату и большому другу художников Ю.Н.Щепочкину, который у себя в галерее «Модерн» провел юбилейную выставку мастера и собрал на нее много выдающихся полотен А.С.Тришина из разных музеев и частных собраний. Можно, конечно, подумать, что музей не видит в картине ничего выдающегося, потому и не держит ее в основной экспозиции. Но это предположение опровергается той весьма внушительной страховой суммой, которую музей выставил при предоставлении полотна на выставку 1997г. Справедливости ради надо также отметить, что «Березки» долгое время украшали кабинет директора Новосибирской картинной галереи. Будем надеяться, что когда-нибудь они все-таки появятся и в основной экспозиции музея.

Конечно, любому создателю картин обидно, когда его работы, приобретенные серьезным музеем, лежат где-то в запасниках, а не радуют глаз зрителей – тех, для кого они и предназначены. Но, к сожалению, через это проходили практически все известные художники, так что Александр Семенович к такому положению дел относится философски. Однажды он зашел в Новосибирскую картинную галерею проведать свои полотна, нашел одно из них прислоненным в стене за другими работами и увидел, что между его картиной и стеной есть еще одно большое полотно. Отодвинув его, он обомлел – это был портрет Екатерины Второй работы Д.Г.Левицкого. Уходил домой Александр Семенович в приподнятом настроении – такое соседство приятно любому художнику.

Трудно найти жанр живописи, в котором А.С.Тришин не пробовал работать. И каждый раз он вносил туда что-то новое, самобытное и интересное. Иногда, спустя 20-30 лет, он возвращается к уже раскрывавшимся ранее темам, и получаются новые, не менее интересные и при возможной внешней похожести совершенно иные произведения. Так стало и с «Березками», второе поколение которых появилось в конце 90-х.

Картины художника для него самого – как дети, которых вырастил, которых любишь и с которыми трудно расставаться. С другой стороны, логика жизни диктует, что картины надо продавать. Это и источник существования (как это ни приземлено может звучать) для художника, и расширение круга почитателей таланта мастера. Конечно, можно отдельно писать на продажу, а отдельно создавать произведения искусства. Только у Александра Семеновича так не получается. Подтверждение тому – на его выставках часто представлены работы, принадлежащие частным владельцам и уже не являющиеся собственностью художника.

Участник международных и зарубежных выставок в Мехико (Мексика), Токио (Япония), Варшаве (Польша).
Участник всесоюзной, двух республиканских, более десятка межрегиональных и региональных, а также всех областных выставок начиная с 1959 г.
Персональные выставки в Новосибирске, Рованиеми (Финляндия), Улан-Баторе (Монголия).
Произведения А.С.Тришина находятся в музеях и частных собраниях в России, Канаде, США, Франции, Италии, Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Польше, Финляндии, Турции, Японии, Корее, Китае, Монголии, Сингапуре, Грузии, Казахстане, на Мальте и в некоторых других странах.



И самое главное – он постоянно творит, так что на смену одним картинам приходят другие, не менее интересные, и стены мастерской, сравнимой по количеству и качеству работ с залом хорошего музея, никогда не пустуют. Помимо многих международных, союзных и республиканских, А.С.Тришин – постоянный участник всех областных выставок Новосибирского союза художников начиная с 1959г. Творческий потенциал мастера, помноженный на его вкус, опыт, трудолюбие и природное чувство юмора, будут и дальше радовать нас новыми произведениями и открытиями.


8 ноября 2007 г. в Новосибирском государственном художественном музее открылась персональная выставка Александра Семеновича Тришина (55 лет творческой деятельности и, о чем он не любит упоминать, 80 лет со дня рождения). Выставка продлится до 10 декабря.
Среди многочисленных наград, которыми был осыпан юбиляр, наиболее необычная – Орден «Золотого Сечения имени Леонардо да Винчи» за номером 1. Местная организация Союза художников выдвинула его на звание Заслуженного художника России.
Открытие выставки
Открытие выставки
Подготовка экспозиции
Подготовка экспозиции
Обмытие Ордена Золотого Сечения
Обмытие Ордена Золотого Сечения
дата выставления: 19.11.2007
Комментарии
28.04.2014 Андрей
28 апреля 2014 года Александр Семенович ушел в Вечность.
15.04.2012 Виктор Воля
Александр Семёнович, здравствуйте! Если вы живы, то Слава Богу! Ваш ученик, Иволин Виктор ( ДК Горького).
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Персоналии
Сибирский импрессионист А. С. Тришин
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Приборы отопления. Тепло-Арт
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Коллекция солдатиков и военной техники. Компания AWEGOLD
  • Художественная ковка в творческом исполнении.
  • Вертикальные, дизайнерские приборы Jaga. Jaga
  • Керамогранит Apavisa. Новые коллекции .
  • Кварцевый агломерат Cambria (Камбрия).
  • Кварцевый камень CaesarStone. Компания ГетАкрил
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Статьи     Декор в интерьере     Персоналии     Материалы и технологии     Фэн шуй     Из истории мирового искусства