Главная / Декор / Персоналии /

Фотохудожник М. Марселос

Интервью О.Бровченко с новосибирским фотографом Марком Марселосом.
Марк Марселос. С самого начала хочу поделиться радостной новостью: буквально на днях я получил письмо, что моя работа награждена серебряной медалью FIAP на международном фотосалоне в Люксембурге. FIAP - это ведущая и самая авторитетная международная фотографическая ассоциация, примерно, как УЕФА в футболе. Этот салон проходит под ее патронажем.
Ольга. Бровченко. Я поздравляю вас с этим событием, думаю, не часто новосибирские фотографы занимают призовые места на международных салонах. Для Новосибирска это большое достижение.
М. М. Да, если бы еще к медали был прикреплен контракт на полтора миллиона долларов, это было бы еще интереснее… Хотя эта цифра и не отражает полностью мои притязания в фотографической сфере...
О. Б. А вообще вы часто участвуете в подобных выставках?
М. М. Нет, я только с этого года начал участвовать. Хотя из Новосибирска в прошлые годы достаточно интенсивно отсылались работы на международные фотосалоны. Если уж говорить об истории участия наших фотографов в международных выставках, то она начинается с 60-70х годов. У нас есть Лашков Андрей Иванович, это самый известный в этом плане фотограф, который еще с застойных времен постоянно участвовал в отечественных и зарубежных выставках. Он отсылал работы на многие выставки, даже награды получал - и не только различные дипломы, но и медали. Он долгое время был председателем Новосибирского отделения Союза фотохудожников России, который сейчас, в принципе, у нас в городе почти не функционирует. В прошлом году в Новосибирске был организован Союз фотографов Сибири, это более активно действующая организация, председателем которой опять-таки стал Андрей Иванович. И традиция рассылки работ продолжилась. В прошлом году наши фотографы отсылали работы, правда, не знаю, были ли призы, но в экспозицию проходили. Это Андрей Шафран, Женя Иванов, Костя Ощепков, опять-таки Андрей Лашков - я называю тех, кого знаю лично. Ну, а я начал участвовать только в этом году.
О. Б. Какие работы вы представляли на этом салоне?
М. М. Обычно на салонах лимит - четыре работы от каждого автора. Предлагается три или четыре категории, например, цветная фотография, монохромная, слайды. Я отправлял по одной работе в каждую категорию. Организаторы выставок чаще всего даже не делают различия, цифровая фотография или традиционная.
О. Б. Насколько я знаю, вы занимаетесь как традиционной фотографией, так и компьютерным творчеством на основе фотографии. Что именно вы представляли на салоне?
М. М. Я отсылал работы, которые являются откровенно цифровой фотографией, в которой использованы компьютерные манипуляции. И вообще, сегодня в фотографическом обществе нет единого понимания, в чем различие между традиционной и цифровой фотографией, потому что в той фотографии, которая считается классической, тоже активно применяется компьютер. Есть, конечно, и чисто аналоговая фотография, где только пленка и живой процесс фотопечати, но все-таки сегодня значительная часть фотографий воспроизводится при помощи компьютера. Чтобы четко определить различие между классической и цифровой фотографией, я должен сказать, что цифровая фотография означает не просто какую-то чистку или доводку изображения, а применение манипуляций с объектами, использование монтажа и различных трансформаций изображения. По сути дела, цифровая фотография есть искусственно создаваемое изображение, так называемая эмуляция реальности, причем нередко цифровые работы представляют нам совершенно ирреальные сюжеты с фэнтезийным или мистическим уклоном. И здесь цифровая фотография уже плавно перетекает в особый вид цифрового искусства, который так и называется - digital art.
О. Б. То есть вы под цифровой фотографией подразумеваете не просто работу с цифровой камерой, а процесс редактирования и работы на компьютере?
М. М. Да, конечно. Причем, не просто редактирования, а, скажем, объектного редактирования. Цифровой фотографией вы можете заниматься и с пленочной камерой, переводя изображения в цифровой формат и затем всячески кромсая его в графическом редакторе. И точно также, вы можете купить десятимегапиксельную камеру и делать снимки в традиционном, классическом стиле, не подвергая их какой-либо обработке. И тогда ваше творчество будет относиться к области традиционной фотографии.
О. Б. Недавно в LeVall была выставка цифровой японской фотографии. Интересно ваше мнение на счет тех проектов, которые там были представлены.
М. М. Мне очень интересно то, что там выставляется, потому что мне это достаточно близко, я это очень живо воспринимаю. Хотя это фотография очень далека от традиционных понятий, что такое есть фотография. Там совершенно другие критерии, подход, совершенно другие художественные цели. Многие наши фотографы вообще это не считают фотографией и пренебрежительно относятся к такому творчеству. Такая фотография часто производит впечатление любительской съемки, причем достаточно небрежной, без каких-то там задумок: нащелкал, отобрал, подобрал и все. Никаких эффектов, освещения, художественной работы, того, что всегда считалось отличительной чертой художественной фотографии. Да, там этого нет. Там есть концепции, динамика и особый вид энергетики; такое творчество я называю contemporary photography. Примерно та же ситуация получается, если сравнивать Гогена или Рафаэля и современное искусство. Настолько разные вещи… Я думаю, Рафаэль, возможно, плевался, если бы увидел, какие вещи в современном искусстве происходят сегодня. Но это же не показатель. Тоже самое происходит и в фотографии. Современная фотография интересна не тем, что есть в традиционной фотографии. Здесь нет "красивых" фотографий, но есть момент, образ, создаваемый множеством снимков на одну тему, почти в одно мгновение. Здесь большую роль играет концептуальность и ряд тонкоматериальных аспектов, присущий именно contemporary photography, и эти аспекты многие наши фотографы просто не воспринимают.
О. Б. Как вы считаете, по уровню, качеству наша российская и новосибирская фотография в частности уступают тому, что происходит сегодня и мире? Или же у нас просто другой подход к фотографии, который невозможно сравнить, он просто другой?
М. М. Вопрос уровня, нашего, новосибирского и мировой арены. Конечно, было бы громко заявлять, что мы тут не хуже, хотя в некотором смысле мы находимся примерно на одном уровне с западом. Фотография, как и любое другое творчество, состоит из многих составляющих. И если часть этих составляющих находится на высоком уровне, а часть отстает, то общий уровень резко снижается. В этом общем контексте мы, конечно, еще далеко. С одной стороны, тут дело в недостатке современных технологий. Я иногда смотрю западные каталоги и просто обалдеваю от некоторых фотографий, как классно они сделаны. У нас в Новосибирске таких фотографий просто никто не делает - кроме меня, конечно (смеется). И дело тут даже не в отсутствии художественного вкуса, просто у нас другие тенденции. Нет того современного видения, подхода, который сегодня существует в мировой фотографии. Мы очень изолированы от мира: варимся в собственном соку, смотрим зарубежные каталоги, кое-что черпаем из наших же журналов и все. В этом плане мы застыли в прошлых, золотых годах, когда наша фотография была очень крутая и продвинутая. Сейчас в мире все очень быстро развивается, фотография стала очень разноплановым искусством. Если бы к нам приезжали зарубежные фотографы, происходило бы общение, обмен и взаимопроникновение культур, несомненно, было бы динамичное развитие именно в подходе к фотографии. Поэтому нам, для того, чтобы полноценно выйти на мировой уровень, необходимо просто встряхнуться и как-то по-новому посмотреть на вещи. В этом плане мне очень ценно общение с Володей Мартыновым; несмотря на то, что он художник, а не фотограф, у него очень широкий взгляд на современное искусство, он сам занимается цировым творчеством. Это человек чрезвычайно разносторонних взглядов и с огромным информационным багажом, и его мнение для меня крайне важно, потому что он прекрасно ориентируется в любых областях искусства. В некоторой степени я чувствую его шефство, которое он добровольно взял на себя, и очень ему благодарен за то, что он способствует моему развитию как цифрового фотографа.
Еще нам не хватает нормальной индустрии. Любой творческий человек должен иметь нормальный выход для своего творчества. Если на Западе это все потребляется в огромном количестве, то у нас индустрия не потребляет и одной сотой доли того, что лениво производят художники и фотографы. У нас экономическая ситуация не та. Взять ту же Москву, там индустрия уже есть, правда, не в том объеме, как на Западе, но тем не менее, в Москве фотография - и художественная в том числе - имеет достаточно высокую востребованность. Что такое индустрия? Это сотни иллюстрированных изданий, которые в несметном количестве потребляют продукты фототворчества; репортажную, художественную, простую и заморочную - любую фотографию только давай, давай. В такой ситуации фотографы чувствуют себя гораздо свободнее в плане оборудования и аппаратуры, потому что они имеют хорошую материальную отдачу от своего творчества - а как вы сами понимаете, в фотографии, что бы там ни говорили, вопрос технического обеспечения является одним из важнейших.
Кстати, раз уж затронулся вопрос оборудования, то хочу сказать, что я как-то посчитал, сколько мне нужно затратить денег, чтобы удовлетворить свои запросы в плане технического оснащения своего творчества, чтобы не иметь больше вопросов по этому поводу. Я остановился на цифре в районе полутора миллионов долларов - грубо говоря, при меньших затратах я буду чувствовать себя стесненным в отношении техники. Вот и представьте себе, что нужно современному фотографу, чтобы нормально работать и не испытывать проблем. Конечно, на Западе тоже не так много фотографов, которые имеют кучу сверхдорогостоящего оборудования, но там любые примочки, какие только производятся в мире, можно взять в аренду и использовать вволю. И никто не жалуется на то, что пленки нужной светочувствительности нет в магазине. Поэтому на Западе все гораздо живее развивается, так как для всех это имеет смысл, а у нас, поскольку существует апатия со стороны рынка, художники и фотографы, конечно, творят, но не интенсивно, а только в свое удовольствие.
О. Б. То есть, фактически, это все у нас сводится к уровню хобби?
М. М. Да, все художественное творчество у нас - сплошное хобби. Когда что-то делается "для себя", вас даже не очень интересует, как ваше творение соотносится с тем, что производится в мире, актуально ли это для рынка и т.д. Тем не менее, в этом есть положительные моменты, мне кажется, благодаря этому наша фотография более человечная, душевная, теплая, чем западная.
О. Б. Скажите, а где можно увидеть ваши работы?
М. М. Вы знаете, практически нигде. У меня есть свой сайт, иногда я делаю свои выставки и, пожалуй, все. Дело в том, что у нас, опять же, нет выставочной индустрии. Выставка сегодня - дело хлопотное, а отдачи от нее мало. Поэтому в основном встречаемся с знакомыми фотографами, показываем друг другу новые работы, и на этом дело ограничивается. Да, еще друзьям и соседям показываю, вот где благодарная аудитория, им все нравится, они считают меня одним из лучших в мире фотографов (улыбается). Я с ними, естественно, не спорю.
О. Б. Получается, что вы общаетесь в узком кругу профессионалов, которые варятся в своем соку?
М. М. Да, к сожалению, на сегодняшний день выход своего творчества ощущается в основном в кругу своих коллег. Это наиболее заинтересованная и неравнодушная публика, и по большей степени только в среде фотографов ты можешь узнать развернутое и аргументированное мнение о том, что кропаешь темными ночами при свете одинокой свечи (улыбается).
О. Б. Жалко, потому что даже среди моих знакомых людей, интересующихся фотографией, гораздо больше, чем тех, кого привлекает художественно творчество. Может, потому что она доступнее с точки зрения технологии, а может, привлекает чем-то другим.
М. М. В фотографии есть магия и мистицизм; можно долго рассуждать об этих аспектах, но это факт - в фотографии есть нечто, что притягивает людей. Могу компетентно сказать, что фотография является энергоинформационным отпечатком момента реальности, она хранит в себе энергию и информацию не только окружающего нас физического мира, но и его параллельных тонких планов. Поэтому фотография так и завораживает людей, этим она и увлекает массы. Но это тема отдельного разговора
дата выставления: 03.03.2003
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Персоналии
Фотохудожник М. Марселос
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Статьи     Декор в интерьере     Персоналии     Материалы и технологии     Фэн шуй     Из истории мирового искусства