Главная / Блоги / Вопросы красоты вне темы "Золотого сечения" / Иванов Сергей /
Лунная красота
28.09.2007
Комментариев: 18
автор: Иванов Сергей
тема: Вопросы красоты вне темы "Золотого сечения"
Я архитектор не по образованию, а по жизни. Строю и конструирую все подряд. Занимался летательными аппаратами. Хотел бы обсудить с профессиональными архитекторами тему о красоте космических построек и космических кораблей. По каким меркам можно определять космическую красоту? Почему космические базы и корабли выглядят так как выглядят? Предлагаю публиковать в блог изображение космических баз и объектов и на их примере понять, что люди считают красивым и что не считают.

Космические объекты проектируют и у нас и за рубежом.
В Советском Союзе к разработке долговременной базы на Луне КБ приступило в 1962 году. В то время задание казалось не более фантастичным, чем полет человека в космос или изготовление луноходов. Долговременная орбитальная станция считалась куда более сложным делом. Был даже установлен срок заселения первого лунного города – конец 80-х. Существовало и неофициальное название города – Барминград, по фамилии генерального конструктора КБ Владимира Бармина.

По словам одного из разработчиков баз Юрия Дружинина, в качестве ракет-носителей для доставки грузов и космонавтов на Луну рассматривались три варианта: УР-700 конструкции Челомея, Р-56 – Янгеля и Н-1 – Королева. Самым реальным проектом была Р-56, представляющая связку уже отработанных блоков. Самым нереальным – королевская Н-1, которую предстояло разработать с нуля. Тем не менее, советским правительством в качестве основного транспортного лунного корабля был выбран гигантский носитель Н-1 стартовой массой 2200 т, способной выводить на орбиту полезный груз в 75 т. Персонал на базу должен был доставляться лунными кораблями ЛК, разрабатываемыми КБ Королева для высадки советских космонавтов на Луну.

Дальняя база

Для чего нашей стране понадобилась база на Луне? Для военных это гигантская пусковая площадка для размещения боевых ракет, практически неуязвимых с Земли, и база для размещения разведывательной аппаратуры, следящей за США. С научной точки зрения Луна, прежде всего, интересовала как превосходная астрономическая база. Геологи собирались заняться разведкой полезных ископаемых: в частности, спутник Земли богат тритием, идеальным топливом для термоядерных электростанций будущего.

Барминское КБ общего машиностроения было всего лишь головной организацией. Всего же к работам по созданию лунного города было привлечено несколько тысяч (!) организаций. Работы делились на три основных темы: сооружения, налунный транспорт и энергетика. Программа предусматривала и три этапа развертывания базы. Сначала к Луне стартовали автоматические аппараты, которые должны были доставить на Землю пробы грунта с места предполагаемого размещения базы. Потом на Луну доставлялся первый цилиндрический модуль базы, луноход и первые космонавты-исследователи. Далее налаживалось регулярное сообщение по маршруту Земля – Луна – Земля, доставлялись новые модули базы, луноройная техника, монтировалась атомная электростанция, и начиналось плановое освоение естественного спутника. Работа на базе планировалась вахтенным методом по 12 человек, половина – космические монтажники. Каждая смена – по полгода.

Здания-трансформеры

Специфика первого этапа разработки лунной базы заключалась в том, что на момент начала работ не было не только опыта пилотируемой космонавтики, но даже точных данных о структуре поверхности Луны. Единственное, что было понятно, – для эксплуатации в условиях Луны не пригодны специальные сооружения, разработанные для исследования Арктики, изучения океанских глубин и для полета человека в космос. Чтобы обеспечить длительное пребывание человека на Луне недостаточно сочетать в одной конструкции легкость арктических домов, прочность батискафов и защищенность космических кораблей. Надо еще заставить конструкции надежно работать многие годы. Необходимым требованием при создании лунных стационарных сооружений стало условие трансформации конструкции. Конструкция должна обеспечить существенно бЧльшие рабочие объемы, по сравнению с транспортными. В начальной стадии разработки, архитекторы взяли за основу привычную прямоугольную форму сооружения. Выбранная конфигурация подкупала удобством планировки и хорошим сочетанием конструктивных элементов жесткого каркаса с внутренней мягкой оболочкой. Силовой ребристый остов был компактен при перевозке и легко трансформировался. Заполнение ячеек вспенивающимися пластмассами давало возможность получить прочные и надежные лунные сооружения. Но кубическая форма в архитектуре оказалась неоптимальной для Луны. Основной вопрос космической архитектуры – определение рациональных размеров помещений и организация внутреннего пространства ячеек. Лишний объем только ухудшал весовые характеристики помещений.

Жизнь в цилиндре

В итоге остановились на цилиндрических и сферических помещениях. Интерьер оборудовался надувной мебелью. Учитывая рекомендации психологов, ячейки для проживания проектировались для двух человек. Для парирования эффекта замкнутого пространства архитекторы подбирали специальные цветовые сочетания окраски интерьера и разрабатывали новые виды освещения. Для передачи световой энергии от солнечных концентраторов применялись гибкие и полые световоды, изготовленные из пленочных материалов. КПД передачи световой энергии для таких устройств достигал 80%. Опыта длительных полетов не было, и психологи предсказывали скорую депрессию лунных жителей. Поэтому на базе планировались мнимые окна с нарисованными пейзажами, которые периодически бы менялись. На экран перед велотренажером предлагалось проецировать заранее снятые фильмы, чтобы создать у космонавтов эффект поездки по обычной Земле.

По сути, в СССР впервые серьезно занялись дизайном и эргономикой жилых помещений. В различных НИИ отрабатывались различные технологии трансформируемых конструкций. Например, надувные самозатвердевающие здания. Рассматривались ленточные конструкции. В транспортном состоянии сооружение напоминало металлическую цилиндрическую оболочку, только сдутую и скрученную в рулон. На месте она заполнялась сжатым воздухом, надувалась и в дальнейшем сохраняла форму самостоятельно. Наиболее интересными были сооружения из биметаллов – материалов с тепловой “памятью”. Готовые сооружения из такого материала особым образом сплющивали, превращая в компактную лепешку, и транспортировали на Луну. Под действием высокой температуры (днем на поверхности Луны +1500C) конструкция принимала первоначальный облик. Но все эти фантастические конструкции так и не преодолели стадий макетных испытаний. Бармин в итоге остановился на довольно обычном цилиндрическом модуле-бочке.

Подземный город

Полноразмерный прототип в полную величину был построен в КБ общего машиностроения, и на нем довольно долго отрабатывалась компоновка будущих модулей базы. По непонятным соображениям его пустили в утиль, и от него сейчас сохранились только фотографии плохого качества. Сама же первая база должна была состыковываться из девяти модулей (каждый длиной 4,5 м), которые должны были постепенно доставляться на Луну транспортными кораблями.

Готовая станция сверху должна была быть засыпана одним метром лунного грунта, который по своим характеристикам является идеальным теплоизолятором и служит прекрасной защитой от радиации. В дальнейшем планировалась постройка настоящего лунного города – с кинотеатром, обсерваторией, атомной электростанцией, научным центром, мастерскими, спортзалом, столовой, оранжереей, системой создания искусственной тяжести и гаражами для лунного транспорта. Для лунного города планировалось три вида транспорта – легкий и тяжелый луноходы и основная многофункциональная машина “Муравей”. Разработкой занимался ленинградский ВНИИТрансМаш, более известный созданием бронетехники. Часть машин должна была работать от аккумуляторов, часть – от солнечной энергии, а те, что предназначались для дальних походов, снабжались атомными малогабаритными реакторами.

Разработка лунного города была в полном разгаре, когда 24 ноября 1972 года в девять часов утра потерпела аварию четвертая по счету ракета Н-1.

Три предыдущих пуска также окончились катастрофой. К этому времени американцы уже три года как разгуливали по Луне. Руководство СССР принимает решение о сворачивании программы Н-1 – самой громкой неудачи Королева. А без носителя потерял смысл и проект лунного города.

Зачем?

Многие технологии, разработанные для лунного города, в дальнейшем нашли свое применение. Философия модульного построения базы, когда вокруг основного модуля стыковкой достраиваются функциональные блоки, жива до сих пор: по этому принципу создавалась космическая станция “Мир” и строится Международная космическая станция сейчас. Вантовые конструкции пригодились при проектировании радарных комплексов. Разработками по эргономике воспользовались конструкторы подводных лодок: нынешние интерьеры атомных ракетоносцев – прямые потомки лунных жилищ. И только в нашей стране есть люди с уникальной професси-ей – архитекторы лунных городов. Фантастика!

Это я нашел материал о наших разработках и изображения русских космических станций. Большая работа шла и идет за рубежом. Красиво ли это? Может в космосе понятие красоты никому не нужны?

Комментарии
18.10.2008
добрый вечер Оптимальный вариант орбитальной станции должен быть выполнен в форме кольца. Кольцо формируется на орбите "самосборкой" из сферических оболочек (функционально - из спускаемых модулей). Форма кольца строится "автоматически", если их пристыковывать по определённому алгоритму. Если сферы одного диаметра, то необходимое их количество для полного замыкания кольца = 102 (сто две шт.) Их "сшивка" осуществляется забортным вакуумом. А дальше все прелести кольца. Например, создание искусственной гравитации и т.д. Очевидно, что взлёт и посадка кольца может быть выполнен как по вертолётному варианту, так и в обычном - отделяемой сферой.
16.05.2008
Сергей, как с вами можно связаться ? Я сам архитектор и интересуюсь лунными проектами .
29.10.2007 А.Ложкин
В 2000-м году вышел номер Проект Россия (№15), посвященный этой теме. В нем Андрей Кафтанов, известный историк архитектуры, опубликовал статью о Галине Балашовой, проектировавшей интерьеры советских космических кораблей и станций (и сами эти интерьеры) и интервью и Игорем Козловым, занимавшимся проектированием орбитальных станций и лунной базы. Вы знакомы с этими публикациями?
10.10.2007 Иванов Сергей
Спасибо вам Андрей за приглашение общаться по мылу, адрес надо завести, напишу. Я надеялся на многосторонний разговор с архитекторами занимающимися наукой. Я точно знаю, что при разработке советской космической техники о красоте разговоров не было, но на мой взгляд она красивее американской. Как это произошло?
05.10.2007 Андрей, архитектор
Сергей, мне тоже интересна эта тема, давайте переписываться по е-почте. Мой адрес abcd.group@gmx.de
04.10.2007 Иванов Сергей.
По образованию я инженер.
04.10.2007 Владимир Владимирович П-н
Это Вы издеваетесь. "архитектор не по образованию, а по жизни. Строю и конструирую все подряд."
04.10.2007 Иванов Сергей.
Вы издеваетесь?
04.10.2007 Начальник
Разумный, давай работай... сидишь тут в интернете
04.10.2007 Разумный.
Красиво то, что нравится начальнику.
04.10.2007
Автору блога. Кто-нибудь измерял ваши космические устройства и станции, вдруг все по Золоту как раз проходит?
03.10.2007
О, слышу отголосок "Законов красоты" из диспута
03.10.2007
Понятие красоты существует только у людей или у животных тоже?
03.10.2007 Догадливый.
Красота технического оборудования, в том числе и космического в первую очередь функциональна. Поскольку каждое техническое сооружение - структура, то и красота его в первую очередь структурна. Рационально расположенные и скомпонованные приборы по-своему красивы, но специально помоему никто об этом не заботится.
28.09.2007
28.09.2007
У каждого свое понятие о красоте. Что красиво для кошек, что для собак, что для лунных житилей?
28.09.2007 Алена.
Мы тут без всякого космоса разобраться не можем. Зачем это обсуждение?
28.09.2007
Все, что создается людьми и для людей, должно быть красиво, в космосе ли, на земле.
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий
Текст:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код :
Вход для авторов:
Логин:
Пароль:
Темы
коллективные блоги
11
Художественный металл и Со
Новые технологии в строительстве
Русская архитектура
Дизайн для детей
Русский дизайн
События, выставки и мероприятия
Свет в интерьере
Стильные интерьеры
Ландшафтный дизайн
Решения для квартир или домов с маленькой площадью
ЭКО-технологии в архитектуре
Статьи по архитектуре
Вопросы красоты вне темы "Золотого сечения"
Российская архитектура и дизайн: достижения.
Плагиат или коллективное бессознательное?
Дизайн: авторы, школы и направления
Ссылка на интересный материал
Архитектурные шутки, интересные дома
Забавный & необычный & высокотехнологичный дизайн
Стильные штучки в интерьере
Дизайн для интернета - интернет для дизайна
Авторы
персональные блоги
pigolkina
sky-lark
moonlight
Betelgeyze
glaMUR
journalist
Евстигнеева Татьяна
Иванов Сергей
Лесной
Темникова Анна
Архивариус
Доктор Влобешник Закатандер
Lika
Мусиенко Юлия
Shcneider
Andrey Buslaev
Ольга Бровченко
Популярные блоги
Шкаф-трансформер (104)
(39)
Лунная красота (18)
Российская эстрада - плагиат или коллективное бессознательное? (16)
Стильные обои - миф или реальность? (11)
Разноцветная вода. Температуру воды специальный кран показывает цветом (10)
(10)
Мебель на удачу. Стул Clover в виде клевера от Рона Арада (9)
Дом-корзинка (8)
Что мы имеем в виду под достижениями? (7)
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

АРХИТЕКТУРА   ДИЗАЙН   ДЕКОР   ДИСПУТ   БЛОГИ   НОВОСТИ   КОНКУРСЫ   ДИЗАЙНЕРЫ   ВИТРИНА   ОБЪЯВЛЕНИЯ    ПОДПИСКА    АРХИВ    КАРТА САЙТА    РЕКЛАМА   
При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ