Главная / Архитектура / Статьи /

Новосибирские магистранты-архитекторы о Венгрии

Автор: Ольга Леонардовна Кошеутова,

доцент каф. АТиК НГАХА (г. Новосибирск)
В конце мая этого года состоялась поездка группы магистрантов и преподавателей НГАХА в Венгрию по приглашению Будапештского университета технологии и экономики. Это единственный в Венгрии университет, обучающий по классической программе подготовки архитекторов. Стажировка магистрантов была организована профессором каф. АТиК НГАХА, доктором педагогических наук Марией Алексеевной Абрамовой в рамках программы работы научно-педагогической школы. Подготовка к поездке началась еще в январе месяце. Обсуждалась не только программа стажировки, но и будущий договор сотрудничества между НГАХА и факультетом архитектуры в Будапештском университете технологии и экономики. Основная цель поездки заключалась в расширении возможностей профессионального образования архитекторов, в рамках которой предполагалось ознакомиться с прошлым и настоящим архитектуры Венгрии, системой общего среднего и высшего архитектурного образования, продемонстрировать уровень профессиональной подготовки российских магистрантов. Надо отменить, что Будапештский Университет Технических и Экономических Наук (венг. Budapesti Műszaki és Gazdaságtudományi Egyetem) - один из старейших технических вузов в Венгрии, а также в Европе. В университете работают восемь факультетов, один из которых архитектурный и был нашей встречающей стороной.

Здания университета находится в центральной части города, хотя по будапештским меркам с определением главного центра города всё не так однозначно. Дело в том, что в нашем представлении центр города чётко сформирован и имеет всем хорошо известные границы. В Будапеште же главного центра как такового нет. Изначально существовали три самостоятельных города, у каждого из которых было своё название Буда, Пешт, Обуда. И у каждого был свой, исторически сложившийся центр. После объединения в единую территорию город получил название Будапешт от соединения названий двух городов, старейший город Обуда получил статус района столицы. Поэтому определить нахождение главного (по нашим представлениям) центра не возможно. Но именно это и отличает Будапешт от остальных столиц мира. Еще одним немаловажным отличающим Будапешт от Праги или Вены является более свободное пространство. Сочетание широких улиц, свободы ландшафта, которая задается рельефом Дуная, возникающих повсеместно термальных бань, которые сами по себе уже являются историческими памятниками с обилием зданий построенных в готическом, неоготическом, стиле ампир и так запоминающемся стиле сецессион – создает праздничную атмосферу, волнующую дух даже опытного туриста. Но когда, ты подходишь к величественным зданиям, расположенным по обеим сторонам Дуная, построенным в классическом стиле еще в 18 веке и понимаешь, что это… Университет… Особенно впечатлила величественная архитектура главного здания, расположенного на будайской стороне прямо на берегу Дуная.

В университете нас встречали декан архитектурного факультета Чаба Мольнар, заведующий кафедрой дизайна и рисования формы профессор Балаж Балог (экс. генеральный секретарь союза Архитекторов Венгрии) и его коллеги по кафедре Габор Немеш, Иштван Вали. Помощь в организации всей поездки и переводе с венгерского на русский язык оказал профессор института в г. Дунауйварош – Борис Сегаль.

Ещё при входе в университет мы обратили внимание на интерьеры, о которых хочется рассказать подробнее. Конечно, здание нашей академии (НГАХА) тоже относится к категории исторических построек и высота потолков, ширина коридоров, черты определённого архитектурного стиля присутствуют в решении фасадов здания. Но, всё же нужно отдать должное – в облике венгерского здания всего этого значительно больше (примерно на столько, насколько оно старше). Интерьеры, в отделке которых использован мрамор теплых оттенков, впечатляют. Вестибюль плавно переходит в огромный зал, своды потолка которого заканчиваются под крышей здания (это три высоченных этажа).

В один из дней мы наблюдали за приготовлением к торжественному мероприятию – всё пространство было заполнено мебелью по внешнему виду напоминающему дворцовую. Текстиль в оформлении интерьера и обивки стульев был тёмно-бордового цвета. Сочетание золота в декоре со светлым тоном мраморных колонн всё как бы представляло собой иллюстрацию к цветовому решению интерьера из курса «Цветоведение». Именно иллюзия торжественности и праздничности так трудно получается у наших студентов-первокурсников. Вообще не выходя из здания, а только глядя в окна университета, выходящие на Дунай можно изучать историю архитектуры, получать представление об архитектурных стилях.

В помещениях архитектурного факультета, находящегося на последнем третьем этаже (ассоциация с архитектурным факультетом, в прежние времена находившимся в Сибстрине) нас встретили руководители факультета. Первые представления, знакомство проходящее в обстановке удивительной доброжелательности. Затем экскурсия (именно экскурсия) в кабинет профессора Балога. Простор и идеальный порядок, канцелярские принадлежности, бумаги - всё аккуратно разложено. Даже гаджеты на столе лежат по размеру и параллельно друг другу. Не удержавшись, интересуемся: «Этот порядок наведен специально к нашей встрече?» И получаем ответ, что нет, просто привычка, иначе сложно структурировать мысли. На ум приходит распространённый стереотип о творческом беспорядке. Первое отличие в организации рабочего процесса между Венгрией и Россией. Далее нас проводят по аудиториям. Заходим в макетную мастерскую. Пыль, шум работающего оборудования, работа кипит. У магистрантов удивление от масштаба и объёма макетных работ, у нас этот предмет зачастую идет факультативом. Дальше аудитории для занятий по рисунку.

Многих девушек-магистрантов впечатлила специфическая форма учебных стульев с подставками для рисования, больше напоминавших оборудование для подготовки к верховой езде или всем известный со школы спортивный инвентарь под названием «козел». Разглядывая столь странное сооружение (по современным меркам) они никак не могли понять, как на нем можно одновременно и сидеть, и рисовать. Конечно, в те давние времена, представить на занятиях девушку-архитектора да еще в мини-юбке было бы сложно.

Предметы для постановочных натюрмортов из геометрических тел отличаются от используемых у нас гораздо большими размерами. Вообще рисунку в университете уделяется очень много внимания и времени. Одно то, что главной кафедрой факультета архитектуры является кафедра дизайна и рисования формы уже свидетельствует о расставленных акцентах. Как отмечают архитекторы, при современных материалах, можно построить любую форму, но попробуй ее придумать. И вот поэтому рисунок для архитектора в представлении венгерских преподавателей имеет первостепенное значение. Также большое значение для развития, будущего архитектора имеет композиционное моделирование, которое сопровождает учебный процесс с первого по последний курс. Смотрим графические работы венгерских студентов, невольно сравнивая со своими. И для себя с удовлетворением констатируем, что наши студенты работают на том же уровне. Вообще, базовая подготовка везде, так или иначе, дается в похожем ключе, в России основные подходы обучения архитекторов идут от ВХУТЕМАСа, в европейской архитектурной школе – Баухауз. И венгерская школа тому подтверждение. Расхождения начинаются позже, когда начинается учебное проектирование. Подходы в обучении проектированию в Венгрии основываются на очень тесном сотрудничестве преподавателей и студентов. Для выполнения конкретного проектного задания студенты объединяются в творческие коллективы и совместно с руководителями решают поставленную задачу. Что особенно стоит отметить: если в задании требуется разработать концепцию (например, энергонезависимого здания), то сразу после разработки проекта он реализуется самими студентами. Это позволяет на практике проверить правильность предложенных конструктивных решений, ознакомится с технологией строительных работ, на практике почувствовать масштаб. К сожалению, выполнение проектов на практике и проверка своих идей для наших студентов пока является недостижимым.

К существенным отличиям в обучении архитекторов в российских и европейских университетах можно отнести степень взаимодействия между учебными заведениями. Хорошее знание языка, возможность обучаться отдельными семестрами, безусловно, обогащает профессиональную подготовку европейских студентов - архитекторов. В последствие, в профессии они чувствуют себя более свободно, что дает простор для творчества.

Программа нашего пребывания в Венгрии была очень насыщенной. Лекции по истории венгерской архитектуры имели своё продолжение в виде пешеходных экскурсий по городу. На второй день пребывания наша группа посетила Будайскую крепость. Красота зданий и живописность местности поразили не так сильно, как то, что все эти исторические памятники продолжают жить повседневной жизнью. В них жили и живут целые поколения обычных горожан и что очень важно не ощущаешь застывшего музейного налёта, так знакомого всем туристам. Нам как архитекторам было интересно увидеть результат очень бережного и в то же время рационального использования элементов старых сооружений. Например, при строительстве отеля «Хилтон» были использованы старые фундаменты. А если заглянуть во двор гостиницы, можно увидеть довольно большой фрагмент стен старой церкви, также выполняющей ограждающие функции. Хорошим примером удачного использования рельефа служит извилистая лента «Рыбацкого бастиона». Ребята с удовольствием посетили Церковь Матьяша, архитектурный стиль которой (готика) не свойственен Будапешту. И, конечно же, невозможно было оторвать взгляд от Королевского дворца, который после официального открытия в 1912 году был признан самым выдающимся венгерским зданием, олицетворяющим наступление нового века. Итогом очень богатого впечатлениями дня стало путешествие на кораблике по Дунаю. Вечерний Будапешт без преувеличения поражает своим великолепием. Подсветка превращает город в театральную декорацию, в облике которой с радостью узнаешь места, где уже успел побывать. Иногда посещала мысль о нереальности происходящего.

Программой нашего пребывания на третий день была запланирована поездка в города находящиеся в излучинах Дуная. Микроавтобус достаточно быстро привёз нас в ещё только просыпающийся старинный городок под названием Сентендре (это, по сути, пригород Будапешта). Невысокие двухэтажные дома, узкие почти венецианские или генуэзское улочки и опять всё жилое, действующее. Много сувенирных лавок, антикварных магазинов и музеев. На холме в окружении зелени расположены здания (небольшое, аккуратно окрашенное ярко жёлтой краской) средней школы, чуть ниже сербская православная церковь, на воротах которой с радостью читаешь понятный для русского человека текст, венгерский язык для нашего восприятия довольно сложен.

В этом городке находится известный за пределами Венгрии музей Марципана, основателем которого является венгерский кулинар Карой Сабо. Все экспонаты, а их великое разнообразие от здания Венгерского парламента и портрета Моцарта до сказочных персонажей, выполнено из марципана. Теоретически все экспонаты музея съедобные, но для этой цели лучше воспользоваться находящимся на первом этаже лакомствами в магазинчике. Наши магистранты еще до отъезда прочитали об экспонатах этого музея и радостно воплощали в жизнь мечту сфотографироваться с фигурой Майкла Джексона и принцессы Дианы, выполненные в полный рост.

Дальше путь лежал через Вышеград в город Эстергом, который находится в северной Венгрии на южном берегу Дуная. В нем находится базилика святого Адальберта, здание которой считается самым большим католическим храмом в Венгрии. Фасад базилики выходит на Дунай, который является форпостом между Венгрией и Словакией. Для получения прекрасных видовых фотографий базилики нам пришлось пересечь «границу» и посетить другую страну. Переехав через мост мы оказались в словацком городе Штурово. Даже первые 500 метров показали нам значительные отличия в повседневной жизни стран, которые вроде бы отделяет лишь река. Конечно со словацкого берега вид на базилику святого Адальберта оказался особенно величественным. Но как архитекторы мы понимаем, что этот вид – результат грамотно продуманной и реализованной идеи возвеличивания церкви и страны. В такие минуты невольно задумываешься о роли архитектора и его творений в формировании уважения к стране.

Эти мысли были поддержаны еще более сильным впечатлением, которое мы получили от знакомства с частичкой российской истории в Венгрии. В пригороде Будапешта, в небольшом городке Урём (в иной транскрипции Ирём), мы посетили удивительный и уникальный храм. Удивительный и уникальный он с любой точки зрения. Некоторые из нас впервые услышали историю жизни дочери русского императора Павла I, Александры Павловны, недолгое пребывание которой в роли жены эрцгерцога Иосифа, брата правителя Австро-Венгерской империи, оставило незабываемый след в истории Венгрии. К храму, построенному как ее усыпальница, ведёт улица, которая в русском переводе так и звучит - «Павловна». В архитектурном смысле внешний облик храма серьёзно отличается от установленных православных канонов и больше напоминает мавзолей с завершением в виде башенки. Такое архитектурное решение принял придворный архитектор Станисло Хеппе, которому поручили строительство.

Трудна и даже трагична судьба этого строения. Священник храма отец Дмитрий (Свирко), который сейчас является настоятелем этой церкви, показал и рассказал нам обо всё, что связанно с этим местом. Общение с этим удивительно светлым, самоотверженным человеком произвело на нас неизгладимое впечатление. Ребята сделали натурные зарисовки храма, в последствие, работы были закончены и переданы венгерской стороне. Архитекторы-преподаватели будапештского университета даже провели своеобразный конкурс, определив победителей. Награждена редкой книгой об Александре Павловне магистрантка Тимкина Елена.

Далее эти работы предполагается экспонировать в российском посольстве в Будапеште, а затем они будут постоянно размещены на территории храма. Надеемся, что таким образом, наши ребята внесли определённый вклад в привлечение внимания к храму. Хотелось бы, чтобы как можно большее количество наших соотечественников знало историю наших святынь за рубежом.

Начало следующего дня было посвящено лекции преподавателя кафедры дизайна об организации учебного процесса в университете.

Обязательное начальное образование венгерские школьники начинают с 6 лет в начальных школах, продолжительность обучения в которых составляет 8 лет. Далее среднее образование можно продолжить как в школе (общий период обучения 12 лет), или в гимназиях и профильных училищах. По окончании школы выпускники могут продолжить своё обучение в высших учебных заведениях, к которым относятся колледжи и университеты.

Система поступления в высшие учебные заведения Венгрии отличается от российской. Результаты всех экзаменов и оценки, полученные учеником за последние 2 года обучения в среднем учебном заведении, поступают в единый центр, куда потом в феврале на последнем году обучения венгерские выпускники подают заявку с перечнем выбранных для поступления вузов. Таких вузов может быть не более трех и абитуриент должен указать их в приоритетном порядке. В свою очередь центр располагает информацией о количестве мест для обучения в вузах. Сопоставив результаты, количество поданных заявок с обеих сторон, центр осуществляет распределение потенциальных студентов по вузам.

Для вузов имеющих особенную специфику, проводят дополнительные испытания. Например, для получения профессии на архитектурном факультете нужно выдержать испытания по творческим предметам. Для углублённой подготовки к поступлению по этим предметам при вузе существует подготовительный факультет, который ставит своей целью подготовку и поступление обучающегося на первый курс своего вуза. В этом в наших системах подготовки и отбора будущих архитекторов принципиальных расхождений нет. Отличие состоит в двухразовом наборе в течение года: в сентябре и в январе.

Далее студенты обучаются по двухступенчатой системе: 4 года для бакалавра, 2-3 года для магистра. В вузе существует система, позволяющая самим студентам компоновать набор интересных для них предметов, хотя есть ряд обязательных предметов. Вообще студент может обучаться семестрами, то есть при необходимости прерывать или возобновлять своё обучение в вузе и не обязательно в том, в который изначально поступил. Этому помог переход Венгрии на Болонскую систему обучения, дающую возможность взаимного обмена студентами.

Организаторами программы нашей стажировки была запланирована поездка в город Эгер, к достопримечательностям которого относятся Эгерская крепость, вставшая на пути турецких захватчиков, базилика, построенная в стиле неоклассицизм, в которой находится самый большой в Венгрии действующий орган. Но наше внимание особенно привлек расположенный здесь один из крупнейших в Венгрии университетов имени Кароя Эстерхази. Здесь нас встречали преподаватели кафедры визуального искусства Эржебет Ф. Балог и Чонгору Сигети которые познакомили нас с тем, как устроен университет.

Для начала следует отметить, что университет в построенном здании очень долго не открывали именно как университет и он существовал как лицей. С архитектурной точки зрения здание представляет интерес своими интерьерами. Великолепные очень уютные залы Епархиальной библиотеки, в которых органично сочетаются массивная деревянная мебель, барочные люстры и современная оргтехника. Как нам сказали все книги, хранящиеся в библиотеке оцифрованы, и любой студент может иметь доступ, как к оригиналам, так и к их электронной версии. Ещё экскурсии посещают зал редких книг, где особую атмосферу создают не только старинные книги, но и равная им по возрасту мебель. В главном зале университета потолок украшен уникальной фреской.

Здание университета, квадратное в плане с внутренним двориком, украшено башней. С расположенного по периметру башни балкона открывается панорама всего города. На верхних ярусах башни находится музей астрономии, завершением которого является камера обскура, её еще называют «Глаз Эгера», одна из двух крупнейших в Европе. Во время экскурсии, мы с удовольствием следили за манипуляциями молодого сотрудника музея, который демонстрировал нам спроецированное на поверхность белого стола изображение городских улиц. Он сравнил работу камеры обскура с работой современной веб-камеры.

Покинув здание университета, мы по пути зашли в своеобразный музей современного искусства, где были выставлены работы выпускников университета имени Кароя Эстерхази. Эгер является небольшим городом и мы пешком смогли пройти через большую его часть. Вдоль крепостной стены, которая теперь является уже памятником архитектуры мы дошли до нового корпуса университета, в котором находится кафедра визуального искусства. Преподаватели кафедры провели презентацию работ своих коллег, что дало возможность познакомиться с результатами их творчества, оценить оригинальность творческих подходов.

Вечером этого же дня у нас был намечен поход в Будапештский оперный театр. Как люди имеющие возможность у себя дома посещать один из крупнейших оперных театров в мире, нам было интересно абсолютно всё: и внешний облик здания, и непривычно для новосибирцев расположенные балконы, и богато декорированные интерьеры. Оценили и наличие двух симметрично расположенных по обе стороны зала плазменных экрана (забота о зрителях, не имеющих удачного обзора сцены со своего места). Опера «Саломея» исполнялась на языке создателя (немецком). По окончании зрители устроили исполнителям овацию, а мы ещё долго щёлкали затворами фотоаппаратов, в поисках лучшего ракурса.

Отдельная тема - поездка в Вену. Отличие нашей поездки от обычной туристической экскурсии в том, что мы путешествовали как обычные жители Венгрии – на рейсовом автобусе, соединяющем столицы двух стран. Ранее утро, на метро мы приехали на автовокзал Неплигет, сели в автобус и отправились в столицу Австрии. Дорога заняла всего два часа пятьдесят минут. По нашим российским меркам это удивительно мало (для новосибирцев поездка на дачу может занимать примерно столько же времени, а иногда и из Новосибирска в Академгородок можно ехать дольше). На одной из первых экскурсий нам рассказали о том, что шоссейные дороги в Венгрии одни из лучших в Европе, и здесь, даже, проводится один из этапов автосоревнований. Это оказалось действительно правдой. После пересечения очень условной австро-венгерской границы покрытие дороги стало заметно хуже, но зато эту разницу с лихвой компенсировал пейзаж за окном! Целые поля ветряных генераторов, напоминающие сказочные исполинские существа, со всех сторон, окружающие ленту магистрали является одной из отличительных черт западной Европы. Разноцветные «пряничные» домики придорожных мотелей говорили о том, что мы уже в Австрии. Время в пути пролетело незаметно, небольшая остановка в венском аэропорту и вот мы уже в Вене.

Опять метро (теперь уже венское) и при выходе из него мы оказываемся в самом центре Вены! Ввысь устремляется ажурная громада собора святого Штефана, толпы туристов, большое количество одетых в старинные парики и камзолы уличных зазывал втягивают нас в человеческий водоворот. Борис Аркадьевич Сегаль, профессор Дуноуйварошского университета (организатор нашего пребывания в Венгрии) ведёт нас на пешеходную экскурсию по центру города. Подходим к зданию знаменитой венской оперы, фотографируем его со всех сторон и очень сожалеем о том, что по времени не сможем посмотреть идущие там постановки.

Двигаясь по кольцу, формирующему исторический центр города, доходим до знаменитого дворцового комплекса – Ховбург. Заходим в него не с главного входа, а со стороны парка и попадаем в место нереальной красоты. Уникальность открывающегося перед нами вида создают розы. Об этом стоит рассказать подробнее. В Будапеште везде, где бы нам ни приходилось побывать поражало обилие и разнообразие мощных розовых кустов, казалось, что красивее просто нет. Но то, что увидели мы в парке Ховбурга с уверенностью можно назвать райским садом, благодаря растущим в нём розам. Разнообразие форм, размеров, цветовых оттенков превзошло все до этого дня существующие представления об этом растении. Розовый куст высотой соразмерной кусту сирени и толщиной ствола как у черёмухи – впечатлил даже сильнее, чем прекрасная архитектура дворцового комплекса. Останавливаемся и делаем множество снимков, чтобы хоть на фото сохранить увиденную красоту.

Дальше нас ждало целое представление со сменой дворцового караула, сопровождающееся шествием музыкантов. Просто стоять и наблюдать за происходящим было невозможно. Ноги сами понесли вслед за оркестром. И когда смена караула завершилась, мы ещё долго стояли, пританцовывая вместе с огромной толпой народа, и слушая прекрасные венские вальсы, в исполнении седых музыкантов. Одного дня в Вене оказалось очень мало, но появился стимул приехать вновь уже на более долгий срок и осмотреть все, что в нынешнем визите осталось за «кадром».

Часть последнего дня нашего пребывания в Венгрии организаторы отдали нам для свободного планирования. Вечером мы должны были встретиться с нашими венгерскими коллегами и подвести итоги стажировки.

Мы много слышали об уникальной достопримечательности Венгрии - термальных источниках, которые были по достоинству оценены еще турками во время их вторжения на территорию Венгрии. Одной из самых старых купален, построенной еще турками в 1433 году является купальня Геллерта, которая находится в центре города, рядом с нашим факультетом архитектуры. Современный вид в стиле модерн купальня, вместе с отелем, построенным здесь же, получили 1918 году. В 2018 году этот комплекс отпразднуют 100-летие. И, конечно же, уехать не посетив ее, мы просто не могли. Приято удивила доступность такого пафосного места – попасть сюда может любой желающий, а входной билет, который позволяет находится здесь целый день оказался ненамного дороже, чем в другие купальни. Обращает внимание посетителей великолепное оформление бассейнов из мозаики и витражи на окнах, множество бассейнов с термальной водой разной температуры. Здесь действительно стоит провести целый день. Но и тех нескольких часов, которые провели мы в купальне, было достаточно, чтобы расслабится, сбросить напряжение накопившееся за неделю активной работы и почувствовать прилив сил.

И вот наступил последний вечер, где нас - руководителей и наших ребят - магистрантов ожидала встреча с венгерскими коллегами. Она проходила в одном из традиционных венгерских кафе. Обстановка была праздничная, но вместе с этим очень уютная, располагающая. И поэтому официальная часть с подведением итогов стажировки и награждением победителей воспринималось как часть праздника. За особые заслуги памятные призы получили четыре магистранта. Величко Александра и Терёшина Светлана, за продемонстрированные в течение стажировки успехи, получили оливковые карандаши (как символ дальнейших творческих успехов), которые лежали в особом футляре. При реставрации главного корпуса университета были заменены старые деревянные конструкции. Вот из этого трехсотлетнего дерева были сделаны футляры. На крышке каждого были особым образом нанесены имя и фамилия победителя. Это действительно уникальный подарок. Афонину Виталию за рисунки, выполненные особенно качественно был вручён альбом, посвящённый фото искусству Венгрии, а Тимкиной Елене – видеофильм о церкви-усыпальнице Александры Павловны.

Много слов благодарности было сказано нами об особой дружественной атмосфере, которая сопровождала в течение всей стажировки. Венгерские коллеги с особой теплотой и вниманием высказались о том, что для них наш приезд оказался первым опытом, поскольку обычно они сами ездили в другие страны со студентами на практику. И, конечно же наше особое трепетное чувство вызвали разговоры о памятных временах еще существовавшего Советского Союза, когда они учили русский язык и знакомились с историей российской архитектуры.

За оживленной беседой вечер пролетел незаметно, настало время прощаться. Ощущалось, что наш визит в Будапештский университет не только для нас стал значимым событием, но и венгерская сторона настроилась на дальнейшее развитие отношений между нашими вузами.

Невозможно передать всё множество ярких впечатлений, полученных в этом замечательном путешествии. Конечно, побывать на стажировке в Будапеште, послушать лекции по архитектуре Венгрии, пообщаться с известными архитекторами для нас было не только интересно с профессиональной точки зрения, но и заставило взглянуть на некоторые вещи иначе.

В заключении хотелось бы сказать слова благодарности всем людям, которые приняли участие в организации стажировки, как в самой академии, так и за ее пределами. Особую признательность хотелось бы высказать Ольге Николаевне Шумило, ведущему специалисту ООО "ИС Содействие", которая в самый сложный момент сумела найти необходимые слова для московского консульского отдела Венгрии в России. Ну и конечно же всем венгерским коллегам, которые действительно оказались заинтересованными в сотрудничестве с российскими партнерами. Надеемся, что это стажировка стала первым опытом во взаимодействии, который будет иметь продолжение. Уже спустя неделю после возвращения мы вновь стали обсуждать планы стажировки и научного сотрудничества на будущий учебный год с нашими венгерскими коллегами.
Будапештский Университет Технических и Экономических Наук (венг. Budapesti Műszaki és Gazdaságtudományi Egyetem).
Будапештский Университет Технических и Экономических Наук (венг. Budapesti Műszaki és Gazdaságtudományi Egyetem).
профессор Балаж Балог с группой магистрантов НГАХА.
профессор Балаж Балог с группой магистрантов НГАХА.
профессор Балаж Балог с группой магистрантов НГАХА.
профессор Балаж Балог с группой магистрантов НГАХА.
 Учебные стулья с подставками для рисования.
Учебные стулья с подставками для рисования.
Мария Алексеевна Абрамова,  Борис Аркадьевич Сегаль и Иштван Вали  с группой магистрантов НГАХА.
Мария Алексеевна Абрамова, Борис Аркадьевич Сегаль и Иштван Вали с группой магистрантов НГАХА.
Коридор университета имени Кароя Эстерхази.
Коридор университета имени Кароя Эстерхази.
Коридор университета имени Кароя Эстерхази.
Коридор университета имени Кароя Эстерхази.
Коридор университета имени Кароя Эстерхази.
Коридор университета имени Кароя Эстерхази.
Старейшая библиотека в университете имени Кароя Эстерхази.
Старейшая библиотека в университете имени Кароя Эстерхази.
Дорога в Вену.
Дорога в Вену.
Дорога в Вену.
Дорога в Вену.
Парк Ховбурга.
Парк Ховбурга.
Парк Ховбурга.
Парк Ховбурга.
Улицы Вены.
Улицы Вены.
Улицы Вены.
Улицы Вены.
Улицы Вены.
Улицы Вены.
Будапешт. Здание венгерского парламента с фонтаном.
Будапешт. Здание венгерского парламента с фонтаном.
Будапешт, памятник "Человек на мосту", установлен в 1996 году. Посвящен Имре Надю.
Будапешт, памятник "Человек на мосту", установлен в 1996 году. Посвящен Имре Надю.
Крепость Вайдахуняд в городском парке Будапешта Варошлигет.
Крепость Вайдахуняд в городском парке Будапешта Варошлигет.
Замок Вайдахуняд  в городском парке Будапешта Варошлигет.
Замок Вайдахуняд в городском парке Будапешта Варошлигет.
Будапешт. Площадка для выгула собак.
Будапешт. Площадка для выгула собак.
дата выставления: 14.07.2014
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии