Главная / Архитектура / Статьи /

Законы красоты — проводим виртуальный эксперимент

Зав. кафедрой КТП НГАХА, кандидат архитектуры Радзюкевич А.В.
136 лет назад была сделана первая научная попытка выявления «законов красоты». Тогда, экспериментальным путем были получены результаты, которые впоследствии использовались в огромном количестве научных исследований, но ни разу не подвергались сомнению и ни разу не перепроверялись. Провел эксперимент немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887) - основоположник психофизики как науки (рис.1). В 1876 г он опубликовал книгу «Введение в эстетику» в которой попытался применить экспериментальные методы психологии в изучении эстетики. В своей работе он обосновывал эстетическое с помощью объективных методов и пытался сформулировать вопросы красоты в научных терминах и предложил свои принципы понимания красоты. Фехнер стал пионером в такой специфической сфере науки, как прикладная экспериментальная эстетика. Используя количественные методы, он попытался оценить привлекательность (эстетическое удовольствие) различных геометрических форм и пропорций; в частности, обнаружил, что испытуемые, как мужчины, так и женщины, наиболее часто выбирают прямоугольники, имеющую строго определенную пропорцию. Пока не будем говорить о том, какая именно это пропорция, так как мы сегодня попытаемся вновь провести подобный эксперимент на странице сайта a3d.ru "Законы красоты — проводим виртуальный эксперимент". Назовем ее условно - некая пропорция Z (рис.2). В огромной степени, благодаря Фехнеру, этой пропорции были приписаны особые свойства. На рубеже 19-20 го веков она получила статус универсального средства создания шедевров в любом виде искусства. Осторожные сомнения в особых свойствах пропорции Z, высказываемым некоторыми исследователями, заглушались сотнями и тысячами восторженных отзывов. Огромное желание найти некий закон красоты было удовлетворено, однако примерно в 20-30-е годы 20-го века наступило некое охлаждение. По замечанию В.П.Зубова, пропорцию Z стали обнаруживать буквально повсюду, в связи с чем она утратила свое изначальное предназначение — перестала быть критерием отличия красивого объекта от некрасивого.
Кроме того, другой немецкий исследователь (Г.Тимердинг - 1924) привел статистические данные по наиболее распространенным форматам картин, хранящихся в наиболее известных картинных галереях мира (Париж, Петербург, Берлин, Мюнхен, Вена, Мадрид, Лондон и др.). Любопытно, что наиболее часто повторяемые пропорции форматов картин оказались разными для картин «горизонтальной» и «вертикальной» протяженности. Важно отметить, что эти пропорции оказались весьма далеки от пропорции Z. Тимердинг также отмечает, что испытуемые у Фехнера выбирали предпочтительные прямоугольники весьма нерешительно. Что ими двигало - рассудочные соображения или бессознательный выбор, осталось не совсем понятным.
В связи с этим повторение подобного эксперимента в наши дни представляется очень интересным. Тем более, что аппарат зрительного восприятия человека до сих пор изучен крайне слабо и подобные эмпирико-статистические эксперименты пока дают единственную возможность хоть как-то заглянуть в подсознание. Полученные результаты безусловно будут проанализированы. Кто знает, может быть нам удастся открыть некий новый, неизвестный ранее, закон красоты.

http://a3d.ru/reiting/11
Рисунок 1. Густав Теодор Фехнер
Рисунок 1. Густав Теодор Фехнер
Рисунок 2.
Рисунок 2.
дата выставления: 09.04.2012
Комментарии
06.06.2012 
Количественные описания не являются необходимыми и достаточными условиями в понимании красоты. Красота - это качество внутреннего бытия человека. Мир никакой и не уродливый и не красивый. Переживаемое мышление человека впервые создает предмет красоты в воображении. Болшее значение имеет содержание картины, а не пропорции рамки. Бывают круглые рамки...
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Rugiano Interiors мебель с "характером".
  • Неаполитанская коллекция. Kerama Marazzi
  • Для любителей авангарда: S.Harris-2014.
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Приборы отопления. Тепло-Арт
  • Стекло в интерьере. Производственная компания   Renovatio
  • Золотые акценты в интерьерах вместе с AWEGOLD.
  • Ламинат Ter Hürne: Эмоциональное наслаждение. Компания АЛИКС
  • Модельный ряд спален. Evanty, мебельная фабрика
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии