Главная / Архитектура / Статьи /

Особенности национальной реставрации

А.Радзюкевич
В истории нашего городка на днях состоялось замечательное архитектурное событие, которое прошло совершенно незамеченным архитектурной общественностью. Завершились работы по реставрации фасадов дома по адресу - Мичурина - 6 . Этот объект, будучи построенным в 1900 году, по всей видимости, является третьим кирпичным зданием Новониколаевска, после паровозного депо (1897) и храма Александра Невского (1899). По некоторым слухам, в этом здании находилось полицейское управление, а позже - НКВД. На заднем фасаде на кирпичной кладке сохранились следы от пуль (фото 1) - там в дикие революционные годы производились расстрелы. В подвале, опять же по слухам, была тюрьма (фото 2). В настоящее время это здание официально числится «на бумаге» как памятник местного значения и, поэтому его еще не снесли и не обделали сайдингом. Кроме того, оно находится в считанных метрах о самого центра нашего городка и входит, в некотором роде, в «архитектурный ансамбль» Оперного театра… Точнее, наоборот, так как, если говорить о самом центре, то это здание является самой ранней кирпичной постройкой центра. И только потом стал прирастать «ансамбль». И магазин «Ветеран»… Которого уже нет и на этом месте скоро вырастет некое, доселе невиданное в наших краях, чудо-юдо. И Оперный… Который уже успели с противоположной стороны обделать квадратными метрами так, что он стал вторичным элементом центрального «ансамбля». А между памятником на Мичурина и центральным парком нагрузили такую кучу стекла и бетона с квадратными метрами, что сразу понимаешь - любой критический анализ является бессмысленной тратой времени. Очевидно, что все деятели, причастные к проектированию и созданию этой кучи не имеют к архитектуре никакого отношения. Более того, если бы не кризис, то еще неизвестно, как сложилась бы судьба памятника. Некие амбициозные квадратнометристы (слово «архитектор» здесь неуместно), хотели нахлобучить (другого слова не подберу) сверху еще одну секцию своего многоэтажного монстра (фото 3-5). Более того, по моим сведениям, на полном серьезе рассматривался вариант с сохранением от здания памятника только двух фасадных стенок (южной и западной) с полным сносом всего остального. Такой вот конгениальный творческий прием. Фактически могла бы остаться некая декоративная стенка а-ля «под старину», которая бы служила дополнительным «украшением» для монстра, у которого какой-либо профессиональный уровень просто отсутствует. Это не архитектура. Это два притопа - три прихлопа. При этом, получилось так, что композиционно полностью прихлопнулось все окружение. А физически чуть было не прихлопнули и сам памятник. Тем более, что методом дралоскопии, можно творчески переработать любой опыт коллег из других городов (рис.6). В общем, в нашем центре мы сейчас имеем даже не «ансамбль», а целую «ансамблею», которую в неимоверных творческих муках наваяли наши «ансамблисты».
Как бы то ни было, Судьбе было угодно распорядится так, что памятник на ул.Мичурина все же сохранился целиком. Причем произошло это как в сказке. Реставрация состоялась! Уму не постижимо, но никакого проекта реставрации у этой реставрации НЕ БЫЛО!!! Былинный Левша в очередной раз подковал блоху. Получил за это свои пол-копейки и ушел, ожидая следующего приглашения. А все «бояре» как сидели, так и остались сидеть на своих теплых местах в полной убежденности, что в нашем архитектурно-реставрационном хозяйстве все делается исключительно правильно и мудро. Долго можно перечислять все конторы (управления, центры, кафедры, союзы…), формально причастные к сохранению архитектурного наследия. Очень длинный получится список. Все трудятся в своих кабинетах, стараются, что-то там делают, пишут бумажные планы, выпускают каждый год десятки специалистов - реставраторов…
Но вот не покидает меня внутреннее убеждение, что если бы не подвернулся вовремя этот мастер, блестяще сделавший своими руками фасады дома на Мичурина-6 без всяких проектов, то осталось бы от этого памятника пустое место. Которое наши заслуженные квадратнометристы быстро бы заполнили очередным «шедевром» местного разлива.
Зовут мастера - Буковец Виктор Михайлович (фото 7-9). В настоящее время - пенсионер. В 1973 году закончил Сибстрин по специальности ПГС. Работал инженером в проектных конторах. Потом мастером, прорабом, рабочим по фасадам. За последние 11 лет приложил свои золотые руки к целому ряду ключевых объектов Новосибирска, составляющих основу его облика - Торговый корпус, Красный факел, Библиотека на Красном проспекте, домики на Коммунистической, домики на Ядринцевской, дом на пересечении Советской и Горького, Крячковская школа на ул.1905-го года… Можно сказать, что большая часть истории архитектуры нашего города прошла через его руки. Объект на Мичурина был очень сложным. С северной стороны, т.е. со стороны «шедевральной кучи», у памятника фактически рухнула северная стена. Дом представлял собой совершенно жалкое зрелище (фото 10-12). В этом году я почти каждый день подходил к объекту - вел фоторепортаж. Ждал, что со дня на день дом окончательно рухнет сам, либо ему «помогут». И вот, к моему изумлению, потихоньку - помаленьку, фасады дома начали приводиться в порядок. Восстановили рухнувшую стену, профессионально облицевав ее шестивершковым кирпичом. Виртуозно выложили кладку угла дома. Причем это был не просто угол из кирпича. Это было исключительно сложный фрагмент по уровню пластической проработки (фото 13-17). Такие фрагменты профессиональные реставраторы проектируют с особой тщательностью, рассчитывая форму и положение буквально каждого кирпича. Это - высший пилотаж реставрационных работ.
Самое поразительное в этой истории является то, что НИКАКИХ ПРОЕКТОВ РЕСТАВРАЦИИИ НЕ БЫЛО. «Методика» проектирования был предельно простой - Виктору Михайловичу просто показали старые фотографии объекта и он, в силу своего умения и мастерства, выполнил восстановление фасадов «врукопашную» (фото 18-21). Нашему городу сказочно повезло, что нашелся такой умелец. Возникает недоуменный вопрос - а если бы не нашелся? Очевидно, что никакой реальной реставрационной школы у нас нет. На бумаге у нас все это есть, а в реальной жизни ничего нет. Нет ни системы, ни методик… Есть только различные вывески… Кабинеты, офисы… Архивы старых фотографий и документов… А больше НИЧЕГО НЕТ! И это несмотря на наличие нескольких профильных ВУЗов. И если, допустим, Виктор Михайлович вдруг захочет переехать в другой город, то сразу образуется ПУСТОТА. И обнаружится, что все наши доблестные многочисленные конторы работают фактически вхолостую.
Простой пример. Памятник находится в самом центре города. И что мы видим? Перекошенный забор. Криво стоящие столбы. Беспорядочно болтающиеся электрические кабели. Красивейший южный фасад спрятан за воротами речного училища, хотя эти ворота можно было бы совершенно безболезненно перенести во внутрь проезда и открыть доступ горожан к памятнику. По центру фасада заслоняя памятник помпезно висит паспорт соседнего «квадратнометрического» объекта, который не имеет к памятнику никакого отношения (фото 22). Из этих мелочей видно, как у нас относятся к памятникам… Никак не относятся. Хозяина-то в городе нет.
Сейчас Виктор Михайлович с увлечением работает на очередном объекте…. Смешная зарплата, которую он иногда получает по договору, через некую контору, имеющую лицензию, сопоставима с зарплатой кондуктора троллейбуса. Но это не главное. Главное, что он видит мир другими глазами. И именно такое, недоступное для многих из нас, особое видение позволяет ему делать шедевры, которые сохранятся в истории на века. Главное, что хозяин города это он. Остальные только делают вид.
Рис. 1
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 20
Рис. 21
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 23
дата выставления: 11.10.2010
Комментарии
03.11.2010 BT-Volodya
Я не знаю на 100% как А.В.Радзюкевич смотрит на мир, но абсолютно уверен, что если он видит в ком-то талант, то значит этот талант 100% есть. Что касается отношения к архитектурным памятникам, то лично я не считаю зазорным снести старый памятник архитектуры, но только если на его месте будет построен новый памятник архитектуры превосходящий прежний в своём совершенстве - пусть лучше будет память о высоконравственных традициях архитектуры, чем постоянно реставрируемые руины из безвозвратно ушедшего прошлого. Касательно "квадратнометристов" могу добавить следующее - серая масса ни когда не сможет творить шедевры, хотя бы потому, что у серой массы нет своего прошлого и будущего, они существуют в настоящем как побочный эффект от почти ни кому не заметного процесса трансформации человечества. В отличае от мастеров архитектуры ставших "пережитком прошлого", у этих "квадратнометристов" нет шансов даже на такой, казалось бы обидный, титул... :)
12.10.2010 Новосибирец
Нашим городским властям много чего бы следовало. И не только Радзюкевич, хвала ему, мог бы обращать внимание на то, что творится в городе!
11.10.2010 прохожий
Городским властям следовало бы поощрить этого замечательного мастера- золотые руки. Если бы у всех наших кабинетных начальничков были такие же умные и честные лица, как у этого работяги...
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Вертикальные, дизайнерские приборы Jaga. Jaga
  • Смотри на мир через витражи!.
  • Новый модельный ряд.
  • Неаполитанская коллекция. Kerama Marazzi
  • Авторские столярные изделия. Фабрика АЙЯ
  • Бескомпромиссная классика - линия мебели MIO LUXE.
  • Легкий радиатор Jaga  с очень быстрой теплопередачей! . Jaga
  • Ковры ручной работы Kravet, JAB.
  • Новая коллекция тканей VERSACE 19-69.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии