Главная / Архитектура / Статьи /

Эпоха постмодЫрнизма

А.В.Радзюкевич

"Я трачу жизнь, создавая свинскую роскошь для богачей"
архитектор Уильям Моррис (1852 год)
"… с обострением раскола элиты архитекторов капиталистических стран, в коммерческой архитектуре возродилось использование вульгаризованных, низведенных на уровень «китча» форм классицизма"

архитектор А.В.Иконников (1982 год)
Тотальная коммерциализация современного строительства приводит к тому, что архитектура в нашем населенном пункте стремительно деградирует и вступает в стадию беспредела. Из важнейшей части нашей культуры она превращается в декоративный фиговый листок для строительного бизнеса. Чтобы обосновать это утверждение, достаточно ознакомиться с содержанием любого справочника по продаже недвижимости.
Если же говорить о конкретике, то не будем далеко ходить. Встанем в самом центре нашего Н-ска и, абстрагируясь от могучей кучки революционных истуканов (фото 1), посмотрим на наш Оперный. И сразу взгляд натыкается на частокол коммерческих объектов (фото 2). Один из них уже несколько лет торчит колом как некая ракета, прилетевшая с другой планеты (зоомагазин) (фото 3,4). Другой растет буквально по часам, превращаясь в мощную доминанту, запросто «подавляющую» объем Оперного (фото 5,6). Что это? Откуда этот новый монстр? Если подойти поближе, то можно увидеть паспорт объекта (фото 7) в котором есть множество сведений, кроме одного - кто автор этого «творения». Знакомство с указанным в паспорте сайтом тоже не дало ответа этот вопрос. Зато в открытом доступе можно ознакомиться с так называемой ПРОЕКТНОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ, в которой приведены сведения о так называемом АРХИТЕКТУРНОМ РЕШЕНИИ этого объекта, гордо именуемом как «Административное здание со встроенными предприятиями торговли, общественного питания, трехуровневой подземной автостоянкой и трансформаторной подстанцией». В этом документе собственно к архитектуре относится только мизерная его часть. Вот что в ней сообщается об этом "трансформаторе":

Решение фасадов.
Внешний облик здания можно условно разбить на 3 основных объема.
Нижний — прямоугольный с подсечкой на 1 этаже — как основание здания.
Далее — пятиэтажный объем с мансардной кровлей, образующий в плане открытый внутренний дворик в виде буквы «П».
И высотный блок, динамично вырывающийся в небо, с элементами «ретро» на уровне верха окружающей застройки.


И это все! Еще раз повторим по буквам - ВЫСОТНЫЙ ОБЪЕКТ, ДИНАМИЧНО ВЫРЫВАЮЩИЙСЯ В НЕБО, С ЭЛЕМЕНТАМИ "РЕТРО". Об архитектуре Оперного - ни звука! Вскользь только упоминается что "рядом с административным зданием находится памятник историко-культурного наследия "Поликлиника № 1". Не административное здание находится рядом с памятником, а наоборот - некий памятник находится рядом. Не ведают ребята, что творят! Судя по декларации, некие три учредителя, имеющие "собственные денежные средства застройщика" в размере 683 000 руб (стоимость комнаты в шлакоблочной коммуналке), строят это чудо света стоимостью в полтора миллиарда рублей! Вот это бизнес! Вот как надо ДИНАМИМИЧНО ВЫРЫВАТЬСЯ В НЕБО! Это вам не хухры-мухры! Смущает только одна деталь. Вся многовековая история развития архитектуры как священного ремесла, науки и искусства летит - коту под хвост! Для полноты апофеоза, хотелось бы привести из этой «декларации» еще несколько гениальных фраз:

Справа от административного здания от ул. Депутатской до ул. Щетинкина запроектирован пешеходный бульвар, предназначенный для прогулки жителей города от Театра оперы и балета до театра «Глобус». Все внимание при проектировании бульвара сосредоточено на создании красиво оформленной прогулочной аллеи (выделено мною) и мест отдыха с подсветкой малых форм. Вдоль прогулочной части высаживаются гармоничные ландшафтные группы деревьев и кустарников (выделено мною) из высокодекоративных пород…

Вот, оказывается, как нужно заниматься коммерческой архитектурой! Долой все эти тысячи тысяч учебников, статей, диссертаций, рекомендаций по архитектурному проектированию. Мы вступили в новую эпоху - эпоху постмодЫрнизма. Проектный метод предельно прост. Он уже отработан до автоматизма и не является ни для кого большим секретом. Некие, очень сильно желающие разбогатеть, господа, знающие технологию надувания мыльных финансовых пузырей, находят в городской застройке "дырку". Желательно как можно ближе к центру. Затем кавалерийским наскоком производится "зачистка" площадки и оформление всех юридических бумажек. Для быстрого "пробивания" объекта скрытно, без всяких конкурсов нанимается какой-либо покладистый заслуженно-почетный постмодЫрнист с дипломом архитектора в кармане. Лихорадочно быстро "лепится" проект с некими "архитектурными достоинствами". Сочиняется гениально-сладкозвучная "проектная декларация". Быстренько строится и... все - товар к продаже готов! Он может иметь многомиллиардную рыночную стоимость в рублях. Но в эстетическом и этическом отношениях такой объект, как правило, является круглым нулем. Более того, своей провинциальной банальностью, он фактически наносит невосполнимый урон облику города на ближайшие десятилетия. До следующего передела собственности. Уверен, что в следующую "перестройку", если потребуется "уплотнить" центр, то в первую очередь взорвут именно постмодЫрнистские объекты, как не имеющие никакой культурной ценности. Как времянки, возведенные наспех.
Близкое сопоставление старого и нового особенно наглядно обнажает все культурно-эстетическое убожество современной попсово-коммерческой архитектуры. На фоне Оперного все эти постройки выглядят как неуклюжие дилетантские поделки на уровне "два притопа, три прихлопа". Здесь же до предела обнажается противоречие, сопровождающее работу проектировщика. С точки зрения коммерческой архитектуры это ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ УСПЕХ. Имея 683 тыс. в кармане, организовать строительство очень выгодного ликвидного полуторамиллиардного объекта сможет далеко не каждый. Молодцы! И многочисленные потребители их квадратных метров, глядя в окна на Оперный будут постоянно окультуриваться и "вырываться в небо".
С точки зрения архитектуры, мыслимой в качестве важнейшей части культуры общества - это ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ ПРОВАЛ. При наличии нескольких тысяч архитекторов, и целого ряда проектных, учебных и научных организаций связанных с архитектурой, допустить такую халтуру в самом центре, может себе позволить далеко не каждый город, считающий себя культурным.
Возможно, что я придаю архитектуре слишком большое значение и жду от нее слишком многого. Похоже, что опять придется учиться абстрагироваться как ранее научился абстрагироваться от угрюмых каменных истуканов и унылых хрущеб. И, привыкнув, буду также равнодушно проходить мимо этих "творений". А также мимо их "творцов" и "сотворцов".
Попытаюсь, хотя бы для себя, разобраться без эмоций в своих эмоциях по поводу того, что происходит. В целом, можно было бы обозначить две проблемы.
Первая проблема - организационно-управленческая. Очевидно, что осмысленной, системной и ответственной градостроительной политики у нас нет. Экспертно-бюрократические барьеры, предназначенные для отсекания халтуры играют чисто декоративную роль. Примитивный ширпотреб бурным потоком "пробивается" на наши улицы и площади. Принятие многих важнейших решений, влияющих на формирование облика застройки, происходит "под ковром". В конечном счете, решение этой проблемы, в связи с почти полной немотой общественности, лежит, как это у нас всегда бывает, в сфере политической воли первых лиц, находящихся у власти и около власти. Возможность хоть какого-то влияния на эту волю, в условиях разбухания бюрократического аппарата, представляется призрачным донкихотством. Причем, местных чиновников винить в чем-то как всегда сложно. Метод постмодЫрнизма был перенят нашими корифеями у московских коллег. Там нагромождать какофонию в камне умели всегда (фото 8,9). Поскольку влияние на политическую волю московских начальников со стороны колониальных регионов всегда было равно нулю, то решение данной проблемы выглядит нереальным. Миссия практически невыполнима.
Вторая проблема - научно-методическая. Конечно, можно бесконечно долго ахать и охать, повторяя что все ЭТО "ужас" и "кошмар", но сегодня в теории архитектуры и искусствоведении накопилось достаточно большое количество объективизированных знаний в сфере оценки архитектурно-художественных качеств зданий. Актуализация этих знаний для нашего города необходима, но, похоже, только в чисто теоретическом плане. Наши практикующие архитекторы почти не умеют работать, "встраиваясь" в образ существующей застройки и, поэтому, анализировать нечего. Разгребать все эти авгиевы конюшни - тяжелый и неблагодарный труд. Но попытаемся начать эту работу, хотя бы для того, чтобы показать, что это есть именно авгиевы конюшни непрофессионализма, а не архитектурные объекты, имеющие отношение к красоте и гармонии. И хотя на сознание лиц, принимающих решения, эти "разборки" никак не повлияют и будут простым сотрясением воздуха, считаю, что лучше сотрясать воздух, чем тупо молчать, становясь пассивным соучастником этого процесса, пущенного на самотек.
Опираясь на доступные для меня труды по архитектуроведению и в меру своих способностей, попытаюсь хотя бы для себя произвести оценку следующих объектов, выросших в последние годы "справа от Оперного":
- банк "Алемар";
- "зоомагазин";
- "трансформатор";
- театр Афанасьева.
Прежде всего поговорим об ансамбле, которого нет. Все здания находятся очень близко друг к другу и, человек со стандартным архитектурным образованием, по моим идеалистическим представлениям, должен был бы попытаться найти в этом случае образные решения, которые бы "связывали" объекты в единый ансамбль с некими определенными закономерностями. Причем, безусловной доминантой задающей главный тон в этом ансамбле должен быть Оперный. Думаю, что представлять себе Оперный в качестве вторичного фонового объекта в ансамбле может только инопланетянин.
Начнем с разбора образа самого Оперного. Основной композиционный мотив этого здания - огромный чешуйчатый купол. Его масса "посажена" на красивейший аркатурный пояс, который напоминает нам о тектонике римского Пантеона. Там огромный купол опирается на цилиндрические стены "армированные" арками. Далее, аркатурный пояс переходит в классический антаблемент с триглифами, трансформированными по форме в мощные поддерживающие карнизы (фото 10). Потом нагрузка передается на ритмический строй колонн, замечательно оформленных сурово-сдержанным по характеру ордером (фото 11). Мастерски структурированная, ясная и величавая художественно-тектоническая логика форм Оперного, поддержана прекрасной проработкой деталей, их пропорций и цвето-тоновым решением. Ничего нельзя ни убавить ни прибавить. Следует особо подчеркнуть, что портик Оперного не имеет треугольного фронтона. Это связано с тем, что зодчие постарались максимально открыть форму купола, чешуйчатая структура которого исключительно прекрасна как по замыслу, так и по исполнению. Убывающий к верху ритм чешуек позволяет куполу как бы невесомо парить над окружающим пространством. Уверен, что сегодня, более 60 лет спустя, при наличии немыслимых ранее новейших материалов и технологий, мы не сможем даже замыслить что-то подобное. Максимум, на который мы сегодня можем замахнуться - это пигмейские "лысые" куполки театра Афанасьева (фото 12).
Теперь плавно перейдем к соседним объектам. Начнем с банка "Алемар". Об этом объекте следует сказать много добрых слов! Это очень хорошая работа! Это не ожидаемый мною успех! Автор (к сожалению, не знаю кто) очень удачно нашел характер этого здания полностью "подчинив" его доминанте Оперного (фото 13). Удачны крупные кронштейны карнизов, перекликающиеся с триглифами Оперного. Удачна наружная отделка как по цвету так и по фактуре. Удачно выбран общий масштаб всего здания. Не совсем выразительно выглядит простая "замазанная" полоса на уровне пятого этажа, но, в целом, здание смотрится очень убедительно и уместно (фото 14). Автору удалось деликатно вписать его в контекст образа Оперного.
Далее разбор полетов, к сожалению, превращается в разбор пролетов. Обратимся к образу Зоомагазина. И сразу возникают недоуменные вопросы. Какова логика формообразования этого объекта? Имеет ли его облик хоть микроскопическое отношение к формам Оперного? Ответ очевиден - никакого! Ни по силуэту, ни по форме, ни по масштабу, ни по отделке, ни по чему либо вообще нет никакого "созвучия" с Оперным. Более того, форма Зоомагазина сама по себе нелепа, так как лишена какой-либо внутренней тектонической логики. Особо беспомощным выглядит верх. Поверхности стен завершаются на одной высоте по всему периметру, а где-то там, на "крыше" вдруг вырастает, совершенно никак не связанная тектонически со стенами, некая "хижина дяди Тома" в виде пирамидального шатра - "тюбетейки". В "стенах" этой "хижины" прорезаны прямоугольные оконные проемы так, что возникает иллюзия опирания шатра на мощнейшие угловые "опоры" (фото 15). В формах Оперного нет никакого намека на эту нахлобучку. Если пофантазировать, то Зоомагазин можно было бы представить себе стоящим рядом с московским Кремлем. У башен Кремля хоть есть шатровая тема, отдаленно напоминающая сплющенный до пропорций тюбетейки шатер Зоомагазина. Теоретически можно было бы поставить Зоомагазин также рядом с Эйфелевой башней в Париже. И рядом с пирамидой Хеопса он смотрелся бы неплохо. И даже на Акрополе его можно было бы поставить рядом с Парфеноном, поскольку у того имеется треугольная форма фронтона. Но вот рядом с Оперным он совершенно неуместен. Кроме того, в форме Зоомагазина неизвестно откуда вынырнул пронзительно зеленый мансардный этаж, не влезающий ни в какие стилистические ворота. Эти "звуки" здесь совершенно из другой оперы. Если попытаться перейти на некую аналогию с музыкой, то это похоже на одновременное звучание пионерского горна с симфоническим оркестром.
Теперь несколько слов о "трансформаторе" (фото 16). На облик этого "вырывающегося в небо" объекта можно было бы не обращать никакого внимания, если бы он находился где-нибудь на площади Карла Маркса или, допустим, на площади Труда. Те градостроительные "ансамбли" не жалко дополнить этим "шедевром". Хуже не будет. Но в данном месте он резко взламывает равновесие существующего силуэта и, что особенно досадно, он фактически "нависает" над формой Оперного, подавляя его своей массой и нарушая сложившийся масштаб. И даже наличие на нем элементов "ретро" не "смягчает" этого противостояния. Более того, сами элементы "ретро" никакого отношения к формам Оперного не имеют (фото 17). У Оперного нет треугольного фронтона. И ритм колонн у него задан одинаковым, без расширения центрального прохода. Кроме того, элемент "ретро" почему-то имеет, неведомое классике, огромное чердачный арочный проем, почти полность заполняющий весь фронтон. Похоже, что этот элемент "ретро" "ориентирован" не на формы Оперного, а на формы Зоомагазина – на треугольно-тюбетеечное его завершение. Про тотальное "подавление" "трансформатором" еле-еле стоящего рядом обшарпанного памятника архитектуры – поликлиники – просто помолчим (фото 18).
И еще один "объект" - театр Афанасьева. По общей массе, по масштабу, он, в целом, неплохо вписан в ситуацию. Он не "торчит", не "вырывается в небо" не "взламывает" силуэт. И вроде бы в деталях видна попытка найти "созвучие" с фасадом Оперного. Ритм труб-колонн отдаленно корреспондируется с ритмом колонн Оперного (фото 19). Но смазывает общее впечатление множество несуразных перегибов и недогибов. Крупномасштабная колоннада, выходящая на узкую улицу и противопоставленная "в упор" фасаду поликлиники, выполненному в совершенно ином, конструктивистском стиле, выглядит совершенно нелепо. Воспринимать ее можно только из окна, проходящего мимо, трамвая. Бьет по глазам назойливо-навязчивый золотой цвет. Аляповато решены углы и боковые фасады. Стеклянный циллиндр-аквариум тектонически непонятно на чем "висит" и, при этом, прикрывается сверху каким-то сплющенным куполком. И т.д. и т.п.
В общем, если доводить дело до абсурда, то для достижения некоего созвучия всех этих объектов можно сделать только одно – облицевать здание Оперного (заодно и банка "Алемар") алюкобондом золотистого цвета. Вдобавок, трансформировать сферическую форму купола в шатрообразную и обшить ее зеленым сайдингом. Тогда будет всеобщая гармония и полный консонанс.
Подведем итог. Можно, конечно, было бы и промолчать, тем более что некоторые возводимые объекты нравятся рядовым горожанам и даже вызывают у них восхищение. Все было бы хорошо, если бы у нас не было здания Оперного, не было бы объектов А.Д.Крячкова и ряда других мастеров архитектуры, работавших на высочайшем профессиональном уровне. Этими объектами можно гордиться. Их не стыдно показывать профессионалам и гостям нашего города, кое-что повидавшим на своем веку. Но то, что создается сегодня, лучше не показывать ни профессионалам, ни гостям города, немного разбирающимся в архитектуре. Многое показывать просто стыдно. Постоянно приходится оправдываться. Про бездушно-безликий левый берег лучше вообще не упоминать. Чтобы не позориться, хорошо бы его совсем закрыть для посторонних, например, под предлогом секретности.
Следует также констатировать, что сегодня у нас нет системы знаний и умений для профессиональной работы в существующей застройке. Нет ни школы, ни системно-управляемой практической работы. Некий эмпирический опыт на основе "метода тыка", конечно, нарабатывается, но, похоже, что когда он "наработается" то его уже негде будет применять. Все "площадки" будут уже "освоены". Наступит закат золотой эры постмодЫрнизма.


Посвящается памяти моего деда - Радзюкевича Павла Петровича.
Работавшего прорабом на строительстве Оперного в 1941-м.
Ушедшего добровольцем на фронт в 1942-м.
Пропавшего без вести под Ленинградом в 1943-м.
Фото 1
Фото 1
Фото 2
Фото 2
Фото 3
Фото 3
Фото 4
Фото 4
Фото 5
Фото 5
Фото 6
Фото 6
Фото 7
Фото 7
Фото 8
Фото 8
Фото 9
Фото 9
Фото 10
Фото 10
Фото 11
Фото 11
Фото 12
Фото 12
Фото 13
Фото 13
Фото 14
Фото 14
Фото 15
Фото 15
Фото 16
Фото 16
Фото 17
Фото 17
Фото 18
Фото 18
Фото 19
Фото 19
дата выставления: 13.10.2008
Комментарии
21.06.2009 В. Ю.
...Теснит унылою гурьбой Модерн из сборного бетона Псевдо-античные колонны И купол с рыбьей чешуей. И тщетно охраняют их Как живописные изъяны, Эпохи прежней Истуканы С одной винтовкой на троих... 1993
20.11.2008 Белянин
Номинаций было три: населенные пункты, города до 100 тыс. и города свыше 100 тыс. жителей. Почему такая градация - вопрос не ко мне, а в Минрегионразвития РФ, которое делало градации, определяло города победители и представляло их на заседании Правительства РФ для утверждения. "Смутные сомненья" - это хорошо, они заставляют усиленно думать, что есть наше современное бытиё...
20.11.2008 население
А вы не находите странным участие Н-ска в номинации "города с населением более 100 тыс. жителей"? Или другой градации не было? Неужели милллионники не расматривались отдельно от небольших городов? Терзают меня смутные сомненья...
19.11.2008 Белянин В.
В номинации городов с числом жителей более 100 тыс. определяются три города. Новосибирск стал первым. Денежная премия в 130 млн. рублей каким-то образом делится между тремя городами. Сумма приличная. Чтобы получить такие деньги "отцы" города, видимо, на ранних этапах все "сделали" правильно. Критиковать их станет сложнее, это верно. Но победа в более сложной борьбе многократно умножает радость.
19.11.2008 Радзюкевич
Спасибо, Виктор! Но это информация вызывает изумление. Любят у нас вешать медальки. Это просто виртуально-бумажные чиновничьи игры. Я вспоминаю строчки - "Настало северное лето - карикатура южных зим". Так вот и наш "лучший" город является карикатурой на самый заурядный европейский город. Кому не говорю сегодня про то, что "мы" стали "лучшими" - никто не верит. Смущает только то, что главный архитектор города и главный художник города, вдохновленные этой бумажкой возомнят, что все они делают правильно и всякую критику их действий можно смело игнорировать. Ну какже - само правительство РФ на их стороне!
18.11.2008 Белянин
Вчера на заседании Правительства было принято решение, что город Новосибирск получает диплом Правительства РФ и денежную премию, как самый благоустроенный город с числом жителей более 100 тыс. жителей. Поздравляю!
17.11.2008 Радзюкевич Неоконформисту
Действительно, наши ВУЗы и культура - материи очень далекие друг от друга. Количество знаний в голове не есть критерий культурного развития. Зачастую бывает - наоборот. Но главный вопрос в другом - либо мы молчаливо терпим все то, что нам втюривают (другого слова не подберу), либо протестуем против этого. Лично меня возмущает следующее. Я много лет занимаюсь довузовской подготовкой. Т.е. работаю на входе в профессию. Занимаюсь поиском одаренных школьников в регионе. Занимаюсь их подготовкой к поступлению. Вижу их желание поступить. Вижу их горящие глаза. И что же я вижу на другом конце профессиональной лестницы? Откровенную халтуру на самых видных местах! Да у нас есть прекрасные архитекторы, имеющие делать высокохудожественные тонкие работы. Но эти работы встречаются только изредка и где-то "за углом". А на самых "элитных" местах "торчат" уроды, профанирующие всю нашу профессиональную деятельность. Следовательно, проблема заключается в том, что у нас нет системы выбора более высокопрофессиональных работ. Нет конкуренции. Побеждает слабейший. У нас не рыночная конкурентная экономика, а какой-то колхоз. У художников та же самая колхозная ситуация.
15.11.2008 Белянин В.
Привожу информацию (к сожалению, скудную для меня), которая может помочь для налаживания взаимных контактов. Членами московского Общественного совета по культурным центрам являются директор Центрального дома художников на Крымском Валу Василий Бычков и председатель Московского союза художников Иван Казанский. Общественный совет принял Меморандум (текстом не располагаю).
15.11.2008 Неокомформист
Не нужно винить заказчиков за низкий культурный уровень - большинство из них с высшим (а то и двумя - тремя) образованием. Дипломы им выдали в наших же вузах. Преподаватели этих вузов определяют цену их дипломов. Виноват не культурный уровень, а комформизм всего общества. Никто не хочет встать на защиту всех, каждый за себя, такими нас сделали.
14.11.2008 Радзюкевич Поповскому
Молодец, Игорь! Если что - зови.
14.11.2008 Иваненко - Белянину
Созданием подобного совета в Новосибирске занят председатель местного Союза архитекторов Игорь Викторович Поповский. Вчера на заседании Архитектурного клуба он сообщил, что за эту инициативу уже "получил по шапке". Как именно и от кого, он не уточнил, но сказал, что попыток создать подобный совет не оставит.
13.11.2008 Белянин В. Радзюкевичу А.
К великому сожалению, рассказанная Вами быль очень жизненная, и от нее веет безысходностью. Увы, это так, это прекрасно понимаете Вы, понимал «сонливость» ситуации и я, когда писал свои реплики. И все же! Вы же написали статью! Значит, в Вашей душе есть огонек надежды! И это прекрасно, кто-то же должен начинать, пусть вначале хотя бы «лирой пробуждать», а там глядишь и …. Хочется думать, что жители Вашего чудесного города все же очнутся от спячки и защитят его, а то их быстро поглотят каменные джунгли и клубы выхлопных газов.
12.11.2008 Радзюкевич
Расскажу одну быль. Были выборы нашего губернатора. Перед выборами он в качестве кандидата ездил по различным организациям и "встречался с народом". Была запланирована встреча и у нас в архитектурной академии. У нас подготовились к встрече, собрали всех умных людей для "формулирования наказов избирателей". Когда на встречу приехал губернатор-кандидат, то началось... его же собственное выступление которое длилось больше часа. Он нам говорил, какой должна быть архитектура в нашем городе (он по специальности экономист). И уехал. Оставив нам "для беседы" своего помощника. Всем стало очевидно, что наше мнение не является для него существенным. Он сам все знает и обо всем сказал правильными и обтекаемыми фразами. Это был высший пилотаж гипнотического сеанса. Сразу захотелось спать и совершенно пропала всякая воля к "преобразованиям".... Думаю, что никакой общественной оппозиции у нас не получится. Чиновники преимущественно ориентируются на обслуживание олигархов и финансистов, культурный уровень которых крайне низок. Население занято выживанием и не имеет какой-либо структурно оформленной воли к эстетическому освоению среды.
12.11.2008 Белянин В.
Был такой анекдот. Л.И.Брежнев почувствовал приближение смерти, вызвал к себе председателя КГБ и распорядился: – После моей смерти всех членов Политбюро расстрелять, а рельсы БАМа выкрасить в зеленый цвет. – А почему в зеленый? – спросил председатель КГБ. – А судьба членов Политбюро тебя не волнует? – в свою очередь задал вопрос Брежнев. ___ Почему вспомнился этот анекдот? Да потому, что на этих страницах нет разговора о главном, нет обсуждения дальнейшей градостроительной судьбы Новосибирска. В своей статье А.Радзюкевич попытался доказать, что решающим обстоятельством при застройке центра города должен быть принцип непрерывности уникальной культурной практики. Любые изменения, инициируемые в исторической части города должны проходить обязательную общественную экспертизу. В Москве, например, месяц назад был создан Общественный совет по культурным центрам, который будет бороться с уничтожением памятников архитектуры и просто важных фрагментов городской среды. Справедливости ради надо сказать, что и раньше были выступления москвичей, были письма, митинги – все было тщетно. Сейчас же вырабатывается единое направление борьбы против застройщиков, Совет принял меморандум, предполагаются действия сразу «по всем фронтам» (художественные акции, работа с общественностью, ведение диалога с властью,…). Самое же главное сейчас, что подобный Совет вообще появился на свет. Он может стать реальной оппозицией тем силам, которые активно лоббируют снос старых зданий и возведение новоделов. Хотелось бы пожелать, чтобы и в Новосибирске была создана подобная организация, чтобы она несла в себе что-то продуктивное и основательное, чтобы она дала серьезный сигнал городской власти, что общество не может быть заложником только «денежных» идей. Надо использовать момент сейчас, пока не поздно. Именно об этом статья Радзюкевича, а кто такой Белянин, чем он занимается, и считать ли практиков обслуживающим персоналом, ей Богу, не столь уж и важно.
11.11.2008 М.АКДАК
обиженному г-ну Практику ни практики тут ни причем, ни теоретики... проблема в продажности администрации города, которая обязана устраивать открытые конкурсы проектов застройки и реконструкции значимой исторической среды города.
26.10.2008 г-ну Белянину
Угу. Художник и теоретик Радзюкевич не побоялся подписаться.... Такой смелый... Потому что ему деньги на мораль не давят))) Вы, милейший, всех практиков в трусливый обслуживающий персонал записали. Интересно, сами-то строите? Или тоже художник и теоретик золотого сечения?
21.10.2008 Нехороший господин
Художник - это не солдат мужественым быть, а обслуживающий персонал - это не ругательство, господин хороший.
20.10.2008 В.Белянин
Не только Новосибирск меняется в угоду частным интересам, вопреки здравому смыслу и советам специалистов. Москва в этом смысле не отстает, даже опережает другие города. На месте знаменитого Музея кино – казино, вместо известного здания Военторга – новодел, на Манежной площади – подделка под гостиницу «Москва». Недавно опечатаны помещения мастерских Московского союза художников, который уже понес ощутимую потерю – в сентябре была закрыта библиотека союза, основанная еще в 20-е годы. Список памятников архитектуры, которых за последние годы лишилась столица, можно расписать на целую страницу. Сейчас всех будоражит снос здания Центрального дома художников на Крымской набережной. На его месте хотят возвести по проекту архитектора Нормана Фостера огромный комплекс «Апельсин» - футуристического вида ужасную постройку высотой более 70 метров в виде долек разрезанного апельсина. В комплексе разместится элитное жилье и торговые площади. Новое здание будет частным, а не общественным. Кто лоббирует снос ЦДХ? Говорят жена мэра Лужкова г-жа Батурина, которая скупает все земли вокруг. Вот и решайте, что важнее в наше время: мораль или деньги. Во все времена философы и мыслители утверждали, что мораль. Однако все городские, да и не только городские, власти заняты только деньгами. Мораль требует храбрости. Статью о проблемах Новосибирска написал А.Радзюкевич. Подписался, не побоялся. Болеет за родной город, переживает. А кто стал ее обсуждать? «Крот», «бобус-автобус», «ради кал», «квартальный сторож», «добрый дядя»,…. Думаю, что и без комментариев все понятно. Люди боятся подписать свои реплики, прячутся под всякие «бобусы калы»…. Да, деньги давят на мораль. Я понимаю: архитекторы – люди зависимые: от власти, от бюджета. Видимо, архитекторы на генетическом уровне запрограммированы делать все возможное для того, чтобы их здания строились. Вот они и подстраиваются под власть, заключают фаустовские сделки. Что бы остаться художником, а не обслуживающим персоналом, нужно мужество.
18.10.2008 
Развязки в городе делать никому лично не выгодно. Их ведь потом нельзя ни продать, ни сдать в аренду. Сплошной убыток "бизнесменам". Вот постоим года три в пробках все вместе, тогда может быть и начнется "реагирование". Еще пару лет будут искать финансирование. В общем, ждите. А пока учитесь ходить пешком. Это полезно для здоровья.
18.10.2008 
Когда и кто займется строительством многоуровневых развязок в городе?
Страницы: 12всего страниц: 2
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Встраиваемые в пол приборы Jaga.
  • Кварцевый камень CaesarStone. Компания ГетАкрил
  • Террасная доска Hoffer .
  • Массивная доска. "Живое" дерево
  • Авторские столярные изделия. Фабрика АЙЯ
  • Сложные формы в интерьере. Компания «Кориан-Сибирь»
  • Изготовление лестниц из ценных пород дерева.
  • Бескомпромиссная классика - линия мебели MIO LUXE.
  • Evanty – российская мебельная фабрика.
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии