Главная / Архитектура / Статьи /

Так где же нам искать законы красоты?

Радзюкевич А.В.
"Здание есть как бы живое существо, создавая которое следует подражать природе".

Леон Батиста Альберти "Десять книг о зодчестве".

В годы выполнения мною научной работы, посвященной пропорциям в архитектуре, на различных научных конференциях мне часто задавали вопросы о том, как сделать красивую форму, какие нужно использовать пропорции, какую систему геометрических построений и т.д. Эти вопросы всегда ставили меня в тупик, и я всегда уходил от этой темы. Результаты многолетних исследований, дали мне возможность прийти к выводу о том, что всевозможные пропорциональные системы, каноны и правила не могут служить инструментом успешного проектирования. Даже "священная" пропорция золотого сечения вызывает больше вопросов, чем ответов.
Тем не менее, изучение золотого сечения дало мне возможность разглядеть некое подобие выхода из этого тупика. Оказывается, пропорция золотого сечения присутствует в целом ряде природных объектов. Это факт безусловный. Имеется большое количество научных работ, описывающих и объясняющих этот феномен. Природа создавала свои формы предельно оптимально. Пропорция золотого сечения присутствует в числовых структурах ряда объектов (подсолнуха, шишек, цветков и т.д.) не случайно и не просто так. Золотое сечение связано с механизмом оптимальной упаковки биологических структур и позволяет затрачивать минимальное количество энергии, которая необходима растущему организму для преодоления сопротивления среды. Формы природы являются продуктом поиска наиболее оптимальных технологических, функциональных и конструктивных решений. Говоря по-научному, Природа решает задачи на выявление многокритериального глобального экстремума. Поскольку эти задачи успешно решены, то мы получаем радость от восприятия природных форм, красота которых безошибочно "вычисляется" нашим подсознанием.
Классики архитектуры уделяли органическим аналогиям очень серьезное внимание. Еще Витрувий утверждал, что "никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет такого же точного членения, как у хорошо сложенного человека". При описании пропорций колонн, Витрувий обращается за аналогией к формам растительного мира. "Следует подражать природе растений", "… раз того требует природа растений, то правильно установлено, что верхнее должно быть в высоту и толщину, сокращеннее нижнего".
Еще дальше пошел в этом направлении Альберти. Он сформулировал принцип проектирования, по которому следует "проектировать здание так, как будто это живое существо". В его терминологии части здания называются членами (membra). Он использует термины facies (лицо), corium, cortex (кора, корка, оболочка), ossa (кости, костяк), manus (руки), nervi (жилы) и т.д. Органические аналогии Альберти не являются простыми поэтическими уподоблениями, символическими соответствиями или произвольными метафорами. Формула органичности архитектурного произведения сформулирована Альберти следующим образом: "Подобно тому, как у животного голова, нога и всякий другой член должен соотноситься к прочим членам и всему остальному телу, так и в здании, а особенно в храме, все части должны быть сложены так, чтобы находиться в соответствии".
А что же мы имеем в нашей современной домостроительной практике? Нагромождение отдельных коробок, претендующих на некую эстетическую значимость. Количество коробок стремительно растет. Происходит физическое уплотнение застройки. Как бы не были прекрасны новые коробки, ощущение скученности и тесноты явно преобладает перед ощущением эстетического удовольствия, которое мы вроде бы должны получить от созерцания этих новых произведений архитектуры. Произведения может быть и прекрасны сами по себе, однако уплотнение происходит как-то стихийно и сумбурно. Если обратиться к Природе, то в ней процессы уплотнения элементов сопровождаются формированием оптимальных структур в живой природе и кристаллизацией в неживой. Эти процессы протекают по определенным законам. Некоторые из этих законов изучает бионика - наука изучающая структуры и особенности функционирования биологических объектов с целью создания новых более совершенных технических устройств и синтеза биотехнических комплексов, оптимально использующих свойства биологических и технических элементов, объединенных в единую функциональную систему целенаправленного поведения (официальная научная формулировка).
Рассмотрим, например, проблему оптимального расположения окон в зданиях с точки зрения их инсоляции. В нашей уплотняемой застройке эта проблема, похоже, становится очень острой. А в природе эта проблема успешно решена. В любом репейнике листья расположены так, что каждый из них равномерно омывается дождем и равномерно освещается солнцем. Этот принцип расположения листьев называется у биологов филлотаксисом и он имеет конкретные математические формулы расчета формы. По этому отдельному параметру любое дерево, любой куст, любой репейник превосходит все наши "великие" архитектурные произведения вместе взятые.
А оптимальна ли транспортная система нашего города? Работавший в нашей академии доцент С.П.Нечаев написал в свое время диссертацию, в которой доказал, что в качестве идеального аналога для транспортной системы города следует брать структуру кровеносной системы живых организмов. До практического внедрения этой работы дело не дошло и дойдет, вероятно, лет через пятьсот.
С точки зрения изучения работы конструкций наблюдается примерно та же картина. Парадоксально, но даже признанные шедевры архитектуры - неуклюжи с конструктивной точки зрения. Например, колонна Парфенона несущая 27 тонн нагрузки должна иметь нижний диметр не 1,91м, а всего лишь 60 сантиметров. Оптимальная форма колонны, также должна иметь совсем иной вид. Про наш город в этом аспекте говорить как-то неуместно, но рассмотрим хотя бы один пример. У нас в Новосибирске есть здание, претендующее на некое следование органическим формам, - это здание ТЮЗа, сильно напоминающее примитивный перепев произведений Кендзо Танге. Так вот, в этом здании работа вантовых конструкций показана как-то очень неуклюже. Никак не выявлены места, в которых происходит крепление вант к несущим конструкциям. Рисунок создаваемый плитами кровли совершенно не соответствует направлению силовых линий. Боковые ванты как-то неуклюже лепятся к вертикальным стенам. А ведь крепления элементов - это ключевые места любой конструкции. Работа вантовых конструкций выявлена только фрагментарно и возникает ощущение какой-то недоделанности и невыразительности (фото 1, 2).
Какая там эстетическая выразительность конструкций, когда в подавляющем большинстве зданий нашего города реальная работа конструкций просто маскируется (фото 3). А снаружи выставляются лживые псевдо конструктивные набалдашки (фото 4). То и дело встречаются элементы, функциональное назначение которых разгадать невозможно (фото 5, 6). Некоторые элементы сделаны просто халтурно (фото 7, 8, 9).
Отсутствие эстетической выразительности конструкций наших домов связано с тем, что конструкторы, занятые расчетами, не понимают что собственно обсчитывают, а архитекторы может быть и понимают, но не лезут в расчеты. Так и получается, что конструктор рассчитывает наиболее экономичную, зачастую примитивную конструкцию, а архитектору остается только декор и выбор колера. К конструкциям относятся как к чему-то вспомогательному и как бы некрасивому. Так создаются коробки с "некрасивыми" конструкциями и "красивыми" декорациями. Поставьте мысленно рядом с этими коробками произведения Пьера Луиджи Нерви, Алвара Аалто, Кендзо Танге и почувствуйте разницу. Не забудьте, кстати, об Антонио Гауди, создававшем формы по лекалам воображаемых силовых линий (рис 10).
Непроходимая пропасть между архитектором и конструктором закладывается в ВУЗе. Студенты - архитекторы изучают ряд типовых конструкций, но не конструируют, так как это довольно сложно. До оптимизации формы и до эстетики конструкций в студенческие годы дело не доходит. Не доходит оно и потом. До самой пенсии.
Разумеется, тягаться с природой технологически нам не под силу. Технология проектирования и "сборки" природных объектов настолько сложна, что с нашими лопатами, кранами, экскаваторами и бетономешалками мы будем ей проигрывать еще сотни лет. Мы не можем повторить ее действия, но мы можем хотя бы подражать ей. У нас пока есть возможность производить только фрагментарные оптимизационные конструкторские расчеты, которые, правда, редко доходят до практического внедрения. Мы должны хотя бы осознать, что наше место - первое, только с другого конца. Все наши потуги на архитектурном поприще - детский лепет по сравнению с любым творением Создателя.
По критерию конструктивной и функциональной целесообразности любая природная букарашка является непревзойденным шедевром по сравнению с любыми "выдающимися" произведениями наших корифеев.
Я убежден, что бионический подход к проектированию - это не сиюминутная мода или набор стилистических особенностей, это направление к которому мы вынуждены будем стремиться всегда. Естественный отбор в природе, ставящий живой организм перед выбором между жизнью и смертью неумолимо и однозначно приводит к "лепке" наиболее оптимальной формы, которая и является "красивой" вследствии своей жизнеспособности. Наиболее красивой формой в природе является форма, позволяющая организму функционировать наиболее оптимально и, следовательно, обеспечивать ему максимальную жизнеспособность. Поэтому, ориентируясь на аналогии с природой, современный архитектор должен заниматься проектированием оптимальных жилых и производственных структур для нормальной здоровой жизнедеятельности горожан, что имеет мало общего с формальными композиционными играми с кубиками или выбором того или иного стилистического "изма".
Если же перейти от теоретических рассуждений к каким-то, хотя бы примитивным формальным рекомендациям, то можно обратить внимание на следующее принципиальное различие, которое бросается в глаза при сравнении природных форм с формами современных зданий и, так называемых, ансамблей. В природе нет абсолютно одинаковых элементов. Природа никогда не копирует форму со стопроцентной точностью. Всегда можно найти отличия. Даже при зеркальной симметрии человеческого тела, правая сторона всегда имеет некоторые отличия от левой. Все четырех миллиарда людей живущих на Земле - разные. Даже цыплята в инкубаторе и то все разные. В растущем подсолнухе нет ни одной одинаковой по размерам семечки. Все растущие формы в природе копируются всегда с определенным изменением масштаба. А что мы наблюдаем в современной строительной практике? Проектируется типовой этаж и копируется 9, 16 или 24 раза. Сверху лепится "колпак", снизу прилепляется вход. И все, произведение архитектуры готово. А то, что в этом произведении второй этаж ничем не отличается от двадцать второго, это неважно. Как будто нет никаких сил гравитации и мы существуем в невесомости. Строительный конвейер клепает один этаж за другим, один дом за другим, одну улицу за другой. Не знаю кому как, но когда я вижу дома-чемоданы нашего Плехановского жилмассива, меня, помимо моей воли, охватывает какой-то ужас (фото 11). Я как-то остро начинаю ощущать огромную разницу между качеством проектирования организма человека и качеством проектирования этих предельно примитивных унылых коробок. Современные коробки не так унылы, но, по сути дела, мы все равно топчемся на месте.
Принцип постепенного изменения формы мне удалось обнаружить только в одном месте - в опорах боковых пандусов того же ТЮЗа (фото 12). В данном случае нет ни одной похожей опоры. Их форма постепенно меняется и как бы растет вслед за уровнем пандуса.
В заключении хотел бы привести еще пару цитат:
"Город необходимо рассматривать как живой организм"
"Силовые потоки энергии, информации и вещества, интенсивно поступающие в систему, прочерчивают на поверхности ареала… витки. На их орбитах, в "горячих" точках ареала возникают периферийные центры активности, окруженные тканью жилой застройки."
Эти мысли были написаны не кем-нибудь, а Валерием Петровичем Арбатским в книге "И увидел я город" в 1996 году, еще до того как он стал главным архитектором нашего города. Написано вроде бы все правильно. Одно только смущает. Бесконечно далек путь от размышлений о "прочерчивании на поверхности ареала витков" до реальных технологий проектирования, основанных на решении многокритериальных оптимизационных задач.
Фото 2.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 12.
дата выставления: 16.09.2004
Комментарии
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии