Главная / Архитектура / Статьи /

Опыт научного исследования в форме фельетона (на правах рекламы)

Радзюкевич А.В.
Часть первая (комическая)


В архитектурную мастерскую энергично входит крутой новый русский и бесцеремонно обращается к сидящему там над кипой чертежей архитектору:
- Слушай, брателло, я тут в Риме побывал, такой клевый домик видел, отпад.
- Здравствуйте. Присаживайтесь, пожалуйста. Что за домик?
- Да, круглый такой с колоннами, название только из башки вылетело. Вот решил себе такой-же построить.
- Построить? Такой же?
- Ну да, а чо? Площадку я уже забил. Рядом с цирком.
- Рядом с цирком? М-м-м-м-э-э-э….
- Ты чо, брателло?
- Э-э-э-э-э…
- Ну да, круглый с колоннами, дырка там еще круглая в потолке.
- Дырка? В потолке? Так это Пантеон что ли?
- Во во, Понтеон! С понтом значит!
- О-о-о-о…
Архитектор отрывается от бумаг и не мигая начинает таращиться на вошедшего. Глаза его становятся большими и круглыми как у стрекозы. Видно, что в его голове застрял какой-то большой и неразрешимый вопрос.
- О-о-о-э-э-э…
- Ты чо. Да ты вааще архитектор тут или кто?
- Э-э-э-м-м-м-да-а-а-э-э проектируем мы…
- Так архитектор ты или нет?
- Э-э-э-д-д-д-а-а-а, архитектор.
- Ну, дак чо тогда? Дом мне надо. Круглый с колоннами. Чо такова то?
- М-м-м-э-э-э-э…
- Вон в штатах я был. Так они там сделали отпадный дом с колоннами, точно такой же как в Греции. Этот, как его, Парафинон называется. Мы чо, хуже?
- Парафинон? М-м-м-м-э-э-э-э…
- Чо мычишь. Ты тут чо, не можешь простой круглый дом с колоннами сделать?
- Э-э-э-э-м-м-могу-у-у…
- Ну, дак давай шевелись. У тебя же техника. Прогресс. Компьютеры всякие. Карандаши вон, я вижу, импортные у тебя на столе лежат.
- Э-э-э-э-д-д-д-а-а-а…
- Короче, вот тебе бабки и чиркай проектик для районного архитектора. Скоро буду.
- Э-э-э-м-м-м-э-э-э, подождите? А как же пожарники, санэпидемстанция, э-э-э…
- Пожарники? Какие пожарники? А. Да. Повешу я там огнетушитель. Не волнуйся. Или тебе бабок мало? Ну, дак я еще подкину. Потом.
Дверь за крутым заказчиком закрылась.
Архитектор ошалело уставился ему вслед.
- Как? Сам Пантеон? - возмущенно забегали мысли в его голове - Да как же так? Обитель всех богов! Символ могущества римских императоров! Гениальное инженерное творение! Величайший памятник архитектуры всех времен и народов! В нем покоится прах самого Рафаэля! И это шедевр хочет заиметь в виде копии какой-то самодовольный толстый хряк. "Рядом с цирком" - вспомнил он детали разговора - "С понтом". "Повесит огнетушитель". Как же это я согласился? Это же варварство! Надо срочно его догнать и отказаться от этого идиотского заказа".
Но тут взгляд архитектор упал на толстые пачки денег и мысли его вдруг потекли в другом направлении. "Что толку, что я откажусь? Ведь он тогда пойдет к другому проектировщику, то есть, черт побери, архитектору. У нас ведь таких умельцев полно. Полгорода. Махом ему склепают хоть Пантеон, хоть весь Рим, хоть Венецию с куполами. Зелеными и всякими разными. И ведь построят. И каналы нароют. И районный архитектор им все разрешения подпишет двумя руками. Городской и подавно. Не такие у нас уже номера откалывали. Понастроили кругом одни шедевры. Пройти негде."
Тут он внезапно представил себе, что этот заказ может попасть к самому модному в городе архитектору-академику NN и ужаснулся.
- Нет, нет, только не это. - воскликнул он и быстро стал собираться в библиотеку.
- Конечно, будет плохо, если я возьмусь за эту авантюру - размышлял он по дороге -
но если за это дело возьмется NN, то будет еще хуже. Придется спасать город от большого позора заменив его на маленький. Деваться некуда. Пантеон, так Пантеон. Да и выдумывать ничего не надо. Все уже готово. Привязку только сделаю и все. Чертежи по трактату Палладио сделаю. Оформлю по ГОСТовским нормам. Черт бы их побрал. Да, и в конце концов, не Пантеон же я буду делать, а его макет в натуральную величину. Ни один порядочный бог в макете обитать не станет. И никакого Рафаэля там не будет. Ринутся туда только местные братки погребальные места занимать на случай откидывания копыт. Земля им будет пухом. Однако, никто для них не сможет сочинить надгробную надпись подобную той, которая посвящена Рафаэлю - "Здесь покоится тот самый Рафаэль, при жизни которого природа опасалась быть превзойденной, а после смерти - едва не умерла от печали". Вот, это были люди. Титаны. А теперь одни бакланы - сделал он нелепый и неутешительный вывод.
В библиотеке он заказал литературу про Пантеон. На русском языке ничего, кроме переведенного Жолтовским Палладио, не было. Нерусскоязычной литературы было немало: А.Desgodets, MacDonald, Mark Wilson Jones, А.Claridge, M.Bruno …… Читал, читал. Смотрел, смотрел. Ничего путного не нашел. Пошел в интернет-класс. Полез в Yahoo. Пересмотрел сотни пустопорожних сайтов. Сунулся в Апорт. И вдруг, наткнулся на сайт http://pantheonrome.narod.ru/ . Там какой-то никому не ведомый местный умник выставил результаты пропорционального и метрологического анализа Пантеона. Измерил его в древних мерах - римских локтях. И все так просто стало и ясно. Оказывается, в плане Пантеона было использовано целочисленное соотношение числа "пи" - отношения длины окружности к ее диаметру. Античные математики выражали этот коэффициент через элементарную дробь 22/7 потому что по-другому они тогда и не умели. Математика была такой отсталой. Внутренний диаметр Пантеона оказался равным 98 римским локтям, а длина стены ротоны по внутренней грани - 308 таким локтям. Толщина стены оказалась равной одной седьмой части внутреннего диаметра - 14 локтям римским. Оказалось также, что все ордера Пантеона тождественны друг другу. И, кроме того…. В общем, все что нужно для оформления чертежей там было найдено.
Архитектор скачал картинки на дискеты и заспешил в мастерскую. Нужно было срочно чиркать проектик для районного архитектора. Черт бы его побрал. Точнее их. И проектик, и районного, и этого хряка с его бабками.
Только одно согревало его душу. Свалившиеся на голову халявные бабки он решил потратить на поездку в Рим. Наконец-то он сможет воочию, а не по картинкам, увидеть этот священный и вечный город.

Часть вторая (теоретическая).

Вполне реальная в наши дни ситуация с новоделом Пантеона, абсурдна. Тем не менее, рассмотрим ее более детально с другой стороны. Попытаемся понять, как же все-таки неизвестный зодчий Пантеона производил разметку форм? Какова была его логика формообразования? Несмотря на то, что по Пантеону имеется обширнейшая литература, попыток объяснения закономерностей его формы почти нет. Есть только несколько предположений о метрологической величине внутреннего диаметра Пантеона. Ряд исследователей (W.MacDonald, M.Jones) предполагают, что этот размер, взятый по осям колонн больших алтарей равен ровно 150 римским футам (44,5м = 150 х 0,297м). В работе отечественного теоретика архитектуры К.Н.Афанасьева диаметр стен по внутренним граням принимается равным 140 греческим футам (43,2 м = 140 х 0,309м). Детальное исследование форм было предпринято совсем недавно (Mark Wilson Jones. Principles of Roman Architecture. 1999). В нем в качестве исходного размера был взят диаметр купола по осям колонн. В этом случае получается "круглый" и "удобный" размер в 150 римских футов. Отсюда автор определяет остальные ключевые размеры в величинах римского фута.
Однако, судя по обмерам, ключевой размер мог быть несколько иным. Так внутренний диаметр Пантеона, взятый по поверхности стен ротонды, равен 43,37м, что равно примерно 147 римским футам. Полученный размер не является "круглым", и, на первый взгляд, кажется случайным и вторичным. Но если перевести футы в локти, то получается, что диаметр Пантеона окажется равным 98, а радиус - 49 римским локтям. Число 49 - принадлежит к так называемым квадратным числам (49 = 7 х 7), почитаемым еще во времена Пифагора. Наличие семерки в размере радиуса и диаметра указывает на использование целочисленного заменителя числа "пи" - 22/7. В этом случае получается, что при диаметре окружности в 98 локтей, ее длина должна быть равной 308 локтям. В использовании именно таких величин есть чисто историческая логика. Нам сейчас трудно себе представить, что две тысячи лет не было ни компьютеров, ни калькуляторов, ни арифмометров, ни транспортиров. И решить задачу по определению круговых размеров в интерьере зодчий мог решить только с помощью числа "пи", выраженного через элементарную дробь 22/7 или, в переводе на римские меры - 308/98.
Купол Пантеона делится кессонами на 28 частей. Следовательно, получается, что межосевое расстояние между кессонами равно 11 локтям (308/28=11). Нижний ярус интерьера делится на 8 равных частей по 38,5 локтей (308/8 = 38,5). При этом все межосевые размеры между колоннами интерьера выражаются в целых числах локтей (см. прилагаемые чертежи). Важно, что нижний диаметр колонн малых алтарей Пантеона по обмерам А.Дегодэ (A.Desgodet) равен 0,442м. Отсюда можно предположить, что именно этот размер и стал модулем для размерения всех основных частей храма.
Исследовательский интерес представляет также диаметр Пантеона по наружным граням стен. Он равен примерно55,5 м, что соответствует 126 римским локтям. Отсюда получается, что толщина стен ротонды равна 14 локтям или 1/7 внутреннего диаметра ротонды.
Еще одной интересной особенностью Пантеона является тождество всех его ордеров. Если обозначить элементы ордеров в дактилях (1/24 локтя), то получится следующая картина. Все три ордера Пантеона, большой и малый ордера интерьера и ордер портика тождественны друг другу, отличаясь только масштабом. Наличие повторяемости пропорциональных соотношений между элементами ордеров дает возможность говорить о существовании ряда простейших правил пропорционирования.
Таких правил несколько:
1. Высота ствола колонны равна восьми ее нижним диаметрам;
2. Высота антаблемента превышает высоту капители в два раза;
3. Высота капители равна 9/8 нижнего диаметра колонн;
4. Верхний диаметр колонн равен 7/8 от нижнего диаметра колонн;
5. Высота базы колонны равна половине нижнего диаметра колонн;
Все эти правила не соответствуют данным, приведенным у Витрувия. Кроме того, в Пантеоне отсутствует обозначенный у Витрувия принцип изменения пропорций ордера в зависимости от его абсолютных размеров. Это говорит о том, что зодчие Пантеона либо не были знакомы с трактатом Витрувия, либо попросту игнорировали его в связи со сложностью его восприятия. Даже Альберти, полтора тысячелетия спустя, отмечал непонятность текста Витрувия. Альберти сожалел, что "… Витрувий… писал неотделано… он говорил так, что римлянам казался греком, а греки полагали, что он говорит по латыни, на деле же оказывается, что не был ни римлянином, ни греком… тот, кто писал так, что мы его не понимаем, все равно как если бы для нас вовсе и не писал. " ( Альберти. 6.1.). По видимому, зодчим Пантеона (по одной из неподтвержденных пока гипотез им был грек Аполлодор) текст трактата Витрувия был либо не понятен, либо вовсе неизвестен.
Кроме того, факт тождества ордеров говорит о том, что все они были возведены одновременно или, по крайней мере, запроектированы как единое целое. Это существенный момент, так как имеется предположение, согласно которому портик Пантеона был пристроен к ротонде значительно позднее, в 202 г. н.э. во времена императоров Септимия Севера и Марка Аврелия. Основная же часть храма, так называемая ротонда, была построена в промежутке между 115 и 125 гг. н.э. при императорах Траяне и Адриане. В пользу гипотезы о более поздней пристройке портика говорит тот факт, что элементы портика выполнены с использованием более поздних технических приемов. По всей видимости, портик был действительно пристроен к ротонде позднее, однако выполнено это было с точным учетом пропорций ордеров ротонды. Можно даже предположить, что Пантеон первоначально был запроектирован с портиком как единое целое, однако, сразу смогли построить только ротонду без портика. И только примерно через 80 лет появилась возможность осуществить проект полностью и пристроить к ротонде портик.
Таким образом, казалось бы, абстрактный вопрос о пропорциях Пантеона привел к результатам, которые дают возможность не только выявить особенности его формообразования, но и уточнить наши представления об истории его возведения.
дата выставления: 29.09.2003
Комментарии
26.12.2010 Геннадий
http://www.fivedoves.com/letters/nov2010/2010-17%201.jpg Здесь немного футурологических заморочек. Но любопытно: есть и 1260, и - 2520 дней...
08.04.2010 Геннадий
Немного совпадений Диаметр Пантеона (наружный) - 126 римских локтей. Верхний диаметр Александровской колонны - 126 дюймов (10,5 футов). Длина земного экватора (по Эратосфену) - 252 000 стадиев (по 21 000 стадиев на каждое зодиакальное созвездие). Мерило новгородское представляет меру в 1 / 21 сажени (3 варианта саженей). Таким образом длина окружности (по правилу: Пи = 22 / 7) при диаметре в 1 сажень составит 66 частей (след сарацин?), а при диаметре в 1 / 2 сажени (10,5 футов) - 33 части (ближайший аналог - числовой конструкт "Магический квадрат Гауди"). Иисуса принесли в храм на 33-й день жизни (смотри Евангелие Псевдо Матфея).
14.10.2003 автор
Никакого противоречия здесь нет. Я считаю, что самообразование дополняет образование. Задача ВУЗа дать студенту материал который он должен сам «переварить» и самостоятельно выстроить ОБРАЗ профессии. Не всем это удается. Кому-то это кажется ерундой. Я же для себя выстроил ОБРАЗ профессии в отдельно взятом городе Новосибирске и понял, что есть вещи более интересные.
13.10.2003 
Номенклатурные тексты всегда надо делить на 16 или даже 32
13.10.2003 Стерва.
Андрей Владиславович! Как это понимать???? САМООБРАЗОВАНИЕ??? Не так давно на этом самом сайте в студклубе Вы рассказывали о том, какое хорошее в НГАХЕ образование...у Вас уже другое мнение?
12.10.2003 Автор
Проектная работа, которой я в свое время наелся, отбила у меня всякое любопытство к тому, чтобы что-то там построить. Я не считаю себя архитектором. Иногда я жалею, что получил архитектурное образование. Точнее - самообразование. Я смирился и просто живу абстрагируясь от этого нагромождения амбиций, увековеченных в камне.
12.10.2003 
Мечтатели. Один, другой, третий... Все предлагают построить другому.
12.10.2003 
Это Радзюкевич-то ?
12.10.2003 Архитектор.
Согласен со Львом. Что толку от вашей теории. Поразите нас дельной постройкой. Из любой древности можно вытянуть практический толк. Вот например ДЖАЗОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ на тему пантеона и будет у нас новосибирский Френк Гэри.
12.10.2003 
Автору! Постройте тоже из любопытства что-нибудь. Любопытно же, какими словами и за что вас потом будут ругать коллеги.
11.10.2003 Льву
Мне интересна история архитектуры. Я ее изучаю из любопытства, а не из-за желания найти нечто, что следует практически использовать. Если Вам так хочется практически внедрить - внедряйте. Могу предложить испекать булочки в форме Пантеона. Убежден, что изучать памятники в деталях можно бесконечно. Но невозможно никой наукой постичь таинство рождения образа. Автор
11.10.2003 Лев.
Автору. Хорошо. Тогда чего вы добиваетесь? Может быть этот опыт и эпизод из фельетона в другом виде все-же применить? например предложите коттедж, магазин, коровник, кинотеатр в форме пантеона или что-то в этом роде. разработайте современную типологию на основе Пантеона. Павильон-Пантеон. Чем плохо? Ваш крутой будет в восторге.
10.10.2003 автор
Цель работы - удовлетворение моего личного любопытства. Источники информации, если поверите на слово, самые серьезные. Если не верите - посмотрите в интернете на количество ссылок на тех зарубежных авторов, которых я упоминаю. Детальный анализ их гипотез я провел, но не стал приводить это в статье в целях экономии места и времени.
09.10.2003 
Хотелось бы понять от автора цель его научной работы и понять насколько серьезны источники информации, которыми он пользовался.
01.10.2003 Моня
Спасибо, сегодня работает, только вот картинки в монитор (19"!) не влезают, но я на ощупь:))) Роме Полянски: "Людмила Прокофьевна, где Вы набрались такой пошлости? Вы же виляете бёдрами как неприличная женщина!"
01.10.2003 Бука
абстрактный вопрос о пропорциях Пантеона привел к неменее абстрактным особенностям его формообразования, и прочей исторической белиберде.
30.09.2003 Моне
http://pantheonrome.narod.ru
30.09.2003 
Полански!!! Офонарел. Ты бы уж в другом диспуте это писал.
30.09.2003 Рома Полански.
Моня! Привет!!! Откуда взялась? Говорят что ты в Москву ездила силиконовую грудь себе сделала. Че правда? Посмотреть можна?
30.09.2003 Моня
Сказочник! Сайта-то нет - наврал. Хи-хи (нет, это не смех, а имя такое), хдеж такие отпуски дают? Помоги с трудоустройством...
Страницы: 12всего страниц: 2
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
  • Паркетный пол HARO.
  • Коллекция солдатиков и военной техники. Компания AWEGOLD
  • Сложные формы в интерьере. Компания «Кориан-Сибирь»
  • Приборы отопления. Тепло-Арт
  • Новая коллекция текстиля ELEGANCIA. Рублевые цены+ складская программа.
  • Золотые акценты в интерьерах вместе с AWEGOLD.
  • Новые коллекций от компании Villeroy&Boch.
  • Лестница Zorg – идеальное решение для малогабаритных пространств.
  • Роскошный стиль вместе с AWEGOLD-LINEASETTE .
  • Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
     
    НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
    Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии