Главная / Архитектура / Статьи /

Архитектурная критика - значение, функции, культура

Швецова И.В., Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
(Планируется к публикации в "Проект Сибирь" №16. Прислано на a3d.ru А.Ложкиным.)
К архитектурной критике среди архитекторов существует сегодня странное отношение. Никто не утверждает, что она не нужна, но и особо желающих поупражняться в этом виде деятельности, за малым исключением, пока не находится. Одной из причин этого, по-видимому, является недавнее и незавидное прошлое этой деятельности в профессиональном архитектурном сообществе, нежелание играть роль носителя "устаревших" идей и ценностей, другой причиной - нежелание выступать в роли "судьи", стать причиной унизительного коммунального скандала. Последнего же можно достойно избежать, если обратиться к культурным нормам этой деятельности.
Еще в начале 90-х годов в одной из статей В.Л. Глазычев, цитируя создателей CICA (международный совет критиков архитектуры, созданный в 1978 году), обозначил роль и смысл критики сегодня: "Критики - не судьи, а архитекторы - не подсудимые. У архитектурной критики более существенная роль: ломая любые табу, любые шаблоны мысли, стремиться к развитию архитектуры, нацеленной на достижение лучшего качества жизни, повышение мощи творчества, на яркое выражение индивидуального и коллективного воображения. Критика должна быть признана сущностной частью архитектурного процесса - от стадии первичного замысла до стадии реализации". По мнению В.Л.Глазычева, до тех пор, пока критикой будет считаться оценочное высказывание в адрес индивидуальной постройки или проекта, ситуация с архитектурной критикой не изменится [2].
Судя по этим высказываниям, сегодня архитектурная критика должна выполнять иные функции, нежели в предыдущих исторических ситуациях, что, к сожалению, не понимается некоторыми практикующими "критиками". Вместо организационной работы по снятию конфликтов она занимается их порождением, это называется "маленькой провокацией и вызовом оппонентов на дискуссию"[4]. Автор этих слов вряд ли дождется ответного текста с названием "Почему в Новосибирске хорошая архитектура?", так как такие выводы, как правило, делают гораздо более поздние поколения, нежели живущие сегодня. Это закон истории… А вот в обострении конфликта и в разобщении архитекторов, непосредственно участвующих в разрешении многих сегодняшних проблем, автор преуспел, и даже поработал на те структуры, борьбу с которыми он якобы объявил.
Какие же функции архитектурной критики уходят в прошлое и, возврат к которым отбрасывает нас в незабвенные времена? Это, прежде всего,- социальный контроль, осуждение, поучение, воспитание "инакомыслящих", в лучшем случае - посредничество с потребителем и объяснение ему, "непонимающему", роли и престижа профессии архитектора. Этот профессиональный снобизм присущ и сегодня многим архитекторам, что чаще всего разрушает продуктивную работу архитектора во взаимодействии с другими участниками архитектурно-строительного процесса.
Сегодня главными функциями критики являются организация Понимания существа и содержания происходящих ПРОЦЕССОВ, с которыми сталкиваются архитекторы в своей деятельности, а также ИДЕЙ и ЦЕННОСТЕЙ, в рамках которых живут и работают разные архитекторы, а также Соорганизация участников общей работы, а не разрушение их коллективной деятельности. Критик, прежде всего, должен уметь - понимать и организовывать такое Понимание между участниками, а также уметь ценить любые идеи, хотя и порожденные в пространствах различных культур и соответствующих им ценностей. Единственная ценность, с которой невозможно работать, - это: разрушение и уничтожение всего и вся - памятников ли нашей истории (не столь долгой для нашего города), памятников ли архитектуры, в какой бы стилистике они не были бы созданы ( эклектика - это не клеймо непрофессионализма, а один из сложнейших приемов и средств архитектурной композиции), а также культуры и самой действительности профессиональной коммуникации.
Развитие архитектуры как результат организации качественной профессиональной коммуникации с организацией процессов мышления и коллективной мыследеятельности - вот главная цель и назначение архитектурной критики сегодня. Для ВНУТРИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ критики, которая должна помогать решать многочисленные сегодняшние проблемы города Новосибирска, а не городов Чикаго или Бильбао. Культурологические же или внешние функции критики, т.е. соотнесение достижений новосибирских архитекторов с процессами, происходящими в мире архитектуры вчера, сегодня или завтра, следует предоставить специалистам - культурологам и историкам как сегодняшним, так и будущим. Поверхностные, субъективные и поспешные суждения в этой области задевают не столько критикуемых авторов, сколько вызывают чувство неловкости за такой уровень профессионализма и культурности самого "критика".
Сегодня КУЛЬТУРА является механизмом удержания различений и возможностей творить новые пространства существования человека. Культурность человека (также как и критика) определяется не только его вписанностью в данную среду - это результат воспитания и меры, не только его знакомством с набором художественных произведений - это результат подготовки и образования, а тем - в состоянии ли человек, столкнувшись с незнакомым ему явлением, поставить его в ряд других или признать уникальным, не впадая при этом в соблазн обозвать это чужим (и, следовательно, с коммунальной точки зрения, подлежащим уничтожению) или посчитать его бессмысленным и бесполезным и отторгнуть [1]. Современное общество не только сильно дифференцировалось, но и стало реально ПОЛИКУЛЬТУРНЫМ. Это заставляет предполагать переход к другой ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ общества и культуры, а также профессии и профессиональной критики. Технологии и технологические формы организации - это то, что лежит в основании любой деятельности сегодня. Роль критика как организатора и соорганизатора любой деятельности в условиях всеобщей поликультурности общества и профессии предъявляет к нему чрезвычайно сложные и особые требования.
Поэтому сегодня неуместны такие критерии оценки архитектурного объекта как "мировой стандарт" или "местечковость", "взгляд европейца", "современные представления об архитектурной форме" и тому подобные для критики любого архитектурного произведения. Тем более, что речь, в основном, идет о критике формальных решений отдельных зданий по причине не осведомленности некоторых архитекторов в "образцах современной архитектуры", которые отобрал критик в соответствии со своими ценностными эстетическими установками. Пространство существования современной архитектуры, его разноликость и доступность в ознакомлении с любыми "образцами", и даже "эталонами" допускает ВСЕХ КО ВСЕМУ, что является сегодня главным достижением постсоветского этапа развития новосибирской архитектуры. Поэтому любые попытки навязать чьи бы то ни было субъективные взгляды, ограничив свободу творчества профессионала в его эстетических предпочтениях, сегодня неуместны, наивны и разрушительны для ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ, ценность которой для критика должна быть основной, главной и непреложной.
В заключение хотелось бы сказать, что наиболее эффективна критика сегодня там, где собственно происходит процесс творения с решением многочисленных сиюминутных проблем, а также тех проблем, которые способен увидеть профессионал, если он таковым является. Можно порассуждать в дальнейшем, в том числе и о некоторых нормах профессиональной критической работы. Первое, что должен делать профессиональный критик сегодня, - это не искать "злой умысел", не поучать людей, занятых реальным делом, не ставить им оценки и не навешивать ярлыки. Главным его умением должно стать Понимание - не столько эстетического результата архитектурной работы (за который отвечает Автор и не столько перед сегодняшними, сколько перед будущими поколениями), а понимание тех проблем и задач, которые ставил и решал архитектор как социальный проектировщик и градостроитель. Критиковать культурно можно только после того, как критик потрудился реконструировать процесс творения до постановки проблем, откуда этот процесс собственно и начинается. А это не простая интеллектуальная работа, и строить ее желательно в присутствии автора, а что особенно важно, в атмосфере доброжелательности и конструктивности.
Конечно, такая критика существует в каждом творческом коллективе, как нормальный механизм реализации идей и поиска оптимальных решений для сегодняшних задач, в сегодняшних условиях существования строительной базы и человеческих ресурсов.
Такой культуре критической работы пытаются обучать современных студентов в ВУЗе, а работающие архитекторы осваивают ее в профессиональной деятельности.
К сожалению, некоторые из сегодняшних "критиков" получили свое образование как раз в те времена, когда критика выполняла функции воспитателя и контролера с позиций соцреализма, а аналитические работы считались прерогативой ученых и исследователей.
Сегодня архитектор-профессионал должен владеть нормами многих деятельностей, составляющих профессию, в том числе и проектирования, программирования, исследования, конструирования архитектурной формы, а также владеть техникой культурной критической работы. В сегодняшних ВУЗах этому должны обучать не избранных студентов, а всех, претендующих на получение диплома Архитектора. КРИТИКА сегодня - не звание, а прежде всего техника, умение, и даже - ТЕХНОЛОГИЯ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. НИКИТИН В.А. Организационные типы современной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. РАН. Российский институт культурологии. Москва. 1998.
2. ГЛАЗЫЧЕВ В.Л. Об архитектурной критике. ЗОДЧЕСТВО №3(22). 1990.
3. ГЛАЗЫЧЕВ В.Л. Учебная программа по курсу "Архитектурная критика и стилистика". Сборник учебных программ . Московский архитектурный институт. Москва. 1997.
4. Александр Ложкин. Почему в Новосибирске плохая архитектура? Новосибирск.2002.
5. Александр Клевакин. Достижения реальные и мнимые. СИБИРСКАЯ СТОЛИЦА. №6. Новосибирск.2001.
дата выставления: 23.04.2003
Комментарии
04.06.2003 Nemetzzz
Архитектор я тоже с тобой согласен, не надо акцентировать внимание на идиотов склочников, а надо спорить это же диспут , в споре рождается истина или хотябы приближение к ней...........
02.06.2003 admins
Архитектору! Мы - за!
01.06.2003 Nemetzzz
"В споре рождается истина". На наш взгляд это действительно так. И, поскольку мы очень хотим докопаться до истины или хотя бы приблизиться к ней, серьезное внимание мы уделяем общению, виртуальным спорам, диспутам, консультациям. Предполагается, что дискутировать мы будем на достаточно высокие темы, народ, видимо, здесь будет собираться достаточно интеллигентный, и поэтому мы смеем надеяться, что наши дискуссии не опустятся до уровня уличных перебранок. Мы, в свою очередь, будем поддерживать соблюдение правил дискуссий на нашем сайте. А теперь о главном. Мы предлагаем вам участвовать в дискуссиях и обсуждениях, ставя перед собой несколько задач. Во-первых, нам действительно интересно, как и о чем мыслят современные люди. Нам интересны ваши мнения в самых различных областях знаний. Со временем, основываясь на них, мы будем делать резюме по различным темам. Во-вторых, мы предоставляем вам возможность быть не только творцами, но и критиками: вы сможете здесь не только самовыразиться, но и оценить деяния других. Мы надеемся привлечь сюда тех, кому действительно небезразлично, куда и к чему катится мир. Давайте вместе размышлять и искать ту самую истину, ради которой и затеваются все споры.
01.06.2003 Nemetzzz
Попробуй только удали мои мысли - цензор......
01.06.2003 Nemetzzz
Новая цивилизация зарождается в наших жизнях, и те, кто не способен увидеть ее, пытаются подавить ее. Эта новая цивилизация несет с собой новые семейные отношения; иные способы работать, любить и жить; новую экономику; новые политические конфликты, и сверх всего этого - измененное сознание. Кусочки новой цивилизации существуют уже сейчас. Миллионы людей уже настраивают свою жизнь в соответствии с ритмами завтрашнего дня. Другие люди, боящиеся будущего, бегут в безнадежное, бесполезное прошлое; они пытаются восстановить умирающий мир, в котором они появились на свет. Начало этой новой цивилизации - единственный и обладающий наибольшей взрывчатой силой факт времени, в котором мы живем. Это - центральное событие, ключ к пониманию времени, следующего за настоящим. Это - явление столь же глубокое, как и Первая волна перемен, вызванная 10 тыс. лет назад внедрением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая волна перемен, связанная с промышленной революцией. Мы - дети последующей трансформации - Третьей волны. Мы подыскиваем слова, чтобы описать всю мощь и размах этих необыкновенных перемен. Некоторые говорят о смутном космическом веке, информационном веке, электронной эре или глобальной деревне. Я говорю, что мы стоим перед технотронной эрой. Советские футурологи говорили об НТР - "научно-технической революции". Я же много раз писал о наступлении "супериндустриального общества" Однако ни один из этих терминов, включая мой собственный, не является адекватным. Некоторые из этих определений, придавая особое значение какому-либо единственному фактору, не расширяют, а скорее сужают наше понимание. Другие определения статичны, они предполагают, что новое общество может войти в нашу жизнь гладко, без какого-либо конфликта или стресса. Все эти определения далеки от того, чтобы передать всю силу, размах и динамику перемен, надвигающихся на нас, или того напряжения и конфликтов, которые эти перемены влекут за собой. Человечество ждут резкие перемены. Оно стоит перед глубочайшим социальным переворотом и творческой реорганизацией всего времени. Не различая еще отчетливо этой потрясающей новой цивилизации, мы с самого начала участвуем в ее строительстве. Вплоть до настоящего времени человечество пережило две огромных волны перемен, и каждая из них, в основном, уничтожала более ранние культуры или цивилизации и замещала их таким образом жизни, который был непостижим для людей, живших ранее ................................
01.06.2003 Nemetzzz
В то время, когда террористы играют в смертельные игры с заложниками, когда происходят колебания валют в связи со слухами о третьей мировой войне, когда горят посольства и штурмовые отряды зашнуровывают свои ботинки во многих странах, мы в ужасе взираем на газетные заголовки. Цена золота, этого чуткого барометра чувства страха, побивает все рекорды. Банки дрожат. Инфляция не поддается никакому контролю. А правительства во всем мире доведены до состояния паралича или крайней беспомощности. На этом фоне огромный хор разных прорицателей и прорицательниц наполняет атмосферу своими предсказаниями рокового исхода. Пресловутый "человек с улицы" говорит, что мир "впал в безумство", а эксперт указывает на множество тенденций, которые ведут к катастрофе. Я предлагаею совершенно другую точку зрения.
31.05.2003 Архитектор.
Понятно, что люди пар выпускают, стресс снимают. Дело полезное. Adminы, не заморачивайтесь на идиотов склочников. Предлагаю четко поделить диспуты. Пусть на одних будет авторизация и чистки отклоняющихся от темы, на других анархия (без мата). Толпа разделится по интересам. Все будет нормально. Лицемерить глупо: читаем в основном только диспуты. Давайте подтягивать уровень. Admins, вы за? Привет однокашникам! Улыбочку, снимаю, сейчас вылетит птичка.
31.05.2003 Крот.
Пусть покупается тот, кто продается- мне и так все понятно. Люди пашут каждый день, реализуют себя, в будущем хотят зарабатывать деньги с рекламы. Криминала никакого нет. все хорошо, мне нравится. Завистников нацепляли как репья вот это плохо. Полянски! Ты раскололся, что просто вредишь. Натура что ли такая? Давайте заканчивать личные рзбирательство, за всех обидно. Брошкиной. Я писал и высказывался, не так витиевато, как Вы МАДАМ, это Ваше горе. Утонули в словах. Кто-нибудь предложил что-то практическое? Кидаетесь репликами как подушками в детском саду. Обидно.
31.05.2003 Алексей.
Люк, Вы только на диспуты ходите? Здесь есть очень даже неплохие материалы. Читаю с интересом. Как раз диспуты читаю с удивлением.
31.05.2003 Зритель
Браво, Юлия! Ход неплохой, честное слово можно "купиться" на Ваши "откровения" .
31.05.2003 Мусиенко Ю.
Моя утопия - избавление Новосибирска и новосибирских архитекторов и дизайнеров от провинциализма, их осознанное и достойное вхождение в общемировое культурное пространство. Одно из средств – интернет. Я отдаю себе отчет в качестве того, что мы сейчас делаем, но это ступень... лучше сказать, что мы создаем почву для тех из нашей среды, кто еще придет и скажет, сделает больше и лучше. Все началось с SibDESIGN, идея создать который посетила меня в самый канун 2000 года (название было придумано несколько позже совместно). Так ( практическим трудом вместе с Н.Н. Столяровым и Е.И. Мусиенко) Новосибирск обрел первый электронный журнал по дизайну...и даже то, что потом Н.Н. Столяров ушел из Академии, а сотрудничество по Сибдизайну закончилось, я думаю, в широком контексте не оказалось потерей, более того, привело к очередному витку развития, т.к. теперь у нас в городе есть два сайта в формате электронного журнала. Поле деятельности здесь непаханное, хватит работы многим... Присоединяйтесь, господа, творите свое и не повторяйте наших ошибок... A3D, фактически, - специфическое средство массовой информации и место общения определенной группы людей. Мы намеренно позволяли диспуту все это время развиваться по естественным законам...Зато, господа, как тут некто говорил, можно посмотреться в эти реплики как в зеркало и сделать немало выводов. Очевидно, что слишком либеральный подход не оправдался: есть в анонимности существенный изъян - безответственность и безнаказанность реплик. Даже сейчас ситуация выглядит примерно так: я (без маски, так как подписываюсь своим именем) стою на арене... как под прицелом. Вокруг - масса людей в масках...Им весело…Они найдут в моей писанине массу грамматических и синтаксических ошибок, глупостей, просчетов и т.д. и т.п. («На весь мир пирожка не испечешь»).И я отчитываюсь перед неизвестным мне человеком «как девочка».А Вы, похоже, хотите не просто отчета, но даже исповеди…Заведомо неравная ситуация. Вы, Люк, ничем не рискуете, что бы Вы не написали, вас никто не идентифицирует... Впредь я не буду отвечать анонимам. Итак, вернемся к сайту. Пока построен первый его блок, строится следующий - информационно-практический (именно он, по идее, и должен быть коммерческим, чтобы позволить существовать и развиваться этому первому блоку). Определенная редакторская идеология у меня есть, но я до сих пор старалась слушать других… Хотите узнать о наших коммерческих амбициях? Думаете, что они «лежат во главе угла» ? Они есть, но не зашкаливают, (на уровне хороших, стабильных заработков проектировщика, фактически, моих же, но, чтобы работа над сайтом стала профессиональнее, нужна рокировка этой деятельности). Очень многое упирается в финансы. Очевидно, чтобы вести активную профессиональную издательскую работу, нужен профессиональный штат. А теперь, Люк, скажите, кто Вы. Если человек не стесняется своих мыслей, убеждений, слов, почему бы ему не выступать открыто? Какова Ваша утопия? Каким Вы хотели бы видеть этот сайт?
30.05.2003 Люк Б.
Все сложно, и я не поверю. Разумеется. Кто же вот так, сразу, расскажет о своих реальных целях? ..... Но участвовать в бесцельном предприятии так же скучно, как и не участвовать в нем. Только траффик тратится. Видимо, Брошкина поступила верно............ Стоит зайти сюда через месяцев 6. Удачи Вам, Юлия.
30.05.2003 ПатриАрх
Ладно, общайтесь сами с собой.
30.05.2003 
Не пеняйте на зеркало! Не американские же шпионы все реплики здеся за вас пишут.
30.05.2003 Брошкина.
Ээээ!!! Охолонитесь, господа хорошие! Негоже на других пальцем показывать, в чем сами, позвольте спросить, отличие имеете? Вы, батенька Крот, опилочки-то свои почаще демонстрируйте, мы-то уж как нибудь сподобимся сие на предмет качества оценить. Впрочем, иссякла я, старушка убогая... Истинно говорю, не во мне заковыка-закатываются звезды в таблоидах ваших, господа хорошие. За внимание благодарствуйте-с! Откланяться разрешите. P.S. Юлия, не серчайте, трудитесь с миром.
30.05.2003 
Ну вот теперь все на своих местах! Снова склоки и есть о чем всем вам поговорить!
30.05.2003 Крот.
Давно пора все назвать своими именами. Немец, Брошкина, Полански и остальные провокаторы! Перестаньте молоть чушь, у вас в голове опилки, создается впечатление, что у остальных тоже.
30.05.2003 Валера.
Теперь все понятно. Полански! Не занимайтесь глупостями. Хорошо, что этот сайт есть, мы привыкли втаптывать в грязь все подряд. Сайт хороший. Юлия, желаю успехов!
30.05.2003 Роман Полански.
Патриарху. Не обольщайтесь. Я не кретин как некоторые! Терпеть не могу правильных целей и девочек - отличниц. Буду мешать созданию вашей "культурной профессиональной среды" всеми силами.
30.05.2003 ПатриАрх
Юлия! В таком случае уже смеяться можно. Вы всерьез думаете, что профессиональная среда может состоять или допускать в себя таких кр*тинов и п****болов, как Полански или Немец?
Страницы: 123456всего страниц: 6
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Статьи
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии