Главная / Архитектура / Персоналии /

Артур Лотарев - цена и методология успеха

Интервью взяла Мусиенко Юлия, практикующий архитектор-дизайнер, главный редактор электронного журнала о дизайне и архитектуре A3D.ru
Расширенная версия интервью с Артуром Лотаревым,
Исполнительным директором, главным архитектором ООО "АкадемСтройПроект", Членом Союза архитекторов России, Доцентом НГАХА
Интервью создавалось для Альманаха Союза Архитекторов России АРХИТЕКТУРА.РУ, куда вошло в сокращенном варианте. Вашему вниманию предлагается полная версия.

-Артур, не секрет, что скоро Вы будете отмечать 40-летие. Естественно, наверное, подводить какие-то промежуточные итоги на профессиональном, да и на жизненном пути... «собирать камни», как говорится?
-40 лет... А вообще в Японии в 40 лет проводится конкурс для МОЛОДЫХ архитекторов.

-И я как раз о том же. Вы — один из немногих молодых архитекторов Новосибирска, с очень большим по местным меркам количеством построек, с немалой известностью и головокружительной карьерой, Вы создали собственную серьезную компанию ООО "АкадемСтройПроект". Как Вам дался такой успех, чем за него пришлось заплатить?
-Хороший вопрос. Да, чтобы собирать урожай, нужно его посеять. Я сейчас вспоминаю как страшный сон те годы, которые предшествовали открытию компании... и даже после открытия. Безусловно, очень серьезное и физическое, и эмоциональное, и моральное напряжение.

Было много объектов, возможно, иногда даже больше, чем мы могли осилить на тот момент. Возможно, где-то жертвовали качеством. Но в любом случае, перфекционизм присутствовал и стремились работать на пределе сил и возможностей. В итоге, думаю, вот это немалое количество спроектированных и построенных домов переросла во что-то большее. Главное, что все объекты, которые уже созданы, мы никогда не бросали на произвол судьбы. Если возникали и возникают какие-то проблемы, мы всегда их решаем... по мере сил. Это же интересно знать, как готовый объект начинает жить, сколько раз на дню и добрым ли словом вспоминают о тебе жители этого дома. С другой стороны, такой подход позволяет учесть все вопросы, появившиеся после завершения строительства, чтобы впредь они уже не возникали в других постройках.

Если вернуться к разговору о подведении итогов на данный момент, то работать я начал еще на 5 курсе, в Военпроекте. А к 36-ти годам приурочил серьезную веху своей карьеры, - создание своей компании - "АкадемСтройПроект". Это хороший старт для архитектора по европейским меркам. К работе в компании я пригласил еще двух партнеров, они не архитекторы, их специфика — менеджмент. Я же действую в одном, своем, зашоренном направлении: архитектура, согласование... А они с другой точки зрения смотрят на развитие компании. Даже иногда тестируют наши работы как потенциальные заказчики.

-Творческий и профессиональный опыт накоплен очень большой. Вы - сознательный реалист, рационалист и практик?
-Да, меня привлекает именно практика в архитектуре. Профессионализм в любой деятельности должен присутствовать на 90%. О чистом творчестве и концептуализме можно немало говорить, но мы же не картины акварелью рисуем. Мы создаем реальное пространство для жизни конкретных людей. Поэтому деление между профессионализмом и витанием в облаках — 90% на 10%. Вот она и рабочая формула.

На сегодняшний день мы работаем над несколькими сложными объектами. По отношению к существующей городской среде в них задан очень высокий уровень ответственности, что требует и огромной творческой отдачи и профессионализма. Мы попытались убедить заказчика, что реализация более интересного проекта будет стоить не намного дороже обычного, поэтому надеемся получить очень хороший для Новосибирска уровень концептуального здания. Здесь все взаимосвязано. Заказчик должен понимать, что инвестиции в интересную, концептуальную архитектуру выгодны. А как убедить заказчика? Он просто должен доверять тебе как профессионалу, практику, способному реализовывать в том числе и концептуальную архитектуру, а не как мечтателю - творцу концепций.

Продолжу эту тему. Не секрет, что творческий путь многих, так скажем, великих людей, складывался одинаково: сначала накапливалась определенная школа, основанная на классических канонах, а потом, после обретения истинного мастерства, творцы позволяли себе создавать что-то дерзкое и концептуальное, взрывать сознание публики. Я думаю, у Вас это тоже впереди... Когда мы увидим пассионарную архитектуру от Артура Лотарева?
-Хочется, хочется... Утыкаемся снова же в возможности и менталитет заказчиков. Но и тут есть изменения, это заметно: за последние три года наши заказчики, даже те, которых я знаю много лет (есть постоянные клиенты) изменили свое отношение к архитектуре. Они, можно сказать, в определенную игру с нами включились: стремимся к лучшему. Думаю, потому, что мы себя позиционируем как компания, бескомпромиссная в работе, мы все время «идем по лезвию бритвы» - либо в ту, либо в другую сторону падаешь — смерть. Все решения проектные «по лезвию бритвы». Заказчиков это пугает, но все же идут с нами.

-Имеется в виду, что Вы пытаетесь выжать максимум творчества и качества и при заданных условиях?
-Да, да, да. Причем же, это опять-таки надо доказать, что предлагаемое нами — оптимум, а чтобы доказать это, мы работаем с финансовой составляющей проекта. Разбуди меня среди ночи и спроси, сколько стоит квадратный метр отделки такого-то фасада или кубометр бетона, наверное, с точностью до 50 рублей, скажу.

-То есть, практическая составляющая - вписаться в определенные рамки — довлеет как кошмарный сон?
-Да. При этом, в каком случае доверие у заказчиков возникает к архитекторам? Когда они уже, во-первых, построили что-то для других, и, во-вторых, построили уже что-то и для себя. И могут аргументировано, на собственных примерах, на собственных ошибках доказывать правильность предлагаемых решений.

Особенно это сказывается на небольших объектах: в жилых домах, дачах, коттеджах. К примеру, у меня было предложение заказчику запроектировать теплые полы и окна до пола, чтоб батарей не было. Естественно, возникли возражения, что, все промерзнет. Но ведь у меня самого 7 лет коттедж стоит, обогреваемый только теплыми полами. Был очень доказательный случай, когда при -42 градусах отключали во всем коттеджном поселке на неделю электричество (сгорела трансформаторная подстанция), при этих условиях температура в доме упала с +24 до +12 градусов и никакого промерзания, потому что теплые полы — это гигантские аккумуляторы тепла. Именно такие жизненные примеры для заказчика убедительны.

-Артур, то есть, Вы - «сапожник с сапогами» - построили свой собственный дом. Насколько он отвечает именно Вашим чаяниям?
-Сейчас я бы многое сделал по-другому: произошли изменения и в моей семье (появилось двое маленьких детей) и несколько изменилось профессиональное мировоззрение, но, думаю, на тот момент, когда дом был заложен, построенное - это максимум того, что можно было сделать при заданном бюджете и условиях.

-Каковы Ваши личные стилистические пристрастия? Воплощены ли они в собственном жилье?
-Может быть, я стал стареть, но мне нравятся самые разнообразные стили и прошло отторжение классики, которую раньше я абсолютно не воспринимал, особенно в интерьерах: люстры вычурные, столики с гнутыми ножками, часы напольные... Сейчас же интерьер моей квартиры именно в классике и сделан. Но одновременно в проектировании у нас на данный момент много объектов в стиле хай-тек, био-тек.

-Хай-тек, био-тек — это не в интерьерах, а для зданий, больших объектов?
-Да, это объемные, большие объекты. Пока их почти никто не видел даже в проектах. До определенного момента мы не презентуем объекты широкой публике, по разным причинам.

-Все Ваши работы, которые я видела, которые обнародованы, на мой взгляд, серьезные, практичные, респектабельные, «без вывихов», как говорится. И я вижу в этом огромный плюс: все в стилистике Новосибирска. У Вас очень грамотный, деликатный контекстуализм. Но ведь мнение, что в Новосибирске плохая архитектура, витает в воздухе, и уже давно. Вопрос: зачем же делать контекстную архитектуру к плохой архитектуре города?
-Мне никогда контекст не нравился в чистом виде, еще со студенческой скамьи. Однажды на глаза попалась статья, где некий архитектор рассуждал о контексте на примере одного из европейских городов. Вкратце, мысль его была такова. Вот вы сейчас считаете, что памятники архитектуры, которые есть в городе, там всегда и были. Но ведь до этого там были другие памятники. Все время идет какая-то смена экспозиций. Поэтому город и живет. И не надо этого бояться. Мы вот сейчас строим памятник архитектуры, но он же через 100 лет не будет отвечать ни эстетическим запросам, ни функциональным характеристикам. Наверное, это надо принять как данность, что рано или поздно все умирает. Как-то я проникся идеей статьи, что все не вечно на земле, и так и стал в творческом смысле дальше двигаться. У меня нет специальной задачи быть контекстуалистом.

-Мое любимое здание, спроектированное Вами, — здание «Ланта-Банка». Оно выглядит очень органично, став грамотной репликой к зданию бассейна «Динамо», построенного в стиле конструктивизма. Единственное, удивляет посадка «Ланта-Банка» без учета специфики рельефа. Прокомментируйте.
-Это, как всегда, вопрос финансирования. Были достойные решения с иной посадкой здания, в них учитывался перепад между Октябрьской магистралью и банком, мы хотели их соединить, но заказчик прикрыл идею. Кроме этого надо учитывать, что в этом месте очень плохая геология. Мы проектировали «Ланта - Банк» на фундаментах, которые были рассчитаны на три этажа, а сумели построить восемь. Исхитрялись, как могли. Под этой оболочкой скрыто столько интеллектуального труда архитекторов и инженеров, что... пересказать невозможно. Да, это получилось супер-конструктивистское здание в прямом смысле слова, а не только стилистическая поддержка бассейна «Динамо», очень красивого здания с точки зрения архитектуры.

-Насколько я знаю, Вы активно сотрудничаете с иностранными компаниями?
-Мы активно работаем, вернее работали, с AEDAS. Сейчас у нас совместный проект идет не так динамично, так как оформляется земля. Пока нет активного взаимодействия. А вообще я к ним в Европу не раз ездил, они у нас здесь были. Они разрабатывали концепцию, мы ее адаптировали под наши сибирские условия и представляли лицо этой компании в Новосибирске. С AEDAS мы пока одно здание запроектировали, на Кирова. Раньше там был Sky City, сейчас будет жилой комплекс.

-Какие положительные и негативные стороны Вы видите в сотрудничестве с зарубежными партнерами?
-Только, наверное, позитив. Иностранцы расфокусируют сознание. Когда смотришь, как они работают, вроде, все то же самое. Вот у них (AEDAS) офис, не поверите, такой же, и даже по цвету, как у нас. Все то же самое, люди те же. А работают они по-другому. У них менеджмент, управление проектами выстроено более четко, особенно четко определены и соблюдаются сроки. Вот мы все время в рамках изначально жестких сроков, а потому в ситуации спешки и как бы уже заданного опоздания находимся: надо всегда «вчера» начинать строить, а еще же экспертиза! И давайте на свой страх и риск, пока экспертизу не прошли, рабочку начнем делать, мы понимаем, что это неправильно, но нам надо котлован копать... Вернее, мы уже начали его копать... Вот в этом режиме постоянного стресса получается очень неритмичная работа и процесс неправильно выстраивается, возможны ошибки и нестыковки.

А европейцы четко говорят, что быстро не могут сделать эскизный проект. Концепцию еще дольше надо делать. 4 месяца они берут на концепцию и не меньше 3 месяцев на эскизный проект. За 7 месяцев мы же выдаем стадию «Проект», экспертизу проходим и рабочку выдаем. Соответственно, качество наше другое - хуже намного качество. Чтобы выточить какие-то решения, отработать их до европейского абсолюта, думаю, нужно не меньше полутора лет тратить на проектирование, а у нас только 6 месяцев.

Еще интересно. У европейцев от момента покупки земли до сдачи в эксплуатацию проходит три года. Значит, покупка земли и проект — 1,5 года, стройка — 1,5 года. У нас тоже от момента покупки земли до ввода в эксплуатацию проходит три года. Те же самые сроки. Но на проект уходит 6 месяцев, на строительство 2,5 года. Потому что в эти 2,5 года почти все переделывается, что сделано в предыдущие полгода. Все время какие-то накладки, все время какие-то проблемы, не стыковки. А европейцы делают проект настолько качественно, что по нему строить можно быстро: потратив время на проектирование, они экономят его на строительстве.

-В Европе уважают труд архитектора и не допускают переделок.
-А переделки априори не могут быть, законодательством запрещено. Меня просто откровенно не понимали, когда я рассказывал про авторский надзор. У них такого понятия нет. Строительная компания должна все выполнить точно по проекту.

Если что-то сделано неправильно, то эти строители на рынке больше не присутствуют. Никому даже в голову не придет делать не по проекту - разорятся. Как в Берлине, на галерее Лафайет. Компания, которая переделывала трижды стеклянный атриум, обанкротилась, и она сейчас не существует.

-Дойдем ли мы когда-нибудь до европейской системы проектирования и строительства?
-Это должна совершиться культурная революция. Должно что-то измениться в обществе. В культуре. Но и энергии не хватает нашим архитекторам, это надо признать. У нас очень немного активных архитекторов, способных принимать а потом аргументированно и убедительно отстаивать свои решения.

-А вообще могут архитекторы себя начать так позиционировать: как я сказал и сделал проект, так и будет? Есть ли в Новосибирске архитекторы, которые близки к этой позиции?
Я думаю, при таком подходе, это будет их последний проект. У нас в обратную сторону процесс идет. Вопрос ставится иначе: либо ты проектируешь в рамках обозначенных заказчиком, либо над зданием будут работать другие проектировщики. Должен, безусловно, поменяться заказчик. Он не должен витать в облаках и считать, что хорошая архитектура может быть дешевой, а проектирование быстрым. Необходимо при разработке бизнес-плана закладывать реальные сроки на проектирование с учетом получения качественного результата, а не гнаться за количественными показателями. Интересная, качественная архитектура может быть не супер-дорогой, но все равно, чтобы что-то нестандартное возникло, нужно вкладывать и вкладывать...

-Безусловно, не только в строительство, даже в проектирование необходимо дополнительные деньги вложить...
-Я готов делать более качественную архитектуру в эти деньги. Конечно, для нас увеличение продолжительности проектирования — это прямые потери, мои накладные расходы, но у нас несколько объектов сейчас идет, где удалось договориться с заказчиком, и мы не будем выдавать сразу всю рабочку. Начали строить фундамент, дальше мы не лезем, проектируем, вытачиваем. Проводим совещания, даже презентации для заказчиков.
К слову сказать, презентации — это то, что великолепно делается в Европе. Пример, мы сидели в AEDAS, и они презентовали дом для нашего новосибирского заказчика. Во-первых, начали они не с жилого дома, начали с образа города Новосибирска. Интерпретировали они его так: когда, фигурально выражаясь, в отвалах горной породы копаешься-копаешься и вдруг бриллиант находишь, ты сразу вокруг ничего не замечаешь... Потом еще другой бриллиант, месторождение. Ощущение такое, что мир поменялся вокруг, когда ты увидел вот эти сияющие вкрапления. Не было как будто ни серости, ни грязи... Соответственно, вот эти бриллианты-здания в городе могут кардинально поменять сам город и ощущение от него.

-А AEDAS сами за что зацепились в Новосибирске? Я считаю, что у нас есть доминанта - Оперный театр, который задает определенный гигантский масштаб, проецируемый на Красный проспект, на Вокзальную магистраль, и это даже неплохо, так как в этом многие усматривают «столичность» Новосибирска, но жаль, что город и дальше живет «гулливеровским» форматом - у нас нет уютной среды исторического города, чистых и доброжелательных улочек с прорисованными деталями...
-Да, город имеет такую структуру. И зацепиться здесь можно только за людей, за потенциал. Вообще иностранцы чувствуют потенциал города. Что такое потенциал? Это просто: есть куда расти, куда развиваться. В Европе все достигло предела, возможности лимитированы, площади освоены. Из года в год я езжу заграницу и чувствую, как люди меняются, даже улыбаться стали меньше. У них все меньше и меньше энергетики остается. И тут они приезжают в Новосибирск, да, у нас с улыбками вообще не здорово... Но иностранцы же чувствуют, что есть сила, пространство есть, заказчик куда-то стремится, готов деньги вкладывать. Вот это очень важно.

Я общался с главным архитектором AEDAS (у них штаб-квартира в Варшаве) и спросил, почему они согласились за маленький гонорар вкладывать в Новосибирск свои таланты. Он ответил, что заказчику поверили, который готов идти на какие-то эксперименты... и если у вас в городе все будет хорошо, значит, и у нас все будет хорошо. Мы же все братья-славяне. Так они рассуждают.
-О, это здорово — залог того, что у новосибирской архитектуры есть будущее!

-Артур, а у Вас есть желание, чтобы народ знал, что те или иные здания созданы именно Вами? Гипотетически представим ситуацию, что на каждом доме висит табличка, называющая архитекторов данного здания. Как Вы думаете, это вообще имеет смысл?
-Даже пусть не на доме, то хотя бы на паспорте объекта. Смотрим импортные паспорта: владелец, инвестор, ген подрядчик, ген проектировщик, субподрядчики, даже кто озеленение делает, все написаны. Соответственно, во-первых, это как-то поднимает в глазах общественности уровень профессии архитектора, во-вторых, возникает ответственность архитектора за его детище, есть кому предъявлять претензии.
В Новосибирске даже авторства сложно добиться на свой проект. Но уже есть сдвиги. Сейчас на Красном проспекте будем вешать паспорт объекта по европейскому образцу.

А чтоб на здании табличка висела — это другой вопрос. Это, наверное, не архитектору решать, не ТСЖ, а чтоб общественность решала.

-Лично я бы хотела знать проектировщиков некоторых зданий, чтобы либо похвалить, либо поругать. Как Вы относитесь, так скажем, к не очень качественной архитектурной застройке? «Взрывать» или деликатно и эволюционно гармонизовать, добавлять, изменять?
-Я по жизни перфекционист. Пытаюсь во всем добиваться максимально качественного результата, из-за этого все мои сотрудники страдают. Сам страдаю, потому что идеал недостижим. Но последнее время я начал себя сдерживать, начал смотреть на ситуацию под другим углом. Нет никакой проблемы от того, что появляются некрасивые здания. Это просто фиксация состояния общества на данный конкретный момент. У нас в Новосибирске сейчас я лично выделяю порядка 30 странных зданий и сооружений. Многие из этих зданий проектировали люди, к которым я вполне уважительно отношусь, просто у них так получилось, по разным обстоятельствам.

-Артур, Вы сейчас кто, больше архитектор или руководитель?
-Не читали определение архитектора в словаре Брокгауза и Ефрона, на двух страницах? "Архитектор — это конструктор, строитель, юрист, экономист, политик, художник, организатор..." и так через запятую две страницы. Да, так оно и есть. Это и ответ.

-Что больше нравится лично Вам в проектировании? И в каких процессах удается поучаствовать?
-Это больной вопрос для меня и первоочередная задача: мы поставили вопрос на совете учредителей, чтобы вывести меня потихоньку из полной включенности в технические вопросы. Вопросы взаимодействия со смежниками, например, я просто не могу пока делегировать ни на кого из моих сотрудников. Но они подрастают, еще чуть-чуть и они смогут на себя эти функции взять. Чтобы я смог заниматься только архитектурными делами, некое наставничество осуществлять. Например, пришел, подправил что-то или нарисовал от руки и дал доработать. Я об этом мечтаю уже 2,5 года, как открыл компанию.

Но ключевые характеристики, которыми должен обладать архитектор-руководитель, я для себя уже четко определил: клиентоориентированность (умение позитивно и конструктивно общаться с людьми), расфокусированность (множество знаний в разных областях), здоровье в широком смысле слова (энергетика, открытость миру). Стараюсь над этими качествами работать, как это получается...судить, наверное, не мне.

-Не могу не спросить про Ваше участие в создании Новосибирского Технопарка. В каком то смысле это объект для нашего города пассионарный. Даже сама форма, которая нарушает законы тяготения, она, конечно, странная, удивляющая.
-История возникновения формы Технопарка ко мне отношения не имеет. Это растиражированный образ здания, которое находится в Пекине. Мы выполняли конкретную задачу: нам надо было придумать фасады, решить оболочку здания, придав зданию окончательный выразительный вид, плюс вопросы с теплотехникой, пожарной безопасностью. Генпроектирование выполнял Сибирский проектный институт, Воротников: конструктив, металлокаркас, фундаменты. Инженерию - другие компании. А вот образ здания — это наше достижение. Мы гордимся, что за какие-то три копейки провели огромную работу и сделали 16 вариантов фасадов. Рассмотрели разные стили, проанализировали, как здание будет работать в разных климатических ситуациях (туман, дождь, мороз), в разное время суток. Провели настоящее исследование и, в итоге, сделали презентацию заказчику, доказывая, что Технопарк должен иметь именно такое решение фасада.

Типологию технопарков в принципе исследовали. Что такое Технопарк? Это некое место, где собираются умные люди и их огромный интеллектуальный потенциал. Соответственно, мы нашли исторические аналоги подобных сооружений. Но наш Технопарк в общепринятую типологию никак не вписывался. Внутреннее содержание здания само по себе очень мощное («мозги»), а форма вычурная - как бы излишество. Она нелогичная именно для Технопарка. Если мы посмотрим здания технопарков во всем мире — это быстро возводимые сооружения, достаточно простые по форме, главное в них не то что снаружи, а внутри.

В итоге проведенных исследований, нам удалось найти неожиданную и образную идею. За аналог мы взяли древние пирамиды ацтеков, которые условно можно назвать своеобразными древними технопарками – научно-религиозными центрами. Они как раз были красного цвета, просто выцвели со временем. Когда мы нашли эти аналоги из прошлого и наложили ацтекский образ, которому 3 тысячи лет, на наш сегодняшний Технопарк 21 века, то удивительно, но визуально все совпало.

-В мире проводятся очень интересные архитектурные эксперименты, например, в Китае, или не так далеко от нас: Астана. Чтобы в Новосибирске случилось что-то подобное, прорыв, что должно случиться, сюда должны прийти зарубежные архитекторы?
-Обязательно должны прийти с иным взглядом, новым для нас традиционно узко воспринимающих среду архитекторов. Иначе мы так и будем дальше вариться в своем котле. Пока иностранцы к нам не придут и не покажут, как работать вообще надо, мы ничего стоящего не создадим. У нас в городе архитектурная конкуренция (в лучшем смысле этого слова), увы, не развита.

-Да, я уже поняла, что ориентир архитектурного качества и манеры работы для Вас — это Европа, почему?
-Да. Почему не Китай? Могу пояснить. Китай — другие масштабы, другие подходы. Юго-восточные подходы нашему менталитету не близки, даже с точки зрения архитектуры, материала, планировочных решений. Если мы посмотрим планы домов Шанхая и Гамбурга, то 95% населения Новосибирска купят квартиры, как в Гамбурге. Потому что они нам больше близки по духу, понятны. К тому же, китайские компании — они же монстры. Китайцы за день способны переделать гигантский рабочий материал. Я знаю пример, когда они переделывали 2000 чертежей за день. Это какими ресурсами нужно обладать и управлять, чтобы 2000 чертежей за день переделать! В результате, ты начинаешь задумываться, что же такое тогда их архитектура, это технологии какие-то? Хочется видеть за технологией людей. Душа в архитектуре обязательно должна присутствовать.

-Какие реализованные работы для Вас самые любимые? Есть объекты, которые просто любите и считаете, что они удались?
-Из нереализованных точно нет любимых объектов. Не родилось и не родилось. Пока не построил — не архитектура.

Из построенных, безусловно, Ланта-Банк мне интересен. Да, все объекты в той или иной степени интересные, любимые, потому что знаешь все их недостатки, достоинства, особенности. Когда все это знаешь, почему они именно такие, ты даже по другому смотришь на них. Зная о всех подводных камнях местности и так далее, ты понимаешь, что это лучшее, что могло здесь родиться на данном этапе, в данных конкретных условиях.

-Тогда несколько слов о ближайшем будущем.
-Сейчас у нас идет мощная проектная наработка. Здания строятся. Через 2-3 года сразу несколько смелых интересных бескомпромиссных объектов появится. Я этого момента очень жду.

-Что бы хотелось в нашем городе сделать, изменить?
-Если честно, хочется попробовать что-нибудь уникальное построить не в Новосибирске, а где-нибудь, например, в Лондоне. Хочется решать другие задачи, и в очень жестких, практически, нереальных условиях. Мне это нравится – решать невыполнимые задачи. Очень хотелось бы выйти за пределы Новосибирска и создать что-то в рамках другой культуры и менталитета, что, понимаю, само по себе очень непросто, ведь в своем городе все-таки проще проектировать из-за опыта и связей. Это мазохизм своего рода.

Ну а если уж в Новосибирске, то в районе площади Ленина я бы что-нибудь поэкспериментировал. Но пока нет времени заниматься концепциями, хоть и очень хочется.

-И, наконец, чтобы закруглить наш разговор, вернемся к началу. Считаете ли Вы себя молодым архитектором на японский манер или уже уставшим мэтром?
-Скорее, молодым архитектором. Но, правильнее на вопрос ответить было бы так. Я давно занимаюсь японскими единоборствами, и к нам приезжал сенсэй, который айкидо занимается 50 лет. Мы его спрашивали: «Вам нравится заниматься айкидо?» Он ответил: «10 лет нравится, 10 лет - нет, сейчас нравится». Так и я - иногда просто ненавижу свою профессию и хочу уехать туда, где сотовый телефон не работает, а иногда приходишь в семь утра, и «просто прет».

-Артур, огромное спасибо за разговор, искренне желаю, чтобы это удивительное состояние вдохновения, которое Вы так правильно назвали «просто прет», посещало Вас как можно чаще. Думаю, от этого будет хорошо всем: Вам, Вашим сотрудникам, Новосибирску, мне, как простой горожанке и даже «братьям славянам». Успехов!



Токио. 2008 год
Токио. 2008 год
Вся творческая команда. Артур - в центре
Вся творческая команда. Артур - в центре
Здание "Ланта - Банка". К сожалению, фотография старая, сегодня достроена вторая очередь здания другим проектировщиком, исказившая целостный образ здания... это печально...
Здание "Ланта - Банка". К сожалению, фотография старая, сегодня достроена вторая очередь здания другим проектировщиком, исказившая целостный образ здания... это печально...
Гостиница "Аванта"
Гостиница "Аванта"
Жилой дом по улице Сакко и Ванцетти
Жилой дом по улице Сакко и Ванцетти
Новосибирский Технопарк
Новосибирский Технопарк
Торговый центр по улице Танковая
Торговый центр по улице Танковая
Жилой дом. Красный Проспект, 104
Жилой дом. Красный Проспект, 104
Жилой дом. Красный Проспект, 104
Жилой дом. Красный Проспект, 104
Жилой дом. Красный Проспект, 104
Жилой дом. Красный Проспект, 104
Жилой дом на пересечении улиц Семьи Шамшиных и Ермака
Жилой дом на пересечении улиц Семьи Шамшиных и Ермака
Жилой дом на  улице Семьи Шамшиных
Жилой дом на улице Семьи Шамшиных
Жилые дома на улице Русская
Жилые дома на улице Русская
Дом Траура
Дом Траура
дата выставления: 05.07.2012
Комментарии
08.10.2014 Валентина
Отличное интервью, давно не читала такого живого и интересного разговора. Артура не знаю лично, но очень приятно, что есть такие архитекторы!
07.10.2014 Штурбабин Иван
Хорошо, что в городе есть такие архитекторы, которые делают качественные в архитектурном смысле объекты, а не только "рубят квадратные метры" заказчику. Творческих успехов и побольше хороших заказчиков Артуру и его команде))
07.09.2012 
Буслаев и Вяткин! Поучитесь у Артура Лотарева. Ваш Димитровский отель сразу видно что не архитектура.
09.07.2012 
Красава и талант! Все бы такие были архитекторы.
05.07.2012 
НатАлья,уж сколько лет прошло с той поры,когда Артур довольствовался дизайном!Вырос Большой Архитектор.Очень интересно наблюдать за его творчеством.
05.07.2012 
Спасибо за надежду увидеть этот город более симпатичным.
05.07.2012 
Видимо, такое резюме. Человеку стыдно было даже откомментировать. Сказанное и сделанное Артуром Лотаревым внушает уважение. А вы мол чел уважение должны завлужить.
05.07.2012 
Какая Европа? Направил резюме Лотареву, так не ответа не привета, такой же нагловатый крестьянин как и все (((
05.07.2012 Rangemotions
Спасибо за статью. К городу я не отношусь, но понимаю, что наш рабочий процесс в компьютерной графики строится абсолютно на такой же манер "российского" менталитета. И тоже верим в светлое будущее.
05.07.2012 Привет из Барнаула
Интервью на 5+
05.07.2012 Павел из Новокузнецк
Хорошее интервью. Длинное, но интересное. У нас в городе такого молодца нет. Но молодежь тоже активно творит в основном интерьеры.
05.07.2012 
"...когда, фигурально выражаясь, в отвалах горной породы копаешься-копаешься и вдруг бриллиант находишь, ты сразу вокруг ничего не замечаешь... Потом еще другой бриллиант, месторождение. Ощущение такое, что мир поменялся вокруг, когда ты увидел вот эти сияющие вкрапления. Не было как будто ни серости, ни грязи... Соответственно, вот эти бриллианты-здания в городе могут кардинально поменять сам город и ощущение от него" - здорово сказано, отличный подход
05.07.2012 Рядом живущая
Наконец-то увидела, что будет на Танковой, надоел котлован и вялое строительство, буду ждать окончательный результат
05.07.2012 Прохожая
Красивый мужчина. Дома тоже неплохие. Что за Алма на Х союза архитекторов, как туда попадают?
05.07.2012 НатАлья
А я и не знала, что все это построил и спроектировал Лотарев. Он же вроде и интерьерами занимался? Я думала он дизайнер. Хорошие дома, для Новосибирска шедевры прямо.
05.07.2012 
нравится использования архитектором массы стекла.......здания выглядят легко воздушно органично вписываются в окружающий пейзаж также очень нравится здание по ул. Военная, 9/1 - жилой дом схожа архитектура! а кто проектировал данное здание, не подскажете?
Страницы: 1всего страниц: 1
Добавить комментарий:
Текст *:
Подпись:
Нам нужно убедиться, что вы не робот (программа), поэтому просим вас написать проверочный код - символы, которые вы видите на этой картинке:
Проверочный код:
Популярные статьи
раздела Персоналии
Артур Лотарев - цена и методология успеха
Галереи
Широкоформатный
дизайн

N.ORT/Technogym

N.ORT/ MARTINI Mobili

N.ORT/Rimadesio

При использовании материалов журнала прямая ссылка на источник обязательна!
Объявления   Подписка   Архив   Карта сайта   Реклама   Реплики и образы   Блоги   Поиск:
 
НОВОСТИ КОНКУРСЫ ДИЗАЙНЕРЫ ДЕКОРАТОРЫ ВИТРИНА РЕЙТИНГИ
Проекты     Концепции     Статьи     Постройки     Персоналии     Материалы и технологии